- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Как победить стресс, или готовимся к экзаменам
Классный час Как победить стресс, или готовимся к экзаменам
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Огаркова Т.Д. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Разработка классного часа для 9 класса
Тема: Как победить стресс, или готовимся к экзаменам.
Цели: расширить представления детей о психотехнических навыках поведения во время экзаменов, сообщить об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помочь учащимся в преодолении экзаменационного стресса.
Форма проведения: час общения
Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, компьютерная презентация, звездочки из бумаги, листки бумаги, маркеры, 6 листов с заданием-тестом на умение работать по инструкции.
Ход классного часа
-
Организационный момент
Добрый день, ребята! Погрейте свои ладошки, а теперь подарите частичку вашего тепла друг другу, улыбнитесь. Посмотрите, в классе сразу стало теплее. Надеюсь, ближайшие полчаса общения будут для нас с вами интересными.
-
Вступительное слово педагога
Классный час я решила начать словами известного писателя Сервантеса: «Хорошая подготовка - это половина победы». Как вы думаете, какую победу вы должны будете одержать в самом ближайшем будущем? К чему необходимо хорошо подготовиться? (К экзаменам)
В переводе с латинского «экзамен» - это «испытание». Испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека.
Специалисты утверждают, что успех на экзамене на 50% зависит от положительного настроя и уверенности в себе. (мультфильм)
-
Упражнение «Самоактуализация»
Экзамены уже не за горами, поэтому давайте выясним, каково ваше состояние и отношение к этому важному периоду в жизни.
Чтобы увидеть ваш настрой перед экзаменами, который есть у вас на сегодняшний день, давайте создадим в классе звездное небо. Перед вами лежат звездочки, выберите, пожалуйста, свою.
«Белый» - я уверен в себе, у меня все получится
«Желтый» - я немного волнуюсь
«Красный» - я очень боюсь предстоящих экзаменов, но буду стараться.
Поднимите эти звезды. Посмотрите, больше всего звезд…цвета.
Давайте попробуем озвучить ваши тревоги и волнения. Я провела в классе анкету, где просила вас продолжить фразу(слайды)
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
-Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Сегодня мы познакомимся с правилами подготовки к экзаменам, узнаем о том, как преодолеть волнение во время экзаменов и, я надеюсь, вы станете более уверенными в себе и преодолеете все трудности.
-
Рубрика «Полезные советы». Работа в группах
Какие же полезные советы мы можем дать друг другу, чтобы успешно пройти эти испытания? Разделим эти советы на 3 группы: 1группа - «Как учить материал?»
2 группа - «Как позаботиться о своем здоровье?» 3 группа - «Как преодолеть волнение?»
Учащиеся в группах выбирают из предложенного им материала наиболее полезные и значимые, по их мнению, советы.
-
Защита результатов работы по группам.
Педагог дополняет несколькими советами ответы каждой группы.
1группа - «Как учить материал?»
2 группа - «Как позаботиться о своем здоровье?»
3 группа - «Как преодолеть волнение?»
-
Умеете ли вы следовать инструкции?
Классный руководитель. Каждому известно, что на экзамене происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил проверка личности.
Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.
Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаётся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, работать по инструкции несмотря ни на что. Я приглашаю по одному ученикуиз каждой группы для выполнения задания, которое показывает умеет ли мы работать по инструкции.
Техника проведения:
Учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздаются карточки с заданиями. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции. Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось. В это время несколько учащихся-наблюдателей ведут наблюдение за поведением тех, кто выполняет задания карточки.
Карточка-задание:
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
-
До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
-
Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
-
Обведите ваше имя.
-
Под именем напишите свой адрес.
-
Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
-
В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
-
В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
-
В нижнем левом углу нарисуйте круг.
-
Заключите круг в прямоугольник.
-
В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
-
Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Далее следует беседа учителя с учащимися:
Вопросы наблюдателям:
-
Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?
-
Как они себя вели? Как проявлялось волнение?
Вопросы исполнителям:
1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?
2. Почему вы волновались?
3. Как вы себя сейчас чувствуете?
4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?
5. Что понравилось, что не понравилось?
6. В чем смысл этого упражнения?
Вывод учащихся: …
Это упражнение учит вас внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на ЕГЭ вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.
-
Упражнение «Найди свою звезду»
Цель упражнения: дать учащимся возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних - это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся , то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на небо и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может, она вам напомнила о минутах радости, счастья, вдохновения?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! Вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой. Постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет она излучает.
А теперь сладко потянитесь, откройте глаза.
