МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА « ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

План классного часа……………………………………………………….5

Ход мероприятия…………………………………………………………..6 Сценарий……………………………………………………………………7 I.Организационный момент……………………………………………….7

II.Основная часть ………………………………………………….……….7

1. Вступительное слово классного руководителя о дружбе и товариществе…………………………………………………………….…7

2.Чтение и обсуждение рассказа писателя В. Россина «Двойной праздник». Слово обучающейся Порошиной Ульяне…………………...………..9

3.Важное качество человека - порядочность. Слово классного руководителя……………………………………………………………..10

4. Чтение стихотворения С. Погореловского. Монтаж обучающихся...11

5. Песня В. Высоцкого«Если друг оказался вдруг…» Галиуллина Эльвина………………………………………………………………….…12

6. Законы дружбы В.А. Сухомлинского. Выступление классного Руководителя…………………………………………………………...….12

7. «Как научиться дружить? » Цитаты из сочинений обучающихся…..13

8. Чтение стихотворения Н. Доризо. Обучающаяся Ильясова Алия…………………………………………………………………….…..13

III. Подведение итогов. Заключительное слово классного

руководителя. ……………………………………………………………..13 Заключение…………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с обучающимися. Классный руководитель, готовясь к классному часу, должен определить, какие функции он должен выполнять: просветительскую, ориентационную, направляющую или формирующую. Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах (информацию о событиях, происходящих в городе, в стране, за рубежом). Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Направляющая функция призвана переводить обсуждения того или иного явления в рамки реального опыта обучающихся. Реализует все вышеуказанные функции формирующая функция, которая совершенствует у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает выработке умелого ведения диалога и высказывая, отстаивания собственного мнения. Формы классного часа могут быть различными. Выделяют следующие формы классного часа: беседа, диспуты, встречи с интересными людьми, викторины, дискуссии, КВНы, интерактивные игры, игры-путешествия, театральные премьеры, тренинги, читательские конференции, групповые собрания, экскурсии. Содержание классного часа и его методическое обеспечение тесно взаимосвязаны. При подготовке классного часа необходимо: определить тему и сформировать цель; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление, презентации, составить сценарий проведения классного часа, дать задания обучающимся для предварительной подготовки к классному часу, определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей. Предлагаемая методическая разработка отражает следующую форму классного часа: беседа "Поговорим о дружбе ". Этот классный час имеет большую воспитательную ценность, он способствует формированию у обучающихсянравственных качеств: доброту, готовность помочь близким и друзьям; помочь обучающимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями. Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. Начинающим мастерам производственного обучения, классным руководителям методическая разработка поможет в подготовке и проведению классного часа. Опытные классные руководители возможно почерпнут новые идеи, которые затем разовьют и воплотят в своей работе.

План классного часа Цели: - Сформировать твёрдые понятия о дружбе, о товариществе; - Помочь обучающимся разобраться в себе, осознать свои обязанности перед друзьями; - Формировать у обучающихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям. Форма организации: классный час Используемые методы: беседа, рассказ. Оборудование:

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор;

- Интерактивная доска. Оформление:

- Материалы презентации « Дружба»;

- Плакаты с пословицами и поговорками о дружбе;

- Выставка литературы о дружбе;

- Выставка сочинений обучающихся. Источники информации: Кон И.С. Психология ранней юности, книга для учителя, М. ,Просвещение 2006г; Гребенникова И.В. Этика и психология семейной жизни, пособие для учителя, М. ,Просвещение 2004г; Панкова Л.М. У порога семейной жизни, книга для учителя, М. , Просвещение 2003г. 5Ход мероприятия I. Организационный момент (1 мин.) II. Основная часть

1. Вступительное слово классного руководителя о дружбе и товариществе. (10 мин.)

2. Чтение и обсуждение рассказа писателя В. Россина «Двойной праздник». Слово обучающейся Порошиной Ульяне. (10 мин.)

3. Важное качество человека - порядочность. Слово классного руководителя (5 мин.)

4. Чтение стихотворения С. Погореловского. Монтаж обучающихся. ( 5 мин.)

5. Песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…» Галиуллина Эльвина. (5 мин.)

6. Законы дружбы В.А. Сухомлинского. Выступление классного руководителя. (10 мин.)

7. «Как научиться дружить? » Цитаты из сочинений обучающихся. (5 мин.)

8. Чтение стихотворения Н. Доризо. (3 мин.) III. Подведение итогов. Заключительное слово классного руководителя. (3 мин.) Предварительная подготовка За месяц до беседы рекомендую обучающимся прочитать книги: И.С.Кона «Дружба»; Ю.Н.Тынянова «Пушкин», «Кюхля»; А. Сент- Экзюпери «Маленький принц» и др. Подобрать пословицы и поговорки о дружбе. Написать сочинение «Рассказ о моем лучшем друге, подруге» Предлагаю обучающимся ответить на вопросы анкеты:

1.Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом ?

2.Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3.Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

4.Какие поступки ты смог бы простить другу?

5.Чего не смог бы простить ему?

6.Всегда ли ты говоришь другу правду?

7.Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот неправ?

