Доклад на тему Формирование толерантности у обучающихся в условиях коррекционной школы

Актуальность. Современный мир жесток.  В последнеевремя в обществе участились  акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, отчуждения, дискриминация по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, социально незащищенным группам в обществе. Недоброжелательность, озлобленность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, эгоизм все чаще проявляется у школьников. Социальные и житейские проблемы, стремительный ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Формирование толерантности у обучающихся в условиях коррекционной школы

















Формирование толерантности у обучающихся

Актуальность. Современный мир жесток. В последнее время в обществе участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, отчуждения, дискриминация по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, социально незащищенным группам в обществе.

Недоброжелательность, озлобленность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, эгоизм все чаще проявляется у школьников.

Социальные и житейские проблемы, стремительный темп жизни, природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей, агрессия, пропагандируемая СМИ - далеко не все причины несформированности толерантности у детей. Устранить эти причины мы не в силах, но не дать им захватить развивающееся чуткое отношение и активную позицию ребенка к миру, мы обязаны! Поэтому данная проблема становится особенно актуальной.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

При планировании работы, направленной на воспитание толерантности у детей, все эти аспекты мною учтены.

Изучила индивидуальные особенности обучающихся, уровень сплоченности класса, уровень адаптации к новым условиям обучения, уровень школьной тревожности и выявление проблем межличностных отношений в классном коллективе.

Цель: формирование толерантного отношения у обучающихся к окружающим людям, к семье, к истории и культуре своей Малой Родины, к представителям народов России и мира.

Задачи:
  1. Воспитание у обучающихся умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе.

  2. Развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами.

  3. Формировать спокойное, уважительное отношение к окружающим людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой национальности.

  4. Воспитывать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.

  5. Более глубоко познакомить обучающихся, воспитанников с историей и культурой своей Малой Родины, своей страны, с историей и культурой народов мира.

  6. Обучение полезным навыкам и привычкам, способствующим проявлению терпимости в поведении.

Выбирая приемы и методы работы, необходимо также учитывать различные аспекты толерантности: правовой, нравственный, семейный, коммуникативный (межнациональное и межличностное общение), спортивный, музыкальный и пр.

Основываюсь на следующие законодательные нормативно-правовые документы:

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;

  • Конституцией РФ;

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3.


Основные направления в формировании культуры толерантности обучающихся Доклад на тему Формирование толерантности у обучающихся в условиях коррекционной школы







Направления работы с классным коллективом
  1. Классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.

  2. Анкетирование обучащихся, воспитанников (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению спроса на досуговую деятельность).

  3. Спортивные соревнования с целью привлечения обучащихся, воспитанников к здоровому образу жизни и отвлечения от вредных привычек.

  4. Организация социально-значимой деятельности в классе и школе.

Направления работы с родительским коллективом
  1. Родительские собрания и лектории, тренинги, психолого-педагогическое консультирование.

  2. Анкетирование родителей.

Виды деятельности обучающихся, воспитанников:

  1. Участие в различных видах конкурсов и соревнований школьного, городского, областного, всероссийского уровня.

  2. Участие и проведение общешкольных КТД.

  3. Участие в различных акциях.

  4. Диагностика обучающихся, воспитанников (тестирование, собеседование, анкетирование)

  5. Мониторинг результатов реализации программы.

В своей работе использую такие формы и методы воспитания, как:

Формы

Методы

Классные часы

Беседы

Праздники

КТД

Игровые и конкурсные программы

Викторины, выставки, познавательные игры

Дискуссии

Коммуникативные тренинги

Беседа

Дискуссия

Мотивация (пример, поощрение, убеждение, внушение, самовнушение и самоубеждение, требование)

Создание социальных проб

Игровые методы

Метод саморегулирования

Метод воспитывающих ситуаций

Метод соревнования

Метод анализа деятельности и общения ребенка

Поручения

Задания самому себе



Содержание работы по формированию культуры толерантного поведения обучающихся, воспитанников

5, 6 класса-комплекта школы-интерната



Работа с классным коллективом

Формирование толерантного отношения

Аспекты толерантности

Гражданско-правовой

Духовно-нравственный


Семейный

Коммуникативный

Экологический

к себе

1.Станционная игра «Я и мои права».

2. «Право жизни»

(Осознание подростками самого главного права человека - права на жизнь и недопускания нарушения данного права; ознакомление с Всеобщей Декларацией прав человека, осознание причин нарушения прав человека и человеческого достоинства).

1.«Мое хобби» (Определение самобытности каждого подростка через раскрытие его увлечений).

2.«Я сам» (Формирование позитивного отношения к собственному «Я»).

3.«Всегда ли я хороший?»

(Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе).

4. «Учись властвовать собой» (Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим).

4. Участие в межведомственной операции «Досуг».

к окружающим

1. Областной конкурс «Детство - территория добра и порядка».

2. Проведение мероприятия, направленного на профилактику экстремизма и ксенофобии. Викторина «Странички безопасности».

