Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки








Наш адрес:

403870

г. Камышин

ул. Металлургов, 9

8-444-57- 4-38-44





Комитет по образованию

администрации

городского округа - город Камышин

МОУ сош №6


Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки

Из опыта работы классного руководителя

Кузнецовой Натальи Александровны.




Камышин

2009





Введение.

В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности общества, которая диктует необходимость обновления содержания образования, реализующего этнокультурную функцию, придания ему национального характера. И сегодня остаются актуальными мысли основателей отечественной педагогики о воспитании российского юношества в духе нравственности, патриотизма, национальных ценностей и народных традиций.

Обязательным основанием оздоровления школы должно стать утверждение в сознании учащихся коренного знания исторических связей с предшествующей жизнью России, ее народа, организация воспитания и обучения на национальных началах, на принципах органичного воспитания гражданских и высоких идей любви к Отечеству, а также гуманистического отношения к другим народам.

В современных условиях русское образование и воспитание являются теми сферами духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д.Ушинскому, который сказал, что дело воспитания - важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися «Я - гражданин России», задачами которой являются:

  1. Развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества

  2. Формирование у молодого поколения таких черт национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость







Анкета для учащихся «10 моих Я»

  1. Чаще всего я радуюсь, когда…


  1. Чаще всего я смеюсь, когда…


  1. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…


  1. Чаще всего я плачу, когда…


  1. Чаще всего я злюсь, когда…


  1. Чаще всего я обижаюсь, когда…


  1. Мне хорошо, когда меня…


  1. Мне плохо, когда меня…

















Анкета для старшеклассников


  1. Чего вы больше всего боитесь в жизни?

А) стать жертвой преступления

Б) встать на путь преступления

В) пристраститься к алкоголю или наркотикам

Г) не получить образования

Д) не найти свое признание

Е) потерять теплые отношения с родителями

Ж) потерять доверие друзей

З) нестабильности в стране

И) войны

2. Где вы можете стать жертвой насилия?

А) в школе

Б) на улице

В) дома

3. Если с вами что-то случается, кто придет на помощь?

А) милиция

Б) родители

В) друзья

Г) рассчитываю на свои силы

4. Что нужно сделать, чтобы подростки не встали на путь преступления?

А) улучшить досуг

Б) трудоустроить

В) изменить политику страны

Г) ужесточить спрос с родителей

Д) ужесточить наказание подростков






  1. Возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни

  2. Знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досуга.

Традиционно для учащихся проводятся мероприятия по «параллелям»:

5 классы - «Кузьминки - по осени поминки»

6 классы - Рождество. Святки.

7 классы - День театра

8 классы - День славянской письменности

10 классы - Наум-Грамотник

Для всего коллектива учащихся проводятся общешкольные праздники «Рябинник», «Масленица», фестиваль искусств «Русская душа», Праздник Дмитрия Солунского, научно-практическая конференция и другие мероприятия, связанные с изучением лучших народных традиций. Главным в этих мероприятиях является не получение формальных знаний, а ВОСПИТАНИЕ, формирование определенных нравственных принципов и поведенческих навыков у детей. Основным средством решения поставленных задач остается поурочное изучение предметов и наряду с этим расширение и разнообразие внеурочных форм работы с учащимися, предполагающие взаимодействие семьи, школы, общества.






Организация воспитательной работы с классом, реализующей программу «Я - гражданин России».


Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки

Лично мною в основу воспитательной работы с классом было взято гражданственно-нравственное воспитание учащихся путем приобщения к традициям русской культуры. Задачей является воспитание у учащихся качеств личности, обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием.

И в связи с этим всю работу с учащимися я веду по следующим направлениям:


Изучение социализированности личности учащегося

(методика М.И.Рожкова)

Цель: выяснить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4-всегда

3-почти всегда

2-иногда

1-очень редко

0-никогда

  1. Стараюсь слушаться во всем педагогов и родителей

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

  3. За что бы я ни взялся, всегда добиваюсь успеха

  4. Я умею прощать людей

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав

  8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

  9. Стараюсь поступать так, чтобы хвалили окружающие

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю

  12. Мне нравится помогать другим

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

  16. Переживаю неприятности других, как свои

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки









Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки













Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки









  1. Я и мир

Цель: формировать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Заповеди подпрограммы:

- изучай окружающий мир и умей делать его лучше;

- отзовись на нужды человека душой и сердцем, ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира;

-старайся овладеть всем хорошим, что сотворила человеческая мысль;

- знакомься с культурой других народов, уважай их традиции, изучай их язык.

Мероприятия, реализующие данное направление:

  1. Календарь народных ремесел

  2. Экскурсии к памятным местам

  3. Заочные (виртуальные) экскурсии в музеи, галереи мира

  4. Беседы и наблюдения «Природа в произведениях искусства», «Вокруг света с фотоаппаратом»

  5. Научно-практическая конференция «Русские миротворцы»

  6. Конкурс творческих работ «Мы в историю заглянем снова»

  7. Экологический КВН для учащихся 9-11 классов

  8. Экологические экспедиции.





  1. Я и школа.

Цель: формировать у школьников осмысление необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире, формировать у подростков осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека.

Заповеди подпрограммы:

- оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам;

- поступками и делами улучшай окружающую жизнь;

- каждое дело - творчески, иначе - зачем?

- помогай товарищу, чем можешь, отзовись на его нужду душой и сердцем, делай это с радостью

Мероприятия, реализующие данное направление:

  1. Народный календарь (Кузьминки, Рождество. Святки)

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки



  1. Я и Я

Цель: формировать осознание учащимися себя как личности, как гражданина; формировать умение анализировать свое поведение и управлять им.

Заповеди подпрограммы:

- помни, что сила твоя, ценность для тебя и окружающих - это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью;

- раскрой себя в любой инициативе;

- отвечай за свои поступки;

- честь - это незапамятная репутация, доброе имя;

- честный - значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.

