- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа Семья, взаимодействие семьи и учреждений образования
Программа Семья, взаимодействие семьи и учреждений образования
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Парачук А.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с семьёй
«Семья должна быть школой, а школа - семьей»
Основные идеи, цели и задачи:
• Начать восхождение к гражданственности и к национальным истокам духовного становления воспитанников с того, что особенно близко и дорого человеку: с истории его рода, его семьи;
-
Способствовать гармонизации семейных отношений в семьях воспитанников и в сфере взаимоотношений и взаимодействия «школа - семья»;
-
оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын-дочь, внук-внучка, брат - сестра, близкий - дальний родственник;
-
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.
• заглянуть в «Зеркало истории» белорусской семьи и семьи других народов, проживающих на территории Беларуси;
-
отыскать свои корни, узнать, какова судьба собственной семьи в истории страны;
-
осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками,
со своим родом;
-
осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;
-
понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней и будущей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек).
Тематические периоды и система ключевых
и сопутствующих дел
1. «Сами себе аналитики»
-
«Откуда мы, кто наши предки?»
-
Что мы знаем и не знаем об истории своей семьи?
-
Знаю ли я, откуда есть, пошла моя фамилия?
-
Что я знаю и не знаю о своих родных и близких людях?
• Как моя семья хранит семейную память?
2. «Сами себе историки»
-
«У Очага наших предков»:
-
«В Зеркале истории» (история белорусской семьи и семьи разных народов, издавна живущих в Беларуси);
-
семья по воззрениям народа;
-
ценности семейной жизни наших предков;
минуты и часы чтения книг древней мудрости о семье, красоте любви и брака, родительства и детства: Библия, сказки, былины, предания, сказания народа и других первоисточников;
-
у Источника народной мудрости
(обращение к пословицам и поговоркам
народа); -
слушаем голоса наших предков и размышляем о временах и семейных нравах.
2. Экспедиция в Прошлое и Настоящее своего Рода с целью:
Увидеть первожизни завязь
И заглянуть во времена,
Когда из хаоса рождались
Фамилии и имена...
Маршрутами памяти моей семьи «Откуда я, где мои корни?»
Работа в семейном архиве
«Заглянем в семейный альбом»
-
«И фотографии в альбоме твердят о времени ином»;
-
путешествие по страницам семейных альбомов;
-
сочинение «О чем рассказал нам семейный альбом?»;
-
оформление семейных уголков «Святая память поколений».
-
«Письма любви, нежности и заботы»;
-
«Письма радостей и тревог»;
-
«Письма памяти и скорби»;
-
«Полевая почта семьи».
Ищем свои корни
-
в литературе;
-
в архивах;
-
в музеях.
Закрепляем живую Нить Памяти семьи с предками, со своим родом
• Составляем хронику «От родителей до пра-прадедов»;
«К Истокам рождения наших фамилий»
«У Источника нашей семейной Памяти»
Узнаем:
-
что фамилии, имена и отчества - это знак привязанности каждого из нас к глубочайшей незапамятной древности;
-
что «Фамилия» - это семья, семейство, общесемейное имя;
-
как образуются наши фамилии (схема образования фамилий);
-
о многозначности наших фамилий;
-
о том, как имена передаются по наследству.
Составляем:
-
свод наших фамилий «Земные древние фамилии», как пособие по истории языка, ремесел, народной мудрости;
-
хронику «Моя фамилия в истории страны».
Пишем:
• сочинение «Я горжусь своей фамилией», «Моя фамилия в истории рода» (в истории страны).
Собираем материалы и проводим встречи:
• «Звездные фамилии»,
• «Фамильные династии».
Проводим конкурсы:
• «Вот мы какие!» (умные, талантливые, веселые, дружные, спортивные и т.д.).
Целый мир в конвертах эти
Сколько счастья в них и муки,
В них и встречи, и разлуки,
Дни рождения и смерти -
Целый мир в одном конверте.
-
чудо-Дерево растим (Древо жизни семьи);
-
размышления у Фамильных деревьев «Мы корни древа одного»;
-
пишем летопись семьи («Нашей первожизни завязь», «Кем были наши предки?» или «История моей фамилии», «Отечества достойные сыны»;
-
«Профессии в моей родословной» (и другие страницы летописи).
3. Сами себе мыслители
Переоцениваем ценности и приходим к выводу:
«Семья - непреходящая жизненная ценность».
У семейного Очага
Вечера вместе (общение-просвещение):
-
«Когда нет семьи, так нет и дома»;
-
«Родительский дом - начало начал»;
-
«Одной мы связаны судьбою, одной семьей, одною кровью»;
-
«В семье согласно, так идет дело прекрасно»;
-
«Намеки да попреки - семейные пороки»;
-
«Дома и стены помогают»;
-
«Семья - убежище души»;
-
«Моя семья - мое богатство».
Под крышей Дома моего
(КТД, конкурсы, праздники, уроки вне расписания, исследования, выставки, гостиные и т.п.)
-
«Из чего наш Дом состоит?»;
-
«Кто, кто в моем Доме живет?»;
-
«Семь Я в моем Доме»;
-
«История романтической любви моих родителей (бабушек и дедушек, других родных и близких)»;
-
«Семейные истории»;
-
«Мир наших увлечений»;
-
«Мамины добрые и ласковые слова»;
-
«Мамины нотации и нравоучения»;
-
«Мамины наказы и советы»;
-
«Мамины заботы»;
-
«Добрые слова в адрес мамы»;
-
«Я мамочку свою благодарю»;
-
«Рисую милой мамочки портрет»;
-
«Ищем способы обрадовать маму»;
-
«Какие мы мамам помощницы(ки)?»;
-
«Мамины уроки»;
-
«Наши мамы - самые-самые!»;
-
«Рассказ о моем отце»;
-
«Мой папа - настоящий мужчина»;
-
«Очень мы похожи - я и папа мой»;
-
«Мой папа - рыцарь без страха и упрека»;
-
«Лучше папы друга нет»;
-
«Наши папы - самые-самые!»;
-
«Папины уроки и секреты»;
-
«Детство наших родителей»;
-
«Дайте до детства обратный билет»;
-
«Детство, дай на тебя наглядеться».
