Методичкий материал

Содержание материала.Вводная часть.1. Исследование проблемы профилактики девиантности.школьников младших классов с. 5 1.1. Понятие, формы, причины девиантного поведения младших школьников……с. 5…1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста……………… с. 15 1.3. Особенности становления коллектива младших школьников… с. 18 Заключение. …с. 26Список используемой литературы…………… с. 27 Введение Мы живем в обществе, требующем от человека многостороннего развития, которое не представляется возможным без правильного подхода к формированию личности с самого детства. Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, что привело к увеличению числа детей с девиантным поведением. Цель: выявление различных форм и методов создания коллектива младших школьников, способствующих профилактике их девиантного поведения. Задачи: 1. Изучить проблему профилактики девиантного поведения младших школьников на теоретическом уровне; 2. Выявить причины и факторы возникновения девиантного поведения младших школьников; 3. Определить формы и методы, применяемые педагогами по профилактике девиантного поведения в ОУ.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Тема: «Создание коллектива младших школьников как способ профилактики их девиантного поведения»





Харькова Елена Александровна,

социальный педагог ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга











Санкт Петербург

2014





Содержание

Введение

…………………………………………………………

с. 3

Глава 1.

Теоретические основы проблемы профилактики девиантного поведения младших школьников……….......................................................





с. 5



с. 5

1.1.

Понятие, формы, причины девиантного поведения младших школьников………………………………….

1.2.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………



с. 15

1.3.

Особенности становления коллектива младших школьников……………………………………………



с. 18

Заключение.

…………………………………………………………….

с. 26

Список используемой литературы………………………………………

с. 27












Введение

Мы живем в обществе, требующем от человека многостороннего развития, которое не представляется возможным без правильного подхода к формированию личности с самого детства. Современное состояние нашего общества породило множество социальных проблем, что привело к увеличению числа детей с девиантным поведением. Особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе. В связи с этим возрастает роль профилактической деятельности педагога, который является референтным лицом для школьника и его семьи. Каким станет наше общество - зависит от того, какими личностями вырастут сегодняшние школьники.

Девиантное поведение возникает у человека не изолированно, а в процессе коммуникации с другими людьми. Ребенок «учится» такому поведению у окружающих его людей, при этом он тяжело реагирует на отрицательную оценку. У него может возникнуть недоверие ко всему и даже озлобленность. Детство - один из важнейших периодов, от которого зависит будущее человека. И эту точку зрения разделяют ученые-педагоги, психологи и медики, имена которых известны по всему миру: Выготский Л.С., Никитины Б.П. и Е.А., Соловейчик С.Л., Спок Б., Сухомлинский В.А. и др. Острота и актуальность проблемы девиантного поведения детей и подростков требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы в образовательных учреждениях. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения школьников.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке программы по профилактике девиантного поведения младших

школьников для педагогов.

Объект исследования: профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

Предмет исследования: создание коллектива младших школьников как способа профилактики их девиантного поведения.

Цель: выявление различных форм и методов создания коллектива младших школьников, способствующих профилактике их девиантного поведения.

Гипотеза: если при организации деятельности по профилактике девиантного поведения учитывать следующие условия: возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; создание благоприятных условий для создания коллектива младших школьников;

наличие комплексной программы профилактики девиантного поведения;

совместную деятельность родителей, учителей и других специалистов по профилактике девиантного поведения, то данный вид деятельности будет результативным.

Задачи:

  1. Изучить проблему профилактики девиантного поведения младших школьников на теоретическом уровне;

  2. Выявить причины и факторы возникновения девиантного поведения младших школьников;

  3. Определить формы и методы, применяемые педагогами по профилактике девиантного поведения в ОУ.

  4. Разработать программу по профилактике девиантного поведения младших школьников.

  5. Провести апробацию внедрения данной программы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за организацией деятельности педагога процессом.

1.Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников


1.1 Понятие, формы, причины девиантного поведения младших школьников

В развитии социологии девиантного поведения значительный вклад внесли следующие ученые: В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, И. Я Гилинский, Н. В. Кудрявцев, Р. В. Овчарова, М.А. Галагузова, Ю. А. Клейберг, Е. В. Змановская и другие. В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом - девиантное поведение (от латинского DEVIATO -отклонение) поведения. По мнению Е. В. Змановской «девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [3, с.15].

Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к классификации девиантного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Ю. А. Клейберг рассматривая типологию отклоняющегося поведения, выделил следующие формы: творчество; бродяжничество и побеги из дома; страхи и навязчивость; наркотизм; вандализм; самоубийство; черный юмор [5, с.76].

