Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Психологические основы воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII  вида. Воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса. Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью я...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 33 города Ставрополя»







«Психолого-педагогические основы

воспитания детей в специальной (коррекционной)

школе VIII вида»








Составила:

педагог - психолог

Н.А. Дзагкоева






г. Ставрополь, 2014г.

Воспитанность - это та ценность,

к которой должны стремиться люди.

Психологические основы воспитания учащихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.

В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

・ совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств

・ учета индивидуальных особенностей воспитанника

・ условий и обстоятельств, проведения воспитательного процесса

Специальная коррекционная школа VIII вида готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно должны находится в центре внимания педагогов.

Воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.

Главная задача воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии и коррекции дефектов развития детей с умственной отсталостью. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и методами воспитательного воздействия, трудового обучения и воспитания, а также в процессе изучения общеобразовательных предметов.

Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.

Привитие учащимся школы VIII вида жизненно необходимых умений и навыков является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. ЗПР, нарушая адаптационные способности личности в значительной степени изменяет поведение человека.

«Психические аномалии, - утверждает В.В. Королев, - являются не прямой причиной социально-психологической деформации личности, а лишь почвой, которая благоприятствует ее возникновению. Они оказывают лишь опосредованное влияние, нарушая контакты ребенка со своими сверстниками и воспитателями, затрудняют нормальную трудовую и учебную деятельность, что в конечном счете вызывает противопоставление индивида окружающим, содействует становлению у него антиобщественных взглядов и установок».

Иногда в основе внешне правильного поведения ребенка с диагнозом ЗПР, лежит только мотив подчинения. И наоборот, неправильный поступок совершается не всегда из плохих побуждений.

Причиной этих поступков может являться непонимание ситуации и межличностных отношений, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость, несдержанность, агрессивность, повышенная возбудимость нервной системы, или другие причины. В процессе общения с учащимся, причины поведения должны быть выявлены педагогом-психологом, для построения дальнейшей педагогической и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Исходная установка педагога, ориентируется на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и поведении следует воспитать достойным и равноправным членом общества.

Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания школьников, олигофренопедагогам, педагогам - психологам, воспитателям, работающим с детьми, необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

Важно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого ученика и с учетом этих данных, намечать как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к учащемуся.

В специальных (корекционных) школах формирование воспитанности учащихся требует создания максимально благоприятных для этого условий.

В условиях организации на базе образовательного учреждения разнообразных видов деятельности ребенок получает богатые впечатления о взаимоотношении в обществе, активно участвует в решении задач, стоящих перед индивидом и коллективом, и у него формируются потребности и характер человека, живущего интересами общества.

Нельзя говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива. Один из путей воспитания несовершеннолетнего это воспитание коллектива, к которому он принадлежит. Коллектив оказывает влияние на человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место как фактор коррекции недостатков психических функций у ребенка.

Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для воспитания и нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности для построения коммуникативных отношений, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.

Становление личности ребенка с ЗПР связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими и его собственная деятельность.

Воспитанность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.

У учащихся младших (I-V) классов по средствам воспитания формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и тд.

Не менее значимым является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщение.

Но младших школьников нужно готовить и к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, может воспользоваться следующими правилами:

Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям.

Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.

Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.

Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.

Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Правило шестое: Учите детей не бояться выражать свои положительные эмоции.

У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, несправедливости, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.

У старших подростков (VII-X классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива.

Особое место в работе с учащимися школы VIII вида занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Учащимся, обучающимся в специализированных образовательных учреждениях свойственна инертность, слабая подвижность мыслительных процессов, что ставит успех воспитания несовершеннолетних и формирования их привычек в зависимость от случайных отрицательных впечатлений.

Такие впечатления могут спровоцировать импульсивные поступки, которые в дальнейшем фиксируются в виде привычного способа реагирования на подобные ситуации. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек.

Патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут быть и следствием неправильного отношения взрослых, входящих в зону ближайшего социального окружения и родителей к ребенку. В этом случае олигофренопедагог и психолог должны конкретно знать, где и с чьей стороны были допущены ошибки в воспитании ребенка, наметить перспективу психолого - педагогического воздействия.

Неправильное отношение к несовершеннолетним, имеющим разную степень умственной отсталости, часто выражается в том, что взрослые (родители, педагоги) видят в нем только «больного ребенка», который нуждается в помощи, постоянном контроле, неспособного к принятию самостоятельных решений и совершению поступков.

В результате такого отношения ребенок вырабатывает свою норму поведения: «я сам ничего не могу», «я ничего не хочу, не буду», что приводит к формированию иждивенческой позиции по отношению к ближайшему окружению.

Имеют место случаи, когда детей с диагнозом ЗПР, в семье воспринимают только как рабочую силу. Это формирует у ребенка отрицательное отношение к труду, неверие в свои силы и возможности, негативизм.

Целью воспитательной системы специального (коррекционного)

образовательного учреждения VIII вида должно является создание условий для обеспечения успешной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.

