Наркотики: привычка или болезнь?

Данная разработка может использоваться как самостоятельная тема на уроке обществознания или как внеклассное мероприятие. На сайте выложен только конспект, видеоматериал подбирается каждым учителем самостоятельно , в зависимости от возрастной категории учащихся. Я брала материал из телепрограммы "Опасная зона". Разрабатывая данный урок я подобрала видео трех видов:  1. история наркотиков, как они попали в Россию (начиная с царской России и по наше время) 2. отношение к наркомании разных людей (вы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РАЗМЫШЛЕНИЕ

ТЕМА: НАРКОТИКИ:ПРИВЫЧКА ИЛИ БОЛЕЗНЬ?

ЦЕЛЬ УРОКА: -объяснить сущность наркомании, её социальную

опасность; показать реальную угрозу наркомании

человеку и обществу.

ЗАДАЧИ УРОКА:- показать пагубность влияния наркотиков на

организм человека;

- активизировать воображение, используя средства

и приемы мышления;

-сформировать умение выделять главную мысль.

Тип урока: урок-размышление

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: DVD-плеер, диск с видеоматериалом (на диске записан 15-минутный сюжет о наркомании, т.е.три 5-минутных ролика для каждого этапа урока), доска, мел, распечатанная статья 228 из Уголовного кодекса РФ, распечатанная статья Д.Колесникова «Шесть ступеней вниз, или Путь в наркотическое рабство».

Ход урока

1.Оргмомент. Урок начинается с вводной беседы. На доске написано слово «привычка».

- Вспомните устойчивые словосочетания со словом привычка?

Ответы учащихся фиксируются преподавателем на доске. Примерные ответы: хорошая привычка, плохая привычка, устойчивая привычка, вредная привычка.

- Что такое привычка?

Поведение или действие ставшее для кого-нибудь обыденным.

- Что мы относим к вредным привычкам?

Алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания.

- А наркомания - это вредная привычка?

Мнения учащихся могут разделиться: одни уверены что наркомания действительно вредная привычка, от которой можно избавиться, было-бы желание. Другие - твердо убеждены в том, что наркомания-это тяжелое заболевание и одного желания для избавления очень мало, нужно вмешательство специалиста.

2. Объявляется тема урока: Наркомания: привычка или болезнь?

Целью нашего урока будет выяснить: действительно ли наркомания-это просто вредная привычка или все-таки это тяжелое заболевание, а в конце урока мы сможем дать точный ответ на данный вопрос. Но чтобы начать разговор об этом нам надо знать историю наркомании, откуда она к нам пришла и что это такое. Я предлагаю посмотреть видеосюжет.

- видео (учащиеся смотрят первый 5-минутный видеоролик об истории наркомании).

Из сюжета вы узнали, что проблема наркомании появилась в России ещё 150 лет тому назад, первый указ о запрете наркотиков был издан в 1915 году, но в разные политические режимы отношение к наркомании менялись: они то ужесточались, то просто не возникали. В ныне действующем Уголовном кодексе РФ есть статья 228, в которой говорится…

Зачитываем статью:

Из статьи 228 Уголовного кодекса РФ

  1. Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических веществ или психотропных веществ в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

  2. Незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических веществ - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.

  3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Рекомендация: данная статья может изучаться учащимися самостоятельно в группах.

- Если наркомания - это вредная привычка, то почему за неё такое строгое наказание?

При ответе на данный вопрос мнения учащихся снова могут разделиться. Преподавателю обязательно надо дать высказаться каждому желающему.

Обобщая ответы учащихся, преподаватель говорит:

Во многих странах мира отношение к наркотикам неоднозначно. Например, в Таиланде - за хранение, сбыт, употребление - сразу смертная казнь, вне зависимости от того сколько наркотических средств у вас было: 1 грамм или 10 килограмм. А в Голландии (Нидерландах)есть специальные места для людей, употребляющих наркотические вещества, где они спокойно могут купить и принять наркотик. Ведь в этом есть свои плюсы: наркотик проходит контроль качества, у государства есть стабильный доход.

- Так если наркомания - это привычка, так может и у нас в государстве легализовать это производство? Перед тем как вы ответите на данный вопрос, предлагаю посмотреть вам видеосюжет.

- видео (учащиеся смотрят второй 5-минутный видеоролик, в котором показаны российские граждане, которые устраивают пикеты в поддержку легализации наркотических веществ).

