Классный час Причуды природы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения «Причуды природы»


3 класс


Цели: - пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней;

- формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за
происходящее вокруг.
Оборудование: плакат с высказыванием Е. Евтушенко; карточки, листочки, макет дерева; картинки с изображением животных; названия месяцев; картины с изображением времен года.

Ход часа общения:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко

- Сегодня мы посвятим наше мероприятие природе. Мы приоткроем дверцу в её сказочный мир, узнаем что-то новое, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, её законы, может её любить, охранять, жить, не нарушая её уклада.

«Это называется природа!»

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром в лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

- Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесным тропинкам. В лесу очень много тайн. И только тот откроет чудеса, кто умеет наблюдать, быть внимательным.
Я вам расскажу маленькую сказку-загадку. Слушайте: собрались как-то вместе четыре волшебника-художника, сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом землю разрисовывать, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи выбрали Красное Солнышко. Красное Солнышко целый год любовалось работой художников и посчитало, что все картины заслуживают самой высокой оценки.
- Ребята, назовите этих художников.
- Вот их картины, разложите в соответствии с символами (отмечены разными цветами).
- Назовите, какие месяцы относятся к каждому времени года и расположите их названия под картинами.
- А какое сейчас время года? Какой месяц?
- Ну что, вы готовы отправиться в лес?

Есть просто храм.
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.



Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Лесовичок: Ой, друзья, здравствуйте. А я к вам собрался за помощью. Пока я гостил у своего друга в соседнем лесу, Баба Яга весь наш лес заколдовала, всех лесных жителей в снежные комочки превратила. Помочь им могут только дружные ребята.

- Как вы думаете, мы сможем помочь лесным жителям?
- Лесовичок, подскажи, что для этого мы должны сделать.

Лесовичок: Нужно ответить на вопросы и выполнить несколько заданий (достает из конверта лист с заданиями).

Задание 1. Что такое лес? На какие две группы можно разделить все деревья? ( Место, где растут деревья и кустарники. На хвойные и лиственные).

Задание 2. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
- Что страшнее птицам - холод или голод?
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- А могут ли птицы выводить птенцов зимой? Какие?
- Найдите ошибку художника (картина - зимнее дерево с птицами зимующими и перелетными). (Художник ошибочно нарисовал скворца, грача и ласточку. Эти птицы у нас не зимуют).

Сценка «Воробышки».

- Наступила зима. Стало очень холодно, и два молодых воробышка никак не могли согреться. Один все время летел и прыгал. Он считал, что, двигаясь, можно быстро согреться. Но, к сожалению, ему становилось все холоднее и холоднее. Вдруг он обратил внимание, что его товарищ спокойно сидит, нахохлившись, и не двигается. Со страхом подлетел он к неподвижному товарищу.

1-й воробышек: Ты что сидишь? Давай полетаем, может быть, согреемся. Я так испугался, когда тебя увидел неподвижным. Решил, что ты совсем замерз.
2-й воробышек: Я не замерз! Я шубу надел и сижу. Зачем мне замерзать?

- Теперь замер первый воробышек, усиленно разглядывает товарища: какая это на нем шуба? Кроме пуха и перьев ничего не видно. Но второй воробей выглядит покруглее. Не понятно отчего. Может быть, ему и вправду тепло, раз он не дрожит?
- Да, дети, если вы будете наблюдательны, то заметите, что в очень морозные и ветреные дни птицы почти не летают, т.к. можно замерзнуть на лету. При полете ветер раздувает перья и птица может прямо на лету погибнуть.

Задание 3. Как живется зверям в лесу? Как звери осенью готовятся к будущей зиме?
- Хоть и голодно и холодно зверям, но они не боятся зимы. Послушайте разговор между синицей и белкой.

Синица: Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?
Белка: Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче сурово, студено, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
Синица: А чем же ты кормишься?
Белка: А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот я морозы и пережду.

- Ребята, какие животные зимой спят?
- Чем питается зимой заяц?
- Как и где спит зимой заяц?
- Какие звери могут летать?

Задание 4: Ребята, хотите проверить свои знания? Тогда ответьте на вопросы.

