РЫНОК ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РАБОТЫ

Предлагаемый курс «Рынок труда и технология поиска работы» предназначен для повышения адаптационного потенциала выпускников техникума на региональном и территориальном рынках труда. К навыкам поведения на рынке труда, в частности, можно отнести: Умение использовать различные методы поиска работы; Умение объективно оценивать свои профессиональные возможности и притязания, принимая решение занять вакантное рабочее место; Умения профессиональной самопрезентации; Умения общаться с работодателем и др. Цель учебного курса «Рынок труда и технология поиска работы» - сформировать у обучающихся представление о региональном и территориальном рынках труда, научить их приемам поиска работы и трудоустройства. Задачи курса: научить обучающихся собирать и анализировать информацию о востребованности специалистов различных профессий и квалификаций на предприятиях и в организациях, о вакантных рабочих местах; соотносить свои профессиональные возможности с требованием работодателя. ознакомить обучающихся с методами поиска работы и сформировать адекватные практические умения. научить студентов приемам самопрезентации и ведения деловых переговоров с работодателями. сформировать у обучающихся представления о нор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I Пояснительная записка

Трансформация российской экономики и развитие рыночных производственных отношений выдвинули новые задачи перед системой среднего профессионального образования в сфере подготовки работников квалифицированного труда.

Во-первых, учреждения среднего профессионального образования поставлены перед необходимостью, прежде всего, осуществлять подготовку квалифицированных рабочих по профессиям и специальностям, пользующимся спросом и востребованным на рынке труда.

Во-вторых, учреждения СПО призваны при организации образовательного процесса ориентироваться не только на общедидактические цели и задачи среднего профессионального образования, но и учитывать индивидуально-психологические особенности обучаемых, их социальный статус, образовательные потребности, мотивацию учебной и профессиональной деятельности.

В-третьих, учреждения СПО ориентированы при определении содержания и технологий среднего профессионального образования в процессе профессиональной подготовки и переподготовки обучающихся, оценке качества и результатов их учебной деятельности опираться на новые формы социального партнерства и, прежде всего, с работодателями, органами труда и занятости, органами управления профессиональным образованием.

Предлагаемый курс «Рынок труда и технология поиска работы» предназначен для повышения адаптационного потенциала выпускников техникума на региональном и территориальном рынках труда.

К навыкам поведения на рынке труда, в частности, можно отнести:

  • Умение использовать различные методы поиска работы;

  • Умение объективно оценивать свои профессиональные возможности и притязания, принимая решение занять вакантное рабочее место;

  • Умения профессиональной самопрезентации;

  • Умения общаться с работодателем и др.

Цель учебного курса «Рынок труда и технология поиска работы» - сформировать у обучающихся техникума представление о региональном и территориальном рынках труда, научить их приемам поиска работы и трудоустройства.

Задачи курса:

  1. научить обучающихся собирать и анализировать информацию о востребованности специалистов различных профессий и квалификаций на предприятиях и в организациях, о вакантных рабочих местах; соотносить свои профессиональные возможности с требованием работодателя.

  2. ознакомить обучающихся с методами поиска работы и сформировать адекватные практические умения.

  3. научить студентов приемам самопрезентации и ведения деловых переговоров с работодателями.

  4. сформировать у обучающихся представления о нормативно - правовых документах, регламентирующих трудовые отношения между работодателем и наемным работником.














II Тематический план

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Региональный и территориальный рынки труда: занятость населения, востребованные профессии и специальности.

2 ч.

2.

Проблемы трудоустройства и трудности их преодоления

2 ч.

3.

Направления и методы поиска работы

2 ч.

4.

Методы самопрезентации и общения с работодателем

4 ч.

5.

Правила составления резюме (практическое занятие)

2 ч.

6.

Оформление трудовых отношений с работодателем

2 ч.

7.

Планирование карьеры

2 ч.

8.

«Твоя формула успеха» (семинар)

2 ч.

9.

Итоговое занятия по курсу «Рынок труда и технология поиска работы».

Экскурсия в городской Центр занятости населения.

2 ч.

Итого

20 ч.









III Содержание обучения, формы и методы организации занятий

Занятие №1 Введение. Региональный и территориальный рынки труда: занятость населения, востребованные профессии и специальности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • цель курса «Рынок труда и технология поиска работы» его задачи и содержание, личная и общественная значимость;

  • основные понятия (рынок труда, занятость населения, безработица, наемный работник, работодатель);

  • ключевые законодательно-нормативные документы, направленные на обеспечение занятости населения;

  • роль и задачи государственной службы занятости (виды деятельности, обеспечивающие занятость населения, виды помощи молодежи от специалистов по труду и занятости);

  • спрос и предложение рабочей силы в регионе. Перспективы развития регионального и территориального рынков труда.

ПРАКТИЧСКАЯ РАБОТА: изучение информационных материалов о региональном (территориальном) рынке труда, спросе и предложениях рабочей силы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

На занятии преподавателю рекомендуется организовать фронтальную форму работы с учащимися. Беседу или рассказ о роли и содержании курса целесообразно проиллюстрировать примерами трудоустройства молодежи из отечественной практики, из опыта закрепления выпускников техникума на рабочих местах.

Учащимся можно задать вопрос «Приходилось ли кому-нибудь уже подзарабатывать?» И, если будет положительная реакция, предложить (2,3 учащимся) кратко поделиться опытом. Выступления учащихся следует обязательно прокомментировать.

