Рабочая программа по внеурочной деятельности В жизнь по безопасной дороге

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дороге" рассчитана на обучающихся 1-2 классов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы «В жизнь по безопасной дороге» авт.-сост. Т.В. Фролова, Волгоград: Учитель, 2014 год в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 7-12 лет и предназначена для реализации в рамках параллелей с 1 по 4 классы.

Программа рассчитана на проведение занятий в количестве часов в 1классах и часов во 2-4 классах.

Данная программа - это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения и предусматривает работу по 3 направлениям:

  1. Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки, экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач, работа с обучающими компьютерными программами);

  2. Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры драматизации, просмотр фильмов и презентаций);

  3. Агитационно - пропагандисткая, проектная и творческая деятельность.

Программа охватывает всю структуру воспитательно- образовательной деятельности школы, включает в себя работу детьми 7-12 лет, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работниками ГИБДД и других общественных и государственных организаций.

Цель программы: формирование у обучающихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношение к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также активная адаптация школьников ко всевозрастающему процессу автомобилизации страны.

Практическая необходимость и жизненная значимость занятий состоит в том, что они являются предметом прямого действия, и от того, как проводятся, будет реально зависеть безопасность и здоровье каждого ребенка.

Задачами по изучению ПДД являются:

- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций через использование инновационных технологий и сочетание различных форм, методов, приемов обучения и воспитания;

- обучение навыкам безопасного движения на улицах города в практической деятельности в ходе тренировок на местности;

- расширение содержания курса ПДД через связь с другими науками и областями человеческой деятельности, а также интеграция курса ПДД в различные структуры учебно-воспитательного процесса;

- формирование умений и навыков пропаганисткой и агитационной работы и развитие у детей потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- организация конкурсов и мероприятий, выставок по БДД;

- повышение активности педагогического коллектива, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения;

- укрепление взаимодействия школы с ГИБДД и другими организациями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- использование материально-технического потенциала школы и других ее возможностей для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения;

-отслеживание результативности работы всех участников образовательного процесса с помощью мониторинговой деятельности.

Принципы приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге:

  1. Последовательность. Любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже усвоенное в последующем опыте.

  2. Воспитание собственным примером. Свои сведения об эталонах взрослого поведения дети черпают не столько из нравоучений, сколько из наблюдений за реальным поведением самых близких людей-родителей, а позже воспитателей и учителей.

  3. Соответствие формы обучения возрасту ребенка. Обучение ребенка будет эффективным, если оно основывается на понимании физиологических и психологических особенностей каждого возраста.

  4. Включенность обучения в контекст повседневной жизни. Чрезвычайно важно не только помочь детям выучить правила поведения на дороге, но и закреплять их практически, регулярно расширять эти знания и проверять умения ребенка использовать их в реальных ситуациях.

  5. Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. В интересах ребенка и родителей как можно раньше приучить его принимать решения самостоятельно, исходя из сложившейся ситуации.

Необходимо опираться на ряд дидактических принципов:

  1. Принцип непрерывности.

  2. Принцип жизнетворчества(саморазвития) - воспитание творческой личности с большим объемом усвоенных знаний, умений, навыков, способную применять их в определенном культурном пространстве.

  3. Принцип гуманизации. Важно помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность в себе, дать почувствовать свою самоценность независимо от успехов в учебной деятельности;

  4. Принцип демократизации.

  5. Принцип стимулирующего обучения.

  6. Личностно-ориентированное образование. Учет психофизических особенностей каждого ребенка, умение найти в его работе что-то новое, его «изюминку».

  7. Индивидуализация. Решение любого вопроса в пользу ребенка, создание взаимоуважительной атмосферы, когда педагог признает ребенка как личность.

  8. Принцип природосообразности. Обучение приятно и ненавязчиво, ибо человек запоминает то, что ему нравится и нужно для жизни.

  9. Принцип поиска.

  10. Принципы традиционного обучения: научность, наглядность, системность.