Мероприятия, реализующие данное направление:

  1. Тесты «Познай себя», «Я - реальное, я - идеальное»

  2. Аутотренинги и тренинги общения

  3. Тематические классные часы «Кто я? Какой я?», «Сам себе психолог»

  4. Родительский лекторий «Воспитание души»

  5. Клуб для одаренных детей «Умники и умницы»

  6. Тематические классные часы «Спорт и здоровье», «Режим дня в жизни школьника»

  7. Конкурс агитбригад «Мы против дурмана - сохраним жизнь»



Анкета «Моя семья»


Цель: выявить, каковы взаимоотношения в семье, каково влияние оказывают родители на развитие личности подростка.

  1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

  2. В чем, по-вашему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?

  3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

  4. Будешь ли ты строгим родителем?

  5. Будешь ли баловать своих детей? Как?

  6. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?

  7. Будешь ли ты наказывать своих детей?

  8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье?

  9. Знаешь ли ты своих двоюродных братьев, сестер?

  10. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?

  11. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?

  12. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?

  13. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?





  1. Традиционные школьные праздники («Наум-Грамотник», «Рябинник», «Масленица»)

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки



  1. Школьный фестиваль искусств «Русская душа»

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки

  1. Школьный альманах «Слово русской школы»

  2. Фотовыставка «Родная школа в лицах»

  3. Конкурс «Дружеский шарж»

  4. Родительский лекторий

  5. Всероссийский конкурс «Моя классная - самая классная»

Сценарий традиционного праздника

«Наум-Грамотник».


Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки


Звучат фанфары.

Ведущий 1. « Ученость - единственное, что в нас божественно и бессмертно, а величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь»

Ведущий 2. «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания»

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Не удивляйтесь, мы не случайно начали с высказываний двух великих философов Плутарха и Конфуция о знаниях и учении.


  1. Я и моя семья

Цель: формировать у школьников понятия сущности социальных ролей, умение понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности, воспитывать семьянина, любящего родителей и родственников.

Заповеди подпрограммы:

- свято храни честь своей семьи;

- люби свою семью и делай ее лучше;

- проявляй заботу и участие в судьбе близких и далеких родственников.

Мероприятия, реализующие данное направление:


  1. Тематические классные часы «Что значит быть хорошим сыном (дочерью)», «Семья - малая церковь»

  2. Встречи с интересными людьми

  3. Общешкольный конкурс «Моя родословная»

  4. Родительский лекторий «Правила теплой руки», «Роль родителей в этнокультурном образовании учащихся»

  5. Работа родительского университета по правовому образованию родителей

  6. День матери

  7. «Папа, мама, я - спортивная, поющая, читающая семья»







Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - Речь!

И.А.Бунин



Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки


Ведущий 2: Что ж, добрый конец - всему делу венец. А чтобы добрая молва о нашем деле пошла, приходите еще к нам в гости, друзья.

Ведущий 1: Мы всегда рады вас видеть!

Ведущие (хором): До свиданья, в добрый час! Снова в гости ждем здесь вас!







Ведущий 2. Ведь сегодня в этом зале по сложившейся традиции собрались лучшие ученики нашей школы. Ваши пятерки и четверки - это напряженный ежедневный труд. Но только так можно получить прочные знания.

Ведущий 1. О, наука, наука! Великое пламя идей!
Я призывам твоим всеми чувствами трепетно внемлю!
Без тебя не прожить бы пяти миллиардам людей,
Населившим собой нашу общую родину, Землю!
Мы - слепцы без тебя. В этом мире ты - наш поводырь,
Каждый шаг свой вперед мы вершим, на тебя уповая!
Ведущий 2.

Без тебя не взметнуться умом до прочтения тайн черных дыр
И до Чистых прудов не доехать на старом трамвае.
Авиация! Космос! Компьютер! Генетика! Свет!
Побежденная оспа и телемультяшки для внука -
Миллионная доля твоих триумфальных побед,
Чудотворица наша, кормилица наша, наука.
Наша жизнь нелегка, это вечный с невзгодами бой!
Ведущий 1. С древних времен образование считалось делом государственным, а авторитет знаний был всегда необычайно велик. В нашей стране действует президентская программа - национальный проект «Образование», целью которого является модернизация образования. Известно, что знания нужно уметь отстаивать. Вы сумели это сделать, став победителями школьных и городских предметных олимпиад.

Ведущий 2.И сегодня мы чествуем наших победителей здесь, в стенах нашей школы. И день выбран не случайно. Давайте совершим небольшой экскурс в историю.

14 декабря - день памяти святого ветхозаветного пророка Наума. Родился он в Галилее в VII веке до рождества Христова, предсказал гибель ассирийского города Ниневии. И хотя другие подробности жизни пророка неизвестны, наш народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали Грамотником.





Ведущий 1.Предки наши имели обычай отдавать своих детей в наущение со дня святого пророка Наума и 1 декабря (по старому стилю) - 14 декабря (по новому стилю) обращались к этому пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. Объяснения, почему этот обычай приурочен к имени и дню святого Наума можно объяснить тем, что месяц декабрь как зимнее время есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом. К тому же сам покровитель этого дня, как усмотрели народные «языковеды» напрямую связан с учением. (Наум от слова «ум»). Народом сложены пословицы:

« Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет», «Батюшка Наум, наведи меня на ум»

Ведущий 2. В детских прописях и азбуковниках XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати». А родители провожали детишек в школу, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,

Умывайтесь белехонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь-

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум!

Ведущий 1. А сейчас прозвучит песня «Посвящение учителю»

Ведущий 1.

Вот просвещенья торжество,

Которым все мы жили!

Как долго ждали мы его,

Его мы заслужили!

Сквозь дебри формул и наук,

Сквозь лес деепричастий

Нас звал удачи слабый звук,

Как обещанье счастья!





