Проектирование в деятельности педагога-организатора

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

Получение значимого результата в новых условиях повышения качества образования предполагает использование современных педагогических технологий. Проектная технология - как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» - и есть основная миссия педагога, организатора проектной деятельности учащихся. Он - не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей.
Как же педагог может создать эти реальные условия для развития личности? Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства ученическим проектом:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою проектную деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
6. координатор всего процесса проектирования;
7. эксперт продукта проекта, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.
Обучая девочек 5-8 классов по курсу технологии, я осознаю, что для данной дисциплины вопрос «как изучать?» имеет большую значимость, чем вопрос «что изучать?» в рамках данного курса. Поэтому несколько последних лет активно использую в работе метод проектов. В основе которого лежит идея направленности познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении проблемы.
Внедрение в общеобразовательный процесс проектной технологии - это серьёзная кропотливая работа, требующая от учителя системы продуманных действий, умения управлять данным процессом.
На первоначальном этапе мною изучается методическая литература и опыт учителей в этой области деятельности. Далее я работаю по следующему алгоритму:
- пересматриваю планирование - определяю время своей проектной деятельности, продумываю время работы учащихся над проектами;
- очерчиваю круг возможных тем проектов;
- ориентирую учащихся на выполнение конкретных изделий с учётом модных тенденций, уровня сформированности практических навыков и материального достатка их родителей. Это могут быть, например, предметы сшитой и связанной одежды и аксессуары;
- обучаю технологиям художественной обработки материалов, сопровождая образовательный процесс учебными исследованиями и практической отработкой навыков в ходе выполнения индивидуальных творческих проектов;
- на всех этапах выполнения проекта повышаю степень доверия родителей учителю, потому что все исходные материалы для проектов детей предоставляются родителями. Использую любую возможность показать результаты проектной деятельности детей: демонстрирую компьютерные презентации с фотографиями лучших проектов и фрагментов уроков, организую выставки работ и дефиле одежды на родительских собраниях, конференциях, приглашаю родителей на публичные защиты проектов на конкурсах.
При дифференцированном подходе, когда каждый ребёнок выполняет свой годовой проект, учителю непросто организовать продуктивную работу всех учеников. Это возможно если педагог:
- владеет знаниями и умениями по вопросам технологии изготовления изделия и технологии индивидуального обучения;
- планирует этапы проекта каждого ребёнка;
- распределяет время работы над частью проектного изделия на уроке с учётом индивидуальных особенностей учащегося;
- предъявляет требования к выполнению этапов работы, осуществляет педагогический контроль качества результата;
- стремиться поддерживать доброжелательный психологический климат на уроке, искренне радуется успеху и готов помочь в случае неудачи;
- творит вместе с учеником, совместно с ним «проживает» его роли: исследователя, дизайнера, конструктора, швеи, эксперта.
На уроке важно не потерять ни минуты времени, организовать работу не только всех, но и каждого, используя при этом различные виды деятельности, но обязательно - индивидуальная практическая работа. По предложению учителя, учащиеся класса могут выполнять проекты как варианты одной общей темы. Тогда отдельные проекты, объединённые в единое целое, могут составлять один групповой проект. Например, коллекция моделей одежды, выполненная из одной ткани по единому художественному образу. В этом случае учителю важно создать условия для взаимопомощи детей при общении. Тот, у кого получается лучше, помогает остальным. А учитель выступает в роли координатора работы группы.
С целью получения качественного результата работы каждым ребёнком, мною разработаны рекомендации для учащихся, которые оформлены в сборник «Пишем и защищаем проект по технологии». Это методическое пособие рецензировано на кафедре педагогики НГГУ. Материалы сборника помогают учителю организовать самостоятельную работу учащихся на всех этапах выполнения проекта.

Проектирование: деятельность, процесс, наука, искусство. Проектирование рассматривается как особая деятельность людей. Это означает, что для понимания проектирования необходимо учесть и рассмотреть все элементы, присущие проектированию, как и любой социально значимой человеческой деятельности. Как и всякая деятельность, проектирование носит процессуальный характер, подразумевает прохождение определенных этапов, стадий, шагов, отдельных действий и целых сложных процедур. При этом есть потребность превращения проектировочной деятельности в деятельность профессиональную.

Как и любая деятельность, протекающая в конкретных условиях, уникальных ситуациях, проектирование педагогического процесса может рассматриваться как разновидность практического искусства; навыки проектировщиков, их профессиональная интуиция, чутье, опыт не могут быть ничем заменены. Однако все это может и должно дополняться научными знаниями, знаниями подходов к проектированию педагогического процесса, базовыми знаниями о самом педагогическом процессе, знаниями об опыте проектирования, владением методами проектирования, выработанными наукой.

Как культурная деятельность педагогическое проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, норматива и творчества. С одной стороны, высокий профессионализм проектантов предполагает безупречное знание культурно апробированных методов и средств своей работы и их грамотное использование, с другой стороны, проектирование всегда будет носить творческий характер.

Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности в образовании, направленная на самостановление ребенка как индивидуальности и представляющая процесс совместного определения школьником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему отстаивать свою индивидуальность и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах.

© 2010-2022