После просмотра сюжета беседа продолжается.

- Вы согласны с мнением о том, что надо легализовать? Почему?

И снова при ответе на данный вопрос мнения учащихся могут разделиться. Одна группа учащихся твердо уверена в том, что в жизни надо попробовать все, даже наркотики, а если они будут в свободной продаже, как, например, алкоголь и табак, это будет хорошо. Другая группа убеждена в том, что употребление наркотических средств, даже самых слабых, может привести к тяжелым последствиям, например, к вырождению генофонда нации.

-Что бы сказали вам ваши родители, узнав, что вы употребляете наркотики?

Наконец мнения учащихся сходятся воедино, т.к. любой родитель отрицательно отнесется к данному деянию.

Обобщая ответы учащихся, преподаватель говорит:

-Я, думаю, ваши родители обратились бы за помощью к специалисту, т.е. к врачу-наркологу. Так если есть врач-нарколог, то наркомания это болезнь, но болезнь, которая начинается с удовольствия.

Преподаватель знакомит учащихся с рассказом о крысах:

Ученые выявили у человека и животных особые зоны в головном мозге. Раздражение электрическим током одной из таких зон вызывает приятные ощущения. В лабораторных условиях крысы получили возможность самостоятельно раздражать «зоны удовольствия». Они нажимали лапкой на специальный рычажок. Делали они это… несколько тысяч раз за один час. Организм не выдерживал, и крысы погибали. Но от удовольствия не отказывались.

Этим рассказом преподаватель говорит о том, что человек единожды испытав удовольствие, не захочет от него отказаться.

- видео (заключительный 5-минутный видеоролик, в котором показана беседа с врачом-наркологом и бывшим наркоманом).

После просмотра видеосюжета преподаватель предлагает учащимся поработать в группах над статьей Д.Колесникова «Шесть ступеней вниз, или Путь в наркотическое рабство».

Текст статьи: Шесть ступеней вниз, или Путь в наркотическое рабство.

Это путь в одну сторону: только вниз - к отчаянию и смерти.

Первая ступень - радость. Начинающий наркоман познакомился с наркотическим кайфом, и ему кажется, что ничего лучшего у него в жизни не было и не будет. И он спешит поделиться впечатлениями с приятелями.

Вторая ступень - сомнение. Наркоман замечает, что кайфа становится все меньше и меньше, и даже увеличение дозы не помогает. Он пробует принимать наркотик, но чувствует, что от этого его состояние делается все хуже - он становится мрачным, а жизнь кажется безрадостной. Все настойчивей бьется в мозгу одна и та же мысль - скорей бы принять очередную дозу.

Третья ступень - попытка сопротивления. Наркоман впервые осознает, что с ним происходит что-то очень плохое. Жизнь без наркотиков становится невыносимой, а достать деньги на очередную дозу - все труднее. Появляется сильное желание вырваться из зависимости. Но все попытки сдержаться, обойтись без очередной дозы заканчиваются тем, что наркоман хватает то, что можно продать, и бежит к наркоторговцам. В этот период он не способен ни к каким усилиям, например, сдать экзамен, предварительно не приняв наркотик. Без «дозы» у него нет ни сил, ни энергии. Впервые появляется мысль обратиться за помощью. Он уже не в состоянии скрывать свою беду от окружающих.

Четвертая ступень - отчаяние. Наркоман мечется и барахтается, как муха в паутине. Он пытается удерживаться от непреодолимого желания, обращается за помощью. Его мрачное и безрадостное существование еще больше ухудшается из-за начинающихся ломок. Если он вовремя не принимает наркотик, то чувствует, как выворачивает его суставы, у него возникают спазмы внутренних органов, появляются боли при движении, тошнота, слабость, головокружение. Медицинская помощь приносит временное облегчение, но не решает проблему - ему становится все хуже и хуже, а врачи требуют одного - прекратить прием наркотиков. Но он не в силах сдерживаться.

Пятая ступень - смирение. Наркоман окончательно убеждается: наркотик сильнее его. Он пытается как-то приспособить свою жизнь к необходимости добывать его постоянно. К этому моменту прежние возможности исчерпаны. Он вынужден предложить свои услуги тем, кого он только что ненавидел за алчность и обман - наркоторговцам. Продавая наркотики, рискуя попасть в тюрьму, он может «зарабатывать» себе на очередные «дозы». Весь его распорядок жизни подчинен наркотику, все прежние интересы и увлечения угасают.

