Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Внеклассное мероприятие «Уголок моей маленькой родины». Цель: воспитание гражданской позиции у подростков, чувства любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими и культурными ценностями родного посёлка. Данное мероприятие – одно из мероприятий в системе "гражданско - патриотического воспитания обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Николаевка», рассчитано на подростков 13-14 лет. Предварительная работа...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Николаевка»








Методическая разработка внеклассного мероприятия

«УГОЛОК МОЕЙ МАЛЕНЬКОЙ РОДИНЫ»




Выполнила: Буцкая Татьяна Сергеевна

учитель математики,

классный руководитель 8 б класса

МБОУ СОШ №2 п.Николаевка,

педагогический стаж - 10 лет

II квалификационная категория










п.Николаевка, 2012

Пояснительная записка


Актуальность темы: Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у подростков - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному поселку, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Воспитание патриотизма и гражданственности является задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины.

Сегодня перед школой стоит трудная задача - воспитать школьников с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у подростков представление о том, чем славен родной край, родной поселок... Надо показать детям, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к прошлому нашей страны. В большой стране у каждого из нас есть свой маленький уголок - город, деревня, улица, дом, где мы родились. Это наша маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая страна.

Цель: воспитание гражданской позиции у подростков, чувства любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими и культурными ценностями родного посёлка.

Задачи:

  1. образовательные: расширить и закрепить знания учащихся о своей малой Родине - посёлке Николаевка: овладение методами и приемами исследования.

  2. развивающие: развитие умения вести беседу с информантами, собирать и обрабатывать информацию, развитие умения общаться с людьми старшего поколения с уважением к их жизненному опыту, развитие чувства прекрасного, развитие умения воссоздать обстановку исторического времени.

  3. воспитательные: воспитание чувства гордости за свой поселок и за тех, кто его прославляет; воспитание любви к родному краю, его истории.

Данное мероприятие - одно из мероприятий в системе гражданско - патриотического воспитания обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Николаевка», рассчитано на подростков 13-14 лет.

Предварительная работа: индивидуальные задания для каждой группы классов по сбору материала по истории поселка: история названия поселка, история улиц, известные люди поселка; фотографии п.Николаевка; слайд-шоу «Николаевка вчера, сегодня, завтра»; подготовить слайдовое шоу для оформления мероприятия; создание видеоролика «По родному поселку…»; найти вопросы и дополнительный материал о Николаевке; оформить аудиторию; пригласить гостей.

Методы: словесные, видеометоды, информационные, поисковые, исследовательские.

Приемы и способы исследовательской и практической деятельности: коммуникативные умения и навыки: вести диалог, работать в группе, презентовать свои идеи; самостоятельная работа со специфическими источниками информации

Использование современных педагогических технологий: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология создания мультимедийных презентаций.

Оборудование: 2 ноутбука, 2 мультимедиа проектора, 2 экрана, фотографии, фильм «Я родом из детства…» о Николае Дмитриевиче Наволочкине, видеоролик «По родному поселку…» (обучающиеся снимают красивые места поселка), презентации, подготовленные обучающимися «История моего поселка», «Известные люди п.Николаевка», проекты «Первые улицы моей Николаевки», презентация учителя по содержанию мероприятия.

Предполагаемый результат: умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, создавать творческие проекты; освоение доступных знаний об истории родного поселка. приобретение учащимися навыков социального общения со взрослыми.

Гипотеза: не следует ждать от обучающихся взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации мероприятия обучающиеся приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям жизни поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи мероприятия выполнены.

Гости: Скепочка Н.П., Кашкина Л.Ф. (поэтессы п.Николаевка), родители, обучающиеся 7-8-х классов.

Перед началом праздника звучат песни «Николаевки - черемухи цвет», «Деревенька моя», «Городок» и др.

Ход мероприятия:

Эпиграф:

"Для России наш поселок - частица,

А для нас он - родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем".

