Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню героев Отечества. Марина Раскова и «Ночные ведьмы». Ими гордилась страна…

Цели: знакомство с судьбой прославленной летчицы Марины Расковой; знакомство с историей создания полка « Ночные ведьмы»; воспитание чувства уважения к людям, совершившим подвиги ради Отечества, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.    Задачи:1. формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, бережного отношения к славному военно-историческому прошлому России;                                                                     ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сценарий литературно-музыкальной композиции

ко Дню героев Отечества.

Марина Раскова и «Ночные ведьмы».

Ими гордилась страна…

Цели: знакомство с судьбой прославленной летчицы Марины Расковой;

знакомство с историей создания полка « Ночные ведьмы»;

воспитание чувства уважения к людям, совершившим подвиги ради Отечества, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Задачи:1. формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, бережного отношения к славному военно-историческому прошлому России; 2. доведение до учащихся боевых традиций Русской и Советской Армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы; 3. формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством.

На экране кадры из фильма «В небе «Ночные ведьмы». pesnifilm.ru/load/elena_kamburova/ballada_o_voennykh_letchicakh_quot_v_nebe_nochnye_vedmy_quot/343-1-0-1472 Баллада о военных летчицах

Ведущий 1 "Жили-были девчонки... Смешливые и серьезные, бойкие и застенчивые, московские и калужские, сибирские и уральские. Почти взрослые, почти самостоятельные, они мечтали о большой, яркой, интересной жизни, готовились стать инженерами и артистками, учить детей и строить заводы, путешествовать и выводить новые сорта пшеницы.

Но пришел час испытаний - на родную землю ступил кованый сапог врага. В лихую годину мать Родина позвала их - и они надели солдатские шинели, стали санитарками, строителями укреплений, зенитчицами, связистами, летчиками.

На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чем не уступая мужчинам, громили врага. И оказалось, что у советских девушек железный характер, твердая рука, меткий глаз."

А. Маресьев Герой Советского Союз

На сцене Девушки в гимнастерках

Девушка 1 Ночными Ведьмами прозвали…

И так прозвали нас не зря!

Об этом говорят медали

На гимнастёрке у меня…

Девушка 2 И у подружек моих кровных

Блестят, красуясь, ордена…

Я до сих пор дышу неровно,

Их вспоминая имена…

Девушка 3 Мы часто по ночам летали

И наш фанерный самолёт

В такие забирался дали

Во вражий тыл, что чёрт поймёт,

Как на обратный путь горючки

Хватало, что бы дотянуть

В мороз тягучий и колючий

До нашей базы…Трудный путь…

Девушка 4 Бомбили зло… Давились криком,

Когда военный эшелон

Взлетал на воздух и со скрипом

Шёл под откос врагу назло…

Мы были юны и отважны

И ненавидели врагов…

Девушка 5 Для нас победа была важной…

Не признавали мы Богов…

Но ладанки под гимнастёркой

Носили многие из нас,

А комиссарская шестёрка

Ругал, презрев иконостас…

Девушка 6 Теряли лучших мы девчонок

В боях за город Сталинград…

От наших узеньких юбчонок

Враг разбегался и был рад

В живых остаться после боя,

Пусть без руки-- зато живой…

Девушка вместе А мы шутили меж собою:

Ночные Ведьмы рвутся в бой!!!!

Ведущий 1 В день героев Отечества нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. Очень многие слышали об эскадрилье советских летчиц, которых фашисты прозвали «Ночными ведьмами». Уникальность «Ночных ведьм» заключалась в том, что в составе полка вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.

Ведущий 2 Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них -Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.

Ведущий 1.Сегодня наш рассказ пойдет об одной удивительной женщине, одной из трех первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.

Ведущий 2 Имя этой замечательной женщины увековечено в названиях улиц и площадей, теплоходов , военных училищ. О подвигах советской летчицы написаны книги и созданы кинофильмы. Чем же заслужила такое внимание москвичка Марина Раскова?