Дорогие мои старики
-
« Дедушки-дедулечки»;
-
«Бабушки-бабулечки »;
-
«Я на дедушку похож(а)»;
-
«Я на бабушку похож(а)»;
-
«Бабушка рядышком с дедушкой»;
-
«Бабушкино детство»;
-
«Дедушкино детство»;
-
«Путешествие в бабушкину юность»;
-
«Путешествие в дедушкину юность»;
-
«Бабушкины истории»;
-
« Дедушкины истории »;
-
«Бабушкины сказки»;
-
«Бабушкины игры, забавы, развлечения»;
-
«Дедушкины игры, забавы, развлечения»;
-
«Бабушкины уроки»;
-
«Дедушкины уроки»;
-
«Романса трепетные звуки» (романсы бабушек и дедушек);
-
вечер вместе «По волнам нашей памяти»;
-
приглашает клуб дедушек и бабушек «У самовара»;
-
дедушкины мастерские;
-
праздник «Тряхнем стариной».
КЛУБ «СЕМЬЯ»
-
Родительская школа:
-
«Родители в семье»;
-
«Отец в семье»;
-
«Мать в семье»;
-
«Старшее поколение в семье» (дедушки и бабушки);
-
«Авторитет родителей в семье».
-
Школа семьянина.
Наши исследования:
• «Кто мы в семье?» (сыновья или дочери, внуки или внучки, братишки или сестренки, близкие или дальние
родственники);
-
«Какие мы в семье?».
Учимся быть семьянинами:
-
«Учимся не обижать родных людей»;
-
«Учимся владеть своими чувствами»;
-
«Учимся быть домохозяевами»;
-
«Учимся устраивать домашние праздники»;
-
«Учимся быть чуткими, внимательными и заботливыми»;
-
«Берем заботы на себя».
ВАЖНЫЕ ДЕЛА: «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Дни:
• Семьи; Матери; Отца; Бабушек и Дедушек; Братишек и Сестренок; Мальчиков - юношей - мужчин; Девочек - девушек - женщин;
-
прощения;
-
благодарения;
-
рождения;
-
именинников;
-
памяти родных и близких, которых уже нет с нами;
-
письма к родным и близким людям;
-
примирения отцов и детей. «Отцы и дети: круг наш неделим».
Праздники: Родственных Сердец; «Да здравствует Семья!»;
-
«Пусть всегда будет семья!».
Конкурсные программы:
-
«Моя семья - самая-самая!»;
-
«Вот мы какие!» («Мы-очень дружная семья»,«Мы-спортивная семья»,«Мы-веселая семья»,«Мы-очень умная семья», «Мы-талантливая семья»);
-
«Сударь и сударыня» (для родителей, бабушек и дедушек);
-
«Сударь и сударушка» (для мальчиков и девочек);
-
на приз Марьи Искусницы;
-
на приз Василисы Прекрасной;
-
на приз Левши или Данилы Мастера;
-
«Музыкальная карусель»;
-
«Танцевальный ринг» («В ритмах танцев»);
-
«Вот какие наши родители!» (папы и мамы);
-
«Вот какие наши бабушки!», «Вот какие наши дедушки!»;
-
«Вот какие наши братишки!», «Вот какие наши сестренки!»;
-
«Сцены из семейной жизни на театральных подмостках» (сцены книжные и из реальной жизни семей воспитанников);
-
«Наш семейный "Ералаш"»;
-
«Во саду ли, в огороде»;
-
«Какие мы мамам помощники»;
-
«Если бы я был(а) мамой, папой, бабушкой, дедушкой»;
-
«Крестики-нолики - детская игра».
Разговор:
-
«С глазу на глаз»;
-
«Между нами девочками (мальчиками) говоря»;
-
мужской;
-
откровенный: «Какие мы родители?»,«Какие мы дети?».
Акции: «Мир Дому твоему»; «Строим Понимающий Мир, начиная с себя»;
-
«Теплый Дом»; «Веков связующую Нить давайте укрепим»;
-
«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке».
Субботний семейный клуб «Семь Я».
Перекресток Мнений. Тема «Проблемы семьи в «Зеркале Мнении» детей и взрослых».
Программа «Тема» (темы семьи, отцов и детей).
КВН «Семья! Как много в этом слове для сердца нашего слилось». Семейная гостиная.
Родительская школа: «Учимся вместе»
-
«На что и клад, коли в семье лад» (нравственные отношения в семье);
-
«Не наряд жену да мужа красит, а домостройство» (авторитет родителей в семье, их социальные семейные роли);
-
«Детишек воспитать - не курочек пересчитать»;
-
«Кто детям потакает, тот потом слезу проливает»;
-
«Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил»;
-
«В своей семье всяк сам большой» (кто мы в семье?);
-
«Каков батюшка, таковы у него и детки» (роль отца в семье, статус отца);
-
«Какова матушка, такова и дочь» (роль матери в семье, статус матери).
-
Открываем музей истории семьи «Веков связующая Нить».
-
Создаем систему сотрудничества школы и семьи в воспитании семьянина.
Разработали: А.В.Парачук C.П. Сергеенко М.Е.Сидоренко