Ведущий 1: Как называется книга, бывшая в использовании и вновь поступившая в продажу? (букинистическая, магазины «Букинист»)

Ведущий 2: Краткая перепечатка наиболее интересного материала из других изданий? (дайджест)

Ведущий 1: Название художественной прозы, а также литературы развлекательного, легкого характера? (беллетристика)

Ведущий 2: Назовите имена первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. (Кирилл и Мефодий)

После ответов детей вручаются призы

Ведущий 1: А вот мне интересно, был ли в древности ластик или какая-нибудь «корректирующая жидкость» для исправления ошибок?

Ведущий 2: Ты знаешь, я читал, что ошибки раньше с пергамента смывали губкой или счищали пемзой и перочинным ножом.

Ведущий 1: А из чего же тогда изготавливали чернила?

Ведущий 2: Древние рецепты рекомендовали использовать различные железистые соединения, сажу и т.п.

Ведущий 1: Откуда ты все это знаешь?

Ведущий 2: Читаю энциклопедии, словарь книголюба и другие книги. В нашей библиотеке столько всего интересного! Можно узнать, как выглядела первая славянская азбука, какие буквари были необычными, как связаны термины «красная строка» и «рубрика». И много еще увлекательного и познавательного.

Ведущий 1: Здорово! Обязательно возьму почитать. Надеемся, что сегодня мы и вас сумели заинтересовать историей русской письменности, показали, что книга, помимо содержания, таит в себе множество откровений, загадок. А если вы решитесь их разгадать, уж точно не пожалеете!







«Старый король Коул», изданная в 1985г. В Шотландии. Страницы ее можно очень осторожно переворачивать с помощью иголки.

3.Самая маленькая книга в мире- до недавнего времени это был «Кобзарь» Т.Г.Шевченко-чудо рук украинского инженера Николая Сергеевича Сядристого, созданное с помощью микротехники. Она изготовлена в единственном экземпляре и состоит из 12 страниц текста…

Ведущий 2: Надеемся, теперь вы стали книжными асами! Предлагаем вам ответить на вопросы блиц- турнира.

Ведущий 1: Как называется редкая древняя книга? (антикварная)

Ведущий 2: Рукописный текст, написанный автором, а также собственноручная подпись автора? (автограф)

Ведущий 1: Издание небольшого формата (книжка-малютка)

Ведущий 2: Наглядное изображение в издании (иллюстрация)

Ведущий 1: Вымышленное имя, используемое автором произведения (псевдоним)

Ведущий 2: Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (бестселлер)

Ведущий 1: Название серии рисунков с кратким текстом. Впервые они появились в США; основная тематика: приключения животных, комических персонажей, суперменов. (Комиксы)

Ведущий 2: Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица? (в 10-11 веке в связи с принятием христианства)

Ведущий 1: Как называются славянские азбуки? (кириллица и глаголица)

Ведущий 2: Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы - бересту)

Ведущий 1: Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)

Ведущий 2: Как называют первые печатные книги, выходившие без указания автора, времени и места выпуска? (анонимными)





Ведущий 2.

Подвидов строй, молекул тьма,

Сражения и даты,

Преодолели штурмы мы,

Как бравые солдаты.

Ура! Виктория при нас!

Мы победили ныне!

Пускай директор наградит,

Мы лавры заслужили!

Ведущий 1. Слово предоставляется директору школы

(Награждение победителей)

Ведущий 2. Конечно, все мы понимаем, что этих побед не было бы, если бы ни титанический труд наших учителей! Мы говорим вам «Огромное спасибо»!

Ведущий 1. Мы хотим, чтобы сейчас здесь прозвучало имя учителя, который подготовил самое большое количество призеров олимпиад. Это___________________!

Примите эту заслуженную награду!

Звучат фанфары

Ведущий 2. Наступает самый торжественный момент. На сцену приглашаются лучшие из лучших! Те, кто в упорной борьбе завоевал много призовых мест! Приветствуем их:

Ведущий 1.

Привет вам, друзья наши юные!

Веселые, смелые, умные!

Спортсмены, танцоры, артисты,

Искатели и планеристы,

Будущие юристы и мастера,

Преподаватели и доктора,

Инженеры, фантасты, романтики,

Физики, химики и математики.

Сегодня собрались вы здесь

Нам показать свои познания,





Наум - Грамотник для вас

Устраивает состязания!

Ведущий 2. Дорогие ребята! Вы уже доказали, что знаете школьные предметы лучше всех. А теперь вам предстоит участие в состязании, где нужно проявить смекалку. Не робейте. Кто наберет больше жетонов, тот и станет обладателем шапки магистра и получит звание Наум-Грамотник.

Ведущий 1.И сегодня на нашей игре давайте сохраним атмосферу добра, взаимопонимания, дружбы, но при этом не забудем и про дух соревнования

Конкурсная программа.

Ведущий 2.Первый конкурс на знание химии. Я задаю каждому по вопросу, если участник не знает ответа, отвечает тот, кто первым поднял руку.

Загадки о химических элементах

1. Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой станет кислотой (фосфор)

2. У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит (мышьяк)

3. Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит, алмаз.
Я на улице, в школе, в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас (углерод)

4. Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь "самолетный металл",
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал (алюминий)

5. Давно известна человеку:
Она тягуча и красна,




что по происхождению многие буквы глаголицы связаны с греческим письмом, а некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма. Однако своеобразие глаголицы не позволяет уверенно связать ее ни с одним из современных ей алфавитов. Это косвенно подтверждает предположение, что глаголица изобретена Кириллом еще до его отъезда вместе с братом Мефодием в Моравию, где после, в 863 году им была создана кириллическая азбука.

Ведущий 1: Интересно, а как появился современный русский алфавит? Вы и об этом знаете?