Ведущий 3. В ряду женщин - Героев Советского Союза имя Марины Расковой стоит особняком. Она одна из первых обладательниц "Золотой звезды", знаменитый штурман, перелетевшая более шести тысяч километров через тайгу, самолет которой совершил уникальную посадку на непроходимые болота. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы».

Ведущий 1 Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. Будущая знаменитая летчица и "крестная мать" отечественной ночной бомбардировочной авиации окончила школу-семилетку, попутно обучаясь в детском отделении Консерватории. Свой музыкальный талант Марина унаследовала от папы, который был преподавателем пения. Но стать артисткой Расковой было не суждено: отец умер

Девушка, исполняющая роль Расковой ( в гражданской одежде). Сейчас, вспоминая свои детские годы, я нахожу в них очень мало радостных дней. Счастливы наши современные дети. Они не знают тех лишений и невзгод, среди которых приходилось расти и воспитываться детям в те годы.

Отец был учителем пения, мать - школьной учительницей. С утра мама уходила на работу, брат - в школу, к отцу приходили ученики распевать голос. Дом наполнялся звуками вокализов и гамм. Отец был вынужден заниматься с учениками дома. Здоровье не позволяло ему ходить на занятия. В комнате холодно, топить нечем. От холода некуда спрятаться... Вскоре маму назначили на работу в детский дом на Зубовской площади, и мы перебрались жить туда.

Ведущий 2 Марина в 17 лет устроилась лаборанткой на Бутырский химический завод. Вскоре Раскова вышла замуж - ее супругом стал инженер заводской лаборатории, а через год в семье родился ребенок, дочь Таня.

Ведущий 3 Сменив работу в 1932-м, Раскова устроилась чертежницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского. Здесь она очутилась в совершенно другом мире, а ее новые дополнительные обязанности состояли в том, чтобы приносить на лекции сложные приборы - манометры, аэротермометры, секстанты…

Ведущий 1 В то время - 1930-е годы - летное дело стало в Стране Советов модным и даже романтическим увлечением. Еще не совершили свои подвиги Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, но молодежь уже активно интересовалась планерами и авиамоделями. Марину Раскову увлекли вопросы аэронавигации, хотя, наверное, даже тогда мало кто мог предположить, какое будущее ждет эту хрупкую 20-летнюю девушку.

Ведущий 2 Способную сотрудницу заметил преподаватель академии генерал-лейтенант авиации Александр Васильевич Беляков, который сам имел квалификацию штурмана. Он стал помогать Расковой. Без его протекции, но на основе полученных знаний, Марина Михайловна с блеском сдала экзамены и стала первой в нашей военной авиации женщиной-штурманом.

Ведущий 3 В те годы на Черном море прокладывалась новая пассажирская гидроавиалиния Одесса - Батуми и инженерам требовались сведения об условиях местности. Расковой было поручено осуществить фотосъемку и подготовить описание отрезков будущей трассы. Летать Марине приходилось порой по семь часов в день, нередко в сложных условиях, над штормовым морем. Девушка старательно исследовала все побережье Крыма, Кавказа, акваторию Азовского моря. Именно результаты этой работы доказали всем, что Раскова стала отличным штурманом.

Ведущий 1 После экзаменов она была зачислена инструктором аэронавигационной лаборатории, а затем стала преподавателем штурманского дела в родной академии. И это в 22 года. Всегда опрятная, в синем берете и изящной форме, Марина Раскова вела занятия для старших офицеров.

Раскова(в форме). Однажды из запаса пришли на переподготовку старые командиры. Из них была создана специальная группа. Меня назначили преподавателем этой группы. Когда командиры прочли в расписании «Штурманское дело - преподаватель Раскова», они решили, что это описка, наверное, не «Раскова», а «Расков». Посмеивались. Слушатели осторожно, но с явным любопытством приглядывались ко мне. Женщина-штурман, да еще преподаватель Академии, - это было необычно. Не сразу установились нормальные отношения. Сначала на меня даже пожаловались начальнику факультета: командирам казалось диким, что они должны стоять «смирно» перед женщиной. Летом занятия переносились на аэродром, в лагеря.

