«Использование современных технологий в воспитательном процессе» Из опыта работы Даутовой Галины Ахметовны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Тат. Каргалинская СОШ», 2010 год.

«Использование современных технологий в воспитательном процессе»

Из опыта работы Даутовой Галины Ахметовны, учителя математики.

Хорошо - плыть по течению: не надо шевелить ни рукой, ни ногой, за тебя эту работу выполняет спокойный поток; привычные, обычные пейзажи по берегам не бередят душу, но клонят ко сну. Неважно, куда несет река, главное - делает она это незаметно, буднично, без волнений. Вечные вопросы - что такое хорошо и плохо, кто виноват, что делать - постепенно лишаются смысла. На них отвечают те, кто за все отвечает. Они же и принимают решения - за нас и о нас.

Но самое главное: позитивное отношение к такому пониманию своего места в жизни - это уже обычное, а поэтому - привычное и даже любимое состояние. Не для всех, но для значительного большинства, в том числе - и учителей, около 60 % которых сохраняют верность традициям обычного урока.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, страна устала переходить от нищеты к неблагополучию и обратно. Устала верить, устала придумывать средства выживания. Люди устали думать, они хотят нормальной, человеческой жизни. На самом деле, что плохого в обычном человеческом бытии? Испокон веку люди стремились к спокой­ной, сытой, бесконфликтной жизни. Для большинства россиян она и сегодня остается недостижимой мечтой, а образцы западного благополучия продолжают составлять основу общественного идеала. Именно нам - классным руководителям, во время общения с ребятами, нужно вести подготовку сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельно­сти по преобразованию себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества. Потому что жизнь ставит вопросы и простые и сложные, а порой и тупиковые, на которые нельзя ответить однозначно.

У многих классных руководителей накоплен целый комплекс своих подходов, особых «ключиков», с помощью которых они помогают ребенку утвердиться в коллективе, поверить в себя, избежать конфликтов в семье и школе. Работа эта необъятна. Она ведется в различной форме для решения вопросов и задач воспитания. Как обычно мы чаще всего воспитательную работу с детьми проводим в форме классного часа - это обычные классные часы нашей повседневной жизни. Ведь классный час - это не только основная форма организации работы с учащимися. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе вместе с классным руководителем.

Тревоги педагогов понятны: после каждой августовской конференции они приступают к работе под грузом непривычных дидактических требований. Однако, проблема состоит не в новизне требований, а в новизне их понимания.

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает воспитывать, используя прямые методы передачи. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа.

Ведущим подходом в осуществлении педагогической деятельности классных руководителей школы является личностно-деятельностный подход, включающий:

педагогическую поддержку ребёнка (сохранение телесного и душевного здоровья, соблюдение его прав и свобод, развитие его субъектности и нравственности, забота о его личностном развитии);

культурную идентификацию (востребование культурных способностей и свойств личности, актуализирующие чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры);

социализацию (вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовности и практических потребностей, помощь в жизненном самоопределении);

развитие индивидуальности (самобытности личности, её творческого потенциала, становления Я-концепции, индивидуального образа человека);

духовно-нравственное развитие личности (овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долги и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение).

Моделирование собственной воспитательной системы педагог осуществляет при использовании воспитательных технологий на различном уровне:

технология педагогической поддержки О.С. Газмана (аналитико-диагностическая, просветительская, консультативная, организационная деятельность);

технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (совместные работы, проекты);

технология воспитания счастливого человека (создание образа счастья, образа счастливого человека и др.);

проектная и исследовательская деятельность;

технология оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования (ИЗО-студия «Радуга», фотостудия «Перспектива», студия юных журналистов «Золотое перо»);

рекреативные технологии (организация детского досуга - игры на переменах, туристические походы, внеурочные и внеклассные мероприятия);

игровые технологии;

тренинговые технологии, арт-технологии, PR-технологии.

Дадим им подробную характеристику.

Основной идеей проектных технологий является организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного (в нашем исследовании - образовательного и профессионального) опыта. Проектная деятельность позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер; принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Арт-технологии

Арт-технологии включают: литературное творчество (сочинение сказок, произведений малых стихотворных форм (хокку, синквейнов и др.)); рисования; коллажирования; составления презентаций по созданию эмоционального фона; драматизации.

Арт-технологии в формировании личности представляют собой процесс изучения учащихся и их самоисследования посредством художественной формы.

Другой арт-технологией, активно применяемой нами является рисование. Изобразительное творчество помогает учащемуся ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мнения, мечты и надежды. Для нас важно, что это не только отражение в сознании ребёнка окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Оно участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе создания изображения активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

Рисунки, создаваемые детьми в процессе работы, на разных этапах, помогали нам определить степень усвоения и понимания того материала, который они воспринимали на занятиях. Так, например, по работам, выполненным по заданию «Нарисуй человека в профессии» можно было определить, насколько полно учащийся видит особенности профессии. Два воспитанника изобразили пожарного. Айдар Н. нарисовал фигурку человека в форме пожарного с пожарным рукавом в руках и на фоне большой пожарной машины. Халиль М. нарисовал фигурку пожарного с ребёнком на руках на фоне горящего здания. Первого учащегося в профессии привлекает антураж, внешнее. У второго - социальные мотивы, значение профессии в жизни общества.

