Программа по работе с родителями

Программа разработана на определение конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях облегчения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Решать эти задачи следует ежедневно, поэтому очень важно убедить родителей в том, что семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения морали, правил поведения и общения.Цель: Познакомиться поближе с родителями (или лицами их заменяющими)  обучающихся, семейными традициями иувлечениями, привлечь родителей к жизни группы и участию в ней.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиПрограмма по работе с родителямиГосударственное образовательное учреждениеПрограмма по работе с родителями

среднего профессионального образования

«Кузнецкий индустриальный техникум»











ПРОГРАММА

по работе с родителями




Ситникова Галина Степановна,

мастер производственного обучения (преподаватель спецдисциплин)









Новокузнецк 2014

СОДЕРЖАНИЕ



1.

Программа работы с родителями

3

2.

Социальный паспорт семьи

4 - 5

3.

Концепция воспитания по работе с родителями

6 - 7

4.

Основные направления реализации программы

8 - 9

5.

Работа мастера производственного обучения (куратора)

с родителями обучающихся

9 - 10

6.

Критерии эффективности работы мастера производственного

обучения (куратора) с родителями обучающихся

10

7.

Индивидуальная работа с родителями

11 - 12

8.

Коллективная работа с родителями

12 - 13

9.

Как подготовить и провести родительское собрание

13 - 16

10.

Памятка для родителей

17

11.

Тесты для родителей

18 - 21

12.

Десять золотых правил воспитания счастливых детей

22 - 23





ЦЕЛЬ: Познакомиться с родителями обучающихся, семейными увлечениями, привлечь родителей к жизни группы и участию в ней.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ




Педагогические консультации


Анкетирование


Тестирование

Формирование родительского комитета

Коллективная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями



ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

СОВМЕСТНЫЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

Дата заполнения паспорта ___________________________________________

Отец (Ф. И. О. полностью) __________________________________________

__________________________________________________________________

Образование _______________________________________________________

Место работы, должность ____________________________________________

__________________________________________________________________

Телефоны: домашний, сотовый, рабочий _______________________________

__________________________________________________________________

Домашний адрес, индекс ____________________________________________

__________________________________________________________________

Мать (Ф. И. О. полностью) __________________________________________

__________________________________________________________________

Образование ______________________________________________________

Место работы, должность ___________________________________________

__________________________________________________________________

Телефоны: домашний, сотовый, рабочий _______________________________

__________________________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Увлечения сына (дочери) ____________________________________________

__________________________________________________________________

Кто в семье непосредственно занимается воспитанием подростка _________

__________________________________________________________________

Знакомы ли вы с кругом общения сына (дочери) ________________________

Назовите качества вашего ребенка, которые Вы считаете:

Положительными __________________________________________________

__________________________________________________________________

Отрицательными ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие методы воспитания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны:

На основе доверия _________________________________________________

На основе требовательности _________________________________________

На основе уважения ________________________________________________

На основе строгой дисциплины ______________________________________

Состав семьи:

Полная ___________________________________________________________

Не полная _________________________________________________________

Другие родственники _______________________________________________

__________________________________________________________________

Сирота (опека, приют, интернат) _____________________________________

__________________________________________________________________



КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Концепция воспитания - это целостная система наиболее существенных перспектив в рамках поэтапного усовершенствования воспитательной работы.

Цель совместной воспитательной работы с родителями заключается в сосредоточении внимания на развитии мотивационной сферы личности, определение у обучающихся своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Проблема воспитания принадлежит к тем проблемам, которые нельзя отодвинуть на второй план. Поэтому с первых дней обучения в техникуме под пристальным вниманием мастера производственного обучения (куратора) находятся семьи обучающихся.

Для того чтобы родители могли оказать мастеру производственного обучения (куратору) эффективную помощь в воспитании обучающегося, они должны хорошо представлять себе условия и возможности его обучения. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Поэтому работа с семьей считается важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса мастера производственного обучения (куратора), работающего на группе.

Одним из принципов работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения.

Основным содержанием общения с родителями должен стать ход процесса приобретения детьми общественных и учебных навыков, а также процессы интеллектуального и эмоционального развития обучающегося. Одна из задач мастера производственного обучения (куратора) и родителей заключается в том, чтобы каждый подросток раскрывал свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом.

