Статья на тему Подросток и семья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лютикова Лариса Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



Подросток и семья


С каждым годом в литературе все чаще обсуждается вопрос о проблемах воспитания подростков. Возникла необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в наше сложное время. Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы?

Каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка, обеспечение психологической поддержки и защиты личности; сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Семья оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, влияет на его отношение к учебе, во многом определяя ее успешность. Хочется обратиться к высказыванию В.Г. Белинского: «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди». Проблемы ребенка требуют к себе пристального внимания, поскольку являются, прежде всего, проблемами семьи, а затем уже школы и государства. При этом они неразрывно связаны между собой: неблагополучие в семье, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности приводят к кризисным ситуациям в обществе.

На протяжении многих лет работы в школе я столкнулась с такой проблемой взрослых: множество родителей не имеет должного представления о своеобразии подросткового возраста. Одни родители сознательно, другие - по неведению не уделяют серьезного внимания особенностям этого периода. Нередко ошибки в воспитании в самом раннем возрасте и кажущиеся большинству родителей незначительными, приводят на более поздней стадии развития ребенка к неожиданным последствиям.

Увеличивается количество родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. Происходит так потому, что эти родители, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки.
Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте говорится много в литературе, а о позитивных возможностях речь заходит значительно реже. Между тем подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей (дети начинают писать стихи, читают взахлёб).
Формировать умение благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, правильно направлять растущую энергию подростков - одна из основных воспитательных задач как родителей, так и учителей.
Сложно судить о том, каким должно быть идеальное воспитание ребенка. Гармоничные отношения в семье между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, если в семье создается стиль взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Следующий, часто задаваемый вопрос со стороны родителей: как стать авторитетным в глазах ребенка? Прежде всего, для этого взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам. Такие дети более успешны. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении подростков часто проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость.

При воспитании подростков существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются между взрослым и ребенком в той семье, где родитель занимает позицию друга (то есть человека, который всегда поможет, даже когда его об этом не просят). Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга, то есть того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.

Иногда родители обращаются с вопросом: «А что является идеальным воспитанием?» Дать точное определение этому понятию достаточно сложно. Можно лишь говорить о наличии или отсутствии гармоничных отношений между взрослыми и детьми, которые возникают в тех случаях, когда удовлетворяются базовые потребности ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), когда он находит принятие, признание и понимание своей индивидуальности, когда в семье создается стиль взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям подростка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Родителям необходимо помнить о том, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, их нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, физическое здоровье и счастье во многом зависят от семьи и являются основными задачами семейного воспитания.

Список литературы


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.

- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

2.Грэй Д. Дети - с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. - М.: София, 2004.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

4.Концепция модернизации российского образования. dvgu.ru/umu/MO_RF/concept/con1_02.htm

© 2010-2022