Другой технологией, также относящейся к изобразительному творчеству и применяемой нами, стало коллажирование. Данная технология позволяла каждому учащемуся получить успешный результат, сформировать положительную установку на дальнейшую деятельность, так как не требовала никаких специальных способностей. Она экономична по времени и материалам. Коллажи, создаваемые учащимися в процессе профессионального самоопределения, позволяли им выражать свои мысли, идеи, свой взгляд на понимание темы.

Ещё одним видом арт-технологий, нашедшим широкое применение в формировании профессионального самоопределения учащихся, стало использование презентаций по созданию эмоционального фона (сделанных как учащимися, так и педагогами). Применение презентаций в профессиональном самоопределении учащихся было обосновано тем, что они позволяют:

- создание положительного эмоционального настроя как индивидуального, так и в группе;

- облегчение процесса коммуникации с педагогом и другими учащимися;

- повышение культурного уровня учащегося;

- обращение к различным реальным проблемам, ситуациям;

- возможность на символическом уровне пережить различные эмоции и чувства;

- повышение адаптационных возможности ребёнка к повседневной жизни.

Достоинствами данного вида деятельности учащихся является доступность и простота исполнения (создание презентации доступно учащимся с небольшим опытом работы за компьютером). Составляющими презентации являются слайды с изображениями и музыкальное сопровождение.

Презентации помогали легко и непринуждённо начинать занятия, вводить учащихся в темы, учащимся - проявить себя. Презентации, созданные учащимися, также стали средством косвенного изучения их личностных особенностей, уровня профессионального самоопределения и его динамики.

Применение презентаций по созданию эмоционального фона в деятельности классного руководителя обеспечивает следующее:

- создание положительного эмоционального настроя как индивидуального, так и в группе;

- облегчение процесса коммуникации с педагогом и другими учащимися;

- повышение культурного уровня учащегося;

- обращение к различным реальным проблемам, ситуациям;

- возможность на символическом уровне пережить различные эмоции и чувства;

- повышение адаптационных возможностей ребёнка к повседневной жизни.

Достоинствами данного вида деятельности учащихся является доступность и простота исполнения (создание презентации доступно учащимся и педагогу с небольшим опытом работы за компьютером).

В процессе работы нами широко применяются презентации «Утро» (в сопровождении композиции Э. Грига), «Время», «Ценности», «Как прекрасна жизнь», «Я назову планету именем твоим», «Невозможное возможно» и др. Презентации помогают легко и непринуждённо начинать занятия, вводить учащихся в темы, учащимся - проявить себя. Презентации, созданные учащимися, становятся средством косвенного изучения их личностных особенностей, эмоционального состояния.

Кроме того, презентации по созданию эмоционального фона являются реализацией и другого модернизационного направления - информатизации образования. Создаваясь в различных компьютерных программах, они демонстрируются с применением компьютера и проектора с использованием качественной акустической аппаратуры.

PR-технологии

Обоснованность применения PR-технологий («public relations», «паблик рилейшнз», общественные отношения) в формировании профессионального самоопределения объясняется следующим:

- данные технологии направлены на обращение к людям, в нашем случае воспитанникам; PR - это «создание системного информационного пространства в управленческих целях формирования благоприятных и прагматичных моделей социального поведения, истолкованных индивидами как самостоятельные и рационально обоснованные акты»;

- в основе PR-технологий лежат такие науки, как психология, социология, физиология, философия, обществознание, информатика - все, что относится к системе отношений и переработке информации; эти же науки лежат в основе формирования профессионального самоопределения;

- среди активно используемых педагогических средств, родственных технологиям PR, есть такие, как методы развития системы отношений: организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах;

приемы побуждения (стимулирования) к учению, учитывающие внутриколлективные отношения (организация коллективной работы;

применение сочетания различных форм совместной работы;

создание ситуации успеха, эмоционального фона;

приемы, стимулирующие социальную активность учащихся;

средства формирования положительной мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора темы, материалов и техник, проявления себя в различных видах индивидуальной и совместной деятельности;

индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;

средства развития коммуникативной культуры подростков: дискуссии, представления, праздники, создающие условия для демонстрации личностных достижений учащихся);

- широкое использование приемов презентаций работ и проектов учащихся, введение рейтинговых систем при оценивании групповых и индивидуальных работ;

- использование педагогами таких приемов из арсенала PR, как символизация, эмоциональная доминанта, ассоциативное связывание, ссылка на авторитет, расстановка акцентов.