Программа разработана на определение конкретных целей и задач воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях облегчения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Решать эти задачи следует ежедневно, поэтому очень важно убедить родителей в том, что семейное воспитание - это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения морали, правил поведения и общения.

Взаимодействие семьи и мастера производственного обучения (куратора) составляет основу Программы, в которую входят следующие направления:

  1. Индивидуальная работа с родителями.

  2. Коллективная работа с родителями.

  3. Формирование родительского актива.

  4. Тестирование.

  5. Анкетирование.




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: Познакомиться поближе с родителями (или лицами их заменяющими) обучающихся, семейными традициями иувлечениями, привлечь родителей к жизни группы и участию в ней.

Деятельность мастера производственного обучения (куратора) по организации работы с родителями реализует следующие цели:

  1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с их детьми.

  2. Консультативная - совместный психолога - педагогический поиск методов эффективного взаимодействия на подростка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия подростка и родителей.

Основные задачи воспитательной деятельности:

  1. Развитие различных форм взаимодействия с родителями в сфере воспитательной деятельности.

  2. Изучение семей обучающихся, атмосферы в семье, стиля общения.

  3. Развитие нравственного отношения в семье.

  4. Культивирование внутрисемейных положительных эмоциональных состояний.

  5. Привлечение родителей к более активным контактам со своими детьми.

  6. Повышение педагогической грамотности родителей.

  7. Утверждение в подростке чувства собственного достоинства.

  8. Воспитание свободы личности и ответственности за нее.

  9. Развитие личности обучающегося, сохранение и укрепление его физического и нравственного здоровья.

  10. Выработка взаимопонимания в цепочке мастер производственного обучения (куратор) - обучающийся - семья.

РАБОТА МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (КУРАТОРА) С РОДИТЕЛЯМИОБУЧАЮЩИХСЯ

Почти каждый человек еще до общеобразовательной школы проходит неизбежную школу семейного воспитания. Именно семья, в ней ребенок постигает сложность и ответственность межличностных отношений - учится жить в обществе. Недооценивать, а тем более игнорировать это в учебно - воспитательной работе - значит создавать искусственные трудности в работе с обучающимися. Лишь знания особенностей каждой семьи, полная доверенность между мастером производственного обучения (куратором) и семьей, ясное понимание целей и задач учебно - воспитательной работы, совместные обдуманные воздействия на подростка могут принести положительные результаты.

В работе с родителями обучающихся, особое внимание следует обращать на педагогическое просвещение родителей. Нельзя сводить работу с родителями чисто к информационной функции с требованиями «Принять меры».

Задача мастера производственного обучения (куратора), оказать помощь родителям в воспитании их детей. От того, какой совет дает мастер производственного обучения (куратор) родителям, зависит не только авторитетпедагога, но и эффективность воспитания обучающегося.

При организации педагогического просвещения родителей необходимо:

а) педагогическое просвещение строить с учетом типичных недостатков в семейном воспитании;

б) пропаганда педагогических знаний должна носить конкретный характер, осуществляться в разнообразной форме;

в) основной упор следует делать на методику воспитания подростка в семье.

Помощь родителям в воспитании детей, активизация их деятельности, развитие нравственного отношения в семье, к семейным отношениям у самих подростков - все это помогает решить не только частную, хотя и очень важную задачу воспитания у них правильного отношения к семье. Но и более того, будет способствовать изменению их отношения к людям, к себе. Вернет им веру в людей, явится одним из решающих условий снятия у них чувства напряженности, беспокойства.

В комплексе средств, помогающих целенаправленно влиять на воспитание социально ценных качеств подростка, очень велика роль семьи.

Работа с семьей была и остается важнейшим компонентом учебно - воспитательного процесса.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (КУРАТОРА) С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критериями эффективности работы мастера производственного обучения (куратора) с родителями служат:

  • сформированность положительного отношения к учебному заведению;

  • уважительное отношение к педагогическому коллективу;

  • восприятие проблем учебного заведения и причастность к их решению;

  • достойное отношение к подростку как к личности;

  • понимание его сильных и слабых сторон;

  • гордость за его достижения в саморазвитии.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальная работа с родителями очень сильно влияет на качество воспитания подростков, моральную обстановку в семье. Конфликты между родителями в семье обычно отрицательно сказываются на характере подростка.

