Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

    В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель, который непосредственно взаимодействует как с уче...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о воспитательной работы классного руководителя 5 «Б» класса Волковой Т.В.

Учитель - странная профессия.
Любить детей, хороших и не очень,
И вместе радоваться, плакать,
Их воспитаньем заниматься.
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник,

он - творец
Он не должен ошибиться ни на йоту
Ведь человек - труда его венец.

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель, который непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе.

Я начала свою работу, с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, её уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности. В результате такой работы выяснились следующие аспекты:

· воспитанность учащихся данного класса - средняя

· отношения к школе - высокие

· образовательный уровень родителей - средний

· 50 % учащихся класса имеют компьютеры или имеют доступ к компьютеру · отношения к учебе - хорошее.

Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества для всех времен и народов.

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади.)

Система воспитательной работы в классе строится в 4 направлениях и все они между собой тесно связаны:

СЕМЬЯ

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса


Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаШКОЛА

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

КЛАСС

УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаБРАЗОВАНИЯ


Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. В этом заинтересованы все: и учителя, и родители, и сами дети. В связи с этим роль педагога проявляется в следующих аспектах - как учителя-предметника (воспитание средством своего предмета), как классного руководителя.

Нельзя забывать и о тесном сотрудничестве с учителями предметниками

Я, как классный руководитель, становлюсь организатором и координатором педагогической и воспитательной работы, также регулирую отношения между родителями, детьми и учителями - предметниками.

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса

Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б классаСтатья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса



Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса



Статья обобщение опыта работы классного руководителя 5 Б класса




«Вся тайна семейного воспитания

в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развертываться,

делать все самому"

П.Ф. Лесгафт

Но по праву семья считается главным фактором и условием развития и вос-питания ребенка. Здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (в большом или малом объеме), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты.

Поэтому сотрудничество семьи и школы - залог успешной воспитательной деятельности. Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся. Поэтому выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.

Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посеще-ние семей, анкетирование, опросы детей и родителей, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

С помощью опроса выявила

А) уровень образованности родителей:

  • 55% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;

  • 34% - среднее;

  • 11% - незаконченное среднее;

Б) уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей;

В) что эмоциональные отношения не во всех семьях благополучные.

Все учащиеся класса испытывают:

  • влияние родителей - 75 %;

  • влияние друзей - 25%.

Надо отметить, что с учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений, это радует. А командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними животными.

Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.

Если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.

Помимо родительских собраний и тематических консультаций необходимо проводить семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, - итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семей-ные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

На мой взгляд, истинными являются высказывание:

"Родители в раннем детстве сеют то,

что они собирают позже,

в года юности и начало зрелости"

А.Н. Острогорский

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, характерами, стилем отношений является для них показателем их взросления. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований к учащимся - все это является довольно серьезным испытанием для пятиклассника. Поэтому на этом этапе я поставила задачи:

  • создать условия для успешной адаптации в «средней» школе;

  • способствовать формированию классного коллектива, выработке единых требований.

Для этого я построила свою воспитательную работу так, чтобы она не готовила, а предупреждала появление негативных явлений (межличностные конфликты, неразвитость волевых качеств).

В изучении особенностей класса, их ближайшего социального окружения и взаимодействия со средой помогла и помогает первая учительница пятиклассников Колмыкова Н.П.

Для обеспечения условий реализации имеющихся возможностей в рамках воспитательного процесса, мною был составлен план воспитательной работы, в котором определены основные направления работы.

За время работы с классным коллективом было организовано и проведено множество мероприятий различного характера.

«Духовно-нравственное воспитание» - переоценка внутреннего мира учащихся, воспитать интерес к самому себе, желание самосовер-шенствоваться - формировать у учащихся осознание исторического прош-лого своей семьи «Традиции нашей семьи», «Расскажи мне обо мне», «Этим поступком я горжусь!».

«Досуг» - развивать творческую личность - повышать мастерство и содейст-вовать профессиональной ориентации учащихся - создавать дружескую и творческую атмосферу в классе «Моё хобби», «Рыцарь 21 века», операция «Макулатура», «Новый год», концерт для мам и др.

Посетив урок «Семья» у Колмыковой Н.П., я решила также провести работу по составлению своего, классного генеалогического древа.

На протяжении столетия одновременно живут три поколения: в начале века начинается жизнь деда, в конце века живет внук. На протяжении двухсот лет сменяется шесть человеческих поколений, а на протяжении тысячи лет - тридцать.

Для меня будет каждое исследование - это заочное знакомство с семьями ребят, это проникновение в их атмосферу и взаимоотношения.

А творческие работы о семье и родном городе в будущем - это глубокое переосмысление проделанной работы, это осмысление своего "Я" и иное отношение к своей семье.

Следующий этап нашей совместной работы с родителями и детьми - это традиции каждой семьи. Вместе с учителем литературы, дать детям домашнее сочинение по теме: «Традиции моей семьи», а потом на классном часе мы планируем заслушать выступления детей и обсудить их.

Затем планирую вместе с родителями работать над составлением герба своей семьи. На основе этих рисунков мы составим свой классный герб.

Семья - первая школа воспитания для ребенка. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотнос-ти родителей. Поэтому классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассмат-риваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуж-дение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме.

