Сплочение детско - родительского коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27








Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе.






Выполнили :

Ефимова Елена Вячеславовна

Яриш Лариса Александровна

г. Хабаровск





г. Хабаровск

2015г.

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Цель: создание условий для совместной работы учителя , родителей и детей целью которой будет создание и сплочение родительского и детского коллектива.

Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:

Малодетность семьи

Молодые отделяются от своих родителей, происходит отрыв от традиций семьи;

Утрачены народные традиции педагогики, которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;

социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;

Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени

В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями

-сформировать родительский и детский коллектив и начать работу по его сплочению,

-создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

- разработать цикл мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.

-обеспечить участие всех родителей в жизнедеятельности классного коллектива.

Ожидаемые результаты

1.Установление партнерских отношений

Ученик + Родитель + Учитель=Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.

3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы

4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС в нашей школе является информационное сопровождение и просвещение. Родители затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта, об их роли в его реализации. Первое школьное собрание было посвящено знакомству с новыми стандартами. Значимую роль в информационном сопровождении родителей играет и интернет - сайт школы. В школе есть сайт, на котором размещены информационные рубрики для родителей; материалы для обсуждения; полезные ссылки; материалы для родителей.

Опираясь на собственный опыт, мы убедились, что родители проявляют повышенный интерес к школьной жизни на первом году обучения ребёнка в школе. Они принимают участие во всех делах класса. Однако, к окончанию начальной школы, у большинства родителей отсутствует активная жизненная позиция по отношению к воспитанию ребёнка совместно со школой. Возникла необходимость найти новые формы работы с родителями, чтобы поддержать интерес родителей и вовлечь их в совместную деятельность со школой.

Изучение семей учеников позволило понять стиль жизни детей и их родителей, познакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка. Анкетирование, проведённое на первом собрании, обозначило круг вопросов, ответы на которые интересуют родителей в первую очередь. Приложение анкеты(1)

Вовлекаем всех родителей в значимую деятельность.

Практикуются различные методы работы с родителями:

- дискуссии;

-анализ ситуаций.

Формы работы также самые разнообразные: тренинги, ролевые игры, круглые столы, консультации. Проводятся выставки семейного творчества, коллективные творческие дела, презентация альбома-эстафеты.
Роль родителей, их общение с учителем и родителями одноклассников в учебном процессе детей очень важна. Стороны ученики - учителя - родители представляют собой триалог, т.е. находятся в постоянном взаимодействии. Очень важно, какие отношения будут выстраиваться между родителями и учителем, родителями между собой, потому что это взаимодействие оказывает огромное влияние на атмосферу в классе, дает представление и знания о межличностном общении, а также влияет на отношение к школе каждого ребенка. И, чтобы класс был дружным и сплоченным, а желание учиться не пропадало, родителям и учителям необходимо сотрудничать, помогать и понимать друг друга.

Одна из важнейших задач классного руководителя - способствовать единению и сплочению семьи, становлению взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

В очередной раз, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решили кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями, чтобы решить наипервейший вопрос - сплочение детского и родительского коллектива и сделать их своими помощниками. Это решение появилось и ещё по ряду причин.

  • Во-первых, у нас учились дети с разным уровнем подготовки,

  • во-вторых, не все дети посещали детский сад, а также были дети из неблагополучных семей (5 семей)

  • в-третьих, много детей из семей имеющих одного ребёнка.

Традиционные формы общения с родителями

-родительские собрания,

- тематические и индивидуальные консультации,

-посещение квартир учащихся,

- индивидуальные беседы,

-посещение родителями внеклассных мероприятий и уроков,

- работа родительского комитета.

Новые формы работы с родителями, используемые в работе

- психолого-педагогическая диагностика

- групповая работа родителей при проведении мероприятий

-Проведение тематических родительских собраний

На первом родительском собрании , которое проходило в начале сентября, была установлена очередность посещения уроков, где родители выступали в роли тьютеров. Родители почувствовали себя в новой роли помощников и увидели детей другими глазами. На уроках родители помогали детям услышать и понять, что говорит учитель, подходили к детям и направляли их работу.

