Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся.

Вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно - нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе.

История человечества пронизана страстными поисками нравственного идеала, раздумьями о смысле и счастье жизни, о подлинном достоинстве человека. Формирование нравственности начинается с малого возраста - в семье, в группе детского сада, в стенах школы. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Подтверждают эту мысль замечательные слова В.А Сухомлинского:
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Воспитание успешно, если оно системно. Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать.

Серьезно подхожу к определению содержания работы с детьми. Вместе с родителями планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги. Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От сотрудничества - к сотворчеству!» - такой девиз моей работы. Межличностные отношения в классном коллективе - это показатель успешности воспитания. В педагогике воспитания я по возможности избегаю авторитарного воздействия, прибегаю к воздействию косвенному. Важно, чтобы мои воспитанники не почувствовали, что ими управляют. Для этого организую воспитательные ситуации так, чтобы ребенку казалось, что он самостоятельно нашел линию своего поведения. В процессе организации воспитательной работы не стремлюсь демонстрировать свою руководящую позицию. Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Дети, пришедшие за парты уже не те , что были 50,30,даже10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

При планировании воспитательной работы учитываю такой нюанс - воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и больше всего - люди. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это все создает определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие, руководить им - задача классного руководителя. С этой целью стараюсь организовать встречи с интересными людьми. В рамках воспитания духовной нравственности полезной была встреча с настоятелем Никольского храма отцом Вячеславом. Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся Серию бесед в этом направлении провела преподаватель Воскресной школы Левитова В.О. Эти встречи побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла. человека, человека, понять с

Глубоким воспитательным эффектом во взаимоотношениях с людьми старшего поколения наполнены встречи с нашими дедушками и бабушками. Традицией стало проводить для них праздник «День пожилого человека», организовывать чаепитие, делать подарки своими руками.

Беседы с людьми старшего поколения заставляют задуматься о таких явлениях, как человечность, порядочность, забота о своих близких, любовь к своей Родине, родному краю. Они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей и доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье, а эффективность этого процесса зависит, прежде всего, от её социального статуса. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество).

Проблемы в воспитании этих ценностей возникают, если семья неполная, если у детей нет родителей, если семья антиморальная. Существуют качественные изменения в ценностных ориентациях у детей в таких семьях. В моем классе из 22 детей - 8 живут в неполных семьях, 1-воспитывает бабушка.

«Дети одинаковы, точнее равны. Они равны и одинаковы перед добрым и худым, и поначалу походят на промокашки; впитывают в себя всё, что грамотно или безобразно написано родителями». (А. Лиханов).

С целью привлечения внимания родителей к проблеме воспитания духовно - нравственной личности в семье, а также с целью профилактики и корректировки негативного семейного воспитания, создания психологической поддержки ребенка считаю полезным проведение семейных посиделок. Родители рассказывают о своих увлечениях, демонстрируют свое мастерство.

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Такие встречи способствуют не только формированию личности, но и учат самоутверждению человека, стимулируют его социальную, творческую активность, раскрывают индивидуальность. Не раз нашей дружной классной семьей мы встречались на школьном катке, учились кататься на коньках не только дети, но и их родители. А как приятно на морозном свежем воздухе отведать горячего душистого чаю! «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь», - утверждал А.Макаренко в «Книге для родителей». Родители моих учеников - настоящие таланты. Они участвуют в различных праздниках и помогают в их оформлении: рисуют газеты, мастерят костюмы, Стало традицией проводить в классе и дни рождения, родители организуют для детей чаепитие, придумывают конкурсы, игры. Вместе с родителями мы ходили в поход, побывали в п. Рощинский, на источнике пророка Ильи, в церкви Петра и Павла. Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Осуществляя воспитательный процесс с учащимися, пользуюсь многими педагогическими технологиями (технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического разрешения конфликта, технология этической беседы, организации групповой воспитывающей деятельности и др.), отдавая предпочтение технологии создания ситуации успеха.

Считаю, что условия эффективности воспитания состоят из:

  • качественно спланированной воспитательной работы;

  • разнообразия организуемой деятельности учащихся;

  • благоприятного социально-психологического климата в школьном доме;

  • отношений воспитателя и ученика.

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности.

Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе - далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.

Среди бывших моих воспитанников были сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Но дети в этом не виноваты. Они также как и остальные хотят радоваться жизни, играть, веселиться. Об этом я объясняю и своим детям в семье и своим ученикам. На одном из классных часов, я рассказала ребятам о своих бывших воспитанниках: показала их фотографии, их работы и др. Кто-то из ребят предложил написать им письмо(после реорганизации школы-интерната ребята обучаются в детском доме г. Ельца).Завязалась переписка.

К Рождеству мы решили отправить ребятам посылку: книги, игрушки, настольные игры.

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

В феврале в нашем лицее проходила акция «Посылка для солдата». Мы тоже принимали в ней участие. Наш класс собрал и отправил посылку бывшему ученику лицея Илюхину А. Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Важным условием успешного формирования взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимодействовать с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого человека, давать адекватную оценку самому себе.

Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность. Хорошим способом помочь ребенку реализовать себя, и является организация таких видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен.

В моем классе ребята принимают активное участие в различных воспитательных мероприятиях: концерты, классные часы, турниры и др. Готовя их, стараюсь для каждого ребенка подобрать подходящую роль, при этом обязательно учитываю желание самих ребят.

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

Из опыта работы по нравственно-духовному воспитанию учащихся

В процессе проведения воспитательных мероприятий решаются и такие задачи, как:

  • обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием толерантных взаимоотношений;

  • развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания;

  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;

  • повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;

  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Что такое воспитание? Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности при планировании воспитательной работы? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели;

  • воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

  • воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Самым существенным в организации духовно-нравственного воспитания является умение классного руководителя "видеть" отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в нем скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в поступке, в мимике, жесте и эмоции. Вместе с ребятами я переживаю все трудности и радости формирования каждого из них как личности.

Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием входит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.

Один в поле не воин. Поэтому важно отметить, что основой воспитательной работы является союз трех сердец: учитель - дети - родители.



© 2010-2022