8.Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9.На чем строится дружба твоих родителей и их друзей? 10.Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

11.В чем, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

12.Почему дружбу можно назвать школой любви? Предлагаю обучающимся дописать такие предложения:

1.Друг - это тот ,кто…

2.Друг и приятель - не совсем одно и то же, так как…

3. Самый лучший друг - мама, потому что…

4.Мой верный друг - папа, потому что…

Сценарий классного часа: «Поговорим о дружбе»

I. Организационный момент (1 мин.) Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые обучающиеся! Я рада, что вы пришли сегодня на наш классный час. Надеюсь, что вы почерпнете много интересного и полезного.

II. Основная часть 1.Вступительное слово классного руководителя о дружбе и товариществе.( 10 мин.) Дружба и товарищество - удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто- либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу. Аристотель считал: «Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага». Люди еще в далекие времена задавали себе вопрос: «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки. Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера. Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы- верность, постоянство, честность и т.д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера, А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» , «Друга ищи, а найдешь - береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк как степь , а без друзей - узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела - что во пне, а в друге - что во мне», «Друзья познаются в беде», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Надежный фундамент дружбы - товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод , холод, болезни была необходима взаимопомощь. Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означило «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом 8предопределило победу нашего народа над немецко- фашистскими захватчиками.

2. Чтение и обсуждение рассказа писателя В. Россина «Двойной праздник». Рассказ читает обучающаяся Порошина Ульяна. (10 мин.) «Февраль сорок третьего года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер… В ночь двадцать третье вызывает меня командир роты. -Товарищ Лозовой,- говорит, - не забыл, что у нас завтра? -Не забыл, - отвечаю. - День рождения нашей армии. -Верно,- кивнул ротный. -Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник. Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнуться, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное…Выслеживать фашистов приходиться в холод, дождь, жару. Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал: -Сержант, возня какая-то у мельницы! - и протянул мне бинокль. Отчетливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из нее выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залег у заснеженного куста. Я потянулся, было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас. Вскоре появился еще один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте свое! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалеку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. 9Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно потянулось время. Волошин увидел, что я мерзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и маскхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы все обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг- нежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше. -Оставь меня, Коля,- попросил я.-Возьмешь ребят в помощь и тогда… Вот тогда и вернешься… Но Волошин не соглашался. -Эх, Дима, Дима!- укоризненно сказал.- И что ты такое предлагаешь! А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдем тебя в такую вьюгу, и ты замерзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим... Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнер. Живет он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник. Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится все труднее и труднее подружиться. Помните это.»

3.Важное качество человека - порядочность. Слово классного руководителя.(5 мин.) Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь 10старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми. У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

4.Чтение стихотворения С. Погореловского (монтаж) (5 мин.) Губайдулина Динара: Побил меня Гуляев Колька: Зачем снежком я запустил? Но я реветь не стал нисколько, Я молча слезы проглотил. Ильясова Алия: Пришел домой, захлопнул двери, Ничком свалился на кровать. А я-то в дружбу нашу верил!.. Но больше дружбе не бывать! ГилмиеваАлия: А собирались всем делиться, Как настоящие друзья! На теплоход один проситься: Матросом - ты, матросом - я! Губаева Диана: Хотели вместе мы по свету Поплавать вдоль и поперек… Ах, Колька, Колька, что ж ты это?! Такую дружбу не сберег! Щербакова Настя: Ты не сберег мечты хорошей, И вот всему конец теперь!.. Но чьи шаги у нас в прихожей? Кто приоткрыл тихонько дверь? Мельникова Алена: Да это Колька - так несмело Вошел с поникшей головой:- Прости уж! Сердишься?.. За дело! Беда, горячий я какой! Агишева Мадина: Я подхожу к нему мириться И говорю ему:- Ну что ж! Я не сержусь: чего сердиться? Я так и знал, что ты придешь! Слова классного руководителя Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

5. Песня В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…» - Галиуллина Эльвина (5 мин.)

6.Законы дружбы В.А.Сухомлинского-выступление классного руководителя.(10 мин.) Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

1.Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.

2.Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

3. Дружба - это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм не совместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

7. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

7. «Как научиться дружить? » ( 5 мин.) Классный руководитель зачитывает цитаты из сочинений обучающихся: «Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянуться к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба. » Мельникова Алёна «Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего вмыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой. » Чурашова Настя «Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь.» Шамсиева Айсылу

8.Чтение стихотворения Н. Доризо - читает Ильясова Алия (3 мин.)

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал.

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Лишь тот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

Н. Доризо

III. Подведение итогов. Заключительное слово классного руководителя. (3 мин.)

Заключение

Классный час на тему: «Поговорим о дружбе» вызвал большой интерес у обучающихся. Классный час прошел при максимальной активности обучающихся, было задано множество вопросов, прекрасно прочитаны стихи, подобрано много поговорок о дружбе. Обучающиеся с большой ответственностью отнеслись к написанию сочинений о дружбе, цитаты из этих сочинений были зачитаны и обсуждены на классном часе. Такие классные часы помогают обучающимся разобраться в себе, осознать свои обязанности перед друзьями, осмыслить истинное значение слов дружба, товарищество. Классные часы на такие волнующие обучающихся темы - это событие не заканчивающееся одним днем, обучающиеся долго живут этим событием: они обсуждают эту тему друг с другом, делятся впечатлениями и готовы с повышенным интересом участвовать в новых классных часах. Классные часы сближают и сплачивают группу. Внеклассная работа отвлекает обучающихся от нежелательных влияний и заполняет их досуг интересными и полезными делами.

© 2010-2022