- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Профилактика агрессии и насилия в школе. » МО классных руководителей
«Профилактика агрессии и насилия в школе. » МО классных руководителей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Науменко Е.В. |
Дата | 01.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Профилактика агрессии и насилия в школе.»
МО классных руководителей
Выступление психолога Науменко Е.В.
Агрессия означает - «нападение», «приступ»; деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них
психологический дискомфорт.
Виды агрессии:
-
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
-
ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
-
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ
-
РАЗДРАЖЕНИЕ
-
ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
-
ОБИДА
-
НЕГАТИВИЗМ
Насилие -экстремальная физическая агрессия направленная против индивидуумов с целью причинения им физического и психического ущерба.
Формы насилия:
-
Физическое насилие (толкать, бить)
-
Вербальное и эмоциональное (угрозы, унижения, изолирование)
-
Вандализм (порча имущества с целью контроля над жертвой и причинение боли и страдания)
-
Сексуальное насилие (принуждение, оскобления, угрозы)
Причины агрессии:
-
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ
-
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ, АКТИВНОСТИ, САМОВЫРАЖЕНИЯ
-
ОТКЛОНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ (АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИЯ)
-
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
-
НЕУМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ
-
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
-
ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРАХ
Примеры из исследования:
-
Каких людей ты считаешь агрессивными?
-
Ответы агрессивных детей:
Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся.
-
Ответы неагрессивных детей:
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных
-
-
Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?
-
Ответы агрессивных детей:
- Начал бы драться;
-
Ударил бы;
-
Испачкал бы;
-
Обрызгал бы.
-
Ответы неагрессивных детей:
-
Прошел бы мимо;
-
Позвал на помощь;
-
Ушел бы;
-
Убежал.
-
-
Считаешь ли ты себя агрессивным ?
-
-
Ответы агрессивных детей:
- Нет.
-
Ответы неагрессивных детей:
- Нет.
-
Критерии агрессивности:
-
Ребенок: Часто теряет контроль над собой;
-
Часто спорит, грубит, оскорбляет, ругается со взрослыми и детьми;
-
Часто отказывается выполнять правила;
-
Часто специально раздражает людей;
-
Часто винит других в своих ошибках;
-
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
-
Часто завистлив, мстителен, обидчив, вспыльчив.
Последствия агрессии:
-
УНИЖЕНИЕ
-
НАПРЯЖЕНИЕ
-
ОЗЛОБЛЕННОСТЬ
-
РАЗОЧАРОВАНИЕ
-
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ
-
БЕЗЫСХОДНОСТЬ
-
ТРЕВОГА
-
БЕСПОМОЩНОСТЬ
-
НЕНУЖНОСТЬ
-
ОТВЕТНАЯ АГРЕССИЯ
Профилактика агрессии:
-
Толерантность всех участников образовательного процесса;
-
Психологический климат в классе: научить детей дружить друг с другом.
-
Формирование способности у детей к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию.
-
Обучение детей навыкам общения, умения слушать и слышать.
-
Обучение детей навыкам управления конфликтами, умению владеть собой
Черты позитивной педагогики:
-
Уважение к ребенку
-
Уважение к его правам
-
Терпимость к его чувствам
-
Желание узнавать из его поведения:
а) о естественной индивидуальности ребенка;
в) об эмоциональной жизни ребенка.
Толерантность, но не как терпимость, а как способность жить вместе, способствовать развитию другого.
Главные принципы толерантности:
Любовь
Свобода
Совесть
Вера
Ответственность
В заключение…Чтобы не раздражаться, когда ребенок необъяснимо дурно ведет себя, нужно поставить перед собою вопрос:
«Интересно, что с ним сейчас происходит?»