Ведущий 2. Летняя практика проходила успешно. Все слушатели на «отлично» отлетывали и разыгрывали аэронавигационные и тактические задачи. Ей приходилось обучать штурманскому делу командиров авиационных соединений, вести с ними всю работу, совершая на тренировках в качестве штурмана тяжелого бомбардировщика ТБ-3 за полет до 50 заходов на цель! У курсантов начинала кружиться голова, а Расковой хоть бы что. Казалось, небо само звало эту отважную девушку

Ведущий 3 Наступила осень 1934 года. Возобновились обычные занятия. Начальник академии пожелал вознаградить заслуги Расковой в деле подготовки штурманов.

Раскова. Меня решили за счет Академии обучить летному делу. Моя радость была безгранична. Сбылась мечта! Я знала, что многие женщины постигли летное искусство, что они самостоятельно летают. Известны уже были имена Валентины Гризодубовой, летчицы Казариновой и многих других. В аэроклубе я видела девушек-инструкторов и твердо знала, что и для меня стать летчиком - немудреное дело. К знанию аэронавигации прибавилось умение самостоятельно управлять самолетом. Передо мной раскрылись новые необъятные горизонты.

Ведущий 1 Девушка закончила школу пилотов в Центральном аэроклубе в Тушино, и вскоре ей доверили чрезвычайно ответственное дело: подготовку Первомайских воздушных парадов в Москве. Надо ли говорить, что все эти мероприятия проходили на "отлично", причем Раскова каждый раз сама за штурвалом вела торжественный строй самолетов, которые проходили над столицей в праздничный день.

Ведущий 2 О ней писали газеты, ее имя знала вся Москва. Девушка стала консультантом НКВД, а потом и уполномоченным особого отдела; начала участвовать в дальних перелетах, ставя рекорды и удивляя даже генералов авиации. Но главная всесоюзная слава Расковой была еще впереди. В 1938 году она в составе экипажа самолета АНТ-37 "Родина" совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток, оставив под крылом более 6400 километров.

Ведущий 3 Самолет АНТ-37, прилетев на Дальний Восток, упал в лесные болота близ поселка Керби под Хабаровском, причем Расковой пришлось прыгать в осеннюю тайгу с парашютом. Оставшись с малым запасом продуктов, ножом и револьвером, превозмогая холод, отважная 26-летняя девушка десять дней добиралась до своих напарниц, отпугивая рысей и медведей, ночуя на траве и питаясь ягодами. Раскова выстояла, дошла.

Ведущий 1 Эта история попала во все газеты страны. Москва встречала смелых девушек как героев, с них брали пример. За то недолгое время, что Раскова находилась в больнице, она написала книгу "Записки штурмана". За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106. Через несколько лет началась война…

Звучит куплет песни «Священная война»

На сцене Раскова и девушки ( в гражданской одежде)

Раскова. Правительство поручило нам формирование авиационных полков из девушек. Тысячи советских девушек хотят быть на фронте, и с оружием в руках, и летать. И вот наша задача помочь им в этом. Для этого надо организовать женские авиационные полки.

Звучит песня из фильма «Ночные ведьмы» «Вальс по плоскости» (А.Розенбаум)

Девушка 1 Рассказывает (Раиса Ермолаевна Аронова )

Вечером приступила к работе комиссия во главе с Мариной Михайловной Расковой.

Не скрою, я волновалась, ожидая встречи с прославленной летчицей. Ведь именно она своей яркой биографией зажгла во мне любовь к авиации. Я восхищалась ее рекордными перелетами, а после того как прочла ее «Записки штурмана», твердо решила связать свою жизнь с авиацией.

И вот сейчас увижу свою героиню, буду разговаривать с ней.

