Статья Особенности работы в малочисленных классах

. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить развитие личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Но этого оказалось мало, и я столкнулась с большими трудностями в обуче...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29 лет я работала в классах, где численность колебалась от 20 до 36 человек. И вот уже 8 лет работаю в малочисленных классах. Когда я только приступала к работе в малочисленном классе, я знала, что сильной стороной моей работы будет индивидуальный подход. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить развитие личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Но этого оказалось мало, и я столкнулась с большими трудностями в обучении малочисленного класса. Я увидела, что то, что «срабатывает» в большом классе, оказалось совершенно неприемлемым в малочисленном коллективе. Шаг за шагом я накапливала новый опыт работы, которым и хочу поделиться в своей статье.

Не сразу, но я поняла, что трудностью в обучении являются ограниченность круга социальных контактов, дефицит естественных жизненных ситуаций. Большой коллектив открывает большие возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. Узкий круг общения в малочисленном классе создает особую психологическую напряженность для детей. При этом малая наполняемость класса делает невозможным использование многих традиционных форм коллективной работы. Я работаю по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, в которой приоритетна самоценность личности, уважение к ней, природосообразность обучения и воспитания. Поэтому я создаю условия, чтобы в классе царила атмосфера сотрудничества, творчества и ответственности за свои действия.

Всё это усилило необходимость поиска путей повышения качества образования в малочисленном классе посредством обогащения образовательной среды, включая использование внешних ресурсов в виде Интернета, специальных форм индивидуализации обучения, взаимодействия учащихся разных возрастов, создания условий для повышения индивидуальной активности самого ребёнка.

Уроки в малочисленном классе менее заорганизованы, не встают вопросы дисциплины, ребенок может получить человеческое внимание к своим нуждам, проблемам, интересам. Я воспринимаю свой класс как родной дом, хорошо знаю каждого ученика и его семью; обучение и воспитание у нас носят общинный характер.

Малочисленность класса создаёт условия не только для повышенного контроля, но и для сверхопеки учителя над учениками. Чтобы этого избежать, я учу детей самостоятельно ставить учебную задачу, искать пути ее решения, делать открытия общего способа действий, моделировать закон или правило в графической или буквенных формах. На начальных этапах изучения нового материала я осуществляю непосредственное руководство действиями учеников, а на этапе формирования умений мое руководство ослабевает, постепенно уступая место самостоятельной деятельности ученика. От меня самой зависит учебная атмосфера: отсутствие страха у детей, чувство значимости своего участия в обсуждении проблемы, право на ошибки. Тогда у учеников создаются положительные установки:

«Учительница уверена, что я могу!»

«Учительница интересуется моим мнением»

«Учительница не накажет, если я ошибусь»

«Учительница похвалит, если я ошибусь и найду ошибку». Я понимаю, как важно сформировать действия контроля и оценки своих учебных действий, ведь от этого возрастает и самооценка ребенка, а самооценка - ядро самосознания личности. Для выработки самооценки мы используем вот такую табличку:

Номер задания

Мне было трудно выполнять. Нужна помощь.

Было трудно, но я справился сам.

Задание было лёгким, я успешно с ним справился

Моя общая оценка

Оценка, которую поставил мне товарищ

Оценка

учителя



Однако, мотивация учения, познавательные интересы моих школьников развиты слабее, чем в многочисленном классе. Объясняю это такими причинами: - отсутствие соревновательности на уроках , ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки собственных реальных успехов в учебной деятельности; ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации; однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия. Передо мной встала организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленного класса, найти способы решения вышеуказанных проблем через определение основных идей : 1) идея сотворчества педагога и учащихся; 2) идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально - педагогических функций.

У нас в классе появился проект «Умные дети», в ходе которого мои третьеклассники помогают мне проводить занятия с детишками 4-5 лет .Я наблюдаю, что на занятии с малышками разнообразнее и динамичнее связи между моими учениками, ведь им приходится быть более гибкими во взаимоотношениях. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов, актуализируются и проявляются индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. Чтобы расширить круг общения, мы пытаемся иногда на уроки трудового обучения, музыки, физкультуры и во внеурочную деятельность объединить учащихся разных возрастных групп. На таких занятиях у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно тогда, когда ученик оказывается в позиции старшего, это способствует взаимному обогащению детей, повышает эмоциональность атмосферы.

В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малочисленном классе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение.

Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики в малочисленном классе быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу. Такой усиленный гиперконтроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка. Поэтому в ходе урока я предусматриваю краткий отдых - физкультминутку между разными видами деятельности, включение занимательного материала: загадок, ребусов, кроссвордов.

Оценивание результатов учащимися является одним из важнейших компонентов сформированности учебной деятельности. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению, так как учитель за урок должен ставить ученику несколько отметок. Поэтому дети оценивают все виды работ, все свои умения, а я - наиболее значимые, чаще на заключительных этапах их изучения.

Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность.

Часто меняю и формы работы во время учебы школьников. На уроках отработки умений при решении сложных учебных задач используются либо парные, либо групповые формы взаимоконтроля и взаимопомощи учащихся. Фронтальная групповая работа учащихся на уроке обычно сочетается с индивидуальной. В то время как основная масса учеников выполняет предложенные задания, я занимаюсь с одним из учеников . Одомашненная обстановка в классе вызывает дополнительный интерес к учению, настраивает на творческий труд, снимает психическое напряжение. Детям предоставляется свобода для общения.