(Слайд №1)


Эмоциональный настрой обучающихся

Мероприятие начинается с видеоролика о п.Николаевка «По родному поселку…» (снято и смонтировано учащимися) на фоне песни «Николаевка - рай, не село!» в исполнении Любови Кашкиной (местной поэтессы).

Слайд - шоу «Николаевка вчера, сегодня, завтра» (фотографии поселка разных лет) на фоне стихотворения собственного сочинения Скепочки Нины Петровны (поэтесса п.Николаевка)

Родная сторонка

Украсит окна огненный рассвет в волшебный цвет.

И поплывет над крышами дымок, клубясь, играя.

И скину сон, как будто пестрый плед,

Вновь оживет сторонушка родная.

На улицах гурьбой ученики и слышен смех.

Сопит в санях малышка кнопкой - носом.

И девочки в колготочках «успех»

Заигрывают с Дедушкой Морозом.

Под белым снегом сладко спит фонтан, и видит сны

А рядышком на горке ребятня шумит, играет.

И может, даже раньше, до весны, от смеха детского фонтан растает.

С утра до ночи в «центре», как в котле - кипит, парит.

Снуют машины без конца то резво, то устало.

Пошла бабулька было в магазин,

В какой - забыла, их так много стало.

И хоть не мало есть проблем, забот

А где их нет?!

Россия - мать от ран и слез седая и больная,

Но есть на этом свете божий свет,

Мой отчий дом, сторонушка родная!

Учитель: Какие чувства у вас вызвала песня и стихотворение о Николаевке? (ответы детей)

Учитель: Я хочу показать вам несколько фотографий нашего посёлка, некоторым снимкам уже лет 50. Они очень отличаются от современных, но очень дороги тем, что они ЕСТЬ. Давайте попробуем понять, где мы находимся (родители и наши гости помогайте)


  1. 50-е годы - вид на администрацию поселка. (слайд №2)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. Место первых поселенцев (озеро Круглое). (слайд №3)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. Строительство Рыбкоопа, ул.Кирова - 1973г. (слайд №4)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. 1969г.- здание Сельмага, ул.Комсомольская. (слайд №5)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. Ул.Дорошенко, 1985 г.. (слайд №6)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. Районный дом культуры - 1939 г., залив. ул. Молотова

(Комсомольская) (слайд №7)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

  1. Школа №2 - 1927 г. ул.Маяковская

(слайд №8)

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

- Молодцы!!!

Стихотворение собственного сочинения читает Любовь Кашкина:

МОЙ РОДНОЙ УГОЛОК

В царстве леса, болот и речушек

Вырос ты, наш поселок родной.

Среди скромных домов и избушек

Прошло детство наше с тобой.

Ты красив и зимою, и летом,

Чистым воздухом всех одарил.

Добрым, ласковым солнечным светом

Своих жителей ты озарил.

Мы гордимся тобой, наш поселок

И вовек не забудем тебя.

Пусть каждый рожденный ребенок

Вспоминает с любовью тебя!

Слайд (9)



Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Учитель: Наш поселок прекрасен в любое время года. Осенью - некуда деться от разнообразия ярких красок; зимой хорошо пройтись по белоснежному снегу, заглянуть в царство искрящихся на солнце снежинок; весной услышать первое птичье пение, насладится буйством весенних ароматов; а летом ощутить вкус первых ягод.

Помнить, беречь и возрождать свою малую Родину - такой добрый след мы можем оставить на родной земле.

Всё это наша с вами память, наша история. Так давайте же узнаем историю п.Николаевка

Выступление ученика с презентацией «История моего поселка» (слайд №10)

Краткое содержание презентации (Никола́евка - посёлок городского типа в Смидовичском районе Еврейской автономной области РФ. Нашему поселку 116 лет.

Население 7912 жителей (на основании переписи 2010).