А. С. Макаренко: «Настоящая любовь между родителями, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки являются самым могучим фактором в воспитании детей».

Каждая семья своеобразна, и в каждом отдельном случае нужен свой подход к родителям. Здесь необходимо терпение, время, осторожность, педагогическая обдуманность действий.

Поэтому следует отдавать предпочтение индивидуальной работе с родителями. Цель индивидуальной работы - добиться взаимопонимания и осуществления общих задач по воспитанию и обучению обучающихся. Индивидуальная работа с родителями может осуществляться в разной форме:

а) посещение родителей на дому; б) вызов родителей в учебное заведение;

в) письменная или телефонная связь; г) связь с местом работы родителей.

При использовании названных форм индивидуальной работы необходимо:

  1. Каждое посещение семьи обучающегося должно иметь ясную цель, быть продуманным в деталях. Следует обязательно начинать беседу с родителями хотя бы с небольшой похвалы подростка, и, самое главное, оказать конкретную помощь родителям в воспитании их ребенка.

  2. Письменная или телефонная связь с родителями должна использоваться не с целью жалоб на обучающегося, с целью педагогической консультации родителей, установления единых требований и контроля со стороны техникума и семьи в обучении и воспитании подростка.


  1. Связь с местом работы родителей следует использовать по отношению к безответственным родителям лишь в крайних случаях, когда уже использованы и не дали результатов предыдущие формы. Воздействие на родителей через общественное мнение коллектива, в котором они работают, должно быть тактичным. Эту форму можно использовать и с целью поощрения хороших родителей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Наиболее распространенная форма этой работы - родительские собрания. Как часто их следует проводить - решает мастер производственного обучения (куратор), но несомненно одно: если обстановка в группе сложная, собрание следует проводить ежемесячно.

На первом собрании следует ознакомить родителей с историей и традициями учебного заведения, распорядком работы, составом преподавателей, учебными дисциплина, уставом, правами и обязанностями обучающихся. Обязательно рассказать о профессии, которую получат их дети. Закончить собрание можно экскурсией по техникуму. На всех последующих собраниях необходимо подробно информировать родителей о положении дел в группе, успеваемости, посещаемости, участии в мероприятиях, успехах и достижениях.

При проведении родительских собраний необходимо выполнять элементарные, но очень важные требования:

  1. Соблюдать элементарную тактичность и не обрушиваться с критикой в адрес родителей, все сложные проблемы лучше решать в индивидуальном порядке;

  2. Разнообразить родительские собрания (проводить их за чашкой чая, в форме диспута);

  3. Собрание следует строить так, чтобы родители не чувствовали себя в роли провинившихся учеников, а были активными участниками в решении возникших проблем;

  4. На собранияхуместно и педагогическое просвещение родителей по отдельным вопросам воспитания подростка в семье. Можно привлекать отдельных родителей для обмена опытом в вопросах воспитания.

Следует всегда помнить, что мастер производственного обучения(куратор) должен быть специалистом в области обучения и воспитания, поэтому его главная функция - оказать профессиональную помощь родителям в воспитании их детей.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Цель совместной воспитательной работы с родителями заключается в сосредоточении внимания на развитии мотивационной сферы личности, определении у обучающихся своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Проблема воспитания принадлежит к тем проблемам, которые нельзя отодвинуть на второй план. Поэтому с первых дней обучения в нашем техникуме под пристальным вниманием мастера производственного обучения (куратора) находятся семьи обучающихся.

Для того чтобы родители могли оказать эффективную помощь в воспитании обучающихся, они должны хорошо представлять себе условия и возможности обучения их детей. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Работа с семьей считается важнейшим компонентом учебно - воспитательного процесса мастера производственного обучения (куратора). Как часто проводить родительские собрания решает сам педагог.

На первом собрании познакомить родителей с историей и традициями учебного заведения (смотреть предыдущую главу).

