Программа работы с родителями Грани сотрудничества

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57» г. Курска



Программа работы с родителями (законными представителями)

«Грани сотрудничества»

на 2011 - 2013 гг.

(8-9 классы)

Автор: классный руководитель

8б класса МБОУ «СОШ № 57» г. Курска

Кочергина Лариса Александровна







Программа работы с родителями Грани сотрудничества

























I Пояснительная записка

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:

  1. формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе);

  2. формирование ΙQ сферы (способностей, приобретение знаний и др.)

  3. формирование эмоционально-волевой сферы.

Семья полноценно выполняет воспитательную функцию лишь в том случае, если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если будет действовать согласованно со школой в решении общих воспитательных задач, если и школа и семья будут стремиться к постоянному совершенствованию личности (ребёнка), учитывать и развивать способности и индивидуальные особенности детей.

Целесообразность разработки программы работы с родителями «Грани сотрудничества» определила Концепция модернизации российского образования, в которой подчёркнута исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации «Об образовании». Кроме того, целесообразность разработки программы определяют особые условия работы классного руководителя с подростками. В связи с выбором профессии конфликты возникают практически у половины учащихся класса. Успешно и эффективно, а главное системно преодолевать препятствия возможно только при условии эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей (законных представителей). Идея программы «Грани сотрудничества» заключается в обучении родителей (законных представителей) конструктивным взаимодействиям в системе родитель-ребёнок.

Программа «Грани сотрудничества» разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (ст. 17, 18, 19, 52) от 10.07.1992 № 3266 - 1, в редакции от 13.01.1996г.

  • Конституции РФ (ст. 38, 43) 1993г.

  • Международной Конвенции ООН по правам ребёнка

  • Семейного Кодекса РФ (гл. 12) от 08.12.1995г. № 223 - ФЗ

  • Устава школы, Устава Попечительского совета

  • Воспитательной программы школы

Программа взаимодействия классного руководителя и родителей (законных представителей) «Грани сотрудничества» является целевой программой по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.




II Цели и задачи программы

Цель программы: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, гуманизация семейных отношений

Задачи программы:

  • организовать целенаправленное просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с использованием активных форм просветительской деятельности, научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

  • развить у родителей (законных представителей) навыки и умения, связанные с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок;

  • создать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель (законный представитель);

  • ретранслировать и пропагандировать лучший семейный опыт воспитания.



III Механизм реализации программы


1 направление «Психолого-педагогический всеобуч родителей

(законных представителей)»

Задачи:


  • целенаправленно довести до сознания родителей (законных представителей) педагогические советы и рекомендации, выработать положительные отношения к ним;

  • сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;

  • выработать способность родителей (законных представителей) к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке её результатов.

Функции занятий психолого-педагогического всеобуча:


  • образовательная (вооружение родителей (законных представителей) педагогическими знаниями),

  • оценочная (осуществление объективной оценки реального опыта семейного воспитания),

  • побудительная (побуждение родителей (законных представителей) к совершенствованию собственного педагогического опыта),

  • воспитательная (воспитание у родителей (законных представителей) качеств, отношений и умений, необходимых для совершенствования своей воспитательной практики),

  • аналитическая (развитие способностей к анализу собственного педагогического опыта),

  • диагностическая (выявление изменений в педагогической культуре родителей (законных представителей) и положительных сдвигов семейного воспитания).

Программа предполагает проведение занятий родительского всеобуча с использованием различные формы работы: родительские собрания, родительские конференции, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогические практикумы, родительские ринги, тренинги для родителей (законных представителей) и другие.

Кроме занятий родительского всеобуча программа предполагает проведение консультаций с родителями (законными представителями). Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблем, но и практические рекомендации по их разрешению. Консультации проводятся классными руководителями с привлечением администрации школы, психолога, социального педагога, специалистами различных структур и ведомств.


2 направление «Совместная деятельность родителей (законных представителей) и учащихся»

Задачи:

  • расширить поле позитивного общения в семье;

  • сформировать у учащихся устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни, воспитывать нравственно-педагогическую готовность к труду на примере трудовой деятельности родителей (законных представителей);

Формы познавательной деятельности:

творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, создание семейного Portfolio, видефильмов.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, сорев­нования, конкурсы, экс­курсионные поездки.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, бла­гоустройство и озеленение школьного двора, выставки «Звездопад» и др.


