Родительский лекторий на тему: Школа родительской любви

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Школа родительской любви»

Психологическая информация для родителей

ТЕМА: «Конфликт. Конструктивное решение конфликта. Запреты. Наказание. Поощрение»;

ЦЕЛЬ: Повышение социально-психологической компетентности родителей;

ЗАДАЧИ:

Воспитательные: Продолжать воспитывать в родителях чувство ответственности за своих детей;

Образовательные: актуализация, обобщить знания о конструктивных методах разрешения конфликтной ситуации;

Развивающие: Продолжать развивать чувство заботы и опеки.

ПЛАН:

  1. Сбор родителей в кабинете

  2. Обсуждение проблемы конфликта

  3. Подведение итогов

ХОД РАБОТЫ:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить, на мой взгляд, одну из самых острых проблем в семье - конфликт. Начну свою речь с определения этого «ужасного» слова.

Конфликт - это следствие неудовлетворенной потребности; столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Разрешение конфликтов может быть конструктивным и неконструктивным.

Неконструктивное решение конфликта ведет к выигрышу только одной стороной. Например: «Выигрывает только один» (родитель или ребенок).

Конструктивное решение конфликта предполагает выигрыш обеих сторон.

Существуют способы выхода из конфликтных ситуаций. Сначала нужно успокоиться, сесть за стол переговоров и проработать несколько последовательных операций или этапов:

  • Прояснение конфликтной ситуации;

  • Сбор предложений;

  • Совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;

  • Детализация решения;

  • Выполнение решения, проверка.

В данном процессе несколько положительных моментов:

Во-первых, каждого участника выслушали.

Во-вторых, каждый вник в положение другого.

В-третьих, между «сторонами» не возникло ни обиды, ни раздражения.

В-четвертых, предоставляется возможность осознать свои истинные желания.

Наконец, дети получают прекрасный урок, как вместе решать «трудные» вопросы.

Существует несколько способов взаимодействия в конфликтной ситуации; эффективность их различна.

Например: родитель требует от ребенка выполнения поручения…

  1. Авторитарный стиль. Звучат угрозы, упреки, приказы. Реакция - плач, швыряние вещей, самотравмирование и т.п.

  2. «0-стиль». Демонстрирует безразличие, уход от ответственности. Реакция ребенка - возникает чувство ненужности, брошенности.

  3. «Подкуп». Родитель добивается своего посредством подарков, покупок вещей. Реакция ребенка: «Надо было попросить больше». Родитель покупает личное спокойствие до поры до времени.

  4. «Компромисс» - договор о взаимных обещаниях: равная доля участия в общем деле. На какой-то период это устраивает обе стороны.

  5. «Я - подход». Сообщение своих чувств по поводу происходящего от первого лица. Реакция ребенка: чувство стыда. Переживая это чувство, человек впредь постарается не допустить подобное.

Предлагается график, характеризующий различные пути подходов к решению конфликта.

1 - max требовательность, когда ребенок как

личность не существует;

2 - max уступчивость, конформизм. Ребенок

манипулирует родителями;

3 - индифферентная реакция, на грани безразличия

и невмешательства;

4 - компромисс на равных - шаткий баланс;

5 - max уступчивость и max требовательность,

отношения сотрудничества, обмена личностными

ценностями. Предпочитаемый стиль отношений.

Не существует плохих и хороших выходов из конфликтной ситуации. В различных жизненных проблемах следует применять адекватные способы их решения.

Например, если дерутся ребята, более действенным будет авторитарный стиль отношений, подойдет сказанное серьезно и твердо «Прекратите!» В случае назревания конфликта в общественном транспорте, например, лучше уйти от конфликта, избрав «0 - позицию» и т.д.

Конфликтные ситуации в родительско-детских отношениях в большинстве случаев могут быть предупреждены мудрыми и любящими родителями, если применять технику «активного слушания» и «Я - сообщения», а также будут использовать знания закономерностей психо-физического развития и особенностей личности своего ребенка.

Часто проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. Бесконфликтную дисциплину можно поддерживать, разрешая ребенку что-то делать по его усмотрению; действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ; принимать решения самостоятельно, но при условии соблюдения некоторых правил.

Родителям следует избегать крайностей, придерживаясь «золотой середины»; стараться учитывать особые обстоятельства при необходимости. Запрет накладывается только на то, что угрожает жизни и здоровью ребенка. Существует несколько правил, которые помогают наладить в семье бесконфликтную дисциплину:

  • правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;

  • родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;

  • правила должны быть согласованы взрослыми между собой;

  • тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Надо помнить, что дети постоянно испытывают требования взрослых «на прочность» и принимают только то, что не поддается расшатыванию, что незыблемо в их понятиях.

Объяснение запрета должно быть коротким и произнесено один раз. Если требование трудно выполнить сиюминутно, следует обговорить возможность отсрочки, но тогда ребенок берет ответственность за выполнение договора на себя. Ему лишь следует напомнить о договоре минут за пять до назначенного времени. Он приобретает еще один опыт маленькой бесконфликтной дисциплины. Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Сразу следует исключить физическое воздействие. Наказания оскорбляют, озлобляют, запугивают и унижают детей. После какого-то грубого нарушения главное, что нужно сделать, - это помочь ребенку прийти в себя и осознать происшедшее. Главное - не потерять контакт с ребенком: ведь взаимное недовольство, которое неизбежно при жестком наказании, будет накапливаться и разъединять. Бывает, ребенок считается «непослушным». Непослушных детей принято обвинять. В их число обычно попадают дети, особенно чувствительные и ранимые «Трудный» ребенок нуждается в только в помощи - и ни в коем случае не в критике, не в наказаниях. Причина стойкого непослушания кроется в глубине его психики - как правило, она эмоциональная. Эти причины надо знать. Психологи выделили 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая причина - борьба за внимание. Способ получения внимания - непослушание. Даже если ругают, такое внимание лучше, чем никакого, по мнению ребенка.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания слишком часты, приказы и критика - слишком резки, а опасения - слишком преувеличены. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела и вообще показать, что он личность. Решение часто неудачное, но зато свое, а это главное!

Третья причина - желание отомстить. В глубине души ребенок переживает из-за резкого замечания, несправедливого наказания. А поведение все то же: протесты. Смысл «плохого» поведения можно выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо!..»

Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он демонстрирует: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой!»

Поняв причину, следует ее исправить. Нужно оставить свои ожидания и претензии. Найти для ребенка доступный уровень задач. Нужно организовывать с ним совместную деятельность. При этом не допускать в его адрес критики!

Ну, вот и все, что я хотела рассказать вам. Теперь вы можете задать интересующие вас вопросы.

(Родители задают вопросы)

И самое главное, помните - ребенку требуется много любви, а нам, взрослым - терпения.








«Атбасар ауданы әкімшілігінің

Самарка негізгі мектебі» МКМ

ГКУ «Самарская основная школа

акимата Атбасарского района»



Классный час для родителей

«Школа родительской любви»




Педагог- психолог: Ж Куспанова












2015-2016 г


© 2010-2022