Всезнайка: Современный русский алфавит по составу и основным начертаниям восходит к кириллице, буквенные знаки которой изменились по форме и по составу. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра 1 в 1708-1710 и реформами Академии наук 1735,1738 и 1758, результат которых заключался в упрощении начертаний букв и исключении из него ряда устаревших знаков. Эти изменения послужили преобразованию старой церковно-славянской печати для светских изданий. Некоторые исключенные буквы в дальнейшем восстанавливались и исключались , часть лишних букв употреблялась в русском письме и печати вплоть до 1917 г, когда декретом Народного комиссариата просвещения были исключены из русского алфавита «ять», «фита», «и» десятеричное.

Ведущий 2: Да, со временем все совершенствуется. Но что-то неизменно остается самым-самым.

Ведущий 1: А наши девчонки все знают про самое лучшее о книгах.

Всезнайки: 1.самая большая книга в мире - «супер книга» имеет размеры 2,74*3,07м, весит 252,6кг и содержит 300 страниц. Она была издана в Денвере, Колорадо, США в 1976 г.

2.самая маленькая книга, поступившая в продажу, была напечатана на бумаге размером 1*1 мм. Это детская сказка

7: Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину название букв были длинные и напоминали слова. Какое слово можно составить из этих 4 букв? (беда) Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв…Кто назовет это слово? (Азбука)

  1. А давайте теперь попробуем прочесть по-старославянски самое простое и близкое всем нам слово «МАМА». «Мыслете-аз-мыслете-аз»-вот так оно тогда звучало. Правда, не очень легко и удобно читать? Вот поэтому азбука постоянно упрощалась, делалась более удобной.

  2. Многие выдающиеся русские писатели приняли участие в усовершенствовании азбуки и языка: М.В.Ломоносов, В.И.Даль, А.С.Пушкин и другие. И теперь наша азбука состоит из…Скажите, сколько букв в русском алфавите?

Ведущий 1: При входе некоторые из вас получили карточки с изображением букв, которые, вряд ли, вам знакомы. Все же постарайтесь угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква.

Ведущий 2: Поместите карточку со своей буквой рядом с любым названием. Если поместите верно, получите приз.

На стенде буквы: «ижица», «фита», «омега», «ять», «пси», «кси», «зело», «ер»

Ведущий 1: Ты знаешь, мне все-таки кажется, что глаголица старше кириллицы. Ты как думаешь?

Ведущий 2: Не буду с тобой спорить, давай спросим у наших «всезнаек». Уж они-то точно знают.

Всезнайка: Некоторые ученые предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием в 9 в., ранее, чем другая славянская азбука- глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что глаголица старше и что кириллица была составлена последователями Кирилла и Мефодия (возможно, Климентом Охридским) на основе уставного греческого письма с добавлением нескольких букв. Считается,

Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она (медь)

6. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем. Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (золото)

Математика

  1. Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулось 4 человека?

  2. Тройка пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

  3. Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?

  4. В карманах денег поровну. Из одного в другой переложили 1 рубль. На сколько больше там стало? (на 2 рубля)

  5. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (по 8 кругов)

  6. Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг)

Ведущий 1. Следующий блок вопросов по физике. Но теперь ваша задача не только дать правильный ответ, но и сделать это быстрее соперников.

Физика.

  1. На одну чашу весов положили 1 тонну железа, на другую - 1 тонну дерева. Что перетянет?

  2. В бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если человек выбросит из лодки в воду гирю?

  3. С какой скоростью должен бежать человек по ровной пустыне, чтобы не провалиться в песок?

  4. Может ли сила трения увеличивать скорость?

  5. Придешь ли на Северный полюс, ориентируясь только по компасу?

6. Будет ли гореть свеча в космическом корабле?



  1. Скорость ракеты возрастает даже в том случае, когда сумма сил, действующих на нее, равна нулю. Почему?

  2. По промасленной бумаге не пишут ни ручка, ни карандаш. По одной причине?

Ведущий 2. Литературный тур. Ваша задача расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, знакомых строчек из песен и стихов. Время на обдумывание - не более 10 секунд. Например, Молодым нигде нет тупика. Ответ: Старикам везде у нас дорога. Вопрос: Ваша Таня тихо смеется. (Наша Таня громко плачет). Отвечаете по очереди. Остальные не подсказывают.

Перевертыши.

  1. Счастье перемещается кучами. (Беда не приходит одна)

  2. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

  3. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса)

  4. Скрыл, что водоросль, - выходи из аквариума. (Назвался груздем - полезай в кузов)

  5. Мне танец разрушать и умирать мешает. (Нам песня строить и жить помогает)

  6. Девушек так мало замужем. (Парней так много холостых)

Ведущий 1. Продолжим игру с перевертышами. Расшифруйте названия книг и сказок. Жетон получает тот, кто сделает это не только правильно, но и быстрее.

Перевертыши названий книг и сказок.

  1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

  2. Квадратик (Колобок)

  3. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

  4. Континент мусора (Остров сокровищ)

  5. Прибитые штилем (Унесенные ветром)

  6. Счастье от глупости (Горе от ума)

  7. Закон и поощрение (Преступление и наказание)

  8. Мышка-домоседка (Лягушка-путешественница)

  9. Собачья конура (Кошкин дом)

  10. Солнечный принц (Снежная королева)

Кирилл: Да в Лету канули и там остались. Еще я так сказать берусь о том, как только Русь Владимир-князь в Днепре крестил и в христианство обратил ее разрозненный народ. Так быстро мы пошли вперед. Русь стала храмы возводить, богослуженья проводить.

Мефодий: Мне твой интерес к писаниям приятен. Предаюсь воспоминаньям, из древности к тебе взываю и тайны «Азбуки» приоткрываю.

Кирилл: Год 863-ий - ты эту дату должен знать. Послал нас царь в тот самый год славянский просвещать народ и про учение Христово сказать им просто и толково. Нам предстояло трудный путь пройти, ведь мы должны были перевести все книги с греческого на славянский. Пришлось нам азбуку изобрести.

Мефодий: Ее тогда кириллицей назвали - так брата моего повеличали. От разных азбук буквы, звуки так хитроумно он соединил, что сразу всех славян вознаградил, чтоб и они познали все науки. 24 буквы взял Кирилл у греков, еще немного у евреев и армян. Чего недоставало - сам добавил и от невежества славян избавил.