Также на занятии №1 необходимо познакомить учащихся с основными понятиями рынка труда, с состоянием региональной (территориальной) безработицы; проинформировать их о ситуации на местных предприятиях, о вакансиях и положении отдельных специалистов. При этом необходимо пользоваться статистикой, которую можно предварительно получить в местных органах труда и занятости.

На занятии следует уделить внимание тем нормативно-законодательным документам, знание которых будет полезно учащимся при поиске работы и трудоустройстве.

Основные термины и определения, перечень нормативных документов, а также ряд справочных данных учащиеся должны зафиксировать в конспектах.

Начать практическую работу следует, актуализируя полученные выше знания, например, обсудив ряд вопросов:

- какие отрасли производства испытывают затруднения?

- какие перспективные отрасли производства?

- какие вакансии имеются на рынке труда?

Прокомментировав ответы, преподаватель предлагает учащимся произвольно разделиться на 4 группы и выдает раздаточный материал, подготовленный заранее со специалистами местных органов труда и занятости населения.

В качестве раздаточного материала могут быть описания профессий, востребованных работодателями местных предприятий, организаций, как на текущий момент, так и на перспективу.

Учащимся предлагается:

  1. Изучить и проанализировать содержание раздаточного материала, заполнить таблицу «Профессии и специальности регионального рынка труда»


№п\п

Название профессии

Содержание труда

Условия труда

Примечание

1

2

3

4

5

Профессии, пользующиеся спросом



Профессии, вызывающие напряженность




  1. В таблице (графа «Примечание») отметить:

(++) профессии, которые студентам привлекательны по содержанию и условиям труда;

(+) профессии, которые студентам привлекательны по содержанию труда, но не привлекательны по условиям труда;

(-*) профессии, которые учащимся не привлекательны по содержанию и условиям труда;

(-) профессии, которые учащимся не привлекательны по содержанию труда, но привлекательны по условиям труда.

3.Выбрать вакантное рабочее место с учетом своих профессиональных интересов и обосновать этот выбор, указав свои возможности (знания, умения, качества личности).

4. Представителю каждой группы предлагается прокомментировать решение членов группы о своем профессиональном выборе.

В конце занятия преподаватель подводит общие итоги работы в группе.








Занятие №2 Проблемы трудоустройства и трудности их преодоления

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Социально-экономические проблемы региона, обуславливающие трудности трудоустройства молодежи (спад производства, рассогласование спроса и предложений рабочих мест, низкая квалификация работника, претендующего на вакантное рабочее место, отсутствие опыта работы, высокий уровень безработицы и др.);

  • Основные причины, по которым работодатель отказывает кандидату, претендующему на рабочее место;

  • Причины отказа молодых людей от предлагаемого рабочего места;

  • Пути преодоления трудностей трудоустройства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • Анализ причин отказа кандидату на рабочее место со стороны работодателя;

  • Изучение учащимися своих личностных особенностей с целью планируемого трудоустройства.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

На занятии по данной теме преподавателю рекомендуется, пользуясь Программой социально-экономического развития региона, Региональной программой содействия занятости населения, показать, в каких отраслях экономики наблюдается спад производства, где планируется перепрофилирование предприятий, какие специалисты по профессиям и квалификациям могут быть востребованы. Сообщая эту информацию, преподаватель постоянно обращается к знаниям учащихся, которые они уже предварительно получили.

Пользуясь материалами региональных (территориальных) органов труда и занятости, местной печати, целесообразно показать, какие требования предъявляют работодатели кандидатам на рабочие места и почему в одном случае вакантные рабочие места не заполняются, а в другом - наблюдается конкурс претендентов. Поэтому наиболее эффективной формой занятия может быть лекция - беседа, в процессе которой изложение теоретических сведений сопровождается обращениями к группе или отдельным учащимся: вспомнить тот или иной материал, то или иное положение, прокомментировать сообщение.

Практическая работа на занятии может быть организована в сочетании с дискуссией.

Учащимся можно предложить проанализировать основные причины, по которым работодатель отказывает наемному работнику, и соотнести эти причины со своей личностью. (Приложение 1)

В ходе дискуссии целесообразно выяснить отношение учащихся к характеру этих отказов и попросить высказать свое мнение. «Почему молодым людям трудно устроиться на работу и трудно ли?», «Какие могут быть пути преодоления трудностей поиска работы?».

Результаты дискуссии целесообразно оформить в конспекте в виде таблицы «Трудности трудоустройства и пути их преодоления».

Трудности трудоустройства и пути их преодоления


Трудности трудоустройства

Пути преодоления трудностей трудоустройства







После заполнения данной таблицы можно предложить учащимся обсудить, какие трудности трудоустройства, связанные с их личностными особенностями, могут быть непосредственно у них.

Следует заметить, что не все обучающиеся могут откровенно признаться о своих трудностях, поделиться своими проблемами вслух. Учитывая это, преподаватель так должен выстроить заключительную беседу, чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, прежде всего, осознал свои «слабые стороны» и знал, к кому обратиться за помощью: специалисту службы занятости, практическому психологу образовательного учреждения или наметить план самостоятельного самосовершенствования.

По итогам занятия учащиеся должны:

- иметь представление о востребованности специалистов (рабочей силы) в своем регионе;

- иметь представление о требованиях работодателей, предъявляемых к кандидатам на рабочее место;

- знать свои сильные и слабые стороны, обеспечивающие или не обеспечивающие им трудоустройство;

- уметь находить пути преодоления трудностей трудоустройства.