Расстояние по железной и автомобильной дороге до районного центра посёлка Смидович - 80 км. Расстояние до областного центра города Биробиджан - 150 км.

Рабочий поселок Николаевка был основан в 1896 году на седьмом километре шоссейной дороги. Статус посёлка городского типа присвоен в 1938 году. По названию посёлка существует несколько версий.

  1. Посёлок был назван именем глав первых трех семей: Николая Полецкого, Николая Масколенко, Николая Шаболина.

  2. Посёлок был назван в честь Российского императора Николая II

Николаевка .....Почему так назван наш посёлок?

В 1896 году несколько переселенцев из центральных областей России приехали жить в эти края, основавшись в начале у озера Круглое, а затем переехав жить на крутой берег залива реки Тунгуска (об этом рассказал один из старейших жителей нашего посёлка Николай Дмитриевич Наволочкин. Запись 1979 года)Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Озеро Круглое....Спустя некоторое время встал вопрос о названии образованного села.

Дальневосточный писатель Николай Дмитриевич Наволочкин так описывает это событие в своей книге "Забытая история" словами своего героя: "Как-то под вечер прислали за мной мальчишку"."Идите, - говорит он, - дядя Николай к кузне на сход зовут". Прихожу, а там мужики сидят, рядят, как деревню назвать. Кто говорит давайте Берёзовкой назовем". Берёз здесь много. Другой кричит Тунгуской!" Река у нас здесь - Тунгуска. А потом кто-то предложил:" Давайте подсчитаем чьих имён больше, по тому имени и назовём." Решили так сделать. А когда подсчитали: Матвей - один, Никита - один, Ивана два оказалось , Василия тоже, а Николая вместе со мной - три! На Николаевке и сошлись. Послали бумагу в волость, там согласились , ещё и похвалили нас. Правильно, мол, мужики, что в честь государя деревню свою назвали".Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Так и стала с тех пор деревня называться Николаевкой.

Одним из основателем села был Николай Палецкий, его фотография находиться на музейном стенде нашей школы №2)

Николай Палецкий с семьей

Учитель: И если у вас есть желание узнать более подробно о месте, где вы живёте - вы можете обратиться в наш школьный музей; прочитать документально-историческую книгу «Свет мой, Николаевка» Барбышевой Лилии Петровны, а так же книгу Николая Дмитриевича Наволочкина «Забытая история».

Волею судеб мы с вами встретились здесь - в Николаевке. Мы живём, учимся, работаем в посёлке, любим свой уютный посёлок, здесь наши семьи, друзья.

Сейчас это красивый посёлок, где у каждого из нас найдётся местечко, особенно близкое и дорогое. Давайте поделимся друг с другом секретом о своём любимом уголке в нашем посёлке или о том месте, где вы живёте с родителями.

Ученик:

Есть такой поселок на Востоке

От Хабаровска невдалеке

Улицы поселка, как притоки,

К Тунгуске устремляются к реке.

(слайд №11)

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия самых первых улиц нашего поселка, улиц, на которых они живут.

Выступление учащихся и показ презентаций. Защита проектов «Первые улицы моей Николаевки» (улица Хабаровская (Колхозная), улица Маяковская (Леспромхозная))

Краткое содержание проектов.

ул.Хабаровская (Колхозная)Улица Хабаровская (Цель нашей исследовательской работы - знакомство с историей улицы Хабаровская. Улица Хабаровская - одна из первых улиц нашего поселка. Здесь зарождалась история малой родины. Раньше она называлась Колхозная. Стадион на улице Хабаровская всегда был оживленным местом в поселке. Он славился березовой рощей. Поляна возле рощи с 1951 года была ограждена забором. На входе в стадион и возле танцевальной площадки стоял вечный страж - билетная касса, вход был платным до мая 1955 года. В парке располагалась волейбольная площадка, в правом дальнем углу танцевальная площадка. Танцы в поселке Николаевка собирали всех жителей близлежащих деревень. в среду, субботу и воскресение под духовой оркестр вся молодежь показывала свое танцевальное мастерство на площадке. В те далекие времена парк был культурным центром нашего поселка - это было самое ухоженное место в поселке: перед березовой рощей были разбиты клумбы, на которых разноцветными огоньками красовались цветы. На скамейках, которые стояли возле березовой рощи, в любое время можно было отдохнуть и молодым мамам с детишками и пожилым людям. Почетные жители улицы Хабаровской: Ступин Валентин Исакович - ветеран ВОВ, Артюшенко Евгения Никифоровна - учитель средней общеобразовательной школы №2 п.Николаевка. - выступление сопровождается фотографиями улицы Хабаровской и ее почетными жителями. Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Вокальная группа