Кирилл: Ты только, Саша, посмотри: их было ровно 43!

Выходят дети с изображениями старославянских букв

Саша: Да, вижу. Но они другие, не то, что русский алфавит.

Кирилл: Ну, тут тебе Библиотекарь не хуже нас все объяснит.

5: Шли десятилетия, письменность изменялась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертания букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем.

6: Да, конечно, сейчас для нас эти буквы звучат необычно, мы привыкли к немного другому алфавиту, да и самих букв в современном алфавите меньше. Посмотрите внимательно, каких букв в нашем алфавите сейчас совсем нет?

( Достается лист со словами: буки, есть, добро, азъ)

Летописец: «Повесть временных лет». Скажу я, Саша, не хвалясь, то- первая история Руси. Старался, неудачи не страшась, и не жалел я сил. А чем же я доволен был, так это тем, что «Повесть» славянской азбукой сложил, и потрудился я на совесть!

Саша: А как же вы могли писать? Ведь вы же русский, славянин!

Летописец: А это, Саша, как сказать…Да ведь народ наш, исполин, не вечно буквы эти знал и, как Бог на душу положит, бумаге мысли излагал: кто знаками, а кто - латынью, что с Запада до нас дошла. Ну, посуди сам, нам-то ныне чужая письменность нужна?

Саша: Вот это получаются дела! Так буквы русские, выходит, существовали не всегда! И что же? Их придумали в народе?

Летописец: Постой, неужто я забыл? Да нет, есть авторы у них! Два инока - Мефодий и Кирилл - своих не пожалели сил. Они ведь братья были, славянской азбуки творцы. Но неужели их забыли? Негоже так, ведь языка отцы!

Саша: Нет, их ныне помнят люди, да кто же подвиг их забудет?! Мне побывать у них осталось, тогда я точно буду знать, как удалось им азбуку создать.

Историческая справка

От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки - «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность.

Мефодий: В историю ты углубился, но почему остановился? Что к нам тебя, друг, привело, ведь больше десяти веков прошло?

Саша: Узнать бы мне, как вы трудились, чтоб буквы наши появились?

Мефодий: Мы были б не совсем точны, коль не признали б истины, что даже в древни времена писали предки письмена и так передавать могли мысль на любой конец Земли, использовав не буквы, а значки. Их называли резы и черты. О них уж не узнаешь ты.

Саша: Куда ж они все подевались?

Ведущий 2. Сейчас вы получите карточки, на которых написаны фразеологизмы. Вам необходимо подобрать фразеологизм - синоним. Например: Один на один - с глазу на глаз. Карточки переворачиваем по команде.

Фразеологизмы-синонимы.

  1. Во все лопатки - сломя голову

  2. Поминай как звали - и след простыл

  3. Ни рыба ни мясо - ни то ни сё

  4. шагу негде ступить - яблоку негде упасть

  5. Гонять лодыря - валять дурака

  6. Бабушка надвое сказала - вилами на воде писано

Ведущий 1. Итак, мы убедились, что наши «Наумы» люди знающие и находчивые. Но мы уверены, что и в чувстве юмора им не откажешь. Следующие задания и помогут нам оценить это качество.

Ведущий 2. Мы вам предлагаем «хитрые вопросы». Их всего три, поэтому шанс получить жетон будет не у всех, а только у тех, кто быстрее и правильнее ответит на них. Итак, внимание.

«Хитрые вопросы»

  1. Дано предложение: «Я часто встречался с Зегерс». О ком идет речь: о мужчине или о женщине? (О женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом)

  2. Репортаж о спортивном соревновании заканчивался так: Особенно удачно выступили Гаас, Жук, и Ким. Все трое включены в состав сборной республики.

Кто эти спортсмены - мужчины или женщины? (Мужчины. О женщинах написали бы: все три…)

Ведущий 2. А теперь мы дадим нашим знатокам передохнуть и просим зал поучаствовать в нашей конкурсной программе. Ответьте на предложенные вопросы, а жетон, который вы получите за правильный ответ, отдайте тому знатоку, за которого вы болеете.


Нескучные вопросы.

  1. Зеленая, от которой мухи дохнут? (тоска)

  2. Прилетели по-саврасовски, улетели по-некрасовски? (грачи)

  3. Бабушкина аудиосистема? (патефон)

  4. Эпицентр бублика? (дырка)

  5. Охотница до чужих мехов? (Моль)

  6. Ярмарочное приспособление, чтобы вскружить голову? (карусель)

  7. Фольклорный тест на сообразительность? (загадка)

  8. Часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем? (Рука)

  9. Макаронный откидыватель (Дуршлаг)

  10. Слово, на которое нет суда (нет)

  11. Оборотная сторона затылка (Лицо)

  12. Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)

  13. Дубленка, которая у фигуристов часто бывает тройной (Тулуп)

  14. Единица счета по осени (цыпленок)

«Бестолковое лото».

Ведущий: Игра проходит по правилам лото. У каждого из вас карточка со словами-ответами. Я зачитываю толкование этого слова по веселому этимологическому словарю, а вы его находите на своей карте и называете. Если вы вовремя не делаете «нужного перевода», слово называем мы. Побеждает тот, кто первым находит слово в своей карточке.

Например, я зачитываю определение «необъезженная кобыла», ваш ответ «лягушка». Или, «заядлый курильщик». Ответ: «курятник».