Занятие №3 Направления и методы поиска работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Основные источники информации о вакантных рабочих местах;

  • Общие сведения о методах поиска работы: личные контакты, посещение органов труда и занятости, ярмарок вакансий, изучение объявлений в газетно-журнальной периодике, обращение к рекламам радио и телевидения, размещение собственных объявлений и рассылка деловых писем, самостоятельное обращение в кадровые службы предприятий, организаций. Технология поиска работы с помощью Интернета и по телефону.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • Анализ информации в газетно-журнальной периодике о требуемых специальностях, вакантных рабочих местах и составление собственных объявлений о поиске работы;

  • Изучение правил составления деловых писем, резюме, автобиографии;

  • Овладение умениями вести телефонные разговоры с представителями кадровых служб предприятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Целью занятия №3 является ознакомление учащихся с методами поиска работы и формирование у них умений самостоятельного поиска работы.

Для теоретической части занятия рекомендуется выбрать лекционную форму с элементами беседы и демонстраций презентации.

Преподавателю необходимо дать характеристику основных методов поиска работы. Например, освещая такой метод, как личные контакты, рекомендуется обратить внимание на то, что:

-личные контакты - самый простой и не требующий особенных усилий метод поиска работы;

- от друзей, родственников, знакомых и даже от случайно встреченных людей можно получить сведения о наличии свободных вакансий, узнать о конкретных фирмах и организациях, куда стоит обратиться с предложением своих услуг;

- услышать о расширении производства на предприятиях, о создании новых фирм.

Преподавателю следует познакомить учащихся с основными правилами, которыми они должны пользоваться при поиске работы методом личных контактов (Приложение 2)

Рассказывая о ярмарках вакансий, нужно показать их преимущества и познакомить учащихся с правилами посещения ярмарок (Приложение 3). Учащиеся долж­ны усвоить, что ярмарка вакансий - одна из наиболее эффективно действующих форм трудоустройства населения. Как правило, в ней принимают участие и работодатели, и со­искатели работы, среди которых многие подбирают подходящие варианты трудоустрой­ства, получают направления на работу.

На ярмарке вакансий можно лично встретиться и поговорить с несколькими рабо­тодателями, ознакомиться с вакансиями предприятий, узнать условия работы и требова­ния к персоналу. Здесь предлагают специализированные газеты и журналы, а также, если необходимо, практическую помощь юристов, профконсультантов, психологов.

Наиболее результативными являются мини-ярмарки, которые организуются в инте­ресах конкретного работодателя или группы организаций, заявивших о наличии свобод­ных рабочих мест.

Важно дать учащимся информацию, где и когда будет организована такая ярмарка в городе, и предложить им посетить эту ярмарку. При формировании у учащихся умений поиска работы главное значение придается самостоятельным практическим работам. Например, организуя работу с объявлениями о вакантных рабочих местах, о требуемых специалистах (практическая работа 1) важно дать учащимся возможность проанализировать различные варианты этих объявлений (приглашений). В ходе совместного обсуждения необходимо:

  • прокомментировать удачные и сомнительные объявления, показать, что может
    скрывать работодатель, не давая полную информацию;

  • на что может реально рассчитывать претендент на рабочее место;

  • какие следует сделать уточнения при встрече (беседе) с работодателем, если бу­дет принято решение попытаться занять вакантное рабочее место. Заключитель­ным этапом этой практической работы должно быть составление учащимися
    собственных объявлений с предложением своих профессиональных услуг по за­данной преподавателем схеме. Наиболее удачные варианты следует огласить и
    предложить учащимся зафиксировать их в конспекте.

Вторая практическая работа посвящается обучению учащихся составлять дело­вые письма с предложением потенциальному работодателю своих профессиональных ус­луг, делать резюме, писать автобиографию.

Форма организации этой практической работы может быть фронтально-групповой. Например, в процессе вводного инструктажа (фронтально) преподаватель знакомит уча­щихся с правилами составления этих личных документов, демонстрирует различные их образцы и схемы написания, указывая на возможные недостатки и поясняя причины, то­го, почему составленный документ может не привлечь внимания работодателя (Прило­жение 4). Затем предлагается работа в группах над составлением «своих» доку­ментов. Завершается практическая работа анализом различных вариантов деловых писем, резюме и автобиографий, которые учащиеся подготовили самостоятельно.

Практическую работу 3 по обучению учащихся вести деловые переговоры с ра­ботодателем по телефону целесообразно провести в форме организационно-деятельностной игры. С этой целью необходимо разработать как минимум два сценария игры: удачной беседы, которая завершится предложением работодателя посетить кадровую службу или прислать резюме, и неудачной беседы, когда кандидат на рабочее место сразу получит отказ.

Игровой форме занятия должна предшествовать беседа с учащимися об особенно­стях ведения деловых переговоров по телефону с анализом различных их вариантов.

Основные правила и последовательность ведения телефонных переговоров с рабо­тодателем учащиеся должны зафиксировать в конспектах.

К проведению такой игры можно подключить специалиста местных органов труда и занятости или представителя предприятия, который исполнит роль работодателя. Роли кандидатов на рабочие места исполняют учащиеся.

Завершается игровой день анализом проведенной игры с комментариями по диало­гам, которые прозвучали на занятии между «работодателями» и «кандидатами» на рабо­чее место.