В этот момент вопрос о том, в какую группу меня зачислят - в летную или техническую, - отошел на второй план.

- Следующий!

Следующей была я.

Теперь не могу припомнить, находился ли кто еще в тот момент в комнате. Я видела только ее, сидящую за письменным столом. Свет из-под зеленого абажура настольной лампы неярко освещал хорошо знакомое по фотографиям лицо. Прямой пробор. Гладко зачесанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Четкий разлет темных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастерке - Золотая Звезда Героя.

Раскова приветливо улыбнулась и пригласила сесть рядом с ней. Она, конечно, видела мое смущение и деликатно старалась помочь справиться с ним.

Сценка

Раскова: Проходи, присаживайся. Сколько часов ты налетала в аэроклубе?

Аронова : Пятьдесят часов.

Раскова: Кем хочешь быть?

Аронова : Хочу быть только летчицей!

Раскова: Видишь ли, у тебя налет маловат - всего пятьдесят часов. А тут есть опытные летчицы, с солидным стажем. У них, разумеется, больше оснований… Предлагаю стать стрелком-бомбардиром.

Аронова : Я еще не очень хорошо разбираюсь в летных военных профессиях Я летать буду?

Раскова: Непременно! Стрелок-бомбардир - это штурман с дополнительными обязанностями стрелка. Он же сбрасывает бомбы на цель. Аронова : Я согласна.

Девушка 2 Рассказывает Полина Владимировна Гельман

- Воскресенье 22 июня 1941 года выдалось солнечным и безоблачным. В понедельник у нас, третьекурсников истфака МГУ им. Ломоносова, предстоял последний экзамен. Но в полдень прозвучало - «война». Через пару часов в университете на Моховой и студенты, и маститые профессора записывались в народное ополчение.

Наутро мы двинулись в военкоматы, но девушкам там отвечали: «Война - не женское дело. Учитесь». В начале октября 1941 года студенты московских вузов рыли противотанковые рвы на подступах к Москве по Белорусской дороге. Кто-то принес новость: в ЦК комсомола набирают девушек в авиационные части. Врачам летной школы и в голову не пришло измерять мой рост, меня признали годной к летной работе и зачислили в штурманскую группу.

Гельман: Здравствуйте. Я мечтаю попасть на фронт. Хочу сражаться.

Раскова : Это, конечно, хорошо Я знаю, Гельман, что ты историк, математику и физику не учила. А штурману без этого не обойтись. Пока будешь укладчиком парашютов.

Ведущий 1.Так одна за другой вереницей шли к Расковой девушки. Во второй половине октября 1941 года лётчицы выехали из Москвы в город Энгельс. Здесь в течение нескольких месяцев они должны были осваивать самолёты новых конструкций, овладевать мастерством воздушного боя, техникой бомбометания.

Ведущий 2 Командиром 586-го истребительного авиаполка стала одна из старейших лётчиц страны майор Тамара Александровна Казаринова ( в конце 1942 года из-за болезни её сменил на этом посту подполковник А. В. Гриднев ). Полк получил на вооружение совершенный по тому времени истребитель Як-1

Ведущий 3 Майор М. М. Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, на вооружении которого находился новейший, по тем временам, пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В. М. Петлякова.

Ведущий 1 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк возглавила опытная лётчица майор Евдокия Давыдовна Бершанская. Этот полк имел учебно - тренировочные самолёты У-2 ( По-2 ) конструкции Н. Н. Поликарпова, переоборудованные для бомбометания.

Ведущий 2. Начались занятия. Но самолётов ещё не было. На сборном пункте был отдан приказ обмундировать личный состав. Всем выдали кирзовые сапоги, гимнастёрки, брюки, бельё, шинели. Сцену переодевания девушки вспоминают как один из самых весёлых эпизодов своей военной жизни.

