Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Я в мире, мир - во мне»

Программа «Я - в мире, мир - во мне» является программой нравственного воспитания для учащихся старшего школьного возраста, реализуемой в течение двух лет (10-11 класс). В основе программы - идея В.А. Сухомлинского о вечных ценностях, нравственных ориентирах учащегося на пороге взрослой жизни. В пояснительной записке к программе названы актуальные, социальные, психолого-педагогические предпосылки для разработки программы, определены цели и задачи; этапы, принципы и условия реализации программы. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Я в мире, мир - во мне»Пояснительная записка

Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, чтобы привести каждого ребенка

к неисчерпаемым источникам мысли,

к которым бы он, став подростком, юношей,

зрелым человеком, отцом детей

возвращался бы потом всю жизнь.


В.А. Сухомлинский


Александр Кушнер писал: «Времена не выбирают: в них живут и умирают».

В настоящее время Россия переживает непростой исторический период - период возрождения. Все, что было разрушено в «лихие» 90-е: ценностные ориентиры общества, гордость за свою страну, институт семьи - нужно восстанавливать. Дефицит нравственности - очень актуальная проблема. И этот дефицит нужно восполнять! Только тогда у нашей страны есть будущее.

«Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы» (концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, 2007г.)

Воспитание нравственной личности - одно из главных условий национального возрождения. Современное общество возлагает на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного развить в себе нравственные ценности семьи, общества, человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

Как воспитать такого Человека?

В.А. Сухомлинский с гуманистических позиций подошел к проблеме нравственного воспитания. «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, - утверждал он, - чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество»

Предметом профессиональной деятельности классного руководителя является личностное развитие ребенка в условиях ученического коллектива. Поэтому важно для выстраивания программы работы педагога с учащимися владеть информацией о характеристике социальной ситуации развития ребенка, о его психологических особенностях, способностях и интересах, о трудностях и проблемах взросления, приобретения жизненного опыта.

На ступени старшей школы процесс формирования личности предполагает выделение иных приоритетов воспитательной деятельности в сравнении с основной школой. Это связано и с возрастными особенностями учащихся, и с результатами диагностики, проведенными в конце 9 класса психологом, социальным педагогом и классным руководителем.

Старший школьный возраст - время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема поиска смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. В этом возрасте формируются духовные ценности. Чувство любви раскрывает им «я» другого человека. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении. Юность - важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей. Человек находится на пороге взрослости.

Задача классного руководителя: сделать этот переход учащихся из юности во взрослый мир безболезненным и осознанным.

Исходя из вышесказанного, была разработана программа нравственного воспитания для учащихся 10-11 класса «Я - в мире, мир - во мне», ориентированная на развитие способности учащихся к выбору ценностей, поступков и действий, на самосовершенствование, самоопределение и самовоспитание.

Цель программы:

воспитание гармоничной, развитой личности, умеющей разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой через создание гуманистического воспитательного пространства класса.

Задачи:

  1. Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепить эти нормы в повседневном поведении.

  2. Способствовать познанию учащимися себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования;

  3. Способствовать развитию творческой деятельности.

  4. Способствовать воспитанию традиционной семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

  5. Воспитывать чувства национального самосознания, национального достоинства, уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

  6. Воспитывать эстетический вкус, стремление стать образованным и культурным человеком («минимум - интеллектуалом, максимум - интеллигентом).

Этапы реализации программы:

1 этап: 10 класс - 2012/2013 учебный год.

2 этап: 11 класс - 2013-2014 учебный год.

Принципы работы с классным коллективом:


  1. принцип открытости - планирование деятельности совместно с учащимися, с учетом их интересов, потребностей, желаний; аргументированно доказывать необходимость проведения мероприятия, стараться заинтересовывать учащихся;

  2. принцип обратной связи - обсуждение результатов, проведенных мероприятий, учет мнений учащихся, благодарность за выполненное поручение;

  3. принцип сотворчества - проявление самостоятельности и инициативы в порученном деле, возможность самим выбирать партнеров для участия в мероприятии;

  4. принцип свободы выбора - участие в мероприятии в соответствии с интересами, личными качествами учащегося, его возможностями.

