Классный час История и культура Самарской области

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час на тему Культура и история Самарской области в 10 классе.

Цель :Расширить знания учащихся о родном крае ,его истории и культуре. Оборудование :слайдпрезентация, проектор , мульти -Россия о Самаре, сборник рассказов Алексея Толстого.

Ход классного часа :

1. Ребята,сегодня мы поговорим о нашей родине,о Самарской области .Только я хочу вам рассказать своё видение этой темы. Русское географическое общество, видит нашу область так:(мультфильм)

2. Это конечно замечательная всем понятная и очень краткая картина, но я вижу её по другому. Сегодня я хочу рассказать о людях которыми гордится наша область, их знает страна, и их поступки и дела заставили меня поделится с вами этими знаниями. Все вы знаете плеяду русских писателей по фамилии Толстые ; Лев Николаевич и Алексей Николаевич их произведения известны широкому кругу читателей от сказок например, « Буратино» до «Войны и Мира», оба они были из графского сословия и оба они имеют тесную связь с Самарской губернией.

Лев Николаевич имел в нашей губернии имение приезжал сюда на отдых и лечение (презентация№)

В 1862 году врачи посоветовали ему лечиться кумысом. Толстой приехал в местечко Каралык Николаевского уезда в 130 верстах от Самары. А в сентябре 1871 года Лев Толстой купил две с половиной тысячи десятин земли в 30 верстах от Каралыка. На другой год уже вся семья Толстых провела лето на хуторе Тананык. Здесь Лев Николаевич редактировал свой роман «Война и мир»…

В 1873 году в Поволжье был страшный голод. Лев Николаевич написал об этом письмо в газету «Московские ведомости». Он писал о том, что крестьяне Бузулукского уезда Самарской губернии без помощи со стороны выжить не смогут. Это было первое в истории государства открытое письмо, опубликованное в подцензурной печати обращение к обществу, к власти. О голоде в Поволжье узнала вся Россия, узнала и императорская семья .(презентация №) В Самару потекли пожертвования. В 1873-1874 годах для голодающих Поволжья было пожертвовано 20 тысяч пудов хлеба и 1887000 рублей. Толстой лично снабжал хлебом и деньгами особо нуждающихся крестьян.

В марте 1878 года Лев Николаевич купил в Самаре у Бистрома большой участок земли. Летом вся семья едет в новое имение, где живет два месяца. Толстой занимается созданием конного завода, а в августе устраивает скачки. Минуло более ста лет, и 9 сентября 2005 года, в день рождения Льва Николаевича, старинная традиция была возрождена.

В 1891-1892 годах в Поволжье вновь голод. Толстой отправляет в Самару своего сына Льва, и тот открывает в губернии две сотни бесплатных столовых, снабжает десятки тысяч крестьян мукой и дровами. Лев Николаевич жертвует голодающим 30 тысяч рублей.(презентация № )

Когда в мае-июне 1893 года дочь Толстого Мария и сын Лев уезжают под Самару отдыхать и пить кумыс, Лев Николаевич пишет им: «Очень живо представляются картины из жизни самарской: степь, борьба кочевого патриархального с земледельческим культурным. Очень тянет!..». Но приехать в Самару ему уже не удастся.

Еще при жизни писателя, в 1908 году, улица Москательная в Самаре была переименована в улицу Льва Толстого.(презентация№)

Алексей Толстой тоже наш земляк в отличии от Льва Толстого он действительно родился и провёл детство в нашей губернии(презентация№). Перечитывая его книги (я очень люблю классику) на странице одной из книг, а в частности рассказе Алексея Толстого «Актриса» я прочитала следующие строки (зачитать отрывок) это о нашем городе Тольятти, в прошлом Ставрополе На самом деле в очень многих своих произведениях писатель описывает красоты и пейзажи нашей области и его называют певцом волжских просторов .В Самаре есть дом-музей Алексея Толстого. О его личных качествах я узнала от своей бабушки в годы войны она училась в школе разведки в подмосковье , рядом находилась дача Алексея Николаевича ,а узнав что среди курсантов есть его земляки. приходил периодически по вечерам и читал главы из создаваемого тогда им произведения «Хождение по мукам».

Начало формы

Вокруг нас всегда были и есть люди, способные не сломиться перед несчастьем.(презентация №) Они находят в себе силы деятельно служить обществу. Судьба Григория Журавлёва - человека верующего и с чистой душой - яркий тому пример. Рождённый со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нём, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадёжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.

..В 1858 году в селе Утевка Самарской губернии в полутемной избе родился ребенок без рук и без ног.

Одно туловище да голова. Все гладко, вроде как яйцо. В это время в избу пришел отец дьякон, к которому и обратились сродники:
- Как же это могло случиться?
- М-да, православные, вопрос этот сложный. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может быть, он назначен Господом быть генералом, а, может быть, и архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради.
На восьмой день младенца принесли в церковь:
- Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

- И, что это за ребенок такой, один только рот, - ворчал восприемник,принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки. Батюшка, укоризненно посмотрев на восприемника, сказал:

- Мы еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения яств, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, он тебя еще кормить будет. Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал священник, приступая к ребенку со святым миром..."

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу, ой как трудно. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.(презентация №)

В двадцать два года Григорий закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Проект церкви вызвал у Григория Журавлева какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Когда он, сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту, близкие говорили ему: «Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш».

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.(презентация№0 Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Покровителем Самары считался святитель Алексий. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: храма нет, он взорван богоборческой властью советских времен).

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и еиконы никому не будут нужны. А через несколько дней ушел из жизни.

Последний герой нашего классного часа это ваш ровесник и земляк тольяттинец Кирилл Гришин .Этой осенью он прославил нашу область став участником всемирной астрономической олимпиады в г. Вильнюсе ,где занял первое место .Губернатор Н .Меркушкин отметил победу Кирилла солидной денежной премией ,также был отмечен и его педагог подготовивший ученика к столь выдающимся результатам .И я думаю, что и вам есть к чему стремитсяи ,покорять жизненные вершины и ровнятся на тех выдающихся людей, о которых мы с вами сеодня говоили .Спасибо за внимание!

5


© 2010-2022