Статья Семейное воспитание 7 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепция модернизации Российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзни - ками. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и пони - мания жизни, редко задумываются о том, почему в определённых ситу- циях поступают так, а не иначе, но педагогический «почерк» есть в каждой семье. Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные вос - питательные воздействия, осуществляемые родителями с целью форми - рования определённых качеств и умений у детей. Чем лучше будут родители понимать, кого они хотят воспитать и как это сделать, тем успешнее будет их воспитательная деятельность. Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в роди- тельской, потом в собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для взрослых и детей. Жизнь семьи - это лакмусовая бумажка, которая проявляет ту ат - мосферу, которая так необходима ребёнку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи - всё это и создаёт аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет им сердце вдали от родного дома. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, ка - кими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребёнок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребёнка очень трудно или прак - тически невозможно. Ребёнок усвоил определённые правила, и общест- во будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и самым глубо -ким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Так создаются семейные традиции, это присущие семье нор- мы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что пе- редаются по наследству. Роль семейных традиций велика, это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребёнок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье есть свой свод определённых правил и привычек, которые выполняются на авто - пилоте. Семейные традиции помогают взаимодействовать с обществом, делают сплочённой семью, укрепляют родственные связи… В семье, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети при - слушиваются к мнению родителей. Традиции - это лучший воспитатель ребёнка, поскольку они дают самое главное ему - уверенность в завтрашнем дне, формируют у ре - бёнка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о лице бабушки, о нраве отца и деда. Эти воспоминания позво- лят ощутить ему гордость за свою семью. Традиции семейного воспитания в каждой семье свои. Передавая из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосаб - ливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без измене- ния остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострада- дание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку. В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этни - ческие, религиозные особенности семьи, определённая профессиональная принадлежность. Что же такое традиция? Словарь русского языка С.И.Ожегова даёт следующее объяснение: это то, что перешло от одного поколения к дру - гому, что унаследовано от предшествующих поколений( например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи); это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Виды семейных традиций: 1. Собрание всей семьи, которое поможет разобраться в делах, наметить дальнейшие планы, обговорить бюджет. 2. Семейные праздники (выбор подарка, подготовка и проведение этого мероприятия). 3. Общие игры с детьми ( знакомят с различными занятиями, обучают его разнообразным навыкам). 4. Беседы за чашкой чая (минуты откровения). 5. Празднование значительных событий в семье: юбилеев, успехов, достижений… 6. Совместный поход в кино, в театр, обсуждение увиденного и услышанного. 7. Чтение книг вслух. 8. Путешествия по литературным и историческим местам нашей Родины. 9. Прогулки семьёй на природу, в горы, на море, на речку. 10. Сказки перед сном. 11.Пожелания спокойной ночи ( поцеловать детей или поцеловать родителей). 12.Генеалогия и родственное пространство.(Экскурс в историю семьи: познакомить своих детей с бабушками и дедушками, пра, прабабушками и пра, прадедушками…) Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, состав - ляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского на - рода. Формирование семейных ценностей осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий, уроков литературы. Задачи, которые решаются на данных мероприятиях, занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расши - рение представлений о социально - значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и функциональным обязанностям в семье. Классный руководитель организовывает мероприятия и помогает се- мье в работе над семейными ценностями. Получив в очередной раз своих учеников в 5 классе и проведя анкету, пришла к выводу, что некоторые ученики не знают своей родос- ловной, многие с трудом вспоминали отчество своих родителей, таким образом, появилась тема для классных часов. Все мероприятия по этой проблеме объединила в одну общую тему «История моего рода». Были проведены классные часы: 5 класс- «Моя семья», где ребята рассказы - вали о своих родителях; 6 класс -- «Старики в моём доме». Тему этого классного часа подсказала беседа учеников на перемене о бабушке; 7 класс - Мы написали сочинение на тему: «История одной фотографии», где затрагивается тема памяти человеческого рода; 8 класс -- Мы провели большое мероприятие, которое готовилось на база 5, 6, 7 классов. Тема классного часа: «История моего рода». Ребята готовились вместе с родителями: одни написали большое сочинение, несколько учеников составили генеалогическое древо до шестого, седьмого поколения, принесли награды и военные, и за трудовые успехи, заметки в газетах. Ученики с большим удовольствием участвовали в этом мероприятии. На родительском собрании мы продолжили этот разговор. Многие родители были очень довольны, что провели такой классный час, так как некоторые из них тоже не знали своих корней. Ученикам были предложены вопросы: 1. Что такое семья? 2. Зачем она нужна? 3. Какие бывают семьи? 1. Что входит в понятие «Семейные ценности» и какие они у вас? 2. Что такое семейные традиции? Какие семейные традиции есть в вашей семье? 3. Для чего нужны семейные ценности и традиции? 4. Какие семейные праздники вы знаете, какие отмечаете в своей семье? 1. Какие традиции существуют в вашей семье? Расскажите о них. 2. Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились ? В чём они состояли и как возникли? 3. Как в семье отмечают праздники и отмечали прежде? В каких случаях собиралась семья? 4. Есть ли в вашей семье фирменные семейные блюда? Передава- лись ли их рецепты из поколения в поколение? 5. Хранятся ли в вашей семье награды или семейные реликвии? 6. Каких нравственных принципов велят вам придерживаться роди- тели? А какие принципы завещали им бабушка и дедушка? Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волну - ющим проблемам нашей жизни. Лучшие движения человеческой души заложены в ребёнке: непосредственность, любознательность, скромность, отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребёнку осознать их ценность, развить и укрепить - задача родителей и школы. Список литературы: 1. Л.В.Бударникова, Н.М.Гончарова, Т.Г.Данилова, Г.П.Попова, Е.Т.Ре- венко. Родительский лекторий. 5 - 11 классы. Волгоград. 2010г. 2. П.А.Лебедев. Семейное воспитание. Хрестоматия, М., Издательст- во «Академия», 2009г. 3. М.Р.Земская. «Семья и личность», М., Издательство «Прогресс», 1999г. 4. Ю.П.Азаров. «Семейная педагогика». Издательство «Политическая литература», М., 1987г. 5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1987г.

© 2010-2022