• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Опыт организации воспитательной работы по теме «КТД как средство формирования детского коллектива и способ развития творческой личности школьника в парадигме системно-деятельностного подхода»

Опыт организации воспитательной работы по теме «КТД как средство формирования детского коллектива и способ развития творческой личности школьника в парадигме системно-деятельностного подхода»

Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок наделен потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, роль классного руководителя заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями. Педагогическое сотрудничество с социальными пар...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта организации воспитательной работы

в качестве классного руководителя по теме

«КТД как средство формирования детского коллектива

и способ развития творческой личности школьника в парадигме

системно-деятельностного подхода»

Условия возникновения и становления опыта.

В условиях модернизации образования школа ставит перед собой перспективную цель: готовить выпускников с развитыми личными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, активная жизненная позиция. Приоритетами стали социализация личности, умение адаптироваться в определенных условиях, делать правильный выбор. Воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном определении.

Опыт работы формировался в МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга. Гимназия расположена в современном благоустроенном микрорайоне областного центра. В непосредственной близости находятся детская библиотека им. А.С. Пушкина, станция юных техников, детский сад, два парка. Однако иных спортивных и досуговых организаций поблизости нет. Одной из проблем является расположение гимназии в окраинном микрорайоне города, отсутствие возможности у школьников и их родителей организовать внеучебную занятость детей. Таким образом, гимназия становится своеобразным культурно-просветительским центром микрорайона.

В 2009 году я стала классным руководителем 6 класса, в котором обучалось 29 учеников: 15 девочек и 14 мальчиков. В классном коллективе наблюдалась разобщенность на микрогруппы. Степень сплоченности детского коллектива была невысокой. Предварительное диагностическое исследование учащихся выявило, что 15% школьников удовлетворены своим участием в жизни классного коллектива, 18% учеников реализуют свои творческие способности, 5 % не видят в себе таковых, а остальные школьники, по их мнению, владея творческими данными, не развивают их и не находят им применения. Также было выявлено отсутствие инициативы среди детей, слабое умение детей работать самостоятельно, довольно низкий уровень креативности.

Мне как классному руководителю было очень важно знать, как относятся друг к другу шестиклассники, значим ли для них их классный коллектив. Для изучения этих вопросов были использованы следующие диагностические методики: «Фотография» (каждый учащийся класса выступал в роли «фотографа», делал «снимок» т.е. рисунок своего класса) и «Дом, в котором я живу» (здесь ученик «заселял» дом значимыми для него людьми).

Диагностические методики позволили выявить ряд проблем:

  • коллектив в классе не сформирован, класс разбит на пять микрогрупп;

  • в классном коллективе не сформированы общеклассные традиции;

  • треть учащихся класса не участвуют в жизни класса;

  • негативное отношение к единым требованиям,

  • низкая социальная активность детей;

  • искаженные представления о коллективе, его значимости;

  • неформальные лидеры класса утверждают свой авторитет нарушениями дисциплины, противодействием, дерзким и вызывающим поведением.

Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что 80% родителей не заинтересованы в участии в организации воспитательной деятельности с учащимися класса. В основном родители оказывают помощь школе только в решении хозяйственных вопросов. Традиционные формы воспитания в этих условиях не позволяют обеспечить эффективность воспитательного процесса.

Так возникла идея создания воспитательной системы, которая объединит усилия классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей на решение поставленных задач через использование технологии коллективной творческой деятельности.

Наша гимназия является инновационным образовательным учреждением, работающим в режиме развития, которое стремится стать стартовой площадкой для успешных людей, способных жить в открытом информационном пространстве, и обеспечивает качественное образование, личностное развитие, устойчивую мотивацию к самореализации. Гимназия видит свою миссию в обеспечении доступности современного качественного образования, соответствующего требованиям новой государственной образовательной политики на основе развитой, адекватной современным условиям организационной культуры. Программа развития ОО «Школа успеха в формате XXI века» на период с 2013 по 2020 годы определяет конкретные шаги к достижению поставленных задач.