Можно предложить родителям заполнить анкету или в произвольной форме ответить на ряд вопросов. Например: Ф.И.О. мамы/папы/опекунов; образование; состав семьи; место работы; должность; телефоны: домашний, сотовый, рабочий; домашний адрес, увлечения их сына/дочери; кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка; знакомы ли с кругом его общения. Назовите качества своего ребенка, которые вы считаете: положительными; отрицательными. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: на основе доверия; на основе требовательности; на основе уважения; на основе строгой дисциплины. Выбрать родительский комитет (из 3 - 5 человек). Раздать памятки для родителей.

Закончить собрание можно экскурсией по учебному заведению.

На всех последующих собраниях необходимо подробно информировать родителей о положении дел в группе, какие классные часы проведены, в каких мероприятиях ребята принимали участие, какие места заняли, зачитать грамоты.Отметить самых активных, сделать и раздать памятки по текущей успеваемости и посещаемости, рассказать какое место занимает группа за данный период по посещаемости, успеваемости, в спортивной и общественной работе.

Можно проводить тематические родительские собрания, например:

1. «Если в дом постучалась беда».

Цель:

Помочь родителям сориентироваться в проблемах взаимоотношения с детьми и определить имеют ли они представление о наркотиках.

2. «Свободное время подростка».

Цель:

Представить родителям круг увлечений и способы проведения свободного времени современных подростков; показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.

3. «Половое воспитание: неверные установки».

Цель:

Пополнение знаний родителей по проблеме полового воспитания (можно пригласить медицинского работника, психолога).

4. «Педагогика семейных отношений»

Цель:

Выявить представление родителей о психологических особенностях подросткового возраста.

Охарактеризовать стили семейных взаимоотношений.

Определить пути, средства и предметы формирования семейных отношений с детьми.

5. «Правила и приемы, помогающие успешному общению с подростками»

Цель:

Оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с подростками.

Задачи:

Побудить родителей задуматься об эмоционально - психологическом состоянии своих детей.

Познакомить родителей с рекомендациями психолога.

Ознакомить с некоторыми правилами и приемами, облегчающими общение с подростками.

6. «Нравственное воспитание подростка в семье»

Цель:

Показать родителям значимость нравственного воспитания в семье.

Задачи:

Определить роль родителей в воспитании у полростка принципиальности, чувства долга и чести.

Формировать культуру общения родителей и подростков.

Умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

7. «Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности»

Цель:

Показать родителям на примере статистики и реальных примерах актуальность обсуждаемой проблемы.

Задачи:

Обсудить с родителями пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Обсудить с родителями жизненные приоритеты их детей.

8. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф?»

Цель:

Познакомить родителей с информацией о болезни.

Задача:

Сформировать у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

При проведении родительских собраний необходимо выполнять элементарные требования (смотреть предыдущую главу).


«Истинная сущность воспитательной работы заключается не

в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а

в организации жизни семьи, личной и общественной жизни

родителей и ребенка»

А. С. Макаренко

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1

1. Не скрывайте от детей того, как сильно вы их любите.

2. Как можно больше времени проводите с семьей.

3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка.

4. Откройте двери вашего дома для друзей сына (дочери) - вы должны их хорошо знать.

5. Обсуждайте проблемы, а не кричите - тогда ребенок будет вам доверять, а не бояться.

6. Будьте примером для ребенка: как вы относитесь к своим родителям, так в старости будут относиться к вам.

7. Ребенок - это птенец, который со временем покинет гнездо. Воспитайте его так, чтобы он не забыл свою семью, тепло родного дома.

В. Сухомлинский

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ № 2

Задача воспитания по модели Т. Гордона.

Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:

1. Активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям.

2. Довести до сознания ребенка соответственные слова, другими словами - это умение выразить собственные чувства.

3. Использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т. е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

ТЕСТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Отношение родителей к подростку может быть разным: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздраженное или общительное, уравновешенное, уверенное, обнадеживающее. Типы поведения никогда не обнаруживаются в чистом виде, обычно имеется бесчисленное множество сочетаний. Создавшаяся в семье система отношений к подростку называется родительскими установками.

ТЕСТ - ИГРА, «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»


Родителям предлагается выбрать из перечисленных на слайде фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми (честно, не для обсуждения):

  1. «Сколько раз тебе повторять!»

