Эссе на тему: «Живое знание»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель самопознания Ильина И.В.

КГУ ОШ № 117 г.Алматы.

Эссе

на тему: «Живое знание».


Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно.

Георг Кристоф Лихтенберг


Прежде чем поделиться своими мыслями, я просмотрела (именно просмотрела, потому что изучать такое серьезное произведение можно годы и годы) одноименную книгу В.П. Зинченко. Его выводы, умозаключения, рассуждения тесным образом перекликаются с идеями нашего предмета «Самопознание». Это и удивительно и само собой разумеющееся одновременно. Так что же такое «Живое знание» с точки зрения Программы?

Я считаю, что основой живого знания является открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтеграции, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира. Почему я говорю в своем эссе о науке и искусстве? Потому что знания в чистом виде у меня ассоциируются с наукой, а умение преподавать науку(знания) детям - это не что иное как искусство. Ведь педагог - это и актер и ученый одновременно. Ведь преподнести учебный материал интересно, как бы давая заглотить наживку для того, чтобы ученики сами дошли до истины - в этом и заключается первостепенная наша задача. В этом я вижу суть живого знания, во главе которой стоит межпредметная интеграция. Интеграция есть не что иное, как объединение разных знаний в одно целое видение мира.

Познание начинается с удивления\Аристотель\ И с этим я полностью согласна: удиви ребенка, и он захочет сам узнать о том, о чем ты ему объясняешь, захочет просмотреть, прочитать о предмете ему преподаваемом.

Я помимо предмета «Самопознания» еще преподаю предмет «Технология». Буквально на прошлой неделе, на технологии в 5-ом классе, мы проходили тему «Бутерброды». Когда мы стали разбирать классификацию бутербродов (а они бывают закрытые и открытые), меня поразили выводы учеников: закрытые бутерброды, как закрытые люди, которые как будто в панцире, никого не пускают к себе в душу; а открытые бутерброды - это как люди с открытым сердцем, в которых светится изнутри Любовь (причем, я даже не успела задать ни одного вопроса). Дети сами сделали сравнение - изучение предмета «Самопознание» дает результаты! Ученики сами провели интеграцию - в них пробудилась познавательная активность.

А вот еще один пример интеграции на уроке технологии. Сейчас с мальчиками 5-х классов мы работаем с деревом (как с материалом). Когда у одного мальчика получилось ловко и красиво вырезать узор, я предложила ему поделиться секретом его умения. «Я уверенно взял заготовку, и мысленно разговаривая с ней, попросил ее помочь мне сделать на ней красивый узор» - ответил он. Я удивилась, а он продолжил: «Я спокойно и без всякой злости над поделкой выполнил свою работу. Как в мультфильме про Панду. Уверенно и с покоем внутри без насилия попросил заготовку мне помочь. Вот она мне и помогла». В данном случае рассматривается пример единства человека и природы, ненасилия над ней.

Пример интеграции предмета «Естествознания» и «Самопознания»: ночь и день- часть природы: подобно им в человеческой жизни радость и страдание сменяют друг друга. Как бы ни была длинна ночь, она обязательно закончится, точно также и в жизни, как бы нам ни было плохо - это обязательно закончится, и надо помнить о том, что утро обязательно наступит.

Как говорили древние мудрецы: «Все проходит, и это пройдет». В данном конкретном случае рассматривается общечеловеческая ценность Внутренний покой.

Пример интеграции предмета «Самопознания» и «Математики» шуточная задачка на уроке повторения

10 деревьев было в саду

8 срубили в прошлом году

Ответ я, ребята, никак не найду!

Сколько деревьев было в саду?

(Прежде чем дать свой ответ - дать возможность ребятам высказаться. Ученики сами приходят к такому выводу. Учитель резюмирует ответ в стихах)

Ответ: Чтоб тут найти ответ,

Их считать не надо,

Коль восьми деревьев нет,

Значит, нет и сада.

Почему нет сада?

- Что должны делать люди, украшая свою землю?

В данном случае рассматриваются общечеловеческие ценности:

Любовь, Ненасилие.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Я уверена, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция будет способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Таким образом, корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей, которая зародилась в ходе поиска путей отражения целостности природы.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.

И. Гёте


© 2010-2022