Среди задач Программы развития гимназии я как классный руководитель выделяю следующие:

  • Реализация эффективных механизмов успешного продвижения субъектов образовательного процесса в открытом социально-образовательном пространстве

  • Развитие адекватной современным условиям организационной культуры гимназии, которая обеспечит согласованность интересов основных субъектов образовательного процесса и качество образования в гимназии.

  • Развитие устойчивой потребности в знаниях, креативность мышления, исследовательский потенциал и лидерские качества обучающихся.

Именно в рамках реализации данных задач функционирует моя воспитательная система. Моя миссия заключается в создании условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка, развития каждой личности, раскрытия ее потенциальных способностей, а также для формирования и развития детского коллектива единомышленников.

Система воспитательной работы опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности.

Актуальность опыта. В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность, определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный уровень. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности ребенка через коллективную творческую деятельность. В результате проведенных диагностических исследований выявилось противоречие между имеющимися творческими природными задатками практически у каждого школьника и недостатком общей направленности учебно-воспитательного процесса на творчество.

Актуальность данной темы обусловлена тремя объективными факторами: необходимостью создания условий для развития творческого потенциала учеников, потребностью во взаимодействии с социальными партнерами для достижения совместной цели, а также необходимостью включения классного коллектива в активную деятельность.

Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок наделен потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, роль классного руководителя заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями. Педагогическое сотрудничество с социальными партнерами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создает необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, для проявления творчества в социальных отношениях. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что развивать детский коллектив и личность каждого школьника эффективнее всего через организацию коллективных творческих дел (КТД), которые позволяют расширить целостное представление о нравственном ценном опыте предшествующих поколений в парадигме системно-деятельностного подхода.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание максимальной вариативности возможностей для обогащения личного индивидуального опыта на основе принципов сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности.

Длительность работы над опытом. Работа охватывает период с 2009 по 2015 год (6-11 класс) и содержит следующие этапы становления и развития:

I этап (подготовительный), 2009-2010 учебный год

  • Изучение методической литературы по вопросам организации воспитательной работы в соответствии с новыми задачами.

  • Создание динамичной воспитательной системы класса, включающей педагогические действия, направленные на формирование детского коллектива и развитие личности школьника в парадигме системно-деятельностного подхода.

II этап (практический), 2010-2015 учебный год

  • Планирование, разработка и организация коллективных творческих дел с учащимися класса.

  • Анализ результатов творческой деятельности, сбор сведений о накопленном учащимися опыте.

III этап (обобщающий), 2014-2015 учебный год

  • Анализ эффективности воспитательной системы класса на основе применения технологии КТД.

Теоретическая база опыта. В системе отечественного образования неотъемлемую часть общего учебно-воспитательного процесса составляет целенаправленное развитие у школьников проявлений духовности: ориентация человека на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное нравственное совершенствование. Передачу детям такого вида знаний через организацию коллективных творческих дел можно осуществить с помощью «педагогики социального творчества», «педагогики сотрудничества» создателем которой является Игорь Петрович Иванов (1923-1992) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии им. А.Макаренко. В.А.

Известный российский психолог Л.С. Выготский, рассматривая психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей, назвал творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создает нечто новое: «Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества».

Творчество социальных партнеров и учащихся - основа благоприятного сотрудничества. Успех сотрудничества зависит от умения взрослых организовать творческий процесс. Идеи педагогики сотрудничества идут из глубины веков: от Квинтилиана, Коменского, Песталоцци. Идеи педагогики сотрудничества нам особенно близки, ибо мы ставим своей задачей раскрыть способности каждого ребенка, создать условия для проявления творчества в социальных отношениях. Нам импонирует идея Л.С. Выготского, заключающаяся в том, что «сам ребенок - субъект собственной деятельности, учитель, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, может направлять и руководить личной его деятельностью».

Новизна опыта состоит в заимствовании технологии коллективной творческой деятельности, в стремлении создать максимальную вариативность возможностей «педагогики социального творчества» для проявления учащимися своих индивидуальных способностей посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, в создании условий для развития «социальной компетентности» выпускника общеобразовательной школы:

  • умение принимать решение, делать ответственный выбор;

  • готовность нести ответственность за свои поступки;

  • умение анализировать ситуацию;

  • умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;

  • способность быть успешным в выбранном виде деятельности;

  • умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;

  • осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.