В настоящее время многие, виды профессиональной деятельности требуют умения пользоваться компьютером для получения необходимой информации. Это относится и к получению информации, связанной с поиском работы. Поэтому, обучая учащихся поль­зоваться различными методами поиска работы, преподаватель должен не забыть и об Ин­тернете и рассказать учащимся о тех поисковых системах, с помощью которых они могут подыскать себе подходящую работу. По итогам изучения раздела 4 учащиеся должны:

  • иметь представление о качествах личности, которые могут привлечь потенци­ального работодателя;

  • представлять трудности поиска работы с учетом своих личностных особенностей;

  • знать основные методы поиска работы;

  • владеть технологиями поиска работы;

  • уметь составлять деловые письма, резюме, автобиографию;

  • уметь вести телефонные переговоры с работодателями.

Занятие №4 Методы самопрезентации и общения с работодателем

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Роль самопрезентации в создании положительного имиджа у работодателя о кандидате на рабочее место. Правила посещения предприятия (организации) при трудоустройстве.

  • Собеседование с работодателем как метод самопрезентации. Общие рекомендации для встречи и общения с работодателем. Тестирование в кадровых службах предприятий и организаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • Овладение правилами посещения предприятия (организации).

  • Овладение правилами общения с работодателем.

  • Ознакомление с технологиями тестирования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Преподаватель, приступив к изложению теоретических сведений, должен сконцен­трировать внимание учащихся на следующих фактах:

успешность трудоустройства зависит не только от умения человека найти подхо­дящие вакансии, но и от его способности убедить работодателя в том, что именно он яв­ляется наилучшим кандидатом на данное рабочее место. И главное место в этом процессе отводится самопрезентации, которая начинается с посещения организации, где планиру­ется найти вакантное рабочее место. Можно привести пример утверждения специалистов, что первоначальное впечатле­ние о человеке, которое если не определяет, то накладывает значительный отпечаток на его последующее восприятие, формируется в первые 10-15 минут общения с ним. Это время, отведенное кандидату для создания своего положительного имиджа. Здесь важно все: мимика, жесты, осанка, умение держать дистанцию, грамотная и уважительная речь, аккуратная и соответствующая ситуации одежда. В ходе беседы преподаватель должен показать, что посещение организации - это достаточно оперативный способ трудоустройства, особенно на малых предприятиях, где директор или владелец может без лишних формальностей принять решение о приеме на работу. Важно познакомить учащихся с технологией посещения организации (приложение 5) и пояснить наиболее типичные ошибки, которые допускают посетители.

Другой способ самопрезентации - это собеседование. Поясняя технологию собесе­дования, преподаватель подчеркивает: собеседование - это диалог потенциального рабо­тодателя и потенциального работника. Причем, ведение собеседования - не обязательно задача работодателя. Многие из них, особенно сейчас, предлагают проявить инициативу работнику:

  • желательно предоставить выбор технологии проведения встречи работодателю,
    но обязательно нужно подготовить заранее свой план собеседования;

  • в свой план беседы нужно включить вопросы, которые будут интересовать кан­дидата на рабочее место, информацию о себе, которую предполагается сообщить
    работодателю.

Далее преподаватель может привести пример возможного плана беседы с работода­телем (приложение 6). В заключение следует познакомить учащихся с общими рекомендациями, которыми можно воспользоваться при встрече с работодателем (при­ложение 7)..

По итогам изучения раздела учащиеся должны:

  • иметь представления о самопрезентации и понимать ее роль в своем успешном
    трудоустройстве;

  • знать правила посещения предприятий и организаций;

  • знать правила собеседования с работодателем;

  • знать правила поведения при тестировании;

  • уметь общаться с представителями кадровых служб предприятий;

  • уметь предлагать свои проф. услуги в личном общении с работода­телем

Занятие №5 Правила составления резюме (практическое занятие)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Знакомство с основными правилами составления резюме и сопроводительного письма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: составление резюме и сопроводительного письма на

занятии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Преподаватель может самостоятельно выбрать форму проведенияя данного занятия. Теоретические сведения по правилам составления резюме и сопроводительного письма можно представить учащимся в виде презентации, а так же можно предложить ребятам данную информацию в виде раздаточного материала (Приложение 8, 9).

Предлагается следующий материал для ознакомления:

Само по себе резюме, даже самое хорошее, никому работы не дает. Но оно дает вам шанс выделиться в потоке информации, попадающей в компанию или в кадровое агентство. Хорошо составленное резюме увеличивает ваши шансы заинтересовать работодателя своей кандидатурой и получить приглашение на личное собеседование. Каким должно быть резюме, чтобы успешно решить эту задачу? Прежде чем приступить к написанию резюме, следует определить его тип. Резюме бывает трех типов:

Хронологическое - представляет ваш послужной список и трудовые достижения в хронологической последовательности (прямой или обратной). Самый распространенный сегодня тип и самый привычный для работодателей. Преимущество - дает удобную картину вашей трудовой биографии. Недостаток - нельзя переставить выгодный для вас эпизод биографии на лучшее место.

Функциональное - представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ. Недостаток - многие работодатели относятся к этому типу резюме с предубеждением. Им важно знать еще и процесс развития вашей карьеры.

Комбинированный - обладает признаками выше перечисленных, не только демонстрирует вашу квалификацию и достижения, но и позволяет получить четкое представление о вашей трудовой биографии.