3 направление «Включение родителей (законных представителей) в управление образовательным учреждением»

Задачи:

  • повысить авторитет родителей через их участие в родительских формированиях (Попечительский Совет, родительский комитет).

Формы работы:

1. Участие родителей (законных представителей) классов в работе родительского комитета

2. Родительский патруль (организация правопорядка при проведении массовых мероприятий)

3. Участие родителей (законных представителей) в работе Попечительского Совета, в работе Совета по профилактике правонарушений и преступлений


IV Этапы реализации программы


Название этапа

Содержание

Поисково-теоритический

- изучение состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике,

- изучение потребностей и запросов родителей,

- спроектировать модель взаимодействия с семьёй

Организацион-ный

- педагогическое сопровождение семьи, проведение родительского всеобуча,

- организация совместных мероприятий с учащимися и родителями),

- построение модели работы с семьёй.

Итоговый

- систематизация, обобщение и анализ результатов,

- распространение лучшего опыта семейного воспитания

- анализ работы по программе.

V Тематическое планирование

(для организации психолого-педагогического всеобуча родителей (законных представителей))

8 КЛАСС

Собрание № 1 Тема: Психологические и возрастные юношеского возраста Вопросы для обсуждения

  1. Выступление гостей по теме собрания.

  2. Классный руководитель анализирует процесс взросления детей.

  3. Ответы на вопросы родителей.

Собрание № 2 Тема: Взаимодействие и общение детей и родителей Вопросы для обсуждения 1. Проблема родительского контроля. 2. Изживание «авторитарного синдрома» у родителей. 3. Гуманизация отношений внутри семьи.

Собрание № 3 Тема: Значение выбора в жизни человека

Форма работы: круглый стол. «Дети и родители - профвыбор. За и против».

Собрание № 4

Тема: Итоги учебного года 1. Успеваемость. 2. Результативность участия учащихся во внеклассных мероприятиях разного уровня.

9 КЛАСС

Собрание1

Тема: Особенности организации учебного труда школьника в 8 классе и роль родителей в этом процессе

Вопросы для обсуждения

1. Выступление классного руководителя (подготовительные курсы, очные и заочные школы и т.д.).

  1. Выступление психолога по результатам обследования проф­пригодности учащихся.

  2. Мнение учащихся о выборе профессии.

Собрание2 Тема: Режим дня школьника, его роль

Вопросы для обсуждения

  1. Домашние задания.

  2. Дополнительная литература.

  3. Анализ работоспособности девятиклассников.

  4. Значение питания в этом возрасте.

Собрание № 3

Тема: Воспитание ответственности у взрослых детей

Вопросы для обсуждения

  1. Общение.

  2. Распределение нагрузок.

  3. Значение организованности и ответственности за учебу.

Собрание4

Тема: Впереди экзамены

Вопросы для обсуждения

1. Знакомство с нормативно-правовой базой Государственной аттестации выпускников. 2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период подготовки к экзаменам.

Тематика консультаций

1. Как наладить общение с ребёнком в семье.

2. Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста.

3. Конфликт поколений…Можно ли его избежать?

4. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

5. Будущая профессия вашего ребёнка.

6. Физическое развитие подростков.

7. Как помочь ребёнку успешно сдать ГИА.

VI Показатели эффективности реализации программы

Наличие у родителей (законных представителей) черт проявления педагогической компетентности:

- умение ставить и развивать воспитательные задачи;

- владение основными приемами по их реализации;

- умение анализировать свой опыт;

- умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;

- умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;

- умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;

- умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным;

- устойчивое психоэмоциональное состояние;

- адекватная самооценка;

- спокойствие и уверенность;

- применение оригинальных приемов в воспитании ребенка;

- осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.

VII Литература


1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5 -11 классы. М.: «ВАКО», 2008.

2. Дерклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. - М.: Русское слово, 1998.

3. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5 - 7 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. - Волгоград: Учитель, 2009.


© 2010-2022