1. У какой птицы хвост длиннее тела? (у сороки.)
2. Какая птица умеет прыгать? (воробей.)
3. Сообщество волков. (стая.)
4. Хищная кошка с кисточками на кончиках ушей. (рысь.)
5. Животное, которое пятится назад. (рак.)
6. Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (в гору.)
7. Как называют зайца, меняющего серую шубку на белую? (беляк.)
8. Какую роль выполняет хвост белки? (руля.)
9. Колючий лесной житель. (ёж.)
10. Речной житель, строящий плотины. (бобр.)
11. Рыжая птичница с пушистым хвостом. (лиса.)
12. Серый разбойник. (волк.)
13. Лесной доктор. (дятел.)
14. Какое животное в минуту опасности свёртывается клубком. (ёж.)
15. Кого называют царём зверей? (льва.)
16. Самое крупное наземное животное. (слон.)
17. Что теряет лось каждую зиму? (рога.)
18. Кто спит вниз головой? (летучая мышь.)
19. Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки.)
20. Самое трудолюбивое насекомое. (муравей.)
21. Самая певчая птица России. (соловей.)
22. Какой зверь падок на малину? (медведь)
23. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
24. Зачем вокруг крупных городов необходимо большое количест¬во лесов? (очищение воздуха)
25. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
26. Прилет, каких птиц означает начало весны? (грачей.)

Лесовичок: Спасибо, дети, вы расколдовали лесных жителей. Знаете, почему вы победили Бабу Ягу? Потому что вы все делали вместе, помогали друг другу. Трудно прокормиться и птицам и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают. А как вы можете помочь им? ( Птицам надо насыпать корм в кормушки, для зверей развешивать пучки растений, раскладывать капусту, морковь. После снегопадов нужно легонько стряхивать снег с ветвей. Надо убедить взрослых купить искусственные елки для новогоднего праздника.)

Задание 5: Для того чтобы на земле шумели леса, расцветали цветы, пели птицы, надо беречь природу. Это под силу и взрослым, и детям. Сохранность природы зависит от каждого из нас. Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить хотя бы одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно.

- Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это непростое. На нём волшебные листочки - обещания.

Мы обещаем:

1. Не ломать ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждать кору деревьев.
3. Не собирать березовый сок. Помни, что это вредит дереву.
4. Не рвать в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены
человеком.
5. Из лекарственных растений собирать только те, которых в нашей местности много.
6. Съедобные ягоды, орехи собирать так, чтобы не повредить веток.
7. Не сбивать грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
8. Не обрывать в лесу паутину и не убивать пауков.
9. Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
10. Не разорять гнезда шмелей.
11. Не разорять муравейник.
12. Беречь лягушек, жаб и головастиков.
13. Не убивать змей, даже ядовитых.
14. Не ловить диких животных и не уносить их домой.
15. Не подходить близко к гнездам птиц. По нашим следам их могут отыскать и разорить
хищники. Если случайно окажемся возле гнезда, не прикасаться к нему, сразу же
уйти. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
16. Не разорять птичьи гнезда.
17. Если у меня есть собака, не пускать ее гулять в лесу или парке весной, в начале лета.
Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детеныш зверей.
18. Не ловить здоровых птиц и не уносить их домой. Детенышей животных тоже.
В природе о них позаботятся взрослые животные.
19. В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20. Не шуметь в лесу, в парке. Шумом мы отпугнем животных, помешаем им, а сами
увидим и услышим гораздо меньше.
21. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части
многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают
от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес,
на постройки человека.
22. Не оставлять в лесу, в парке, у реки, на лугу мусор.

Помните: Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле бол двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиле¬новый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.

- Подошло к концу наше путешествие в природу. Благодарю вас за смекалку и отвагу, за готовность прийти на помощь, за умение дружить.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте лесные голоса.
Звери просят помощи - не троньте
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки,
От пожаров с дымом до небес!
Люди мира, будьте зорче втрое.
Берегите лес! Берегите лес!
Берегите, берегите,
Берегите лес!

Классный руководитель: Березнякова Н.О.

2013 год

© 2010-2022