Единого стандарта для составления резюме не существует. Наиболее привычным для кадровиков является краткое (на 1-2 страницы) резюме, составленное по хронологическому принципу.

Есть несколько главных требований, выполняя которые вы делаете свое резюме более эффективным. Это:

  1. Целенаправленность. Хорошо, если из резюме легко понять, на какую работу вы претендуете, и почему вас могут рассматривать как достойного кандидата для этой работы. Для этого желательно вводить в резюме раздел "Цель", а при описании опыта работы конкретно показывать ваши функции и достижения.

  2. Удобство восприятия резюме. У человека, просматривающего пачку резюме, для первичного ознакомления с каждым из них обычно есть 1-2 минуты. После этого резюме будет либо отобрано для более детального изучения и возможной работы с вами как с кандидатом, либо отправлено в базу данных (в лучшем случае), либо выброшено. Для удобства восприятия резюме должно быть хорошо структурированным, достаточно крупно и красиво отпечатанным или разборчиво написанным, а также не содержать второстепенных сведений и подробностей (например, о родителях,
    вероисповедании и т.д.).

  3. Культура составления и оформления. Грамматические ошибки, корявый язык, опечатки, рукописное оформление и другие подобные изъяны не делают чести автору резюме. При прочих равных условиях в первую очередь заинтересуются тем кандидатом, чье резюме культурно оформлено. (Если с вышеперечисленным не повезло, попросите кого-то выполнить эту задачу за вас).

Неудачные резюме обычно являются результатом несоблюдения указанных выше основных требований. Приведем несколько типичных ошибок:

Излишне объемное резюме. Если вы представляете резюме не по предварительной договоренности, а в ответ на объявление о вакансии, то идеальным объемом является одна страница. Для специалиста с большим опытом и длинным послужным списком допустимы две страницы. Резюме в три-четыре страницы может быть правильным при отправке по конкретной предварительной договоренности.

Рукописное резюме. Если вы претендуете на получение престижной и высокооплачиваемой работы, вы обязаны найти возможность красиво отпечатать ваше резюме. Не пройдя этого теста, вы вряд ли будете рассматриваться как серьезный кандидат. Грубой ошибкой следует считать представление в компанию или кадровое агентство заполненного от руки бланка анкеты, полученного совсем в другом месте (например, вырезанного из газеты).

Резюме, являющееся выпиской из трудовой книжки. Подробно перечисляются все предприятия и должности, даже сведения о занесенных в трудовую книжку благодарностях. И ничего о конкретной работе и достижениях. А именно эти сведения из резюме характеризуют квалификацию претендента и являются очень важными для работодателя.

Основные разделы резюме.

Анкетные данные. Данный раздел является заголовком резюме.

В первую очередь напишите фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона. Данные помещаются вверху страницы, выравниваются по центру или по левому краю. Чтобы выделить их из основного текста, можно применить:

  • более крупный шрифт (примерно 18-20);

  • полужирный шрифт основного размера (14);

набрать весь текст прописными буквами;

• набрать прописными буквами только фамилию, имя и отчество. Не стоит указывать номер рабочего телефона (даже если вы сейчас работаете, и ваше руководство знает о том, что вы ищете новую работу).

Цель. Как правило, это предложение, в котором излагается на какую именно должность или рабочее место вы претендуете.

Это очень важная часть документа. Когда в компанию или агентство приходит резюме, то сотруднику (часто секретарю) нужно быстро определить, в качестве претендента на какую должность может рассматриваться автор резюме. Если это указано, то меньше шансов, что резюме окажется нерассмотренным. Также проще поместить такое резюме в базе данных для рассмотрения в будущем.

Опасно в разделе "Цель" указывать много существенно различающихся вариантов возможной работы. Это плохо смотрится (человек сам не знает, в чем он специалист). В случаях, когда человек по своему опыту может обоснованно претендовать на существенно различные должности, лучше составить разные варианты резюме.

Все, что написано в резюме после раздела "Цель" должно являться обоснованием того, что человек является действительно сильным и интересным кандидатом на ту работу, которая указана в разделе "Цель".

Раздел имеет смысл включать в резюме только в том случае, если вы хотите получить конкретное рабочее место.

Не стоит включать этот раздел также в том случае, если вы собираетесь пользоваться единственным вариантом резюме, рассылая его в различные компании, предлагающие самые разнообразные вакансии.

Квалификация. Одно или несколько предложений, обобщающих основные моменты вашей профессиональной (трудовой) биографии, квалификации или каких-либо особенностей, на которых вы хотите акцентировать внимание работодателя. Этот раздел поясняет, что вы можете предложить работодателю.

Образование. При написании данного раздела вы должны учитывать два основных момента. Первое - как давно вы получили свое образование, и второе - насколько полученное вами образование связано с тем видом деятельности, которым вы собираетесь заниматься.

В этом разделе не обязательно придерживаться прямого или обратного хронологического порядка. На первое место следует поставить то образование, которое является основным с точки зрения сформулированной выше цели.

Записи должны быть четкими. Из них должно следовать не то, что вы где-то учились, а то, что вы закончили обучение и получили конкретный диплом (для основного образования).

Что касается дополнительного образования и повышения квалификации (курсы, тренинги и т.п.), то указывать следует только то, что соответствует цели. Не обязательно каждый тренинг выписывать отдельной строкой, не нужно увлекаться точностью и конкретизацией. Но показать наличие дополнительного образования целесообразно.