Технология опыта.

Цель опыта: создание системы работы в классном коллективе по накоплению и обогащению социального опыта выпускниками общеобразовательной школы через коллективную творческую деятельность.

Задачи:

- Разработка системы коллективных творческих дел с учетом возраста учащихся.

- Развитие общественной активности учащихся при планировании и организации КТД.

- Обогащение социального опыта учащихся через систему коллективных творческих дел.

- Объединение усилий классного руководителя и родителей учащихся в накоплении и обогащении социального опыта выпускников.

Организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:

  • Ребёнок - субъект собственной жизни.

  • Каждый ребёнок талантлив.

  • Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

  • Принцип толерантности.

  • Принцип создания воспитывающей среды.

  • Принцип индивидуализации воспитания.

И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на образование системы воспитательной работы в классе. Наиболее оптимальной формой работы, сочетающей основные условия реализации воспитательных задач, является КТД как способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

Методика КТД позволила сформулировать основную тему работы с классным коллективом «КТД как средство формирования детского коллектива единомышленников и способ развития творческой личности школьника в парадигме системно-деятельностного подхода».

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  • Изучение и анализ личности ребёнка (индивидуальных, возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

  • Разработка и реализация плана работы по формированию и развитию детского коллектива с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

  • Изучение и анализ семей школьников, создание условий для взаимодействия с семьями учащихся; работа с родителями учащихся (законными представителями).

  • Мониторинг уровня сформированности детского коллектива.

  • Разработка программы воспитания детского коллектива, диагностика эффективности воспитательной системы.

  • Разработка, пополнение и совершенствование портфолио каждого ребенка и класса в целом.

  • Создание условий для популяризации творческих, интеллектуальных, спортивных достижений школьников.

Системно-деятельностный подход предполагает реализацию основных концептуальных идей к воспитанию:

  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;

  • идея соучастия детей в творческом процессе;

  • идея коллективного подход к работе: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

  • комплексность

  • личностное развитие.

Критериями эффективности процесса воспитания является направленность ребенка на добро и созидание, ценностное отношение ребенка к Человеку, Познанию, Труду, Творчеству, Нравственности, Самому Себе.

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в классе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями для меня стали ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки школьников.

Коллективная творческая деятельность - это целая совокупность приемов, коллективных действий детей и взрослых в определенной последовательности. В основе организации и проведения любого дела лежат 6 стадий:

  • Предварительная работа.

  • Коллективное планирование.

  • Коллективная организация дела.

  • Коллективное проведение дела.

  • Коллективный анализ.

  • Последействие.

Иллюстрацией, позволяющей сформировать представление о системе воспитательной работы в классе, может стать описание этапов реализации одного из КТД в рамках плана воспитательной работы в 2014-2015 учебном году. Этот учебный год начался под эгидой подготовки празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Именно он определил приоритетные направления воспитательной работы в рамках гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении и в каждом детском коллективе. КТД, посвященное празднованию Победы, предполагало проведение театрализованного представления.

Структура данного КТД как важнейшего компонента методики коллективно-творческого воспитания, разработанной доктором педагогических наук, академиком АПН СССР, педагогом-новатором Игорем Петровичем Ивановым, определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии я как классный руководитель определила место КТД в общей системе воспитательной работы, составила модель, образ будущего КТД, осмыслила воспитательные цели и задачи, проанализировала возможности детского коллектива. Таким образом, ответила на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД?

  • В какой форме будет проходить КТД?

  • Кого привлечь к участию?

  • К кому обратиться за помощью?

  • Когда провести стартовую беседу?

По итогам первой стадии был проведена беседа, во время которой я постаралась «зажечь» детей интересным и полезным делом. Мы с ребятами обсудили основные вопросы, постарались найти ответы на главные из них.