В этой связи можно выделить основные задачи воспитательной системы:

1. Создание в образовательном учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.

  1. Выделение, осмысление и усвоение учащимися социально

одобряемых норм и правил поведения в обществе.

  1. Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих

осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.

Направления воспитательной системы:

*Здоровье.

Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствование собственного здоровья.

* Нравственность

Понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей

*Общение

Передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений

*Социум и право

Формирование знаний о праве, правовых нормах, как регуляторах поведения человека в обществе.

*Досуг

Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости, развития интереса к внеклассной работе.

*Ученическое соуправление.

Развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

*Творческая лаборатория классных руководителей и воспитателей . Деятельность классных руководителей по совершенствованию своего профессионального мастерства

*Семья

Максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

*Воспитанность

Интегрированный показатель сформированных отношений к учебе, природе, к себе и обществу.

Л.С. Выготский в статье «На перекрестке советской и зарубежной педагогики" писал, что ближайшая цель, стоящая перед школой VIII вида, совпадает с ближайшей целью, которая поставлена перед массовой школой. Поэтому школа VIII вида также стремится воспитать коллективиста, "дать самые необходимые для трудовой деятельности и культурной жизни навыки и знания и пробудить в детях живой интерес к окружающему».

В.П. Кащенко писал: «В основе воспитания должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел воспитатель к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания".

Показатели качества воспитания:
1. Социальный рейтинг образовательного учреждения.
2. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг.
3. Инновационные процессы в учебно-воспитательном компоненте.
4. Включенность личности несовершеннолетнего в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума).
5. Включенность личности ребенка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых).
6. Включенность родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально-ценностные игры, праздники, совместные виды деятельности).
7. Включенность государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процесс воспитания.
8. Социально-негативные явления в подростковой среде.
9. Показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей.
Среди воспитанников школы проводится диагностика уровня воспитанности с периодичностью один раз в полугодие.

В диагностическую программу изучения воспитанности обучающихся входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств.
Для каждого из них раскрыты основные проявления (отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе) по следующим критериям:
1) внешний вид;
2) манера общения, речь;
3) отношения с учителями и воспитателями;
4) отношения с воспитанниками;
5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений);
6) отношение к школьному имуществу, труду других;
7) особенности поведения;
8) отношение к своим поступкам;
9) отношение к педагогическим воздействиям

Предполагаемая результативность диагностики:
1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт), о результатах процесса воспитания.
2. Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности.
3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося.
4. Выявление воспитывающего потенциала воспитательных программ школы.
5. Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.
6. Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы школы.

В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

・ передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

・ непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

・ организацию жизни и деятельности воспитанника;

・ создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

























Приложение 1.

Опросник

«Факторы, влиявшие на уровень развития воспитанности»

1. Кто повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркнуть):

а) родители (мама, папа);

б) учитель;

в) друзья;

г) ____________________(кто то другой).

2. Чей образец поведения повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркните, впишите имя):

а) кумира ________________________________________________

б) литературного героя _____________________________________

в) героя фильма ___________________________________________

г) библейский _____________________________________________

д) собирательный ___________________________ (кого, перечисли)

3. На мой уровень развития воспитанности влияет (нужное подчеркните):

а) политика страны;

б) экономика страны;

в) экология;

г) отношения между людьми;

д) фильмы;

е) музыка;

ж) ______________ (что?)



Приложение 2.


Выявление коммуникативных
склонностей воспитанников.


Цель: выявление коммуникативной развитости воспитанника

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из -за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?




Приложение 3.

Изучение социализированности
личности воспитанника



Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем - то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.




Приложение 4.



«Изучение эффективности воспитательных средств»


Цель: изучить эффективность воспитательных средств.

1. Общешкольные дела
2. Классные дела.
3. Взаимоотношения с учителями
4. Взаимоотношения в классе.
5. Взаимоотношения с родителями.
6. Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам.
7. Обстановка в классе.
8. Пример родителей.
9. Пример педагогов.
10. Отношение к Вам Ваших товарищей.
11. Ваше увлечение в свободное время.









Приложение 5.



Тест: «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)



Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

ФИО.

класс

Утверждение

Оценка (позитивная или негативная)

1

Хорошая жизнь - это ...

2

Быть человеком - значит ...

3

Самое главное в жизни ...

4

Нельзя прожить жизнь ...

5

Чтобы иметь друзей, надо ...

6

В хорошей школе ...

7

Когда есть свободное время, я ...

8

Музыка нужна, так как ...

9

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

Вывод:






Приложение 6.


Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Связь теории воспитания с другими науками


Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, жизненными потребностями и достижениями научно-технического прогресса, возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников.

Максимально эффективное использование достижений других наук, позволяет повысить эффективность воспитательного процесса в учебном учреждении.



Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»



Виды и влияние в воспитании


Влияние в воспитании - форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.


Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»



Механизмы воздействия в воспитании


Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Принципы воспитания


Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»



Методы воспитания

Конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

© 2010-2022