«Бестолковый этимологический словарь»

  1. Любительница вечеринок - Банкетка

  2. Спутник барышни - Барыш

  3. Человек, который в день своего рождения остался без подарка - Бездарь

  4. Загс- Бракодел

  5. Человек, награжденный грамотой - Грамотный



Первопечатник: К печатанью второй я приступил. Но вскоре царь Москву покинул, и труд мой тут же прерван был. Бояре-недруги явили злую силу- печатню сжечь они пытались. И мы, хозяйство, не ленясь собрать, в Литву далекую подались святое дело наше продолжать. Так начались мои скитанья…В Литве недолго я прожил, не все там высоко ценили знанья, и в город Львов оттуда я отбыл. Пошло там дело у меня - книг множество исправно выпускал. Тогда и побывал в далеких странах я, где пользу грамоты народ признал. Вернувшись, напечатал я «Букварь», чтоб нашу азбуку весь мир услышал. И первый русский «Календарь»- он тоже из моей печатни вышел.

Историческая справка

  1. «Азбука» была составлена им самим так, что давала различные знания. Во-первых, по ней дети знакомились с русским алфавитом- кириллицей, учили названия букв. Кроме знакомства с буквами и текстами для чтения, «Азбука» Федорова давала сведения по грамматике. Все это свидетельствует о том, что Иван Федоров был человеком европейски образованным. (В Польше в Краковском университете найдены архивные сведения о том, что там учился Москвитин Федоров.) Но чтобы самому составить такую «Азбуку», нужно было не только знание латыни и греческого языков, но и большой талант ученого-лингвиста.

Саша: Куда теперь ведут пути? Быть может, к Нестору пойти?

Действие 2

Летописец: Я написать всегда хотел историю страны своей. Народ ведь русский не имел единой повести о ней. Пошел я по Руси великой искать преданья старины, истоки нашей многоликой, вольнолюбивой стороны. Собрал я свитков старых много, преданий много накопил, а после, помоляся Богу, к труду всей жизни приступил. Я никуда не отвлекался - такой я дал себе обет.

Саша: А как же труд ваш назывался?

Сценка

Действие 1

( У печатного станка стоит Первопечатник. Появляется Саша)

Первопечатник: Ты кто таков? Откуда взялся? Тебя я прежде не видал.

Саша (вздыхает, вытирает пот со лба) : Ну, наконец-то я добрался. Не вы ль в печать дорогу проторили? И что бы там ни говорили, но мне хотелось бы узнать, как дело удалось начать?

Первопечатник: Ну, слушай, повесть вот моя. Я книги с детства почетал: в них мудрости исток. И с ранних лет уже мечтал, чтоб каждый их читать бы мог. Но вот была в чем незадача: не всякий книгу и видал, а в руки взять - уж редкая удача.

Саша: (удивленно) А я про это и не знал. И почему ж так редки книги были?

Историческая справка

  1. До изобретения печатной машины книги были рукописными. Писцы, чаще всего монахи, аккуратно выводили текст сплошными строками во всю ширину листа. Так было до конца 15 века. Затем в начале текста стали помещать, чуть отступая, яркие заглавные буквы, раскрашивая их красной краской. Так появилась «красная строка», или абзац. А укрупненные буквы, с которых начинались главы, абзацы, стали называть «инициалами».

  2. В России первые печатные книги появились при царе Иване Грозном в 16 веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатники: дьякон Иван Федоров и его друг Петр Мстиславец, За две недели они отпечатали 200 экземпляров книги «Апостол». Она была украшена заставками, буквицами, имела иллюстрации. Стоила она много дешевле, чем рукописная.

6. Сосед - Застенок

7. Плохой стрелок- Мимоза

8. Масло- Нахлебник

9. Человек, отказавшийся от чая - Отчаянный

10. Сердитый отец - Папазол

Ведущий 1.

Поэтом можешь ты не быть
Но срифмовать сейчас обязан.
Жетон ты сможешь получить.
Иначе будешь ты наказан.

Ведущий 2. Конкурс «Буриме». Мы предлагаем вам разбиться на пары и, используя предложенные рифмы, сочинить небольшое стихотворение

1. Дырка - пробирка
Нос - купорос

2.Соль - боль
Бром - гром

3. Горы - узоры
Вулкан - ураган

4. Карта - парта
Рифы - мифы

5. Леса - небеса
Мебель - стебель

6. Плод - компот
Почки - листочки

Ведущий 1. Ну, а пока наши конкурсанты работают, предлагаю вам окунуться в прошлое. Вы, конечно, все знаете, что составителями славянского алфавита были два ученых монаха - два брата - Кирилл и Мефодий. А мы решили пофантазировать на эту тему и предлагаем вашему вниманию юмористический вариант этой истории

(Сценка Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Ну, что ж, послушаем, какие лирические зарисовки получились у наших конкурсантов.


(конкурсанты зачитывают получившиеся «стихотворения)

Ведущий 2. Ну, что ж, пришло время подводить итоги. Посчитайте все жетоны, которые вы заработали. Назовите их количество.

Ведущий 1. Итак, наш Наум - Грамотник - …………….Аплодисменты!

(Идет вручение шапки магистра)

Ведущий 2. Предоставляем ответное слово победителю и участникам.

Ведущий 1. Сегодня на нашем празднике мы представляем вам учащихся, которые в этом году будут сражаться за звание «Ученик года». Сначала они примут участие в школьном конкурсе, а победитель представит нашу школу на городском конкурсе.

Ведущий 2. Вот их имена:

Ведущий 1.

Ну, вот и подошла к концу наша игра,
И расстаться ненадолго нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались умом баллы добывать,

Ведущий 2.

Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде у нас почёт.

Ведущий 1. Хочется пожелать всем любить школу, упорно учиться, помнить о наших предках, с каким трудом они шли к знаниям. Но они никогда не забывали: «Мир освещается солнцем, а человек - знанием» Не забывайте и вы. Успехов вам!

Ведущий 2. А теперь просим всех встать для исполнения гимна школы.

Слава всем наставникам! Слава нашей школе!

Слава всем наставникам! Слава нашей школе!

Прочь сомненья, прочь вражду! Слава миру и труду!

Слава молодежи! Слава молодежи!





