Система воспитательной работы классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Создание целостной системы

развития личности школьника

Тема, над которой работает школа: "Обновление образовательного процесса в сельской школе с целью создания условий, обеспечивающих личностный рост всех его субъектов с учетом потребностей социума». Школа - место, где ребенок учится познавать мир, работать, быть здоровым, сильным, жить вместе с другими людьми и в ладу с самим собой, иметь активную жизненную позицию; школа, из которой подростку не страшно и не стыдно выйти во взрослую жизнь.

Данная система воспитательной работы рассчитана на 5 лет - с 5 по 9 класс.

В связи с этим целью моей воспитательной системы является:

создание условий для всестороннего развития личности школьника.

Задачи:

  1. создавать условия для разностороннего развития детей и самореализации личности; развивать творческие способности; формировать у детей целостное миропонимание, современное научное мировоззрение, готовность к самообразованию в течение всей жизни;

  2. формировать социальную и коммуникативную компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин;

  3. формировать духовно-нравственные и патриотические качества личности учащихся, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

  4. направлять деятельность учащихся на сохранение исторической преемственности поколений; развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного села, Пермского края и народов России;

  5. формировать основы культуры здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

  6. формировать трудовую мотивацию, обучать основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.


Актуальность.

В положении острого социального неблагополучия, материального дискомфорта оказывается все большее количество детей и подростков. Они не защищены, ранимы, зависимы от окружающей среды.

Именно подростковый возраст полон сложных ситуаций, новых переживаний, тревог, обусловленных ростом социальной агрессии, экономических проблем, наркотизацией общества, нестабильностью семьи, родительской некомпетентностью. Эти и другие факторы становятся внешними ограничителями всестороннего развития личности.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: складывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает, как внутренние конфликты и проблемы детей, о чем свидетельствуют данные, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В тоже время резко увеличилось количество детей, "выброшенных из общества", детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков - наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, куда пойти учиться. Дети затрудняются выстроить свою образовательную, а затем и профессиональную траекторию.

В этих условиях особое место принадлежит системе образования, вынужденной брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодежи к взрослой жизни и, в конечном итоге, создание условий для постепенного физического, морального, нравственного, культурного развития общества. Обучение и воспитание служат единой цели - целостному развитию личности школьника.

Решение этих проблем возможно за счет создания системы воспитательной работы с классом. Она способствует воспитанию чувства уважения человека к человеку, окружающему миру, формированию социальной ответственности за свое поведение, созданию устойчивой учебной и трудовой мотивации, стремлению иметь здоровую, прочную семью, сознательно относиться к рождению и воспитанию детей.

Проблема создания системы и условий для всестороннего развития личности школьника в наше время очень актуальна.

На сегодняшний день школа находится в непростых условиях, сложнее всего приходится именно сельской школе.

Мысовская школа имеет богатую историю, также как и само село. Школой накоплен богатый краеведческий материал, имеется музей и богатый архив. Учащиеся данного класса являются его экскурсоводами. Разработаны экскурсии и презентации по школьному музею. В 2015 году селом была издана книга «Мысы: минуты прошлого и настоящего», в которой собраны исторические и архивные материалы и документы об истории села. Все это предполагает необходимость дальнейшего изучения и сбора материалов. В связи с этим следует направлять деятельность учащихся на сохранение исторической преемственности поколений, развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного села.

В основу воспитательной системы положены принципы:

  1. Гуманизация и гуманитаризация - связь с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению в диалог разных культур; признание личности ребенка.

  2. Социализация - взаимосвязь интересов личности с интересами общества.

  3. Индивидуализация - предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.

  4. Экологизация способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.

  5. Правдивость и доступность информации.

  6. Компетентность и интегративность - переход от изложения простых понятий к более сложным, использование предшествующих этапов обучения в качестве базы для последующих.

  7. Личностно - ориентированный характер - стремление к решению конкретных проблем учащихся, их родителей.