На второй стадии происходило коллективное планирование КТД на общем собрании детского коллектива. Был составлен план работы коллектива, запланировано конкретное КТД: решено создать инсценированное театрализованное представление известной песни «Смуглянка» на слова Я.З. Шведова и музыку А.Г. Новикова. Класс был разделен на микрогруппы (подбор костюмов, электронная презентация, выбор аранжировки музыкального произведения, группа исполнителей песни, актерская группа, документалисты, которые создают видеоролик о подготовке и результатах работы класса, ответственные за приглашенных гостей и т.д.), каждая из которых должна продумать свой вклад в общее дело. Кроме того, было решено обратиться за помощью к родителям, которые смогут внести свои предложения и идеи, оказать посильную помощь в подготовке КТД (помочь с костюмами, постановкой голосов и т.д.). Таким образом, на данной стадии мы вместе попытались ответить на вопросы:

  • Что и для кого будем делать?

  • С кем вместе это будем делать?

  • Кто будет участником?

  • Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Это самая сложная и ответственная стадия. Представители каждого микроколлектива объединяются в Совет дела для подготовки и проведения выбранного КТД. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела с участием классного руководителя, затем - в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. Роль классного руководителя заключается в ненавязчивом контроле общего дела, уточнении сроков репетиций, наблюдении за степенью готовности, поддержании должного уровня мотивации и т.д. На данном этапе я становлюсь своеобразным модератором КТД. Ребята самостоятельно устанавливают время встреч для репетиций, обсуждений как в каждой микрогруппе, так и в классном коллективе в целом. Именной на этом этапе происходит совместный поиск лучших решений важной задачи, потому что процесс происходит в совместной деятельности, сообща: возникают разные варианты, выявляются новые свои возможности, инициатива рождает творчество. А в этом есть настоящая жизнь!

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Выступление длилось всего 15 минут, но сколько дней продолжалась подготовительная работа. Результат того стоил. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходило сразу после КТД на общем сборе. Это был своеобразный анализ нашего выступления. Выступление прошло удачно, т.к. оно соответствовало теме и заданию, сценарный замысел реализовался на 100%, организатор праздника, подводя итоги, отметил высокий уровень режиссуры, выступление было оригинальным (современная аранжировка песни, «настоящие» живые голоса ребят, а не фонограмма, инсценирование песни сопровождалось слайдами, на которых поочередно демонстрировались современные и «старые», времен Великой Отечественной войны, кадры и т.д.), ребята показали артистизм, оформление выступления (техническое, художественное, музыкальное) характеризовалось зрелищностью, масштабностью, нормы этики и эстетики были соблюдены. В целом КТД можно считать удачным, сбоев не произошло. В ходе обсуждения-анализа ребята сами отвечали на вопросы: что у нас получилось хорошо и почему? Отметили, что все ученики класса были задействованы.

Однако важно формировать объективную самооценку на основе критического мышления, поэтому важными стали вопросы: что не удалось осуществить и почему? Одноклассники отвечают на эти вопросы вполне справедливо: во время выступления некоторые ребята не вовремя вступали в исполнение своей роли. Это замечание они сделали сами себе. Более того, старшеклассники назвали причину данного недочета: недостаточность отработки во время репетиций, не учтен фактор волнения. Т.е. на репетиции все получалось отлично, а во время выступления ребята волновались и поэтому немного сбивались. Выяснить промахи помогло обсуждение этапа подготовки.

Для меня важно было направить обсуждение на все положительное, именно его должно быть больше, чем негативного. Поэтому мы перешли к обсуждению вопроса: что нам важно учесть в будущем? Были намечены перспективы позитивного развития нашего коллектива, в котором все в ответе за каждого и за общее дело: один за всех и все за одного.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Мы с ребятами продумываем возможности использования приобретенного опыта (при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД) в нашей последующей школьной жизни. Ребята выдвинули следующие предложения: на совместной встрече с родителями показать результат нашего КТД, оформить информационный стенд в кабинете и на сайте открытой группы в социальной сети «В контакте», использовать материалы выступления в портфолио школьников и портфолио класса и т.д. Кроме того, наше выступление было включено в программу фестиваля детского творчества - традиционного мероприятия, которое проводится в конце каждого учебного года.