По мнению Е. В. Змановской к основным видам отклоняющегося поведения относятся: агрессивное поведение; делинквентное поведение; зависимое поведение; суицидальное поведение.

Выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

  • нарушение общепринятых социальных норм;

  • повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

  • общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

  • возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

  • причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

  • потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - педагогами и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения. С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка.

Формирование личности процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Ведь противоречива сама социальная среда, в которой человек живет и действует. Отношение человека к социальной среде, и социальным нормам, мотивация поступков являются результатом осознания себя в мире людей и вещей. Но это происходит не само по себе, а в процессе целенаправленной творческой работы над собой. Тогда вырабатывается стойкий иммунитет к антисоциальным поступкам. И наоборот, неспособность или нежелание человека осознать важность и ценность своего бытия приводит к социальной аномии, проявляющейся в различных видах и формах девиантного поведения.

В своих трудах ученый и педагог В.П. Кащенко отмечает: «Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги. Складывает из забавных сочетаний звуков первые слова…. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый росток, наносит ущерб его организму»[4, с.22].

Школьные годы очень значимы в жизни человека. Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет), а также средний и старший школьный возраст (от 10-11 лет до 16-17 лет). До 12 лет особенно интенсивно идет становление духовного, социального и телесного в человеке. В этот период происходит запечатление в себе внутреннего образа действий и внешнего поведения взрослых людей.

Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня, к отсутствию элементарных навыков социального поведения.

Проблема отклоняющегося поведения настолько разнообразна, что педагогу бывает трудно разглядеть за ним общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения.

Классификация форм девиантного поведения младших школьников, предложенная И. П. Подласым поможет педагогу соотнести видимые проявления девиантного поведения со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причинами, подталкивающими школьников к тем или иным действиям. [8, с.157].

Классификация отклоняющегося поведения.

Видимые

проявления

Эмоциональ

ные

состояния

Цели девиантного поведения

Особенности

проявления

Чем вызвано

поведение

Группы

коррекции

1

2

3

4

5

6

Непослушание

Легкое напряжение

Эмоциональ

ная

разрядка

Сопротивление просьбам

Особенности возраста

_

Шалость

Напряжение средней степени

Выпуск избыточной энергии

Сопротивление

требованиям

Особенности возраста

_

Озорство

Двигательное

беспокойство

Устранение

двигательного

беспокойства

Постоянное

сопротивление советам

Особенности возраста

_

Проступок

Беспокойство

Реализация требований

Сознательное нежелание правильно

вести себя

Трудности

адаптации

Девиантного

поведения

Негативизм

Легкая

тревожность

Стремление к превосходству

Немотивированное и

неразумное

сопротивление

Повышенная эмоциональная

напряженность

Тревожности


Упрямство

Тревожность

средней

степени

Стремление к превосходству

Противодейст

вие просьбам,

советам

Повышенная эмоциональная

напряженность

Тревожности, асоциального

поведения

Капризы

Высокая

тревожность

Стремление к превосходству

Намеренное

выполнение

нецелесообразных

действий

Неправильное

Предшествующее

воспитание

Асоциального,

Отклоняющегося

поведения

Своеволие

Депрессия

Уход от трудностей

Нежелание,

неумение

понять себя

Трудности жизни

Депрессии,

асоциального поведения

Грубость

Депрессия,

депривация

Поиск защиты, стремление взять

свое

Игнорирование препятствий на пути самоутвержде

ния

Противоречие

«Я - они»

Эмоциональ

ных

состояний

Недисциплинированность

Депривация

Совершение

мести

Сознательное, умышленное нарушение

норм

Противоречие

«Я - они»

Агрессивного

поведения

Агрессия,

правонарушения

Фрустрация

Деструктивное

поведение


Грубое,

циничное

нарушение

прав других

Противоречие

«Я - они»


Агрессивного

поведения

Девиантным поведением ребенок пытается достичь своих целей. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, педагог получает ключ к пониманию его действий.

Какие же цели девиантного поведения учеников? Главная цель - попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Всем известны такие типы поведения, как шалости, баловство, мелкие нарушения. Их цель - дать разрядку организму, снять накопившееся напряжение, устранить мышечный застой. Обычно такие нарушения прекращаются, как только сожжена избыточная энергия. Они не влекут за собой никакой опасности ни для детей, ни для окружающих и не должны беспокоить педагога. По общности целей выделены три главные стратегии девиантного поведения: удовлетворение требований; реализация власти; совершение мести.

Детей с такими стратегиями поведения называют соответственно требовательными, властными, мстительными. Рассмотрим их намерения и характерные пути достижения своих целей.

Требовательные дети.

Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель - привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся возле педагога, лезут, задают несущественные и неуместные вопросы единственно с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение. Чтобы на них обратили внимание, выставили перед другими, похвалили, они готовы на все.

Требовательному ученику свойственно: хорошее поведение, надежность, желание помочь педагогу; прилежность, старательность; назойливость, непостоянность, неуравновешенность; способность к мелким пакостям; повышенная тревожность; желание приукрасить события.

Рекомендации педагогу:

  1. Уделять внимание требовательному ребенку во время его деятельности, поощряя и поддерживая его. Не следует обращать внимание на капризы, проявления агрессивности ученика.

  2. Быть стойким, спокойным, уравновешенным, не давая повода ученику проявлять свойственные ему отрицательные эмоции.

  3. Относиться одинаково внимательно ко всем ученикам, чтобы не давать повода для ревности.

Властные дети.

Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся к данной группе, - власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно отстаивают право первенства, применяя повышенные интонации и отказываясь от выполнения заданий. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

Характерные признаки поведения: ленивый, неопрятный, с плохими манерами; недоверчивый, непослушный; забывает обещания, не держит слово. В случае физической силы - обижает всех, кто слабее; в случае физической слабости - труслив, уходит от честного поединка, предпочитает действовать обманом.

Рекомендации педагогу:

  1. Занять выжидательную, спокойную, дипломатичную позицию. Нащупать слабые места для решительного действия.

  2. Отказаться от авторитарного давления, это лишь укрепляет желание активного противодействия.

  3. Практиковать индивидуальные этические беседы, показывая на примерах, что власть принадлежит более образованному, доброму, любящему людей человеку.

  4. Дать право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. При этом, позволять детям самим найти правильный выход, не втягиваясь в конфликт.

  5. Применять метод естественных последствий, чтобы ребёнок сам отвык от своих необоснованных претензий.

  6. Относиться к каждому с уважением, усиливая у ребенка веру в собственные силы.

  7. Искать пути к сотрудничеству, применяя рекомендованный А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.

Мстительные дети.

Цель их нестандартного поведения - месть всем и каждому. Эта цель не осознается и обусловливается чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное состояние мстительных детей чаще всего вызвано физическими недостатками или депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для сохранения собственного престижа. Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну.

Характерные особенности поведения: замкнутый, понурый, заторможенный; нередко с задержкой психического, социального развития; делает больно другим, когда ему больно; легко отступает от намеченной цели, отказывается от борьбы; болезненно воспринимает свои поражения и неудачи; любит оставаться наедине со своими переживаниями; подвержен суицидным настроениям.

Рекомендации педагогу:

  1. Учить чувствовать свою значимость, практикуя групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка.

  2. Ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена.

  3. Поддерживать самостоятельность, помогая ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие. Убеждать и показывать, что любит ребенка таким, какой он есть.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми различными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Традиционные причины отклоняющегося от норм поведения подразделяют на две группы: 1) связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2) социального и психологического характера.

М. И. Рожков выделяет в отдельную группу причины, связанные с возрастными кризисами ребенка [1, с.14]. По мнению Л.В. Мардахаева такие факторы, как личностные, социальные, социально - психологические и психолого - педагогические обуславливают девиацию человека [9, с.62].

В контексте представленной работы можно выделить основные факторы, непосредственно влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.

  1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

  2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии, особенности характера, особенности эмоционально волевой сферы.

  3. Социально - педагогические факторы выражаются в дефицитах школьного, семейного или общественного воспитания. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

- учебной декомпенсации - состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

- школьной дезадаптацией - состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

- социальной дезадаптации - состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании;

- криминализации среды свободного времяпрепровождения;

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка являются неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных отношений, способствующих формированию девиантного поведения:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой стороны - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, а для общества совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в результате длительного раздельного проживания детей и родителей;

- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями « семейной жестокости» и насилия.

  1. Социально - экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; инфляцию и как следствие социальную напряжённость.

  2. Морально - этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально - нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, падения нравов, с другой - в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение - это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.



1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так же существенные изменения наблюдаются в анатомо - физиологическом развитии.

Особенности младшего школьного возраста раскрыты в трудах следующих педагогов и психологов Ш.А. Амоношвили, М. Н. Волокитина, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, Р.В. Овчаровой и других.

По мнению Н.С. Лейтеса второклассники больше всего подходят для составления обобщенного образа младшего школьника. Они сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстро схватывающие и тугодумы, они собрались из разных семей, более развитые воспитанные и диковатые, заласканные и те, которым ласки не достается. Всех их роднит одинаковый возраст, некоторые общие особенности реагирования на окружающее [6].