  2. «Посоветуйте мне, пожалуйста»

  3. «Не знаю, что бы я без тебя делала?!»

  4. «И в кого ты такой уродился?!»

  5. «Какие у тебя замечательные друзья!»

  6. «Ну, на кого ты похож (а)?!»

  7. «Я в твое время!»

  8. «Ты моя опора и помощник (ца)»

  9. «Ну, что за друзья у тебя?!»

  10. «О чем ты только думаешь?!»

  11. «Какой (ая) ты у меня умница!»

  12. «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»

  13. «У всех дети как дети, а ты?»

  14. «Какой ты у меня сообразительный (ая)!»

После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз.

1 - 2 8 - 1

2 - 1 9 - 2

3 - 1 10 - 2

4 - 1 11 - 1

5 - 1 12 - 1

6 - 2 13 - 2

7 - 2 14 - 1

Каждый родитель самостоятельно подсчитает сумму баллов оценки избранных фраз. Мастером производственного обучения (куратором) сообщаются оценочные суждения авторов тест - игры.

Результаты.

5 - 8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9 - 10 баллов - вы не последовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.

11 - 12 баллов - вам необходимо быть с ребенком внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13 - 14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.

ТЕСТ ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ


Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешенным, а дело - радостным и интересным?

Предлагается родителям лаконично ответить (да, нет, иногда, отчасти) на следующие вопросы психологического теста.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

  3. Интересуются ли вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

  6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

  7. Есть ли у вас общение с ними, совместные занятия и увлечения?

  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

  9. В «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

  10. Смотрите ли вы вместе с ребенком телевизионные передачи и фильмы?

  11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

  13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Результаты.

За каждое «да» - 2 балла;

За каждое «отчасти» - 1 балл;

За каждое «иногда» - 1 балл;

За каждое «нет» - 0 баллов.

Предлагается подсчитать количество набранных баллов.

Более 20 баллов - ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов - отношения можно оценивать как удовлетворительное, но недостаточно многостороннее.

Менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно не достаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.







ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ

СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Правило первое.

Любите ребенка, безусловно, независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того как он ведет себя сейчас.

Правило второе.

Надо учить детей читать с раннего возраста. Успех детей в жизни обычно связан с образованием, а образование, прежде всего, требует умения хорошо читать. Любовь к литературе формируется в раннем возрасте.

Правило третье.

Научить ребенка общаться. Благополучное будущее детей зависит от их способности правильно взаимодействовать с окружающими.

Правило четвертое.

Контролируйте просмотр телепередач. Излишнее пристрастие к телевизору или компьютеру может помешать интеллектуальному и социальному развитию ребенка.

Правило пятое.

Стимулируйте интеллект ребенка.

Правило шестое.

Формируйте правильную самооценку у ребенка. Важнейшая характеристика каждого человека - образ своего «Я». Высокая самооценка дает ребенку смелость идти на риск, исследовать неизведанное, браться за что-то новое.

Но! Родители могут постоянно повторять ребенку, что он способный, талантливый, но если у него не получается с каким либо предметом, он вам не поверит. Такому ребенку важно создать ситуацию успеха: в литературе, шахматах, спорте и т.д. Поверьте, только успех компенсирует неуспех. Ребенку важно быть в чем-то компетентным, заслужить одобрение и признание окружающих.

Правило седьмое.

Не перекладывайте свои заботы на детей. Часто случается, что один из родителей ищет в ребенке сочувствие, поддержку и использует его в качестве доверенного лица, помощника, громоотвода.

Подыщите для этой роли кого-нибудь из взрослых, а дети пусть останутся детьми.

Правило восьмое.

Помогите ребенку «убить своих драконов». Если у ребенка появился бессознательный страх перед чем-нибудь, постарайтесь помочь преодолеть его.

Правило девятое.

Дайте ребенку как можно больше оснований считать себя хорошим человеком. Детям необходимо прививать навыки нравственного, альтруистического поведения. Совершая добрые дела, человек испытывает удовольствие. Необходимо, чтобы дети как можно чаще испытывали это чувство, чтобы они стремились совершать добро вновь и вновь.

Не случайно американский психолог Адлер заметил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

© 2010-2022