Это раздел должен содержать сведения о квалификации, присвоенной по окончании учебного заведения, о специальности (если она имеет непосредственное отношение к желаемой работе), о достижениях, связанных с учебой.

Если вы недавно окончили учебное заведение и не имеете достаточного опыта работы, данный раздел следует поместить перед разделом «Опыт работы».

Опыт работы. Это ваша профессиональная, или трудовая биография. Перечень видов деятельности, которыми вам приходилось заниматься, а также сфера ответственности и общие обязанности, связанные с этими видами деятельности.

Этот раздел, несомненно, важнейшая часть резюме, поэтому ему следует уделить особое внимание. Работодатели в большинстве случаев склонны рассматривать кандидата с точки зрения того, носителем какого конкретного опыта он является. Стало общепринятым описывать опыт в обратном хронологическом порядке, то есть, начиная с последнего места работы.

Наиболее типичная ошибка составителей резюме заключается в том, что раздел "Опыт работы" является не более чем выпиской из трудовой книжки. Здесь важно указать, чем занималась компания (особенно, если это не следует из названия или если компания не является общеизвестной). Также важно дать краткое описание того, в чем заключались ваши конкретные функции, каковы были ваши результаты и достижения. Даже, если вы обязаны соблюдать коммерческую тайну, можно найти способ отразить это без нарушения обязательств.

Указывать мотивы увольнения не обязательно. Но во многих случаях это облегчает понимание того, как складывалась карьера человека.

В раздел "Опыт работы" можно вписывать и то, что не отражено в трудовой книжке, но реально имело место и может быть подтверждено другими способами, например, проверкой отзывов о вашей работе.

Каждый пункт раздела должен содержать следующую информацию:

  • название должности (если таковое было),

  • название компании (а также города),

  • календарный период пребывания в этой должности (для резюме
    хронологического и комбинированного типа),

  • ваша общая сфера ответственности и важнейшие обязанности,

  • ваши достижения

Дополнительные сведения. Помимо того, что приведено в прилагаемом образце резюме, можно указать и другие сведения, которые могут позитивно заинтересовать работодателя или агентство. Например, личностные качества, готовность к работе с ненормированным рабочим днем и командировками, наличие деловых связей и др.

Общая информация. Дату и, тем более, место рождения указывать не обязательно. Но многие российские кадровики и руководители считают это важным. В общей информации можно также сообщить о своем семейном положении. Особенно важно это для женщин. Не секрет, что многие компании осуществляют дискриминацию по полу и семейному положению. В какой-то мере настороженность потенциального работодателя может снять такая, например, запись: "Семейное положение: замужем, сыну 1 год, есть бабушка, больничные листы по уходу за ребенком не требуются". Иногда в резюме можно указать, кто готов дать отзыв о вашей работе. Но это не обязательно. Возможность проверки отзывов обычно подразумевается как нечто само собой разумеющееся.

Оформление. Резюме должно быть четко и красиво отпечатано, чтобы его удобно было читать. Не следует увлекаться детализацией и делать резюме объемным. Для молодого специалиста целесообразно уложиться в одну страницу, для специалиста с большим опытом - не более двух, как правило. Используйте один шрифт одного размера, без завитушек (резюме не свадебное приглашение). Выделения жирным шрифтом и подчеркиванием необходимо свести к минимуму (например, можно выделить названия разделов резюме и названия мест работы). Цвет шрифта должен быть черным, бумага - белой.

Внимание - оплата труда! Работодатель предлагает вам заполнить анкету, содержащую, в том числе и вопрос об оплате труда. Отказаться от заполнения или не отвечать на данный вопрос анкеты невозможно. Но ожидаемую оплату можно и не указывать, особенно, ели вы только приступаете к поиску работы. Перечисленные ниже принципы подходят как для анкеты, так и для резюме.

  • Есть смысл указывать ее в тех случаях, когда вы считаете себя конкурентоспособным на рынке труда, когда вы уверены в активном отклике на свое резюме и хотите освободить себя от траты времени на рассмотрение малоинтересных вариантов. Откликов на резюме с указанием зарплаты будет меньше, но они в большей степени будут соответствовать вашим ожиданиям.

  • Рассылая резюме без указания ожидаемой оплаты, вы получаете возможность совместить поиск работы с исследованием реального уровня оплаты труда на сегодняшнем рынке. Полученная таким образом информация, достовернее того, что вы можете найти в средствах массовой информации.

• Если вы решили указывать оплату труда в резюме, то давайте нижнюю границу (от ...), с которой вы готовы начать, если работа соответствует другим вашим требованиям. В случае если дело дойдет до предложения выходить на работу, то всегда можно найти моменты, по которым реальная работа не вполне соответствует вашим требованиям, и, отталкиваясь от этого, вести торг.

Вопрос о зарплате весьма непростой, поэтому по возможности отложите эту тему на возможно более поздний срок.

О том, как обсуждать с потенциальным работодателем вопросы оплаты труда и договариваться о более выгодных условиях, пойдет речь ниже.

Составив вариант резюме, попробуйте войти в роль потенциального работодателя и посмотреть на ваше резюме его глазами. И, возможно, вам станет ясным, как улучшить резюме и сделать его более эффективным. (Приложение «Образец резюме)

Что не рекомендуется:

Избегайте повествования от первого лица.

Не допускайте ошибок и опечаток.

Избегайте сокращений и аббревиатур, которые никому не известны.