Мы приняли решение каждое родительское собрание проводить на положительной ноте. На собраниях не разбираем поведение каждого ученика, а стараемся решить проблему исходя из положительного опыта родителей. Родители сами предлагают выход из сложившейся ситуации, обсудив эту ситуацию.

Для того, чтобы создать комфортную психологическую обстановку в классе, формировать у детей чувство уважения друг к другу, нами неоднократно проводились различные мероприятия, которые раскрывали особенности, интересы детей: «А ну-ка, девочки», праздник осени, Масленица, «В гостях у сказки»,осенняя ярмарка . (приложение 2)Также коллективные выезды на природу. Эти выезды очень важны для сплочения родителей и детей, там они вместе играют в разные игры, которые организуют родители. На таких совместных мероприятиях дети учатся распределять роли, разрешать конфликтные ситуации мирным путем, сотрудничая друг с другом. Родители проявляют свои организаторские способности.(приложение 3). Также родители помогают в организации проведения праздников.(приложение 4)

А также коллективные выезды в сопровождении родительского комитета в Археологический музей, Краеведческий музей, театр юного зрителя, фабрику мороженого, кондитерскую фабрику, зоосад. В прошлом году побывали на новогоднем празднике в кукольном театре.

Или же совместное изготовление новогодней игрушки. Творческий процесс приготовления сближает семью, формирует интерес к победе. Конечно же в первом классе основную роль в изготовлении игрушки взяли на себя родители, но глаза детей горели, когда они им помогали. Семьи Крот и Голушко в прошлом году изготовили новогоднюю игрушку и были награждены грамотой и призом.

Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся участниками праздников, конкурсов, соревнований, готовят различные атрибуты. В феврале месяце первого года обучения успешно прошли соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья». Присутствовали не только семьи - участники, но и семьи, которые активно поддерживали участников соревнований. После соревнования пили все вместе чай с огромным вкусным пирогом.(приложение 5)

Очень хорошо сплотила детей с родителями совместная проектная деятельность. Коллективным проектом стал праздник «Прощание с букварём», проходивший в апреле месяце и школьная цветочная клумба(посадка цветов) в мае месяце.(приложение 6)

Результаты работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива

  • - за год обучения коллектив стал дружным и сплоченным;

  • - повысился уровень воспитанности учащихся;

  • - повысилось качество обучения;

  • - улучшились отношения с родителями;

  • - коллектив учащихся и родителей стал одним целым;

  • - родители стали чаще интересоваться делами класса и успехами своих детей;

  • - родители предлагают свои услуги в проведении кружков

  • - класс является активным участником всех общешкольных мероприятий;

  • - участие детей в классных мероприятиях - 100%;

  • - увеличилось количество детей посещающих различные кружки;

  • - в классе реже возникают конфликты;

  • - родители - частые гости в школе.

Работа по сплочению родительского и детского коллектива будет продолжена.






Приложение 1

Анкета на первом родительском собрании.

Сплочение детско - родительского коллектива

Сплочение детско - родительского коллектива


Приложение2

Осенняя ярмарка

Сплочение детско - родительского коллектива
Сплочение детско - родительского коллектива

В гостях у сказки

Сплочение детско - родительского коллектива




Приложение 3

Выезд на природу

Сплочение детско - родительского коллектива

Сплочение детско - родительского коллектива









Приложение 4

Масленица

Сплочение детско - родительского коллектива

В гостях у лётчиков.

Сплочение детско - родительского коллектива

Трудовой десант

Сплочение детско - родительского коллектива

Приложение 5

Папа, мама, я - дружная семья.

Сплочение детско - родительского коллектива

Приложение 6

Цветочная клумба к 9 мая.

Сплочение детско - родительского коллектива




Праздник Букваря

Сплочение детско - родительского коллектива

© 2010-2022