Условия реализации программы.

Важнейшими условиями подготовки детей к их безопасному участию в дорожном движении являются:

- наличие соответствующей требованиям времени мощной, учебной, методической и материальной базы для обучения;

- организация обучения с использованием имеющихся для этой цели средств, методов и форм обучения.

- обучение должно проходить там, где проходят жизнь и деятельность ребенка, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с осуществлением личностного подхода учебно-воспитательном процессе.

- обеспечение стойкой мотивации, создание ситуации успеха.

- взаимное обогащение учащихся через организацию совместных действий, коммуникацию, общение, рефлексию, в которой устанавливается отношение ученика к собственной работе и собственным действиям.

- пропаганда знаний безопасности дорожного движения.

Существует ряд дополнительных условий достижения целей и задач программы:

- расширение возможностей использования современных компьютерных технологий;

- повышение уровня оснащенности кабинета ПДД, позволяющих на практике освоить полученные знания;

- расширение сотрудничества между детьми и сотрудниками ГИБДД;

- оперативность и объективность контроля знаний.

Средства обучения.

Необходимым условием успешного обучения школьников правилам дорожного движения считается создание соответствующей материальной базы.

Методические:

- методический комплект «Правила дорожного движения»

- материалы для обучающих курсов для родителей и детей.

- материалы для родительских собраний

- дорожные знаки с указаниями

- комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД».

- тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов

- разработки конкурсов, праздников, встреч, экскурсий, слетов.

Дидактические:

- игровой материал «Дорожные знаки» (собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке)

- плакаты «Формы перекрестков» «Жесты регулировщика» «Сигналы светофора»

-фотоматериал

- шифровки, карточки;

- макеты улиц и перекрестков;

- атрибуты к играм;

- видеоматериал;

- книжки - раскраски;

- тематические альбомы для рассматривания;

- детская художественная литература.

Технические:

- компьютер, проектор, интерактивная доска;

- макет светофора, жезлы;

- Стенды «Дорожные знаки», «Дорожная разметка»

- уголки безопасности

- наборы тематических плакатов;

- настольные игры по ПДД;

- форма для участников конкурсов

Вне кабинета:

- пришкольный автогородок;

-разметка на пришкольной площадке.

Формы, методы и приемы обучения.

Обучая детей ПДД. Необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, игры.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

- тематические праздники;

- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

- конкурсы;

- эстафеты;

- диалоги;

- беседы;

- диспуты;

- тренинги;

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является наиболее эффективной. Важную роль в развитии познавательной активности играют упражнения в устном и письменном сочинении.

Эвристическая беседа - новая форма обучения, когда дети сами выводят законы, формулы. Она создает атмосферу сотрудничества и творчества, доставляет детям удовольствие.

В организации обучения необходимо использовать целый комплекс приемов, которые способствуют включению каждого ребенка в активную деятельность, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.

- Интерес

-Творческая деятельность (придумать, сочинить, нарисовать, изготовить)

- Создание ситуации успеха.

- Создание ситуаций совместных переживаний.

- прием размышление вслух

- прием активизирующих вопросов.

- педагогика сотрудничества.

- метод групповой работы.

Во время проведения контроля знаний желательно предлагать ребятам индивидуальные раздаточные тесты, карточки с различными заданиями. Применение этого типа карточек дает полноценную картину сформированности определенных понятий, знаний.

Необходимо максимально использовать компьютерные технологии: обучающие мини программы, онлайн- уроки, видеофильмы, презентации.

Персональный компьютер необходимо использовать как средство для оформления результатов проектной и творческой деятельности (альбомы, боевые листки, закладки)

Результатами творческого сотрудничества с ребятами могут стать формы обучения:

- занятия проблемного изложения

- занятия с элементами театрализации

- занятия - исследования

- занятия типа КВН

- занятия зачеты

- занятия с групповыми формами работы.

Изучение ПДД предполагает интеграцию предмета с другими науками,

такими как медицина, страхование, издательское дело, техника, история, физкультура, валеология, психология.