3. Беседа «И на солнце есть пятна» (Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей; преодоление трудностей, мешающих принимать себя как личность; осознание, что не существует абсолютно идеальных во всем людей, но все заслуживают внимания и уважения; деление толерантной и интолерантной личности).

1. «Урок семьи и семейных ценностей».

2.«Путешествие в прошлое своей семьи».

3.«Семейный альбом». 4.«День матери».

5.День семьи «Всему начало любовь», «Семейные истории» (к международному дню семьи).

6.Конкурс сочинений «Здоровый выходной в нашей семье».

7. «Семьей дорожить - счастливым быть».

8. Классный час «Домашний очаг» (Формирование представлений о значении для человека «домашнего очага», готовности придти на помощь своим близким, представлении о «составляющих домашнего очага» (чуткости, внимания, доброжелательности, личной ответственности за своих близких.)

1.«Новичок в нашем классе, в нашей школе». 2.«Понимаем ли мы друг друга?».

3. Общешкольный праздник, посвященный дню учителя (чтение стихов).

4.«Ищу друга».

5.Городской спортивный праздник по адаптивной физкультуре «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» (командные соревнования, эстафеты). Коллективное выполнение рисунков о спорте.

6.Общешкольная неделя русского языка. (коллективное выполнение олимпиадных заданий).

7. (Самопознание, самовыражение подростков через совместную творческую и познавательную деятельность, а также формирование уважения, толерантно по отношению к себе и к окружающим в процессе праздничного действия). Активное участие в общешкольных праздниках: День Знаний, День Учителя, День Урожая, «Здравствуй, Новый год!», 23 Февраля, 8 Марта, 9 Мая, Выпускной бал.

8.«Наш класс. Каким он был, каким стал?».

9. (Сознательная и личностная самоидентификация подростка в коллективе сверстников). ГЦК (игровые программы, театральные и цирковые представления).

Развлекательная программа «Мармеладки».

10. Спортивно-развлекательная программа «Неслабое звено». В ЦРТД и Ю «Полярис».

11. Классный час «Легко ли быть не таким» (Формирование представлений о различиях (психических, физиологических, возрастных, социальных, культурных, национальных), которые отличают людей друг от друга; представлений о тех сложностях во взаимоотношениях с другими которые испытывают некоторые люди (инвалиды, беженцы и т. д.), осознание причин, по которым подобные ситуации складываются).

к окружающему миру

1.«Мы несем ответственность за тех, кого приручили», 2.«Берегите Землю»,

3. Областная акция «Классы, свободные от курения» (участие всего класса).

1.КТД. (Определение и развитие своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт; а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества).

Общешкольная неделя краеведения. Конкурс рисунков.

2. Городская акция «Сделаем» (уборка мусора по берегу озера Лумболка всем классом) в рамках городской акции «Зеленый и чистый Мончегорск».

3. «Необычное путешествие с капелькой».

4.«Спасти и сохранить».

5.КТД. Мастерская Деда Мороза. Конкурс ёлочек.

6. Городская акция «Летопись добрых дел по сохранению природы».

7.Городская акция «Защитим леса Заполярья».

8.Городская акция «Поможем птицам».

к истории и

культуре своей малой Родины

1.«Мои замечательные земляки».

1.«Нам школа в жизнь открыла дверь».

2.«Виртуальная экскурсия «Школьные годы чудесные…».

3. «Защитники Заполярья».

4. Классный час «Я родом из…» (Формирование у чувства гордости за то географическое место, в котором он родился, развитие индивидуальности, самооценки каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным опытом, формирование достойного отношения к субъективному опыту другого).

5. «Традиции и обычаи моего народа» (Формирование позитивных установок восприятия социального опыта народов, чьими представителями являются учащиеся класса, принятия национальной позиции другого как данности).

6.«Ярмарка народной игры» (Формирование образа себя как носителя культуры своего народа через демонстрацию имеющегося игрового опыта и его пополнение).

к истории и культуре своей страны

1.Государственная символика России.

2. Классный час по теме «Награды Великой Отечественной».

3.Классный час «Мы - граждане России».

1.«Поле русской славы» (к 200-летию Бородинского сражения».

2. «Герои войны».

3. «Поэзия разных народов о Великой Отечественной войне».

4.Классный час

«Где не тронешь Россию всюду рана»

(Актуализация знаний учащихся о негативных событиях, происходящих в современной России (войны, распри, террористические акты); обсуждение причин приводящих к этим событиям и путей решения подобных проблем).

4.Классный час «Великие сыны России» (Формирование представления об обеспечении могущественности и величественности России сынами отечества - представителями разных национальных групп, осознание понятия межнациональная толерантность).


Работа с родительским коллективом


  1. Родительские собрания: «Поощрение и наказание детей в семье», «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?», «Неразлучные друзья родители и дети».

  2. Анкетирование родителей по проблемам: «Чем интересуется ваш ребенок?»

  3. Консультации по темам «Ребенок и многонациональная среда», «Первые ростки эмпатии в детском коллективе. Анализ наблюдений учителя».

  4. Индивидуальные беседы с родителями «Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком», «Первые проблемы подросткового возраста».



© 2010-2022