Шестая ступень - угнетение. Наркоман окончательно сломлен наркотиками и доживает последние годы. В этот период ради наркотиков он способен на любое преступление. Ужас перед ломкой парализует его волю, но в тоже время придает большие силы только в момент, когда нужно добыть «дурь». Не случайно уголовные авторитеты нередко нанимают таких наркоманов, которых они сами называют «отморозками», для выполнения того, что они не решаются поручить своим подручным.

3.Заключительная часть урока. После обсуждения статьи (рекомендация: сколько времени нужно для обсуждения статьи в группах преподаватель решает самостоятельно), каждая группа делает вывод и озвучивает его перед классом.

Обычно выводы в группах совпадают, и все сходятся в твердом убеждении о том, что наркомания - это тяжелое заболевание, которое требует длительного лечения.

Заключительное слово преподавателя:

- Наркомания - это болезнь, которая требует долгого лечения, силы воли самого наркомана. После лечения требуется очень длительный период реабилитации, бывший наркоман учится заново жить, любить, дружить, верить и ему очень нужна поддержка близких людей.






Из статьи 228 Уголовного кодекса РФ

  1. Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических веществ или психотропных веществ в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

  2. Незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических веществ - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.

  3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.




Текст статьи: Шесть ступеней вниз, или Путь в наркотическое рабство.

Это путь в одну сторону: только вниз - к отчаянию и смерти.

Первая ступень - радость. Начинающий наркоман познакомился с наркотическим кайфом, и ему кажется, что ничего лучшего у него в жизни не было и не будет. И он спешит поделиться впечатлениями с приятелями.

Вторая ступень - сомнение. Наркоман замечает, что кайфа становится все меньше и меньше, и даже увеличение дозы не помогает. Он пробует принимать наркотик, но чувствует, что от этого его состояние делается все хуже - он становится мрачным, а жизнь кажется безрадостной. Все настойчивей бьется в мозгу одна и та же мысль - скорей бы принять очередную дозу.

Третья ступень - попытка сопротивления. Наркоман впервые осознает, что с ним происходит что-то очень плохое. Жизнь без наркотиков становится невыносимой, а достать деньги на очередную дозу - все труднее. Появляется сильное желание вырваться из зависимости. Но все попытки сдержаться, обойтись без очередной дозы заканчиваются тем, что наркоман хватает то, что можно продать, и бежит к наркоторговцам. В этот период он не способен ни к каким усилиям, например, сдать экзамен, предварительно не приняв наркотик. Без «дозы» у него нет ни сил, ни энергии. Впервые появляется мысль обратиться за помощью. Он уже не в состоянии скрывать свою беду от окружающих.

Четвертая ступень - отчаяние. Наркоман мечется и барахтается, как муха в паутине. Он пытается удерживаться от непреодолимого желания, обращается за помощью. Его мрачное и безрадостное существование еще больше ухудшается из-за начинающихся ломок. Если он вовремя не принимает наркотик, то чувствует, как выворачивает его суставы, у него возникают спазмы внутренних органов, появляются боли при движении, тошнота, слабость, головокружение. Медицинская помощь приносит временное облегчение, но не решает проблему - ему становится все хуже и хуже, а врачи требуют одного - прекратить прием наркотиков. Но он не в силах сдерживаться.

Пятая ступень - смирение. Наркоман окончательно убеждается: наркотик сильнее его. Он пытается как-то приспособить свою жизнь к необходимости добывать его постоянно. К этому моменту прежние возможности исчерпаны. Он вынужден предложить свои услуги тем, кого он только что ненавидел за алчность и обман - наркоторговцам. Продавая наркотики, рискуя попасть в тюрьму, он может «зарабатывать» себе на очередные «дозы». Весь его распорядок жизни подчинен наркотику, все прежние интересы и увлечения угасают.

Шестая ступень - угнетение. Наркоман окончательно сломлен наркотиками и доживает последние годы. В этот период ради наркотиков он способен на любое преступление. Ужас перед ломкой парализует его волю, но в тоже время придает большие силы только в момент, когда нужно добыть «дурь». Не случайно уголовные авторитеты нередко нанимают таких наркоманов, которых они сами называют «отморозками», для выполнения того, что они не решаются поручить своим подручным.



© 2010-2022