Не вводите в заблуждение.

Старайтесь не писать длинных предложений витиеватым стилем. Пишите простым языком.

Не используйте чрезмерно превосходные степени.

Не следует указывать антропометрические данные (рост, вес и т.п.), знак зодиака, социальное происхождение, вероисповедание, политические взгляды и, как правило, национальность. Но для некоторых работодателей последний пункт может быть важным.

Не рекомендуется помещать на резюме свое фото.

Не стоит перечислять все свои хобби и увлечения (исключением могут быть те, которые хорошо соответствуют цели).

Не включайте информацию, связанную с вашей личной жизнью.

Правила написания сопроводительного письма:

К резюме, которое вы отправляете работодателю, должно прилагаться сопроводительное письмо. Во многих случаях такое письмо не менее важно, чем само резюме по следующим причинам.

  1. Чаще всего, сопроводительное письмо первым попадает в руки
    сотруднику, ответственному за отбор резюме. Это ваш первый шанс произвести
    впечатление.

  2. Сопроводительное письмо может направить внимание на те моменты резюме, которые представляют вас в выгодном свете для данного работодателя и данной вакансии.

  3. Письмо позволяет продемонстрировать ваше знание специфики компании, в которую вы собираетесь устроиться на работу.

4. Оно является единственной возможностью объяснить не совсем приятные моменты вашей трудовой биографии (безработица или отсутствие непосредственного профессионального опыта), которые могут представить вас в невыгодном свете.

Основные принципы оформления сопроводительного письма те же что и у резюме: оно должно быть отпечатано на бумаге того же цвета, что и резюме, иметь профессиональный вид, содержать определенные разделы.

В сопроводительном письме обязательно присутствуют следующие разделы.

Обратный адрес - указывается в начале письма в левом верхнем углу, выравнивается относительно основного текста, фамилия автора и номер его телефона не указываются.

Дата - через дополнительный интервал после обратного адреса.

Фамилия и адрес получателя - через интервал после даты в порядке, принятом в нашей стране (сначала индекс, затем город, адрес, название организации, должность и Ф.И.О. получателя).

Обращение - при обращении к получателю по фамилии следует добавить «господин» или «госпожа», обращение по имени следует использовать только в том случае, если вас уже представляли получателю или вы уже обращались к нему по имени при разговоре. Естественно обращение начинается со слова «Уважаемый» («Уважаемая»).

Завершение - наиболее употребляемые варианты:

  • С уважением ...

  • С наилучшими пожеланиями ...

Самое важное в сопроводительном письме - это его содержание. Некоторые рекомендации по его написанию приводятся ниже.

Первый абзац должен четко обозначить цель письма и побудить получателя продолжить его чтение дальше.

Самый эффективный, но почему-то редко используемый, способ вызвать интерес к письму - продемонстрировать свое знание компании. Включите в этот абзац какой-нибудь факт, связанный с компанией, в которую вы пытаетесь устроиться на работу.

Содержательная часть обычно состоит из двух - трех абзацев, которые должны решить следующие задачи.

Во-первых, объяснить ваше нынешнее положение дел: вы работаете или являетесь безработным.

Во-вторых, сообщить, какая работа вам нужна, и почему именно она вызвала ваш интерес.

В-третьих, привлечь внимание к определенным моментам вашего резюме или добавить то, что вы не смогли сообщить в резюме.

В-четвертых, объяснить те моменты вашего резюме, которые могут говорить не в вашу пользу.

В-пятых, сообщить какие-то особые качества вашей личности, которые могут помочь вам (компании) на интересующей вас работе.

Образец - (Приложение 10)

Занятие №6 Оформление трудовых отношений с работодателем

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • Основные законодательные и внутрифирменные документы, регламентирующие трудовые отношения наемного работника и работодателя.

  • Права и обязанности наемного работника, молодого человека до 18 лет, принимае­мого на работу.

  • Правила оформления на работу.

  • Трудовой договор как форма оформления трудовых отношений работодателя и на­емного работника.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • Изучение правил оформления трудовых отношений с работодателем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

При изложении этого программного материала преподаватель должен обратить внимание учащихся на следующие моменты:

  • устраиваясь на работу, прежде всего, необходимо оформить трудовые отношения с работодателем;

  • на государственных предприятиях существует уже устоявшийся порядок оформ­ления трудовых отношений, и неожиданности могут подстерегать лишь в том случае, если работодатель сознательно умолчал о каких-то отрицательных осо­бенностях будущей деятельности;

  • проблемы с оформлением трудовых отношений нередко возникают при найме в
    частную фирму;

  • устраиваясь на работу в коммерческое предприятие, товарищество, акционерное общество и т.п., следует оговорить и письменно зафиксировать в трудовом дого­воре все условия найма, в том числе, режим рабочего времени, форму оплаты труда, предоставление очередного отпуска, оплату больничных листов, а также льготы, на которые имеет право кандидат на рабочее место;

  • следует узнать о мерах поощрения и взыскания, принятых на предприятии;

- важно получить от администрации официальный документ, свидетельствующий о приеме на работу. Это может быть второй экземпляр приказа о зачислении или тру­довой договор, заверенный подписью ответственного лица и печатью учреждения;

- плохо и несвоевременно оформленные трудовые соглашения несут в себе по­тенциальную опасность, так как потом отстоять свои права в соответствующей инстанции будет нелегко.