  8. Промежуточного рефлексирования и планирования в зависимости от конкретных результатов воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • всесторонне развитая: духовно-нравственная, социально адаптированная, социально ответственная и профессионально ориентированная личность гражданина;

  • личность готовая к самообучению, самообразованию и самореализации в течение всей своей жизни;

  • сформированность у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, как к главной ценности жизни;

  • сформированность устойчивой мотивации на создание в будущем крепкой, здоровой семьи и ответственное родительство;

  • сформированное чувство уважения человека к человеку и окружающему миру.

"Модель выпускника" данной воспитательной системы

подразумевает, что он должен обладать:


  • ключевыми компетентностями в соответствии с ФГОС и способностью к самообразованию и самореализации в будущей профессии (человек знающий);

  • креативностью мышления (творческая личность);

  • толерантностью, коммуникативностью, умением эффективно работать в коллективе и выстраивать здоровые взаимоотношения в обществе и семье (человек социальный);

  • основными нравственными качествами: чувством долга, чести и совести (человек культурный);

  • стремлением к здоровому образу жизни (человек здоровый).

Содержание воспитательной работы.

  1. Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

  2. Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественного и полезного труда (формирование уважительного отношения к материальным ценностям лишь как к средству существования человека);

  3. Экологическая деятельность формирует культуру отношений к природе и с природой, осознание себя частью природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережности.

Являясь руководителем кружка «Юный эколог», основным контенгентом которого являются учащиеся моего класса, планирую реализовывать данное направление воспитательной системы через кружковую работу, в частности через реализацию ученическо-педагогического проекта «Экологическая тропа».

  1. Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической, высокой гигиене жизни;

  2. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

  3. Ценностно - ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

  4. Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности являются общение с другим человеком.

Основные направления воспитательной деятельности

  1. Познавательная и коллективная деятельность.

Цель: развивать метапредметные умения учащихся, учить их самостоятельности.

Задачи:

  • оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно;

  • проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде умело применять полученные знания в практической деятельности;

  • развитие самоуправления в классе;

  • развитие интереса к учебе как основной деятельности ученика.

  • Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

  • Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

  • Формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования.

Формы работы:

  • собрание по выборам актива класса;

  • объединение детей по секторам по различным видам работы (спортивный, учебный, культурно-массовый, ред.коллегия, за питание и т.д.).

  • проведение конкурсов, фестивалей, игр, развивающих интерес к учебе, к предмету, сплочению коллектива.

  • участие в предметных неделях, олимпиадах;

  • Практикум "Интеллект", "Внимание и память", "Особенности мышления"

  • Методика "Сейчас и потом"

  • Участие в школьных и районных олимпиадах, научно - практических конференциях в районе и края.



  1. Духовно-нравственное направление

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • знакомство с великими личностями, их творчеством, жизненным путем;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважения родителей, осмысления ценности семьи

  • Формировать нравственное отношение к окружающим людям;

  • Формировать осознание ценности человеческой жизни.

Формы работы:

  • книга - «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение» А. Зеленина, вышедшая в 2013 году 2-м изданием, переработанным и дополненным (yadi.sk/i/-M-h3fQokZFhv). К юбилею Пермского края

  • беседы, встречи с интересными людьми, проведение анкетирования, диспутов;

  • Классные часы: "О друзьях и дружбе", "Моя малая родина", "Мораль и закон", "Что в жизни зависит от меня", "Берегите матерей".

  • Диспут "А если не получилось?.. Что дальше?"

  • изучение наследия Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

  • Этическая беседа "Чувство взрослости. Что это такое?"

  • Беседа "Экология: что можно и чего нельзя, чтобы всем жилось хорошо"

3. Гражданско-патриотическое воспитание, воспитание любви к родине и малой родины

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

  • воспитание любви к земле, на которой ты живешь;

  • изучение истории своего села и школы, наследия Пермского края

  • флора и фауна нашего края;

  • наша родина: знаменательные даты и события, великие люди страны.

Формы работы:

  • экскурсии и заочные путешествия по истории, знаменательным датам и знаменитым местам нашего села и Пермского края;

  • посещение музеев г. Перми, г. Краснокамска;

  • беседы, классные часы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

  • посещение театрализованных клубов и клубов по интересам в СОШ № 135 г. Перми.

  • Классные часы: "Поговорим о деньгах", "Об опасностях, которые рядом", "Я имею право, я обязан", "Русь, Россия, Родина моя",

  • "История событий в мире в газетных материалах"

  • Встречи с представителями правоохранительных органов.