В поведении младших школьников наблюдаются различия по половому признаку. Для мальчиков характерна большая раскованность поведения, большая подвижность и непоседливость в сравнении с их сверстницами. Они больше отвлекаются на уроках. Девочки аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее.

В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшим школьником стоит задача освоить довольно широкий свод норм, правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношение с педагогами, родителями и сверстниками. Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания отношений в коллективе. Взаимоотношения детей в коллективе не возникают сами собой, они имеют свою логику изменения и развития.

В.И. Сухомлинский отмечал: «Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки» [11, с.209].

Особое место в системе отношений занимает дружба. Интенсивное дружеское общение - это не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Дружба оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В отношения со своими друзьями ребенок учится любить, понимать, заботиться, и принимать на себя ответственность за других. Дефицит дружеских отношений в возрасте 8 - 9 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Дети, имеющие друзей, более общительны, готовы к сотрудничеству, уверенны в себе и значительно менее одиноки, чем те, у кого друзей нет. Простое «наличие друзей» в детском возрасте является самым надежным фактором, позволяющим предсказать высокий уровень самоуважения, положительные семейные установки и отсутствие депрессии в юности.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Для детей младшего школьного возраста характерно переживание дружбы через межличностные отношения и выбор конкретных друзей. В этом возрасте дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяют их интересы. Ища у друга понимания, сочувствия, поддержки, ребенок сам далеко не всегда готов ответить тем же. Эгоцентризм, застенчивость, недостаточная эмоциональная развитость мешают ему видеть сложности и проблемы другого человека, адекватно проявлять свое положительное отношение. По мере приобретения опыта общения, а также при наличии педагогического воздействия ребенок ощущает потребность помочь другу, учится понимать эмоциональное состояние другого человека. Вместе с тем влияние дружбы на развитие личности зависит от того, с кем он дружит. Друзья повышают социальную компетентность ребенка только в том случае, если они сами компетентны, социально приспособлены и обладают психической гибкостью. Связь с антисоциальными друзьями усиливает антисоциальное поведение ребенка, больше чем общение с неагрессивными друзьями, особенно если сам ребенок агрессивен и отвергнут сверстниками.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте происходит много новообразований, как в анатомо - физиологическом, так и в личностном развитии ребенка. Особое место в системе отношений является дружба. При организации воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.











1.3 Особенности создания коллектива младших школьников как способа профилактики девиантного поведения.

В научной литературе существуют различные подходы к понятию «профилактика». Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Л.В. Мардахаева, профилактика - это использование совокупности мер, разработанных для того, что бы предотвратить возникновение и развитие каких - либо отклонений в развитии, обучении воспитании [9, с.231]. Р.В. Овчарова отмечает: «под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов» [7, с.275].

М. А. Галагузова рассматривает профилактику как совокупность государственных, общественных, социально - медицинских, организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков [10, с.294].

Всемирная Организация Здравоохранения предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

  • Детство является тем периодом, когда закладывается фундамент личности;

  • В детстве закладываются нравственные и этические эталоны;

  • В детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;

  • Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;

  • В этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;

  • В детском возрасте ребенок зависим от взрослого, а родители и педагоги - это главные авторитеты.

Создание коллектива младших школьников является важной педагогической задачей, позволяющей решать проблемы профилактики девиантного поведения. Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплоченных взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определенные условия. В современной литературе употребляется различные значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей, объединенных общей работой и общими интересами (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»); второе: под коллективом понимается сформированная группа людей, сплоченная совместной, целеустремленной совместной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями [2, с.106].

С психологической точки зрения важно, что коллектив представляет собой общественный организм, в котором формируются общественные связи ребенка, происходит его психическое развитие. Наряду с признаками любого коллектива, характеризующими его как социальную среду, как условие воспитания, мы создаем условия для развития личности ребенка. Особую роль в становлении коллектива играет индивидуальность каждого. Система преобладающих мотивов поведения дает нам представление о направленности личности. Направленность может быть разной (познавательной: к литературе, искусству, научной деятельности; общественной: интерес к общественной работе и др.). Но наиболее полно характеризуют человека мотивы, в которых выражено его отношение к обществу, коллективу, самому себе.

Направленность на коллектив - ценное качество личности (заинтересованность каждого человека в благополучии других людей). Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Освоение социального опыта в коллективе специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Педагог организует включение учащихся в общественно полезный труд, что позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей. Коллектив функционирует только в процессе деятельности, которая является потребностью каждого ребенка. Неудовлетворенные физические и духовные потребности оказывают на организм ребенка, на его чувства и мысли глубокое влияние, в частности это приводит к снижению работоспособности, к повышению возбудимости или, наоборот, к апатии.