Ценностные ориентиры.

- умственное развитие - учащиеся получают и закрепляют знания по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делится жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- нравственное воспитание - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются ПДД;

- эстетическое воспитание - школьники участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсы;

- трудовое воспитание - учащиеся изготавливают пособия, макеты;

- физическое воспитание.

Содержание деятельности.

В рамках программы необходимо организовать следующую систему работы.

  1. Структурированное содержание программы для каждой возрастной категории, определение необходимого уровня знаний по ПДД;

  2. Направленная деятельность по агитации и пропаганде БДД;

  3. Проектная деятельность

  4. Организация совместной деятельности

  5. Формирование у педагогов профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания ПДД

  6. Тесное взаимодействие с родителями.

Данная система включает следующие основные направления деятельности.

  1. Учим правила дорожного движения.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся устойчивых знаний и навыков соблюдения и выполнения ПДД.

Содержание:

- учебная программа на каждую параллель с 1 по 4 классы.

- ежедневные блицминутки - занятия для первоклашек;

- классные часы;

- тематические предметные недели по БДД (сентябрь, май);

- внеклассные мероприятия;

- встречи с инспектором ГИБДД;

- клубные часы;

2. Объединение «Светофор»

Цель: создать условия для привлечения учащихся к активной работе по пропаганде ПДД.

- соревнования «Безопасное колесо»

- выпуск агитационной газеты;

- выступление агитбригады в начальных классах и детском саду;

- работа в творческих мастерских;

- участие в выставке и конкурсах рисунков;

- организация работы школ БДД;

- организация тематических недель;

- проектная деятельность.

3. Работа с родителями.

Цель: способствовать поддержанию у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения, повышению ответственности родителей за соблюдение детьми ПДД.

Содержание:

- классные и общешкольные родительские собрания;

- анкетирование;

- заседание круглого стола;

- индивидуальная работа;

- организация совместных поездок;

- совместные игры;

- изготовление атрибутов совместно с родителями;

4. Работа с педагогами.

Цель: формирование у педагогов профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для преподавания курса ПДД в школе; создание соответствующего программного обеспечения по профилактике ДДТТ.

Содержание:

- аналитическая деятельность по выявлению причин ДДТТ;

- лекционные и практические занятия;

- творческие отчеты;

- конкурсы наглядных пособий;

- обмен опытом.

5. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Цель: применение современных форм и методов обучения и воспитания детей, направленных на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах; использование материально-технического потенциала школы для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Содержание:

- разработка учебных программ;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- методические разработки, памятки;

- организация и пополнение методической копилки;

- оформление уголков;

- создание библиотеки и оснащение учебного кабинета.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Программа внеурочной деятельности школьников по изучению ПДД ориентирована на достижение результатов трех уровней:

  1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний Правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге и оказания первой медицинской помощи

  2. Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом): взаимодействие школьников между собой на уровне класса и школы по практическому подтверждению приобретенных знаний.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного общественного действия): организация совместной деятельности с другими детьми и работа в команде; пропаганда ПДД; безопасное поведение на улице, на дороге; пользование общественным транспортом; самостоятельный выбор безопасного пути движения в той или иной местности; правильное поведение в экстренной ситуации на проезжей части дороги; оказание первой медицинской помощи.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучия;

- проявление этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- применение правил делового сотрудничества: умение выслушать разные точки зрения, проявления терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности;

- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества.

Метапредметные:

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- корректирование деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;

- осуществление самоконтроля по ходу и результатам деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- установление причинно-следственных связей;

- использование речи для регуляции своих действий.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

- осуществление взаимного контроля;

- умение задавать вопросы, обращаться за помощью;

- умение формулировать свое затруднение;

- умение предлагать помощь и сотрудничество;

- умение слушать собеседника;

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Учащиеся должны знать:

- элементы дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет) и их назначение. Назначение бордюра и пешеходных ограждений;

- что такое остановочный путь, его составляющие;

- что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, наземный). Обозначение переходов.