  1. Неделя «Музей и дети»

  2. Конкурс юных художников и фотографов «Люблю тебя, мой край родной»

Сценарий праздника

(для учащихся 8 классов)

День славянской письменности

Ведущий 1: 24 мая у славянских народов - русских , украинцев, белорусов, болгар, словаков, поляков- отмечается особый праздник- День славянской письменности. В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нес своему народу свет знаний через книгу.

Ведущий 2: У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого, за ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. В 1992 году в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада- знак вечной памяти.

Ведущий 1: Знаете ли вы, как наши предки научились писать?

Ведущий 2: Почему у нас такие буквы? Всегда ли книги были такими же, как современные?

Ведущий 2: Об этом и многом другом вы узнаете сегодня.

Ведущий 1: А сейчас мы предлагаем совершить небольшое, но увлекательное путешествие во времени и встретиться с удивительными людьми: первопечатником Иваном Федоровым, летописцем Нестором, славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий 2: А встретиться с ними нам поможет обычный школьник Саша.


3. Я и Отечество.

Цель: формировать у учащихся гражданско-патриотическое сознание, развивать чувство сопричастности судьбам Отечества, формировать у учащихся потребность в познании культурно-исторических ценностей Отечества.

Заповеди подпрограммы:

- цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее;

- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

- береги красоту своего языка, помогай другим овладеть им;

- изучай историю людей, которые жили до тебя, дорожи историей своего народа;

- свято относись к символике своего народа;

- знай и умей найти объект, нуждающийся в государственной охране, помоги сохранить его для будущих поколений.

Мероприятия, реализующие данное направление:

  1. Праздник родной речки

  2. Факультативные курсы «Преданья старины глубокой», «Русская душа», «Люби и знай свой край»

  3. День славянской письменности

  4. Праздник знатоков русского языка

  5. Общешкольный праздник, посвященный покровителю города Дмитрию Солунскому

  6. Цикл классных часов «Светочи России»

  7. Литературно-музыкальные вечера «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни»

  8. Тематические классные часы «Государственная символика России», «Моя малая родина», «Мои земляки», «Заповедные уголки России», «России верные сыны»

  9. Вечер «Поэзия русского костюма»

  10. Праздник «Волшебный мир народных инструментов»

  11. Конкурсы, викторины по истории города, страны

Сценка

Кирилл и Мефодий.

=Ну, что ж, всем интересно, кто придумал буквы русского алфавита. Давайте окунемся в прошлое. Итак, наши Кирилл и Мефодий.

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки


Кирилл: Здорово, Мефодий!

Мефодий: Здорово, Кирилл! О, здорово, царь-батюшка.

Царь: Здорово, Мефодий! Здорово, Кирилл! Проблема у меня.

К.: Чего?

Царь: Ну, это…Думы тяжкие меня терзают, аки червь всепоглощающий душу мою гложет. Аспид этакий.

М.: Фигово ему.

Царь: Азбуку надобно придумать. А то в школе никаких уроков, окромясь труда и физкультуры. Совсем детишки от рук отбились. Шалят отроки. Придумайте, а я вас по-царски отблагодарю

М.: Конечно, придумаем!

К.: Придумаем, а что нам!

Ц.: Ну, вот и здорово. Да, чуть не забыл…

К.: Опять без мотивации думать. Думай, думай, Кирилл

М.: Думай, думай…, Кирилл.

К.: Слушай, а давай правила придумаем?

М.: Правила?

К.: Да, чтоб у этих детишек вообще башню снесло.

М.: Давай тогда по нашим правилам - «правилО» будем писать.

К.: ПравилО?! Давай!

М.: И ЧА-ЩА через А

К.: Легко

М.: Нет, леГко

К.: ЛеГко. Давай тогда в слове «солнце» Л будет

М.: СоЛнце, что ли?

К.: и Е на конце

М.: СоЛнцЕ! СоЛнцЕ всталО по нашим правилОм

К.: А в слове «лестница» - Т

М.: ЛесТница?!

К.: ЛесТница

М.: Это что получается? Я взял лесТницу, пошел на соЛнцЕ смотреть леГко

К.: Бред! Бедные дети! Ну, ладно

М.: Слушай, а давай еще знаки препинания придумаем?

К.: Зачем это?

М.: А это я еще не знаю пока. Вот смотри: точка, запятая, ну и вопросительный знак такой!

К.: Ха-ха! Ну, добей меня!

М.: Кавычки!!!

К.: А-а! А давай, в порядке бреда, чтоб эти кавычки открывались и закрывались.

М.: Осторожно, кавычки открываются!

К.: Осторожно, кавычки закрываются! Слушай, а давай еще это…падежи будут?

М.: Падежи?! Ой, рожу сейчас!

Девочки. А бояре, а бояре, вам которую?

Молодые, молодые, вам которую?

Мальчики. А бояре, а бояре, нам вот эту!

Молодые, молодые, нам вот эту!

Девочки. А бояре, а бояре, она дурочка!

Молодые, молодые, она дурочка!

Мальчики. А бояре, а бояре, а мы выучим!

Молодые, молодые, а мы выучим!

Девочки. А бояре, а бояре, чем учить будете?

Молодые, молодые, чем учить будете?

Мальчики. А бояре, а бояре, а мы плеточкой!

Молодые, молодые, а мы плеточкой!

Девочки. А бояре, а бояре, она будет плакати.

Молодые, молодые, она будет плакати.

Мальчики. А бояре, а бояре, мы конфеткою.

Молодые, молодые, мы конфеткою.

Девочки. А бояре, а бояре, ну возьмите же ее.

Молодые, молодые, ну возьмите же ее.

Частушки.

Выхожу и начинаю я свои частушки.

Затыкайте, дорогие, свои нежны ушки!

На веселое гулянье я пришел без ремешка.

Девяносто песен знаю, еще дома полмешка.

Ехал Ваня на баране, нова дудочка в кармане.

Ваню бабушка любила, кашей масленой кормила

Полотенце вышивала петухами, утками.

Я миленка поджидала часами, минутками.

На окошке два цветочка, голубой да аленький.