По моему мнению, КТД - это универсальный способ развития как отдельной личности, так и детского коллектива в целом. Очень важно, когда каждому члену коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Каждый может сам определить степень своего участия в общем деле: ведущий исполнитель, редактор, внимательный критик, помощник-оформитель и т.д. Если много активных участников - роли придумываются дополнительно. Никто не остается без дела. КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. Когда дело по душе, когда оно творческое, тогда оно интересно всем и каждому. Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней - участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми - счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

Позитивная активность ребят, деятельностная, не «зрительская» (не "нам сделали, устроили, провели", а "мы сделали, решили, сделали") проявляется в различных видах КТД по направленности деятельности. Именно в этих делах мои ребята класса проявили свою активность особенно в течение двух лет (10-11 классы), очень сложных, ответственных, но захватывающих и запоминающихся.

Система воспитательной работы отражает участие ребят в жизни класса, образовательного учреждения, участие ребят в решении проблем местного социума. В таблице представлен небольшой срез КТД, которые были подготовлены и проведены ребятами класса:

Вид КТД

Особенности направления

Название КТД

Познавательные

Цель - развитие у школьников познавательных интересов: стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение.

  • «Встреча с интересным человеком» (организация и проведение встречи с родителями, которые знакомили ребят со своими профессиями)

  • «Ярмарка профессий» (КТД для школьников 9-11 классов)

  • «Моя любимая книга» (презентация книги)

  • «Тематический киновечер» (выбор, просмотр и обсуждение фильма)

  • КВН, посвященный 270-летию Оренбургской губернии и 80-летию Оренбургской области

  • «Колесо истории: а у классика юбилей» (театрализованное выступление в год литературы)

  • Школьная научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»

  • Конкурсы портфолио (на грант депутатов Городского Совета - победитель, в рамках интеллектуально-личностного марафона «Лучший ученик города-2015» - Диплом I степени, в рамках празднования 70-летия Победы - финалист)

Общественно-политические

Цель - формирование ценностного отношения к миру, активной социальной, гражданской позиций, включенность в общественно значимое дело.

  • «Информационная безопасность в сети Интернет» (в рамках шефской помощи обучающимся начальных классов)

  • «День Знаний» (подготовка и проведение линейки 1 сентября)

  • «День Учителя» (подготовка и проведение праздника в гимназии)

  • «День самоуправления» (подготовка и проведение школьного дня самоуправления)

  • «Последний звонок» (подготовка и проведение мероприятия)

  • «Весенний бал» (подготовка и участие в празднике)

  • Социальный видеоролик, посвященный празднованию Победы в Великой отечественной войне «Мы помним…» (городской конкурс - Диплом победителей)

  • Круглый стол в библиотеке им. А.С. Пушкина с депутатами Законодательного собрания в рамках акции «Моя законотворческая инициатива»

Трудовые

Цель - обогащение знаний ребят об окружающем мире, формирование убеждения в социальной значимости труда, навыка трудовых действий, воспитание ценностного отношения к трудовой деятельности, в т.ч. бескорыстной, самостоятельной и творческой.

  • Акция «Наш двор» (организация и проведение совместной трудовой операции с ТСЖ «Стимул»)

  • Опытно-исследовательская деятельность на пришкольном участке

  • «Открытие дворика» (участие в праздничном открытии двора микрорайона, прилегающего к территории гимназии)

Художественные

Цель - развитие художественно-эстетических вкусов детей, их творческих способностей, формирование потребности в творческом преображении себя и мира, навыка творческой деятельности, воспитание восприимчивости и отзывчивости, ценностного отношения к прекрасному.

  • «Мы талантливы» (смотр творческих достижений)

  • «Новый год в школе» (организация и проведение новогоднего театрализованного представления для учащихся гимназии)

  • «Радость творчества» (городской конкурс ИЗО по теме «Салют Победы» - Диплом I степени)

  • «Юный дизайнер» (городской конкурс дизайнерских работ, посвященных 70-летию Победы в Великой отечественной войне - Диплом II степени)

Экологические

Цель - приобщение к миру природы, включенность детей в экологическую заботу о живом мире природы, расширение представлений детей о связях человека и природы.