При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:

  • атмосфера сотрудничества школы и семьи по усиления плюсов и лик-видации минусов в характере и поведении ребенка;

  • интонация собрания: советуем, размышляем вместе;

  • профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, пред-ставление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

  • главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Каждый день после уроков, на классном часе посвящаем несколько минут отчету о работе за прожитый день, неделю, говорим о недостатках и положительных моментах в работе класса. Поначалу эта работа проходила очень тяжело, но вскоре дети начинают чувствовать ответственность и выполняют её добросовестно. От классного руководителя требуется огромное терпение и внимание в этот период, ведь от осознания детьми необходимости в этом, зависит работа в дальнейшем. Выполняя те или иные поручения, детям волей неволей приходится общаться друг с другом, в связи с этим появляются свои симпатии и антипатии. Отчуждение ребёнка происходит необязательно в силу негативного отношения к нему. Возможно, этот ребёнок не смог раскрыться. Тогда задача классного руководителя нащупать те ценные качества, которые в нём заложены и помочь им проявиться.

Вовлекаю детей не только в подготовку, но и в анализирование, проведённого мероприятия. Наряду с традиционными формами и методами воспитательной работы (экскурсия, беседа, игра), появляются новые - проектная деятельность, дискуссия, творческий отчёт. Всё это способствует развитию общественной активности, инициативе, организованности, выражению творческих взглядов. Распределение обязанностей происходит путём выдвижения кандидатур и голосования. По мере необходимости (раз в четверть, раз в полугодие) возможна их замена. Дети становятся более ответственными, самостоятельными в выполнении поручений, что свидетельствует об эффективности самоуправления в классе.

Так, на первом родительском собрании: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Родителем быть нелегко, но плохо, если от этого плохо нашим детям.

Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер.

На нем мы обсуждали тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

2. Мобильные телефоны в жизни детей.

Я стараюсь привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в школе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Вместе с родителями в этом учебном году устроили новогодний сюрприз для детей, поздравление именинников, принимали активное участие вместе с детьми в сборе макулатуре, в различных спортивных соревнованиях, а учащиеся концерт для мам, планируем провести праздник для пап, открытое письмо родителям.

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиционные дела. Они скрепляют коллектив, создают основу для его прочности и приводит к формированию у учащихся положительных качеств, ответственного отношения к порученному делу, окружающим людям, самому себе. По опыту работы знаю, что детям очень нравится ходить в походы (планируем в конце учебного года) и они всегда с нетерпением ждут этого дня, любят также праздник чествования именинников, 8 марта, День Защитника, народные праздники, Новый год.

Особое внимание классный руководитель должен уделять работе с неблагополучными семьями (Щипеткова Георгия). Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За годы жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Во время работы с такой семьей я обычно сначала сталкиваюсь с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч. Здесь на помощь учителю приходят все службы школы (психологическая, социальная, общественная). Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления.

Объектом воспитания является, конечно, ребенок. И конечной целью нашей воспитательной системы является - подготовка ребенка к жизни.

Таким образом, цель воспитания - некий идеал, к которому стремится общество - развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособ-ной, мобильной личности, достойного гражданина своей страны.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • воспитывать в детях высоконравственные черты характера;

  • развивать в детях творческие способности, поддержать талант и инициативу у детей (самореализация);

  • способствовать развитию у детей художественного вкуса, помочь в выборе правильной ориентации в окружающем мире, т.е. самоопределению;

  • развивать умения критически оценивать свои поступки (самоанализ);

  • научить процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не экстремальных условиях (самоорганизации и самореабилитации).

Создание в классе условий комфортности и защищённости для каждого ребёнка.

Мы имеем свой ВЕБ - сайт нашего класса. Так как ВЕБ - сайт является визитной карточкой, лицом класса, источником информации о нём. Отражать на сайте классную жизнь - интересные мероприятия, проекты, праздники, мы попытаемся сделать его интересным, красочным и привлекательным. Родителям сайт экономит массу времени: заглянув на сайт, они всегда в курсе дел. Работа над сайтом полезна и ребятам, и мне. Работа над сайтом улучшает грамотность, позволяет критически осмыслить и интерпретировать информацию, вырабатывает навыки работы в коллективе.

Эффективность моей работы с данным классом подтверждается следующими результатами:

  • в классе 1 отличник (Зарицкая Е);

  • в основном все учащиеся успевают, из них большинство учатся на "4" и "5" (19 человек), кроме Щипеткова Г в III четверти;

  • все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;

  • класс занимает призовые места в различных школьных мероприятиях - Веселых стартах, посвящение в пятиклассники, олимпиадах по ПДД, в осеннем калейдоскопе «Самый умный», «Очистим свою квартиру от мусора», - 1 место и др.

  • в городской олимпиаде по русскому языку - 1 место (Зарицкая Е);

  • в городском конкурсе по казахскому языку - 3 место (Бородин В).

  • активно принимали участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру»

  • найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают практически все родители.

С большим удовольствием пользуюсь циклограммой работы классного руководителя. Она позволяет избежать ошибок, упорядочить педагогическую деятельность.

Ежедневно:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

3. Работа с родителями (по ситуации).

4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся

Каждый месяц:

1. Посещение уроков в своём классе.

2. Консультации у школьного психолога.

3. Встреча с родительским активом.

4. Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Семинар (учёба) классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

4. Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса (1 сентября).

Таким образом, повышение уровня воспитанности - это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является "центром" организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это - координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога.

Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

Завершить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского:

"Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка".



7

© 2010-2022