- Преподавателю
- Классному руководителю
- Формирование личностных УУД на занятиях внеурочной деятельности
Формирование личностных УУД на занятиях внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.Г. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование личностных УУД на занятиях внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуются по направлениям развития личности.
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
На занятиях внеурочной деятельности необходимо сформировать личностные УУД
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагог должен создать атмосферу успеха, помогать ребёнку учиться легко. Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях. Не скупиться на поощрения и похвалу. Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.
По формированию личностных УУД мы столкнулись во время преподавания предмета «Истоки». В конце или на самом уроке мы проводим ресурсный круг, где используем слова: «Я вижу…, я слышу…, я чувствую…» В этот момент дети определяют своё самочувствие, проверяют себя, свои знания, высказывают свое отношение к происходящему.
На занятии внеурочной деятельности «Азбука истоков» дети изображали «Портрет своей семьи». Анализируя работу ребят, мы видим, что дети хотят видеть в своей семье. Выбирают те качества и ценности, которые принимают для себя.
Для первоклассников понятнее определять своё самочувствие и восприятие через «Цветовую гамму» (Составление коллажа), «Смайлики». Мы используем эти приёмы на уроках и на внеурочных занятиях. Так же можно воспользоваться приёмом дополни предложения:
- Теперь я знаю…
-Теперь я умею…
-Теперь я буду …
-Теперь я не буду …
Дети очень любят сами участвовать в подведении итога занятий. Можно предложить детям построить свой «Домик» - «домик», в котором они хотят жить. Это «домик» - детский мир, школьный мир, мир друзей. Домик будет необычным. Необходимо взять кирпичики с теми качествами, с которыми им бы хотелось жить в нём.
МИР ВОЙНА
СВЕТ КАПРИЗ
ЛЮБОВЬ ШАЛОСТЬ
УВАЖЕНИЕ БЕЗДЕЛИЕ
ТЕПЛО ЛЕНЬ
ТРУД СКУКА
СТАРАНИЕ ЗЛО
ТЕРПЕНИЕ ССОРА
ДИСЦИПЛИНА ОБИДА
У меня класс-комплект, поэтому дети постарше делают вывод: «Мы будем уважать и любить друг друга, терпеливо относится к учёбе, и поэтому будем стараться не нарушать дисциплину, будем трудолюбивыми. Будем дарить всем свет тепло. А в школьном доме у нас всегда будет МИР. Это то - на что имеет право каждый гражданин России».
На «Празднике Земли» 22 апреля, ребята послали планете Земля свои подарки. Они вырезали свои ладошки и написали то, что они хотели бы ей подарить. Тем самым определяется отношение обучающихся к окружающему миру, воспитывается нравственное отношение, любовь к природе , родному краю, к своей Отчизне.
Много мероприятий посвящены нравственному воспитанию детей, доброжелательности, отзывчивости и сострадания. Элементы такого характера предлагаю для проведения на своих занятиях.
«Чаша добра»
На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат три листа бумаги со словами зависть, жадность, грубость.
- Чтобы победить зло, надо вспомнить ваши добрые дела и записать их на листочках. Чаша с вашими добрыми делами должна перевесить чашу со злыми словами.
Упражнение "Я в лучах солнца".
- Нарисуйте солнце, в центре круга напишите "Я". И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков.
Потом мы прикрепляем солнышки вокруг большого солнца. Получается красочное панно «Мы солнышки» .
Надо всегда повышать так же свою самооценку, как учителя. Повысить самооценку реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки.
-
Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.
-
Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.
-
Принимайте все комплименты и поздравления ответным "спасибо". Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: "да ничего особенного", вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу.
-
Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.
-
Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь!
Такую памятку можно выдать ребятам и их родителям.
Во время внеурочных занятиях проводится подготовка и реализация различных проектов. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Большая проблема любой школы - это отсутствие психолога, который бы мог отслеживать формирования личностных УУД. Но учителю в помощь могу предложить КАРТУ НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями личностного развития ребенка. Эта карта поможет в дальнейшем при выпуске обучающихся из начальной школы для создания портрета выпускника.(Прочитать инструкцию) Учитель ведет сводную карту на весь класс.