  5. принцип преемственности;

  6. принцип уважительного отношения, признание самоценности личности;

  7. принцип культуроориентированного общения; ориентация на культуру общения, поведения.

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:

А. Работа с коллективом воспитанников.

Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.

В. Работа с родителями:

  • собрание родителей;

  • родительский комитет;

  • индивидуальная работа с родителями.

Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.

Д. Работа с социально-психологической службой школы.

Е. Работа с педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования.

Ж. Взаимодействие с библиотекой, школьным музеем.

  • З. Взаимодействие с учреждениями культуры, социальной сферы, правоохранительных органов и др.

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Я в мире, мир - во мне»

Реализация воспитательной программы ведется по следующим приоритетным направлениям:

  1. Я человек

  2. Я и моя семья

  3. Я и моя Родина

  4. Я и искусство

Направление «Я человек»

Юность - не только время поисков, но и время соблазнов. Все хочется узнать, попробовать, испытать. И только нравственный стержень человека способен уберечь его от неверного шага, предостеречь от необдуманных поступков.

Данное направление в воспитательной работе - основополагающее: оно способствует осмыслению и усвоению учащимися нравственных норм, духовной культуры человечества, познанию себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования, правильному выбору жизненного пути, что так важно в период взросления.

Направление «Я и моя Родина»

Жизнь в эпоху глобализации, сталкивающая лицом к лицу носителей разных культурных традиций, ставит проблему толерантности как вопрос выживания.

Направление предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному краю, чувства гражданского самосознания, национального достоинства, уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними; формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Направление «Я и моя семья»

В современном обществе институт семьи утратил свое основополагающее значение в воспитании. Статистика разводов удручает: в 2010 году процент расторжения браков дорос до 80% ( на 1000 браков - 800 разводов). Государство стремится возродить институт семьи как «ячейку общества», сформировать у молодого поколения семейные ценности, и школа, как «социальная семья» ребенка, должна способствовать этому возрождению.

Данное направление в воспитательной работе помогает формированию традиционной семейной культуры; пониманию сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

Направление «Я и искусство»

Данное направление осуществляет преемственность с программой, реализованной на этапе основного общего образования, и соответствует эстетическому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.


Виды деятельности, используемые при реализации программы:

  1. ценностно-ориентированные,

  2. художественные,

  3. познавательные,

  4. свободное общение

Формы деятельности:

  1. классные часы,

  2. часы общения, беседы,

  3. встречи с интересными людьми,

  4. филармонические уроки,

  5. экскурсии,

  6. дискуссии,

  7. круглые столы,

  8. конференции

  9. деловые игры,

  10. конкурсы

  11. тренинги,

  12. тестирование, анкетирование.

Примерная тематика мероприятий


Направление «Я - человек»

(духовно-нравственное воспитание)


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

Поговорим о нравственности… (беседа)

октябрь

Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

"Я имею право на…" (дискуссия)

ноябрь

Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа)

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

декабрь

Как научиться властвовать собой? (тренинг)

Стресс в нашей жизни. (тренинги)

январь

Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»

Что значит быть счастливым? (дискуссия)

февраль

Конференция «Милосердие - это милость сердца»

Беседа «Человек среди людей. Культура взаимоотношений.»

март

«Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери).

Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»

апрель

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)

май

Классный час «Основы нравственной личности - стыд, жалость и доброжелательность»

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание) Диагностика нравственных приоритетов учащихся.

Направление «Я и моя Родина»

(гражданско-патриотическое воспитание)


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

День Знаний. Классный час: «Наша Родина - Россия».

Каким я вижу будущее моего города? (дискуссия)

октябрь

Классный час «Толерантность в наши дни»

«Пусть не повторится никогда…» (Кл .час, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)

ноябрь

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация о горячих точках)

Новый музей моей школы (экскурсия в музей)

декабрь

Брейн-ринг «Забытые народные игры»

"Человек и закон" (Деловая игра)

январь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»

февраль

Дискуссия «Профессиональная армия в России: перспектива и реальность»

Беседа «Защита Отечества - долг каждого гражданина»

март

«Культура взаимоотношений между людьми»

Классный час «Мораль и право - дороги, ведущие к человечности»

апрель

Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

Классный час «Солдат войны не выбирает».