Сейчас вы почувствовали себя более сильными, уверенными, вы сможете достичь своей цели, вы теперь знаете, как подготовиться к экзаменам и преодолеть свое волнение. Давайте снова создадим звездное небо. Перед вами лежат звездочки, выберите, пожалуйста, свою. Возможно, теперь ваш выбор будет иным.
«Белый» - я уверен в себе, у меня все получится
«Желтый» - я немного волнуюсь
«Красный» - я очень боюсь предстоящих экзаменов, но буду стараться
Приклейте эти звезды на доску. У нас получилось звездное небо. И теперь эти звезды будут светить вам каждый день, излучая добро, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать на экзаменах, и дальше в течение всей жизни.
-
Рефлексия
Конечно, во время экзаменов в наиболее выгодном положении окажутся те, кто занимался весь год и накапливал знания по крупицам. А для кого-то это время открытий - произведений, дат, фактов, а может быть и учебника. Но для каждого это время испытать себя, свой характер и силу воли.
Что вам показалось наиболее интересным, важным, какими советами вы хотели бы воспользоваться в будущем?
А знаете ли вы, что съесть «пятерку» перед экзаменом, значит получить ее? Сегодня я дарю вам съедобные пятёрки, надеюсь у вас все получится!
Я желаю вам успехов на экзаменах!
Буклет
Позаботимся о здоровье во время экзамена.
-
Соблюдайте режим дня. Кроме учебы, выделите время на сон, отдых, прогулки.
-
Полноценный сон поможет восстановить силы для подготовки(не менее 8 часов). Обязательно выспитесь в ночь перед экзаменом.
-
В день экзамена не забудьте позавтракать, выпить сладкого чая, и запастись чем-то сладким. Организм будет требовать глюкозы
-
Ни в коем случае не пейте никаких успокоительных таблеток!!!
-
Делайте перерывы. 40 мин учим, 10 минут - отдыхаем.
-
Заботьтесь о зрении, делайте упражнения, которые помогут глазам расслабиться. Не читайте лежа и в темноте.
-
Не забывайте о вкусной и здоровой пище. Питание должно быть калорийным, богатым витаминами. Ешьте свежие овощи и фрукты, рыбу, мясо.
«Хорошая подготовка
- это половина победы»
Сервантес
«Эмоции - это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его»
Вольтер
Как учить материал?
-
Оборудуйте место для занятий: уберите все лишнее, расставьте все по местам.
-
Поместите на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое (часы, рамку, картинку), т.к. эти цвета повышают интеллектуальную активность
-
Составьте план работы: что именно и сколько будете учить по каждому предмету.
-
Чередуйте работу и отдых: 40 мин учим, 10 мин - отдыхаем.
-
Не зубрите, а старайтесь понять материал. Для этого можно составить схему, план, пересказать вслух. Можно даже писать шпаргалки - они способствуют запоминанию.
-
Полезно повторить материал хотя бы 1 раз в течение суток после выучивания
-
Трудные понятия и формулы пишите на карточках или плакатах, размещая их на видном месте в комнате.
-
Приходите на консультации с заранее приготовленными вопросами, а не просто чтобы послушать, о чем говорят другие
Как преодолеть волнение?
-
Готовясь к экзамену, никогда не думайте, что провалитесь, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможной неудаче являются саморазрушающими.
-
Своими страхами полезно с кем-то поделиться: с родителями, учителями, товарищами. Их поддержка будет вам очень нужна.
-
Перед входом в кабинет успокойтесь, войдите с уверенностью, что у вас все получится
-
Будьте внимательны. Выслушайте все инструкции - от этого зависит правильность ваших ответов
-
На экзамене в тестовой форме сосредоточьтесь на одном задании; приступая к выполнению следующего, забудьте о предыдущем. Сосредоточьтесь и забудьте об окружающих.
-
Прочитайте задание дважды до конца.
-
Сначала отвечайте на вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Когда вы немного успокоитесь, голова начнет работать более четко и ясно, вы войдете в рабочий ритм и ответите на более сложные вопросы.
-
При сильном волнении иногда помогает прием «доведения до абсурда». Представьте все самое страшное, что может случиться с вами на экзамене. «Напугав» себя, вы убедитесь, что ваши страхи абсурдны (не настоящие), бояться в сущности нечего, можно преодолеть даже самые страшные последствия.
Карточка-задание:
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. Под именем напишите свой адрес.
5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.
9. Заключите круг в прямоугольник.
10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
11. Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.