Правила пользования переходами:

- правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка;

- что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемыми и нерегулируемыми перекрестками.

Правила перехода проезжей части по ним:

- значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам;

- значение предупредительных сигналов, подаваемых водителям транспортных средств;

- название и назначение дорожных знаков и дорожной разметки;

- правила поведения пешехода на тротуаре.

Правила поведения при движении групп:

- правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта;

- особенности поведения пешеходов на загородной дороге.

Правила перехода через железнодорожные пути:

- типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части;

- безопасный безопасный путь в школу;

- где разрешается играть и ездить на самокатах.

Учащиеся должны уметь:

- определять места перехода через проезжую часть;

- переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого;

- обращаться за помощью к взрослому в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть;

- пользоваться городским маршрутным транспортом;

- пользоваться безопасной дорогой в школу;

- определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и самокатах;

- оценить дорожную ситуацию визуально;

- определять величину своего шага и скорость своего движения;

- определять признаки движения автомобиля;

- ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- повысить процент детей, участвующих во внеурочных мероприятиях по знанию ПДД;

- сформировать глубокие теоретические знания ПДД;

- включить в работу значительное число учащихся;

- повысить количественные и качественные показатели эффективности профилактической работы;

- сформировать у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыки пропагандисткой работы;

- повысить мотивацию и познавательную активность в изучении ПДД через использование в работе компьютерных и инновационных технологий;

- сократить случаи ДДТТ, по вине детей.



Учебно-тематический план

2 класс

Дата по плану

Дата факт

Кол-во часов

Тема

1



2

Город, в котором мы живем

2

04.09.14


2

Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять правила дорожного движения.

3

11.09.14



2

Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.

4

18.09.14


2

Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару и проезжей части.

5

25.09.14


2

Безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.

6

02.10.14


2

Дисциплина на улице - залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным.

7

09.10.14


2

Практическое занятие (экскурсия, настольные игры).

Соревнования в автогородке.

8

16.09.14


2

Остановочный путь и скорость движения.

9

23.10.14


2

Почему опасно внезапно выбегать на дорогу. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.

10

06.11.14


2

Пешеходные переходы. Где можно переходить дорогу.

11

13.11.14


2

Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка).

12

20.11.14


2

Дорога с двусторонним движением.

13

27.11.14


2

Поведение пешехода. Правила перехода дороги.

13

04.11.14


2

Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток?

14

11.12.14


2

Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителям.

15

18.12.14


2

Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

16

25.12.14


2

Регулируемые перекрестки. Что такое светофор.

17

15.01.15


2

Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый. Как работает светофор.

18

22.01.15


2

Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.

19

29.01.15


2

Пешеходный светофор и его сигналы.

20

05.02.15


2

Подземный и наземный пешеходные переходы

21

12.02.15


2

Дорожные знаки «Подземный и наземный пешеходный переход»

22

26.02.15


2

Действия пешехода при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (маячками и сиренами)

23

05.03.15


2

Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.

24

12.03.15


2

Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначения. Правила поведения на остановке.

25

19.03.15


2

Поездка в трамвае и других видах транспорта. Отличие остановок. Правила для пассажиров трамвая при посадке. В вагоне и при выходе.

26

02.04.15


2

Правила пользования в маршрутном такси.

27

09.04.15


2

Дорожные знаки.

28

16.04.15


2

Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокате

29

23.04.15


2

Ты велосипедист. История велосипеда и его устройства.

30

30.04.15


2

Поездка за город. Элементы загородной дороги: Обочина, пешеходная дорожка.

31

07.05.15


2

Дорога глазами водителя.

32

14.05.15


2

Конкурс рисунков

«Правила эти пусть знают дети!»

33

21.05.15


2

Викторина

34

28.05.15


2

Итоговое занятие











































































































































































































































































































20


© 2010-2022