май

«О них мы будем помнить всегда» (беседа)

Концерт ветеранам «Праздник со слезами на глазах»




Направление «Я и моя семья»

(семейное воспитание)


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Здоровье - бесценное богатство» (анкетирование)

«Формула здоровья» (дискуссия)

октябрь

«Я и моя семья» (классный час)

«Не сломай судьбу свою» (беседа)

ноябрь

Мы одна семья (совместный поход в т еатр с родителями)

Мы одна семья (совместный поход в театр с родителями)

декабрь

«Ромео и Джульетта». Ранние браки

«Супружество без брака: за и против» (час общения)

январь

Диспут «О дружбе и любви»

«Отцы и дети» (классный час по произведениям русской литературы и на основе личного социального опыта)

февраль

«Всему начало любовь…» дискуссия

Классный час - диспут «Особенности материнской и отцовской любви».

март

"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс

«Культура взаимоотношений в семье» круглый стол

апрель

"Слава рукам золотым!" Брейн-ринг

Юмор в жизни человека (час общения)

май

Беседа « Всемирный День борьбы с курением».

Деловая игра «Семейный бюджет»




Направление «Я и искусство»

(художественно- эстетическое воспитание)


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Филармонический урок «Прекрасное есть жизнь» (сентябрь, декабрь, март)

Филармонический урок « (сентябрь, декабрь, март)

октябрь

Подготовка к конкурсу «Ступень к Парнасу» (ораторское искусство)

Подготовка к конкурсу «Ступень к Парнасу»

ноябрь

Выпуск газет «Известные соотечественники - люди искусства»

«Что такое духовное богатство человека» дискуссия

декабрь

Выпуск Новогодней газеты. Подготовка «Рождественских встреч»

Выпуск Новогодней газеты

Подготовка «Рождественских встреч»

январь

Тематический час общения «Святочная неделя»

Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»

февраль

Беседа «Культура одежды»

Литературная гостиная «Любви все возрасты покорны»

март

Тематический час общения «Масленичная неделя».

Деловая игра «Имидж делового человека»

апрель

Неделя творчества "Музыка и мы" дискуссия

"Красота и труд - вместе идут" (беседа)

май

Круглый стол «Искусство ХIХ века»/

Конференция "Искусство ХХ века»

Посещение театра

1 раз в месяц



Ожидаемые результаты:

Личность

1. с высоким уровнем самосознания, самодисциплины, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия;

2. способная правильно оценивать мир и себя в нем, способная к саморазвитию, самореализации;

3. творческая, активная, нестандартно мыслящая;

4. с четко сформированным представлением о семейных ценностях, о ролевой принадлежности в семье мужчины и женщины;

5. со сложившейся гражданской идентичностью «я россиянин», открытая миру, толерантная к другим культурам;

6. с развитым эстетическим вкусом, осознающая величие русской культуры

Оценка эффективности программы

Методы и технологии анализа результатов деятельности

1. Методика «Социометрическое исследование» (Д. Морено)

2. Методика «Ценностный опросник» (Ш. Шварц).

3. Методика «Изучение уровня воспитанности учащихся»

( Н.П. Капустин, М.И. Шилова).

4. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов)

Мониторинг результатов диагностики за время реализации программы проводится трижды:

Стартовый - 10 класс ( сентябрь -октябрь),

Промежуточный - 11 класс (сентябрь- октябрь),

Итоговый - 11 класс (апрель-май)






Библиография

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя: 10-11 классы. - М.: Вако, 2005.

  2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

  3. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. - М.,2000.

  4. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

  5. Организация работы классного руководителя //Классный руководитель, №6, 2007.

  6. Программы воспитания // Классный руководитель, №3, 2006.

  7. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2001.

  9. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. - М., 1986.

  10. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - С. 47-65

  11. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях. - Челябинск: Изд-во ЧПГУ, 2004.

  12. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогическое общество России, 1997.







© 2010-2022