Доклад по теме: «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Взаимодействие семьи и школы как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации, когда, с одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно-воспитательного учреждения и есть фундамент нравственных идеалов детей и подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности. На морально - нравственное формирование личности ребёнка непосредственное влияние оказывает окружающая среда и семья. Семья является источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте.

Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Семья - один из главных аспектов нравственного развития личности.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:

  • способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

  • созданию комфортных условий для ребенка в семье,

  • а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Критериями эффективности работы классного руководителя с родителями в среднем и старшем звеньях служат:

  • сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка;

  • уважительное отношение к нему как личности;

  • гордость за его достижения в саморазвитии.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей (конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие)

  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса)

  • Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета)

Основные формы и методы работа с родителями, которые я применяю это:

  • использование индивидуальных форм работы с родителями

посещение на дому

За 6 лет работы классным руководителем у меня были ситуации, когда я одна или с социальным педагогом регулярно посещала семью учащегося, при этом придерживалась следующих условия:

  1. не приходить в семью без предупреждения;

  2. не планировать свой визит на длительное время;

  3. не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде;

  4. нельзя вести беседу в агрессивных тонах; не поучать родителей, а советовать; желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

После посещения на дому я обычно заполняю акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

приглашение в школу, индивидуальные консультации педагога

Индивидуальные беседы с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт учителю с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Встречи или беседы по телефону происходят со мной как по инициативе родителей, так и есть случаи, когда мне приходится приглашать родителей в школу для беседы со мной или другими педагогам, работающими в моем классе, к счастью родители идут на контакт.

При индивидуальной беседе я стараюсь придерживаться следующих правил:

  1. Беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз;

  2. Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах;

  3. В ходе беседы сравнивать ребенка с самим собой, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем;

  4. В ходе беседы мы должны найти реальные пути решения проблемы.

Анкетирование

Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала сведения о родителях, о занятости и состояние здоровья учащихся, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. На основе данный анкетирования родителей учеников я разрабатываю концепцию воспитательной работы, профилактическую работу с родителями учеников, работу с родительский комитетом класса.



  • Коллективные и групповые

классные родительские собрания

Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Виды родительских собраний:

  • Организационные

Провожу ежегодно в начале учебного года. Знакомлю родителей с уставом школы, режимом работы, с планом учебно-воспитательной работы на учебный год, выбираем родительский комитет, приглашаются учителя, работающие в классе для знакомства с родителями.

  • собрания по плану психолого-педагогического просвещения

5 класс: «Трудности адаптации пятиклассников к школе»

6 класс: «Первые проблемы подросткового возраста»

10 класс: «Адаптация учащихся к новым условиям обучения»

  • тематические

6 класс: «Роль труда в семейном воспитании ребенка»

7 класс: «Нравственно-эстетическое воспитание школьника»

8 класс: «Кодекс семейного здоровья»

10 класс: «Патриотическое воспитание на примере семейных ценностей»

  • собрания-диспуты

5 класс: «Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника»

8 класс: «Проблемы компьютерной зависимости»

9 класс: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

  • итоговые

Подводим итоги учебного года, информирую родителей о достижениях класса.

классный родительский комитет

Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Мы готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного плана (посещение школы в День открытых дверей, выступления на родительских собраниях, помощь в подготовке учащихся к экзаменам) и внеучебного плана (организация внеклассных мероприятий: 5 и 6 класс, распределение обязанностей в подготовке кабинета к учебному году).

совместная деятельность родителей и обучающихся

Родители помогают в подготовке внеклассных мероприятий, подготовке кабинета к учебному году. К сожалению, к 7 классу активность родителей снизилась. Но даже единичные коллективные дела класса имеют огромный воспитательный эффект.

В заключении хочу отметить, что все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса детей в семье и школе.

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение детей. Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.

  2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. - 55 с.

  3. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа в школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.



© 2010-2022