Ведущий 3. Сапоги были от 40 до 43 размеров вместо нужных 36, 35, 34. Их набивали ватой, бумагой и прозвали «котики», считая, что будущие авиаторы похожи в них на сказочного кота в сапогах. Шапки оказались некоторым настолько велики, что когда командовали «равнение направо», шапки со звездой порой оставались на прежнем месте, равнялись только голова, которая свободно поворачивалась под шапкой, как под колпаком.

Ведущий 1.Занятия начинались в 5-30 утра. На улице темно, но в общежитии женской авиационной части уже начался учебный день.

Девушка 3 ( в форме)

Подъём! Дежурный торжествуя,

Включает радио и свет.

А адъютант, уже ликуя,

Провозглашает громко: «Нет!

Никто уж спать теперь не должен!

Подъём и никаких гвоздей!

А ну, вставайте и будите,

Своих соседей поскорей!»

Ведущий 2 Эти шутливые стихи были написаны Галей Докутович уже на фронте для художественной самодеятельности полка. Пока будущие штурманы овладевали теорией вождения самолёта, лётчики изучали теорию полёта днём и особенно ночью. Теперь теоретические занятия в классе, сочетались с практическими занятиями на аэродроме.

Ведущий 3. ПО 2 - самолёт деревянной конструкции, обшитый брезентом. Скорость невысока, грузоподъёмность небольшая. Но зато обладает лёгкостью и простотой управления и, главное, для посадки и взлёта ему достаточно совсем небольшого клочка земли. ПО-2 был-создан выдающимся советским конструктором Н.Н.Поликарповым ещё в 1927 году. Именно на таких самолётах предстояло летать девчатам.

Ведущий 4. 46-й Гвардейский Таманский авиационный женский полк - одна из частей Советской Армии, навечно вошедших в летопись воинской славы. Полк прибыл на фронт в трудное время. Шли ожесточённые бои в Донецкой области. Чем труднее становилось летать, сражаться, жить, тем лучше действовали девушки-пилоты.

Ведущий 1.После Донецкой области полк перелетел в предгорья Кавказа, где разыгрались ожесточённые бои. Задача легкобомбардировочного авиаполка состояла в том, чтобы непрерывными ночными налётами, бомбовыми ударами не давать противнику продвигать подкрепления к переправам, уничтожать склады с боеприпасами и горючим, изматывать войска неприятеля и таким образом поддерживать наши наземные части.

Ведущий 2. Это и делали на своём участке женщины-лётчицы, в руках которых маленький По- 2 стал грозным боевым оружием. Выражая чувства своих боевых подруг, Наташа Меклин писала осенью 1942 года: .

Девушка 4

Всё тихо, всё покрыто мглой.

Но вслушайся - жужжанье раздаётся.

То прежде мирные машины рвутся в бой,

И сердце в их груди стучит и бьется!

Ночь. Тьма. Лишь яркий свет ракет

Порой то вспыхнет, то погаснет ...

Мы завоюем радость, солнце, свет!

Мы вырвем у врага утраченное счастье!

Звучит песня «А нам нужна одна победа»

Ведущий 3.Полк продолжал жить сложной фронтовой жизнью. Командир полка все силы отдавала обучению лётного состава работать в предельно опасных и трудных условиях. Лётчицы очень любили и уважали ее. Всегда спокойная, уравновешенная, подтянутая, деловая, опрятно одетая, причёсанная, она служила примером для своих подчинённых. Она всегда интересовалась, жизнью своих лётчиц, и те знали, что командир и успокоит, и подбодрит советом. В те дни лётчик Ира Каширина писала

Девушка 5 В семье нашей дружной есть строгий порядок,

Приказ командира - священный закон.

Хоть жизни ценою, а выполнить надо,

Как бы ни опасен, ни сложен был он.

Ведущий 4. 8 февраля 1943 года - знаменательная дата в истории полка - ему присвоено звание Гвардейский. На следующий день вышел «боевой листок» с «Гвардейским маршем», написанным Натальей Меклин.