Учитывая замкнутость отношений, узкий круг общения, я так планирую учебное занятие, чтобы на некоторых этапах учащиеся контактировали друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным. У детей сильна потребность в эмоциональном контакте, поэтому особое значение приобретает деятельность учащихся в малых группах. Такую работу я использую на различных этапах урока: и при изложении нового материала, и при отработке знаний, и при контроле знаний. Групповая форма работы дает каждому ученику возможность развить свое мнение, обосновать свою точку зрения, так как обсуждение вопроса происходит с равными себе.

Всевозможные изменения пространственного расположения мебели класса тоже имеет большое значение. Стараюсь чаще менять обстановку в классе. Оборудование классной комнаты в основном остается традиционным, но расстановку учебных столов меняю. Когда я объясняю новый материал, осуществляю контроль над пониманием и усвоением знаний, дети сидят за партами по одному или по двое, лицом к столу учителя и к классной доске. На уроках литературного чтения располагаем столы полукругом перед классной доской. Соединяю столы по два для групповой работы, объединить их одним "семейным столом" для доверительных бесед на классных часах. Ставлю учительский стол позади парт учеников на группе продленного дня, чтобы снизить напряженность детей от контроля, создать обстановку для самостоятельной работы. Малая наполняемость классов, дает возможность использовать так называемые своеобразные зоны в классе: конторка для работы стоя, кафедра для выступления перед классом, стенка с дидактическими материалами, справочниками, словарями. Поскольку учащиеся, как правило, работают в разном темпе, тот, кто справился с заданием раньше других, может подойти к стенду «Учись учиться», чтобы прочитать статью , связанную с содержанием урока, решить занимательную задачу, отгадать или составить кроссворд...

Наряду с традиционными формами применяю и нетрадиционные формы проведения занятий. При проведении окружающего мира у нас часты уроки-конференции, на истории - уроки - круглые столы, на математике - уроки-аукционы, уроки-ярмарки, на литературном чтении - уроки-дискуссии. Вижу в таких формах достоинства: развитие творческого потенциала , более глубокое изучение учебного материала, внутренние источники мотивации, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Одним из условий успешной работы учителя с учащимися является варьирование стиля общения. Я считаю, что в работе с малым коллективом должно быть как можно больше разнообразия. Тем не менее, каждому учителю присущ свой определённый стиль общения, который он естественно, использует. Но я пытаюсь варьировать стиль общения: на уроке - это деловой стиль общения, на группе продленного дня - демократический, при работе над каким-либо проектом - общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, во время праздников, экскурсий - дружеский.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во внеурочной деятельности на факультативе ТРИЗ

Проблема детского творчества, истоки авторства и способы его реализации, создание нового текста по детскому замыслу - вот те отправные точки, которые всегда находятся в центре моего внимания на уроках литературного чтения. Творчество ребенка - это рождение в душе желания созидать, сочинять, творить новое. Как помочь каждому ребенку реализовать творческий порыв?

Эпоха, в которую мы живем, особая. Она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Мои ученики не могут представить, что когда-то у людей не было телевизоров плейеров, соответственно не было возможности включать нужный канал и смотреть понравившуюся программу. Современному ребенку легче заглянуть в телевизор, фиксируя сиюминутный событийный момент, чем взять книгу и трудиться над пониманием замысла автора. Мои ученики - визуальщики и кинестетики, которым важно посмотреть, потрогать, раскрасить, подрисовать, заштриховать. Интегрируя литературное чтение и изобразительное искусство, мы строим урок так, чтобы фантазия детей становилась необходимой ценностью на нашем пути к рождению замыслов, творчества, открытий. Возможность создавать что-либо новое, необычное, сочинять стихи, рассказы, сказки закладывается в детстве. Мне повезло, я имею возможность работать по программе и учебникам Е.И. Матвеевой, которая уделяет развитию речи, фантазии большое значение. Так, например, в 3 классе мы с учениками решаем важную учебную задачу: как рождается авторское произведение, выстроенное по особым литературным законам. В условиях учебного диалога мы вместе с детьми пытаемся открыть эти законы, способы и приемы создания предлагаемых для чтения художественных произведений. Мало того, мои ученики сами с желанием создают собственные творческие работы, пользуясь открытыми ими секретами авторского мастерства. Вот, например, наши пробы пера:

Я вижу лист шиповника, горящий огнем. Он то постепенно угасает до оранжевого, то вспыхивает пурпурным. А лист ивы осень в крапинку покрасила. Вот плывет юркая лодочка, покачивается на волнах. (Ксения)

Листобой у Коваля - это сильный, надоедливый ветер, который срывает листья, крутит их, разносит по свету. Деревья стоят сиротливые, сжавшиеся. (Ксения)

Листобой капризный озорной надоедливый, он шастает по деревьям, свистит, швыряет листья. Он похож на шумного гневного человека. (Наташа)

Лист шиповника горит как пламя. На краях у него вычурная резьба. Как посмотришь на шиповник, зажженный искрами солнца, сразу понимаешь, написала осень: « Сегодня я иду красить листья».

Листик ивы очень необычный особенно ранней осенью. На глянцевом зеленом фоне изображены черные верхушки фонарей. Вокруг них светится, будто солнечная аура. Такую красоту можно увидеть сейчас везде. Листья осени - это просто неведомая огненная коллекция. (Света)

Когда я училась в педагогическом училище, помню, каждый раз, поднимаясь на второй этаж, мы видели на стенде слова Л.И, Брежнева:

«Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим».

Эти слова отпечатались в моем сознании, как девиз, наказ, призыв, и я стараюсь работать ответственно, увлеченно и творчески.

© 2010-2022