  • Урок мужества «Есть такая профессия Родину защищать»

  • Викторина "Юные помощники ГАИ", правила поведения на дорогах.

.


  1. Трудовое и предпрофильное направление воспитательной работы:

Цель: развивать способность к самоопределению и самореализации в будущей профессии.

Задача:

  • помочь правильно ориентироваться в выборе профессии, которой человек посвящает значительную часть жизни;

  • познакомить с основными секретами, тайнами мира профессий, какими они бывают, в чем их отличия, как и в каких учебных заведениях им обучают, какова роль здоровья в профессиональном успехе.

Формы работы:

  • беседы, лекции, сообщения;

  • проведение встреч с интересными людьми из цикла «Сто вопросов взрослому»;

  • экскурсии в СУЗы и ВУЗы;

  • день открытых дверей в ПГППК и других учебных заведениях.

  • Практикум "Ориентация в жизни", "Выбор профессии";

  • Посещение туристического клуба при институте культуры г. Перми;

  • Игра "Человек - профессия", "Кто есть кто?", "Профессия на букву", "День из жизни…"

5. Спортивная деятельность и развитие ЗОЖ

Цель: формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Задачи:

  • умение планировать свой режим дня, рационально использовать свое свободное время

  • формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;

  • формирование умений и навыков поведения в различных жизненных ситуациях;

  • формирование устойчивой мотивации на необходимость бережного отношения к здоровью;

  • формирование позитивного отношения к созданию в будущем крепкой, здоровой семьи, ответственность родителей;

  • получение информации об отрицательном действии и негативных последствиях на здоровье и жизнь человека зависимости от табака, алкоголизма, наркомании.

Формы работы:

  • урок - практикум: составление распорядка дня с рациональным использованием своего свободного времени;

  • посещение секций и спортивных кружков;

  • Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;

  • Участие в спортивно - военных мероприятиях школы и района;

  • проведение бесед, классных часов об истории развития отечественного спорта, о великих спортсменах, об истории олимпиад, паралимпийского движения;

  • Классные часы: "Скажем нет наркотикам", "Почему же подростки курят?", "Скажем нет алкоголю", "СПИД - миф или реальность", "Спорт в нашей семье", "Экстремальные виды спорта".

  • Практикум: "Право выбора", "Что вы знаете о СПИДе?", "Навыки отказа".

  • Беседы: "Секреты выживания", "Как отстоять свою точку зрения"

  • Проведение тематической линейки ко Дню борьбы со СПИДом.

  • Участие в профильном летнем лагере.

культура режима и распорядка дня: умение помнить об обещаниях, умение планировать свой режим дня, рационально использовать свое свободное время

6. Общение.

Цель: развитие коммуникативных способностей, передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

  • Формировать у учащихся культуру общения;

  • Знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений.

Формы работы:

  • Тренинг: "Познай себя", "Секреты общения", "Самопознание"

  • Практикум "Конфликты в нашей жизни", "Учимся разрешать конфликты", "Общительность"

  • Классный час "Будьте добрыми и человечными", "Давай поговорим о нас с тобой".

7. Досуг.

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

  • Изучение индивидуальных интересов и потребностей

  • Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, секций;

  • Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;

  • Использование активных форм работы с учетом возрастных особенностей.

Формы работы:

  • "Осенний бал", "Новогодний бал", "День Святого Валентина".

  • Огонек "Под знаком зодиака".

  • "Вечер школьных друзей"

  • Конкурсы "А ну-ка парни", "Золушка класса"

  • Посещение театра оперы и балета г. Перми

  • Фестиваль танцев, песен, стихов.

8. Семья.

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

  • Организация психолого - педагогического просвещения родителей;

  • Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе "учитель - ученик - родитель".

Формы работы:

  • Классные часы: "Дом, в котором я живу", "Поговорим о семье", "Семейное законодательство", "Семья в жизни человека".

  • Родительские собрания: "Курение и статистика", "Склонности и интересы подростков в выборе профессии", "Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка" и др.

  • "День семьи", семейные традиции, семейное генеалогическое древо;

  • Тренинг для родителей "Вредные привычки и как с ними бороться".


© 2010-2022