ул.Маяковская (Леспромхозная)Улица Маяковская. (Цель нашей исследовательской работы - знакомство с историей улицы Маяковская. Раньше считали, что она называлась Леспромхозная, потому что там занимались переработкой леса. А сейчас она называется в честь знаменитого поэта Маяковского В. На улице находились такие здания как: сплавконтора, клуб «Сплавщик», общая баня, 2 магазина, остановка, которая есть до сих пор, конюшня и бараки. Бараки снесли, но некоторые остались до сих пор и используются для жилья. Сплавконтора занималась изготовлением мебели, досок, бруса и многое другое. Загружали баржи лесом и отправляли потребителям города Хабаровска, Владивостока, а так же в такие страны, как Узбекистан и Казахстан и др. В клубе «Сплавщик» была построена танцплощадка, она пользовалась огромной популярностью, на ней помещалось 400 или 450 человек. В клубе существовали разные кружки и хоры, проводились праздничные мероприятия. Клуб прославился вокальной группой пожилых людей. Работа клуба была награждена грамотой с подписью Тихона Хренникова - советский композитор и общественный деятель. Народный артист СССР) Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Учитель: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»….Как вы понимаете эту народную мудрость ребята? (ответы детей)

Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Николаевка богата талантами такими как Наволочкин Николай Дмитриевич, Кучеренко Сергей Петрович, Скепочка Нина Петровна и мн.др.

Выступление учащихся с презентацией о Н.Д.Наволочкине

(краткое содержание презентации)

Родился 5 января 1923 г. в поселке Николаевка, Смидовичского района. В Великую Отечественную войну прошел боевой путь от Ельца до Польши, был участником боев на Курской дуге, форсировал реки Десну, Сож, Днепр, Буг. За первый свой бой на Курской дуге получил орден Красной Звезды. После демобилизации окончил исторический факультет Хабаровского пединститута. Работал в Хабаровском книжном издательстве сначала редактором, затем главным редактором, главным редактором журнала «Дальний Восток».Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Видеоролик из фильма «Я родом из детства…» о писателе Н. Наволочкине. Где он рассказывает о своей малой Родине поселке Николаевка (с 3 мин 31с. - 14 мин. 41с.)

Выступление учащихся с презентацией о С.П.Кучеренко: краткое содержание презентации (Кучеренко, Сергей Петрович (12 октября 1927 - 10 ноября 2009) - прозаик, офицер, учёный.

Коренной дальневосточник: родился в крестьянской семье в селе Нижняя Полтавка Амурской области. Его детство и школьные годы прошли в поселке Николаевка ЕАО.Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Закончив среднюю школу №2 п.Николаевка в 1945 г., поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова во Владивостоке. Затем 11 лет служил на различных командных и штабных должностях на боевых кораблях и в соединениях Тихоокеанского Военно-Морского флота. В 1960 г. в звании капитана 3-го ранга по состоянию здоровья уволился в запас и поселился в Хабаровске.