Г.П. Шедровицкий обращал внимание на то, что организация деятельности создает особую сферу «личностных» отношений. Воспитательно - профилактическая работа осуществляется в разнообразных формах.

М.И. Рожков отмечает, что основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы. Если взять за основания средства, то можно выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую либо словестно - практическую.

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые.

В соответствии с целевым признаком формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, способствующие формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям [1, с.77].

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат.

Ведущая роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников отводится учителю начальных классов. Учитель начальной школы - это особенный учитель. Это посредник между детьми и миром взрослых, в совершенстве знающий таинства становления детской психики. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим, потому что его результат человек.

По мнению И.П. Подласого: «только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях - в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий» [8, с.4].

В реализации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников можно выделить следующие социально - педагогические аспекты: взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения с целью оказания психологической, социально - педагогической помощи ребенку; взаимодействие школы и родителей с целью проведения просветительской работы, организации тематических родительских собраний и консультирования; наличие комплексной программы по профилактике девиантного поведения; учет позиции ребенка как активного субъекта организации профилактической работы; организация досуга младших школьников через включение их в деятельность.

При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели педагоги используют различные методы: определение формальных и неформальных лидеров, изучение уровней коммуникативных способностей, лидерских качеств и др. Необходимо учитывать следующие принципы педагогической деятельности: активности, деятельности, коллективности, индивидуального подхода.

Принцип активности позволяет ребенку активно включаться в деятельность, проявляя самостоятельность и творчество. Принцип деятельности способствует развитию личности в процессе организации совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстником. Принцип коллективности создает условия для социализации ребенка и развития общечеловеческих ценностей. Принцип индивидуальности учитывает психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.) и позволяет грамотно выстраивать профилактическую деятельность.

Традиции - проявление чести коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив. Для формирования традиций в коллективе необходимо учитывать: безусловное принятие каждого ученика; беспристрастность в оценке поступков учащихся; терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия; диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели педагог использует разнообразные методы воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сферы развития ребенка. Однако каждый метод воспитания и самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать у младшего школьника объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.

В воспитательном процессе используют дискуссии, формирующие комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, цели.

Целесообразно использовать стимулирующие методы, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, эмпатию, стыд и другие.

Необходимо развивать у ребенка навыки в управлении своими эмоциями и чувствами.

В волевой сфере необходимо формировать нравственно-волевые устремления поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.

Педагогу следует развивать у детей инициативу, уверенность в своих силах; настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формировать умения владеть собой (выдержка, самообладание).

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и другие.

Используя метод коррекции, педагог создает условия для изменения в поведении ребенка и развивает у детей навыки саморегуляции.

В предметно - практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброе отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков.

Включение детей в практические ситуации способствует развитию социальной позиции и социальной ответственности, которые являются основой для дальнейшего вхождения детей в социальную среду.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризует умение человека управлять своими отношениями.

У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям.

Таким образом, размышляя над особенностями создания коллектива младших школьников как способа профилактики девиантного поведения, следует обратить внимание педагогов на то, что коллектив является социальной средой, способствующей воспитанию и развитию ребенка.

В зависимости от цели воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные и профилактические. Ведущая роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников отводится учителю начальных классов. При организации деятельности педагога необходима интеграция разнообразных методов воспитания.







Заключение

Выбор темы курсовой работы «Создание коллектива младших школьников как способ профилактики их девиантного поведения» обусловлен актуальностью данной проблемы на современном этапе развития нашего общества.

На основании изучения и анализа научной литературы в теоретической части работы было раскрыто понятие девиантного поведения, с точки зрения различных авторов. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную и индивидуальную профилактику. В работе также представлена классификация отклоняющегося поведения.

Ведущая роль в организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников отводится педагогу, который создает коллектив, устраняя неблагоприятные факторы, вызывающие негативные поведенческие реакции. При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников педагог использует разнообразные методы воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сферы развития ребенка: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции, предметно- практическую, экзистенциальную.

Мы постарались раскрыть ранние признаки и отличительные черты девиантного поведения младших школьников. В реализации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников нами выделены социально - педагогические аспекты.

Обоснование теоретической части позволяет выйти на практическую часть исследования.


Список используемой литературы:

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. пособие / [ М.И. Рожков и др. ]: под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство "Школьные технологии"; 2008. - 176 с.

  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 - е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

  5. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.

  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 2001.- 280 с.

  7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

  8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 350 с.

  9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

  10. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.

  11. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы. Москва. 1973.



© 2010-2022