Классный час о толерантности «Мы все такие разные»

Классный час «Мы все такие разные» проводится в форме интерактивной игры. Цели: 1. Раскрыть для учащихся понятие «толерантность», его суть, познакомить с чертами толерантной и толерантность личности. 2. Воспитывать в детях уважение, внимательность к окружающим. 3. Научить ребят коллективной работе, взаимопомощи и взаимопониманию друг к другу. 4. Сформировать позитивное отношение к себе окружающим людим и миру. Форма проведения: интерактивная игра. К уроку прилагается компьютерная презен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Классный час "Мы все такие разные"

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

  2. Воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям.

  3. Показать детям значимость отношений между людьми.

  4. Дать навыки групповой работы, терпимого отношения друг к другу.

  5. Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Форма проведения: интерактивная игра.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

  1. Приветствие.

Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось - приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы. Вы получили при входе фигурки ______________ - внешний круг, ________________ - внутренний.

Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.

Варианты приветствия:

  • Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);

  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Все садятся в круг.



  1. Знакомство.

Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Леночка, в школе меня звали Лена, а сейчас меня зовут Елена Вячеславовна».

- Замечательно! Вот и познакомились!

  1. Актуализация проблемы.

Сейчас мы выполним упражнение.

  • Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

  • Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

  • А теперь оторвите нижний левый уголок.

  • Теперь оторвите кусочек в центре.

  • Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?

(Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? (У всех ребят получилось что-то свое.)

Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность - терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

Помимо толерантности существует интолерантность.

- Как вы думаете, что это такое?

Интолерантность - нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение к людям.

Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Работа в группах. Учащиеся класса делятся на две группы. Упражнение «Мы с тобой разные, но мы похожи».

На группы мы разделимся следующим образом: Двух человек выберу я, найдя у меня с ними что-то общее, а они в свою очередь следующего члена своей команды,

……, мы с тобой разные, но мы похожи тем, что живем в Тацинском районе, ……, мы с тобой разные, но мы похожи цветом волос,

Теперь вы по очереди выбираете следующего члена команды. И так далее. Садитесь за столы группами.

В группе выбрать секретаря (записывает) - тот, у кого самые темные волосы, докладчика (озвучивает решения) - тот, у кого самые короткие волосы.

Правила работы в группе на экране

Можно

Нельзя

защищать свои интересы, высказываться, играть роли, промолчать

громко смеяться, перебивать, высмеивать, выяснять отношения, мешать другим

Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая - черты, присущие интолерантной личности.

1 группа «Портрет толерантного человека»

Какие качества присущи толерантному человеку?

2 группа «Портрет интолерантного человека»

Какие качества присущи интолерантному человеку?

Вывод преподавателя:

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

  1. Упражнение - энергизатор

Я буду называть личностное качество или описывать ситуацию, а те, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнят определенное действие. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!»

  • у кого голубые глаза - трижды подмигните;

  • у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

  • тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;

  • тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

  • пусть единственный ребенок своих родителей встанет со стула;

  • кто родился весной, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

  • кто был в музее, пусть погладит себя по голове;

  • кто любит мороженое, пошлите всем воздушный поцелуй.

  • тот, кто учится в 7 классе, похлопайте в ладоши.

6. Пазлы.

Что такое пазлы? (Части общей картинки, элементы чего-то целого). Ваш класс - это тоже единое целое, а каждый ученик в нём - пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли у всех быть одинаковое мнение по поводу происходящего вокруг?

Чтобы доказать вам, что у каждого свой взгляд на мир, свое мнение, послушайте притчу «Слон и мудрецы».

  1. Притча «Мудрецы и слон»

«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?

- Я знаю, - сказал одни мудрец, - мы ощупаем его.

- Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он.

Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.

- Слон похож на веер, - закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слова.

- Он похож на дерево, - воскликнул он.

- Вы оба неправы, - сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.

- Слон похож на копьё! - закричал четвёртый, трогая бивни.

- Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!

Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею!»

- Нет, на верёвку.

- На змею!

- Стена!

- Вы ошибаетесь!

- Нет, я прав!

Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.

О чём эта притча? Почему мудрецы так и не узнали, какой слон?

Вывод: У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному. Поэтому возникают конфликты.

Что такое конфликт? Какие ассоциации у вас с этим словом?



  1. Работа в группах. Деление на 3 группы

Упражнение «Такси». 3 мальчика - таксисты. Такси движутся по городу в различных направлениях, люди спешат на работу - это все остальные. Вы должны сесть в такси, т.е. прицепиться сзади к таксисту, но в одну машину может сесть не более 5 человек вместе с таксистом. У нас получилось 3 группы.

В группе секретарь, тот, у кого больше всего пуговиц , докладчик, тот, кто ниже всех в группе.

Работа с ситуациями.

Ситуация №1

После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это "женская" работа. Завязался спор, который перерос в ссору.

Найдите свои пути разрешения конфликта. Объясните, как можно было его избежать.

Ситуация №2

На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.

Как можно было избежать конфликта между мальчиками?

Ситуация №3

У одного из ваших одноклассников не складываются отношения в коллективе. Его часто обижают, смеются над его скромностью, застенчивостью.

Вам хочется помочь ему. Какими будут ваши действия?

После ситуаций. Силён не тот, кто победил в конфликте, а тот, кто смог его избежать. А для этого нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Сказать «да» или «нет».

Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что ты поступаешь, как Человек с большой буквы. "Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы они относились к вам".

Все садятся в круг.

9. Упражнение «Комплимент». Ребята, что вам приятнее: слышать в свой адрес хорошие слова или плохие? Сейчас каждый из нас сделает соседу справа комплимент. Начну я _________________________.

10. Деление на группы. Ребята, вы любите фрукты? Ты яблоко, ты слива, ты груша.

Яблоки - это 1 группа, груши - 2, сливы - 3. Секретарь - самый высокий в группе. Докладчик - тот, у кого самые светлые волосы.

11. Синквейн. В завершении нашего классного часа еще одно задание.

Составьте синквейн (пятистишие), в котором человек выражает свое отношение к проблеме.

Тема « Наш класс»

Порядок написания синквейна (на доске)

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание.
2-я строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3-я строка - 3 глагола, показывающих действие понятия
4-я строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме
5-я строка - одно ключевое слово или словосочетание, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Образец, если учащиеся не работали с синквейном.

Ёлка

Высокая , пушистая.

Растет, радует, зеленеет.

Елка - красивое растение.

Новогодняя красавица.

12. Рефлексия. Игра «Цветок откровение».

Прежде чем расстаться, попрошу вас сесть в круг. Я прошу, чтобы каждый рассказал о своих мыслях, о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чём мы размышляли? Передавая Цветок Откровения, продолжите, пожалуйста, фразу «На сегодняшнем классном часе я …».

Начну я: Я очень волновались сегодня перед началом классного часа, но сейчас испытываю благодарность к вам за ту поддержку, которую сегодня почувствовала. Мне было очень приятно с вами общаться.

Обязательно поблагодарить каждого за то, что он высказался, был открыт и искренен. И только после этого передайте слово следующему в круге.

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.



© 2010-2022