В гражданской жизни С. П. Кучеренко избрал профессию охотоведа-биолога. В 1967 г. заочно с отличием окончил Иркутский сельскохозяйственный институт, факультет охотоведения, а через 3 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хищные млекопитающие Сихотэ-Алиня»,

Публиковать научные статьи начал с 1965 г. За 23 года охотоведческой и научной работы опубликовал свыше восьмидесяти пяти научных и около ста пятидесяти научно-популярных статей. Основная тема его статей - биологические ресурсы Дальнего Востока, их рациональное использование, человек и природа.

Первая книга С. П. Кучеренко «Звери у себя дома» была выпущена Хабаровским книжным издательством в 1973 г. Она носит научно-популярный характер, написана на основе кандидатской диссертации, по наполнена переживаниями, мыслями и чаяниями автора. В 1979 г. книга была переиздана в значительно переработанном и дополненном виде. Впечатления от путешествий в горах Сихотэ-Алиня стали основой двух последующих очерковых сборников: «В снегах Сихотэ-Алиня» (1975) и «Зов Сихотэ-Алиня» (1981).

В своих книгах Кучеренко знакомит читателей с уникальной дальневосточной природой: редкими видами хищников, («Тигр», 1985), своеобразием амурской ихтиофауны («Рыбы у себя дома», 1988); размышляет о соприкосновении мира живой природы и мира людей («Корень жизни», 1987). Для детей в 1986 г. вышел сборник новелл «Лесные знакомства». С.П. Кучеренко с 1983 г. член Союза писателей СССР)

Выступление Скепочки Нины Петровны о своей жизни и творчестве.

Место рождения - п.Смидович ЕАО. С 1980 проживаю в п.Николаевка. Моё босоногое детство связано с ЕАО, мой край, моя родина. Детство в подшитых валенках с добросовестно прикрученными коньками «снегурками». Школа с любимыми учителями и актовый зал, и первые стихи со сцены.

В конце выступления песня в исполнении Скепочки Н. «Мой край».

Край, где солнце встает над моею Россией!Внеклассное мероприятие для 6-7 класса «Уголок моей маленькой родины»

Где поля, так поля, а тайга, так тайга!

Где так птицам легко в поднебесии синем,

Где могучий Амур бьет волной в берега.

Живи земля! Цвети мой край, моя Россия!

Пусть будет мир, путь будет свет под небом синим!

Пусть будет ясным разум твой и воля прочной,

Живи земля! Цвети мой край дальневосточный!

Помнишь ты имена своих первопроходцев.

Помнишь ты сыновей, жизнь отдавших в бою.

А твои города, одаренные солнцем,

Всем, кто их создавал, вечно славу поют.

Живи земля! Цвети, мой край, моя Россия!

Пусть будет мир, пусть будет свет под небом синим!

Гордись трудом своих детей, дай внукам счастье!

Живи земля! Цвети мой край, живи и здравствуй!

От тропинки в лесу, от родного порога,

До громады мостов и больших площадей,

Мой единственный край, величавый и строгий,

Край, где солнце встает над Россией моей.

Заключительные слова учителя: (слайд №12 - фотографии современной Николаевки) Говорят, что малая родина начинается с порога родного дома. Я хочу, чтобы вы любили и помнили свой родной дом, не забывали родителей, которые дали вам жизнь, чтобы у вас всегда была возможность и желание оказаться на родном крылечке и постучаться в родную, до боли знакомую дверь.

Ребята! От прошлых поколений мы получили в наследство огромное достояние. И наш долг - сохранить и приумножить его.

Многие из вас будут жить, учиться и работать в своей родной области. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Здесь нужны люди разных профессий, знающие и хорошо подготовленные. Найти свое место в жизни, выбрать любимое дело, определить будущую специальность помогут вам знания о своем родном крае. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Каждый человек, живущий в России должен знать её историю и родной язык, беречь её природу. Любите свою Родину! Помните слова Константина Георгиевича Паустовского: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Любите, берегите, изучайте свою малую родину. Ведь её будущее в ваших руках. Не забывайте об этом.

На этом наше мероприятие подошло концу.

Спасибо всем за участие!


© 2010-2022