Девушка 6

На фронте стать в ряды передовые

Была для нас задача нелегка.

Боритесь, девушки, подруги боевые,

За славу женского Гвардейского полка!

Вперёд лети,

С огнём в груди,

Пусть Знамя Гвардии алеет впереди,

Врага найди ..

В цель попади.

Фашистским гадам от расплаты не уйти.

Никто из нас усталости не знает,

Мы бьём врага с заката до зари.

Гвардейцы-девушки в бою не подкачают.

Вперёд, орлы, вперёд богатыри!

Звучит «Марш славянки»

Ведущий 1 Полк базируется на Кубани. Вторая половина февраля -период самой распутицы на Кубани. Дороги раскисли и подвоз боеприпасов и продовольствия _ затруднён. Экипажи днём летали за бомбами и бензином. А ночью - на боевое задание. В начале марта 1943 года полк перелетел в Пашковскую. Условия ночных полётов осложнились. Гитлеровские Дивизии закрепились на «Голубой линии». (От Новороссийска до Азовского моря). Немецкая авиация совершала налёты на Краснодар.

Ведущий 2. Затем были бои за освобождения Новороссийска, Таманского полуострова .. Полку было присвоено звание Таманского. Далее были бои за освобождение Крыма, Украины, Польши, Германии.

Девушка 1 . 32 девушки погибли в нашем полку. Среди них и те, кто заживо сгорел в самолете, был сбит над целью, и те, кто погиб в авиакатастрофе или умер от болезни. (Звучит песня «Офицеры», слайды с фотографиями погибших лётчиц) Мы вовсе не тени безмолвные,

Мы ветер и крик журавлей,

Погибшие в небе за Родину

Становятся небом над ней.

Все девушки на сцене ( по очереди)

Девушка 2 Уходит время, оставляя даты,

Стирается войны суровый лик.

Девушка 3 Аэродром военный был когда-то

Там, где сейчас аэропорт возник.

Девушка 4 Но помнит степь девичий голос звонкий,

Как быстро, обгоняя облака,

Взлетали в небо смелые девчонки

Сорок шестого авиаполка.

Девушка 5. И, не боясь огня, во тьме метали

Груз мести на немецкие полки ...

«Ночные ведьмы!» - вот как их прозвали

Хвалёные фашистские стрелки.

Девушка 6 Бывало, падал самолёт, сожжённый

Огнём врага, и вы пылали в них

Несбывшиеся матери и жёны,

Растаявшие в небе, словно дым.

Девушка 1 Летающие ангелы России,

Запомнят вас грядущие века ...

Ведущий 3. Женские авиационные полки - детище Марины Михайловны - с честью пронесли свои боевые знамена до полной победы над врагом. Двум из них было присвоено звание гвардейских, весь личный состав полков награжден орденами и медалями. Двадцать восемь девушек - летчиков и штурманов удостоены звания Героя Советского Союза

Ведущий 4 В годы Великой Отечественной войны все полки прошли славный боевой путь: 586-й истребительный авиационный полк - от Волги до Будапешта, 46-й гвардейский бомбардировочный авиационный Таманский полк - от Ставрополя до Берлина, 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк - от Волги до берегов Балтийского моря и Восточной Пруссии.

Ведущий 1 Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова не дожила до победы. Она погибла 4 января 1943 года неподалеку от Саратова. Ее самолет разбился в сложных метеоусловиях, вылетев на фронт к месту дислокации новой эскадрильи. Ей было всего лишь тридцать, она похоронена в Москве на Красной площади.

Ведущий 2 Марина Михайловна Раскова Награждена 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени. Имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини.

Ведущий 3. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя "Марина Раскова" носили два судна.

Ведущий 4 Она могла бы стать оперной певицей и красиво прожить до глубокой старости. У неё были для этого все возможности. Но время властно позвало её, и она отозвалась на этот зов. Свою короткую неповторимую жизнь Марина Раскова отдала Родине.

© 2010-2022