Формирование личностных УУД на занятиях внеурочной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование личностных УУД на занятиях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуются по направлениям развития личности.

К личностным УУД относятся:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

На занятиях внеурочной деятельности необходимо сформировать личностные УУД

- внутренняя позиция школьника;

- личностная мотивация учебной деятельности;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагог должен создать атмосферу успеха, помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

По формированию личностных УУД мы столкнулись во время преподавания предмета «Истоки». В конце или на самом уроке мы проводим ресурсный круг, где используем слова: «Я вижу…, я слышу…, я чувствую…» В этот момент дети определяют своё самочувствие, проверяют себя, свои знания, высказывают свое отношение к происходящему.

На занятии внеурочной деятельности «Азбука истоков» дети изображали «Портрет своей семьи». Анализируя работу ребят, мы видим, что дети хотят видеть в своей семье. Выбирают те качества и ценности, которые принимают для себя.

Для первоклассников понятнее определять своё самочувствие и восприятие через «Цветовую гамму» (Составление коллажа), «Смайлики». Мы используем эти приёмы на уроках и на внеурочных занятиях. Так же можно воспользоваться приёмом дополни предложения:

- Теперь я знаю…

-Теперь я умею…

-Теперь я буду …

-Теперь я не буду …

Дети очень любят сами участвовать в подведении итога занятий. Можно предложить детям построить свой «Домик» - «домик», в котором они хотят жить. Это «домик» - детский мир, школьный мир, мир друзей. Домик будет необычным. Необходимо взять кирпичики с теми качествами, с которыми им бы хотелось жить в нём.

МИР ВОЙНА

СВЕТ КАПРИЗ

ЛЮБОВЬ ШАЛОСТЬ

УВАЖЕНИЕ БЕЗДЕЛИЕ

ТЕПЛО ЛЕНЬ

ТРУД СКУКА

СТАРАНИЕ ЗЛО

ТЕРПЕНИЕ ССОРА

ДИСЦИПЛИНА ОБИДА

У меня класс-комплект, поэтому дети постарше делают вывод: «Мы будем уважать и любить друг друга, терпеливо относится к учёбе, и поэтому будем стараться не нарушать дисциплину, будем трудолюбивыми. Будем дарить всем свет тепло. А в школьном доме у нас всегда будет МИР. Это то - на что имеет право каждый гражданин России».

На «Празднике Земли» 22 апреля, ребята послали планете Земля свои подарки. Они вырезали свои ладошки и написали то, что они хотели бы ей подарить. Тем самым определяется отношение обучающихся к окружающему миру, воспитывается нравственное отношение, любовь к природе , родному краю, к своей Отчизне.

Много мероприятий посвящены нравственному воспитанию детей, доброжелательности, отзывчивости и сострадания. Элементы такого характера предлагаю для проведения на своих занятиях.

«Чаша добра»

На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат три листа бумаги со словами зависть, жадность, грубость.

- Чтобы победить зло, надо вспомнить ваши добрые дела и записать их на листочках. Чаша с вашими добрыми делами должна перевесить чашу со злыми словами.

Упражнение "Я в лучах солнца".

- Нарисуйте солнце, в центре круга напишите "Я". И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.

Потом мы прикрепляем солнышки вокруг большого солнца. Получается красочное панно «Мы солнышки» .

Надо всегда повышать так же свою самооценку, как учителя. Повысить самооценку реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки.

  1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.

  2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

  3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным "спасибо". Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: "да ничего особенного", вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу.

  4. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

  5. Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь!

Такую памятку можно выдать ребятам и их родителям.

Во время внеурочных занятиях проводится подготовка и реализация различных проектов. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Большая проблема любой школы - это отсутствие психолога, который бы мог отслеживать формирования личностных УУД. Но учителю в помощь могу предложить КАРТУ НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями личностного развития ребенка. Эта карта поможет в дальнейшем при выпуске обучающихся из начальной школы для создания портрета выпускника.(Прочитать инструкцию) Учитель ведет сводную карту на весь класс.





© 2010-2022