  • Акция «Наш школьный двор» (участие в V трудовой четверти по подготовке к новому учебному году)

  • «Зарница» (подготовка и проведение соревнования совместно с родителями на б/о «Прогресс»)

Спортивные

Цель - развитие гражданского отношения к спортивно - оздоровительной стороне жизни, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

  • Акция «Мы за здоровый образ жизни» (рекламный плакат)

  • «Спорт для всех» (выступление группы черлидинга на городском смотре-конкурсе)

  • «День Здоровья» (организация школьного праздника, участие команды класса)

  • Акция «День катка» (организация и проведение соревнований)

Результативность. Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:

  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.

  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.

  • Степень включенность обучающихся в классные мероприятия, в подготовку и проведение КТД.

  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.

  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.

  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

  • Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

  • Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Таким образом, итогом воспитательной работы стал дружный коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы, где дети, их родители и классный руководитель - одна большая семья единомышленников: учатся - вместе, работают - вместе, отдыхают - вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, в кружках и секциях. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа и т.п.).

Приведу некоторые результаты организации воспитательной работы классного руководителя за последние три года:

Результаты мониторинга сформированности детского коллектива

Показатели уровня развития коллектива

2012-2103

2013-2014

2014-2015

Степень включенности в организацию и подготовку КТД

55%

80%

100%

Степень участия в обсуждении классных дел

60%

75%

95%

Активность участия в КТД

80%

83%

100%

Согласованность в работе (конфликтность/бесконфликтность)

75%

80%

97%

Степень ответственности

55%

70%

85%

Степень участия в самоуправлении

65%

75%

100%

Удовлетворенность участием в классных мероприятиях

75%

85%

95%



Результаты динамики творческой активности обучающихся

Степень занятости детей

2012-2103

2013-2014

2014-2015

В кружках, секциях, клубах (дополнительное образование)


40 %


75 %


82 %

В творческих конкурсах

42 %

63 %

75 %

В совместных мероприятиях (КТД)

36 %

57%

100 %



Результаты исследования состояния духовно-нравственных качеств личности

Качества

2012-2103

2013-2014

2014-2015

Любовь к родине

50%

65%

94%

Готовность прийти на помощь

58%

71%

92%

Интерес к родной культуре

73%

86%

94%



Диагностика изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников показала, что наиболее сформированы у старшеклассников чувство собственного достоинства (87% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (94%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (98%).

Кроме того, у учащихся выпускного класса наблюдается высокий уровень сформированности следующих качеств:

• успешность в учении и самообразовании - из 16 выпускников 2015 года 2 учащихся получили медали «За особые успехи в учении», 9 учащихся закончили гимназию на «4» и «5».

• целеустремленность в самоопределении (85%).

Характеристики личностно-развивающего потенциала



Сопоставление диагностических данных за три года позволило выявить систему ориентиров старшеклассников, получены сведения о повышении уровня устойчивости желательных ценностных отношений моих воспитанников к жизни, к людям, к самим себе. По мере взросления ребят позитивным образом изменяется накопляемый ими нравственный опыт. У них ярко проявляются такие качества личности, как коммуникабельность, порядочность, ответственность, они обладают высокими адаптивными способностями к современной жизни.

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение музеев, выставок, походы, выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классного кабинета; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий.


Участие родителей в жизнедеятельности классного сообщества



2012-2103



2013-2014



2014-2015

Проведение совместных мероприятий познавательного характера (экскурсии в музеи, посещение выставок)


10%


25%


50%

Совместная творческая деятельность с детьми при организации общешкольных праздников (День школы, Осенний бал, встреча Нового года)


46%


64%


100%

Выставки творческих семейных работ к тематическим общешкольным собраниям

12%

36%

60%


Данные результаты являются подтверждением эффективности применения в воспитательной работе «педагогики сотрудничества», технологии КТД.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача современной школы - помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения.

Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.


© 2010-2022