Приведу примеры использования на занятиях курса профессионального самоопределения принципов устного сообщения PR:

1. «Хук» - запоминающееся начало или переключение внимания. Повышение голоса, изменение интонации, темпа и другое действие, немедленно привлекающее внимание. Широко применялось во время проведения игр («Аукцион» - стук молотка), активизирующих методик («Или-или» - изменение темпа при зачитывании номеров карточек), презентаций по созданию эмоционального фона (сами презентации уже являются причиной переключения внимания; характеристикой многих музыкальных композиций, сопровождающих презентацию, является смена темпа («Как выбрать профессию», «Ценности»), фонов, анимационных эффектов). Использование данного приёма позволяло проводить занятия в активном, живом темпе, удерживать внимание учащихся на изучаемых предметах и явлениях.

2. «Лицо» - ссылка на авторитетное лицо или группу лиц, которые вовлечены в проблемную ситуацию (например, на известного ученого, путешественника, автора книги). Так, при изучении темы «Способности и склонности. Их проявление в профессиональной деятельности.» с учащимися обсуждались биографии В.А. Моцарта (как пример развития способностей с раннего возраста), В.И. Сурикова (как пример развития способностей через овладение соответствующими умениями и навыками), Л. Гальвани (как пример универсальности способностей большинства людей и влиянии окружения на определение профессионального пути), при изучении темы «Выбор профессии. Хочу, могу, надо, есть» - биографии Д. Ливингстона (как пример выбора мотива посвящения своей жизни помощи людям, приобретения ради этого профессии врача, судьбы исследователя Африки), И.И. Мечникова и И.П. Павлова (как пример стремления добиться цели, становления человека в профессии, важности человеческого труда, значения открытий учёного для человечества).

Рекреативные технологии

Анализ научно-педагогической литературы, рассматривающей вопросы формирования здорового образа жизни молодежи, позволяет нам констатировать недостаточную разработанность исследуемой проблемы, ее понятийного аппарата, содержания и специфики. Недостаточно исследованы различные социально-педагогические технологии, в частности рекреативные, которые влияют на формирование здорового образа жизни молодежи.

РЕКРЕАЦИЯ (пример работы)

1. Выясните причины развития современного массового туризма. Совместим ли массовый туризм с охраной приро­ды?

2. Узнайте, где находятся любимые места отдыха жите­лей вашего города (поселка)? Опишите, как они оборудова­ны, какую рекреационную нагрузку они испытывают? Приведите конкретные примеры антропогенного воздействия человека на природную среду. Оцените экологическое состо­яние одного из ближайших биоценоров, испытывающего ин­тенсивную рекреационную нагрузку.

3. Соберите материал о культурном отдыхе людей в природе, выясните, какие меры принимаются для устранения отрицательного воздействия туризма на природу.

4. Разработайте правила поведения туристов во время походов с целью исключения нанесения вреда природе.

Все задания распределяются между учениками в груп­пах, назначается или выбирается ответственный, который осу­ществляет контроль за выполнением заданий.

В ходе проводимой работы учитель проводит консуль­тации по наиболее сложным вопросам, помогает составить план выступлений. Собранный материал оформляется в виде рефератов, заметок, рисунков, схем.

Технология критического мышления

Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела определили необходимость применения в работе классного руководителя технологии развития критического мышления. Данная технология стала необходимой по следующим причинам:

1. Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы.

2. Технология развития критического мышления призвана активизировать образовательный процесс, повысить самостоятельность учащихся.

3. Данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся через активное развитие умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей.

В рамках использования технологии развития критического мышления, на курсах по выбору и курсе профессионального самоопределения, использовались такие приёмы технологии как: «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Толстые и тонкие вопросы», «Верите ли вы?», «Рефлексивные вопросы», «Кроссворд», «Знаете ли вы, что…», «Закончи предложение», «Взаимоопрос».

Сущность приёма «Знаю - Хочу узнать - Узнал» заключается в соотнесении известного и нового, определении познавательных запросов, обосновывая их известной им информацией.

Приём «Толстые и тонкие вопросы» использовался на различных фазах (вызов, осмысление, рефлексия) занятий, применяется для самостоятельной работы учащихся. «Тонкие» вопросы - простые, односложные вопросы, которые требовали простого ответа на уровне воспроизведения (Кто? Что? Когда? Может…? Будет? Мог ли…? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли?). «Толстые» вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценка.

Мы знаем, что наши дети идут в школу чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей им открывать себя; свои способности, возможности. Их глазки загораются и в тот момент, когда их учат чему-то значительному, важному для жизни вообще. Работа классного руководителя строится следующим образом; взаимодействие с учениками, взаимодействие с родителями, взаимодействие с администрацией, руководством, коллегами, научная деятельность. Думаю, что в процессе своего выступления я смогла убедить вас в том, что использование современных образовательных технологий не только позволяют вывести работу классного руководителя на качественно новый уровень, повысить его результативность в деле формирования личности учащегося, но и делают выполнение нелегких обязанностей по классному руководству интересными и увлекательными. Надеюсь, что коллеги смогут не только применить новые технологии в воспитательной работе, но и смогут подать их так, что они «заиграют» в их деятельности совсем неожиданно. Желаю вам успехов!

8


© 2010-2022