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

Я частушек много знаю, и хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких.

Я плясал на три ноги, потерял я сапоги.

Оглянулся назад: сапоги мои лежат



Ведущий 1. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и прозвали их бессребрениками.

Ведущий 2. В уезде Вологодчины полагали, что Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, просили только, чтобы хозяева их накормили кашей, поэтому еще их называют «кашечниками»

Ведущий 1: В Курской губернии наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить 14 ноября трех куренков и есть их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в этих местах всегда сопровождалась молитвой.

Ведущий 2. Следуя старинным народным традициям, ели в этот день кашу различную и куриную лапшу, мы так и поступим, но сначала рецепты послушаем.

(Каждый класс представляет на сцене свою кашу, расхваливает ее)

Ведущий 1. А какой же праздник без частушек?

(Исполняются частушки)

Ведущий 2. Праздник продолжается! Эй, народ честной да удачливый, на нашу ярмарку поворачивай! Все ряды уже позахвачены, уйма всякого добра, всякой всячины!

(Все идут на ярмарку)

Материалы к празднику.

Песня-игра «Бояре»

Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга. При озвучении первой строчки теста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам. Произносится вторая строчка - они пятятся назад. Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же. Конец каждой строчки - притопывают ногой.

Мальчики. А бояре, а бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, молодые, а мы к вам пришли.

Девочки. А бояре, а бояре, вы зачем пришли?

Молодые, молодые, вы зачем пришли?

Мальчики. А бояре, а бояре, за невестою.

Молодые, молодые, за невестою.

К.: Во-во, родительный - КОГО-ЧЕГО?

М.: А перед родительным - зачинательный - ОТ КОГО это? ОТ ЧЕГО это?

К.: А потом винительный: батя такой строгий - КОГО? ЧТО?

М.: А у меня тогда оправдательный: а ЧТО я-то, это они-то!

К.: Ха-ха! Они-то…Анита Цой! Как мы все это назовем-то? Русский…Чем мы говорим-то?

М.: Рот. Русский рот. Великий и могучий русский рот!

Царь: Ну, придумали? Что молчите? Я вас русским ртом спрашиваю!

К.: Придумали, государь. Вот.

Ц.: А-А! Кавычки?

М.: Сами ржали

Царь: Мало, мало заморочек. Детишки это враз освоят. Надо еще что-нибудь придумать, чтобы отроков занять.

К.: Что еще, ну? А пускай они в школу вторую обувь носят!

М.: И учителя им за буквы цифры ставят!

Царь: Yes!

К.: Ну, это…Ликую я, аки отрок младой деву младую увидевши.

М.: Тащится.

К.: А-а! Ну, пойдем Русь просвещать!

М.: ЛеГко!

Сценарий праздника для учащихся 5-6 классов

Кузьминки

Ход праздника

Ведущий 1: Что за славный денек,

На бугре солнцепек,

Собирайся, народ, у ворот!

Петь, шутить, хороводы водить,

Весну красную веселить!

Ведущий 2. 14 ноября издавна считался на Руси праздничным днем. Его именовали Кузьма-Демьян. А еще в народе этот день называли «Кузьминками». Кузьминки - мол, об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. В этот день все примечали, какой будет погода. Немало народных примет было связано с этим днем.

Ведущий 1. Вот, например, если на Кузьму-Демьяна лист останется на дереве, то следующий год будет морозным. Снег на Кузьминки обещает будущей зимой большой разлив. А, вы, ребята, знаете еще народные приметы, связанные с этим праздником?

(дети из зала называют народные приметы)

Появляются Фома и Ерема: Здрасте! А вот и мы оба, Фома и Ерема.

Фома: Потешки услыхали, к вам прибежали

Вместе: Мы ребята удалые, мы ребята озорные.

Ерема: Голосом пляшем, ногами поем!

Фома: В общем и целом - прекрасно живем.

Ерема: А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ!

Фома: Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы!

Садятся.

Ерема (толкает Фому): Начинай!

Фома: Нет, ты начинай!

Оба: Вместе начнем, а вы подпевайте.

(Имитируя игру на балалайке, исполняют небылицы)

Фома: Вы послушайте, ребята, ерунду мы будем петь.

Ерема: На дубу коза пасется, в бане парится медведь

Все: Здорово, здорово у ворот Егорова. А у наших у ворот все идет наоборот.

Фома: Рано утром, вечерком, поздно на рассвете, баба ехала пешком в ситцевой карете.

Ерема: А наш дедушка Иван посадил кота в карман, котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.

Фома: На заборе чепуха жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье.

Ерема: Сидит ежик на березе, новая рубашечка, на головке сапожок. На ноге фуражечка.

Фома: Черти вилами поели из баранины уху, не пора ли нам, ребята, кончить эту чепуху?!

(кланяются и убегают со сцены)

Ведущий 1: Кузьма и Демьян - большие искусники, они покровители всех ремесел: кузнечного дела и женского рукоделия. С Кузьмы-

Демьяна женщины принимались за зимнюю пряжу и при этом обращались к святым, прося помочь им не отстать от подруг, от тех, кто начал работу раньше. Вот так: «Батюшка Кузьма-Демьян, помоги, сравняй меня позднюю с ранними…»

Ведущий 2: Кузьминки повсюду слыли больше девичьим праздником. Что это значит? В некоторых местах существует по сей день обычай, по которому девушка-невеста считается в день Кузьмы-Демьяна первой хозяйкой всего дома. Она сама готовит богатые кушанья и гостей угощает. Молодежь в эти дни не ограничивалась чаем, за рукоделием девушки пели песни.

Обобщение опыта работы классного руководителя. Сценарии праздников Наум-Грамотник, День славянской письменности, Кузьминки

(На сцену выходят девочки в русских сарафанах с различным рукоделием в руках, рассаживаются по лавкам и начинают петь)

Пряха.

В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца,

Ты о чем мечтаешь, девица-краса?

В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит.



© 2010-2022