Учащимся предлагается запомнить и записать:

  1. При оформлении на работу с целью проверки на соответствие занимаемой долж­ности соискателю может быть предложен испытательный срок. Согласие на него
    фиксируется в заявлении о приеме на работу. Срок испытания оговаривается в
    приказе, и на нем должна быть подпись соискателя. Срок испытания не должен
    превышать трех месяцев, но он может быть короче. Установленный при приеме на
    работу испытательный срок продлению не подлежит. Время отсутствия на работе
    по болезни в испытательный срок не засчитывается. На лицо, проходящее испытательный срок, полностью распространяется Законодательство о труде, он поль­зуется теми же правами и несет те же обязанности, что и остальные работники.

  2. При неудовлетворительном результате испытания работник освобождается от
    работы администрацией предприятия без согласования с профсоюзным комите­том и без выплаты выходного пособия.

  3. Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, то есть его не уво­лили по соответствующей статье Трудового Кодекса (ТК) РФ, то он считается
    выдержавшим испытание.

  4. Испытательный срок при приеме на работу не устанавливается для:


  • лиц, не достигших возраста 18 лет;

  • лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;

  • в иных случаях.

5. Увольнение работников моложе 18 лет по сокращению штатов допускается толь­ко в исключительных случаях и производится с обязательным трудоустройством.

6. Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского освидетельствования и в дальнейшем ежегодно подлежат обяза­тельному медицинскому осмотру.

7. В настоящее время появились новые формы трудоустройства, такие как контракт­ная система, договор подряда, трудовое соглашение. Не стоит их опасаться. Весь цивилизованный мир давно уже использует такие формы трудоустройства. Но подходить к этому надо грамотно и творчески, продумывая каждую статью.

7.1. Письменные формы трудовых договоров повышают гарантии в реализа­ции договоренности по важнейшим условиям труда. Если с осмыслением условий трудового договора возникнут затруднения, то лучше обратиться за консультацией в любую юридическую организацию.

7.2.С юридической точки зрения контракт и трудовой договор равнозначны.
Контракты заключаются в письменной форме и подписываются работодателем и работником, оформляются в двух экземплярах и хранятся у каж­дой из сторон.

7.3.Контракт (трудовой договор) должен отражать: срок его действия, права,
обязанности и ответственность сторон, условия организации труда и его
оплаты, социально-бытовые условия.

По окончании срока действия договора он может быть продлен или заключен на новый срок.

Расторгается договор при невыполнении сторонами своих обязательств.

Практическая работа посвящается формированию у учащихся умений писать за­явление на работу, заполнять анкету, оформлять трудовое соглашение. Практические занятия могут быть организованы на основе групповой формы рабо­ты. Не исключается и организационно-деятельностная игра с распределением ролей: ра­ботник кадровой службы и соискатель на рабочее место. Желательно обеспечить встречу-консультацию учащихся с юристом - специали­стом по гражданскому праву, представителем кадровой службы предприятия.

По итогам изучения раздела учащиеся должны:

  • иметь представление о своих правах и обязанностях при приеме на работу;

  • знать правила оформления на работу;

  • уметь писать заявление о приеме на работу;

  • уметь оформить трудовой договор.




Занятие №7 Планирование карьеры

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ:

  • понятие «Планирование карьеры» - как процесс медленного развития профессиональной самоконцепции в терминах собственных способностей, интересов, потребностей, целей, ценностей;

  • анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие карьеры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  • анализ структуры основных потребностей человека (возможно обсуждение нескольких теорий потребностей личности: А. Маслоу, Ф.Герцберга);

  • составление личной пирамиды потребностей с целью уточнения жизненных целей и ценностей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

При изложении этого теоретического программного материала преподаватель должен обратить внимание учащихся на следующие моменты:

  1. Внешние факторы, которые влияют на развитие карьеры, подразделяются на:

  • внеслужебные (семья, близкое окружение (друзья детства и учебы в школе и ВУЗе), мировое сообщество, нация, город, село, социальные нормы, культура, экономический уровень жизни, развитие техники, политика, характер общественной жизни);

  • служебные (организационная структура, социальные и правовые нормы деятельности, закономерности кадрового продвижения).

  1. Внутренние факторы:

  • способ деятельности (способности, знания, опыт, умения управлять ими и развивать их);

  • определенные способности интеллектуальной и практической деятельности (способность пробуждения, поддержания и развития активности в решении служебных задач, способность к познанию и приобретению опыта, способность развивать память, интеллект, внимание);

  • определенная «Я-концепция» (уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности);

  • здоровье.

Определение основных стадий карьеры:

  1. Предварительная стадия, делиться на несколько последовательных периодов: предварительный, фантазийный выбор (6-9 лет), пробный выбор (10-14 лет), реалистический выбор (14-17 лет), профессиональное обучение (17-23 года).

  2. Стадия установки и утверждения (25-30 лет).

  3. Стадия продвижения (30-45 лет) - стадия стабильной работы.

  4. Стадия сохранения (45-65 лет)

  5. Стадия отставки - пенсия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- анализ структуры основных потребностей человека, определение важнейших потребностей на определенных стадиях карьеры и определение примерных этапов собственной карьеры;

- составление личной пирамиды потребностей с целью уточнения жизненных целей и ценностей;

- анализ внутренних факторов, определяющих успешность реализации карьеры. Составление таблицы «Мои резервы»

Занятие №8 «Твоя формула успеха» (семинар)

Данное занятие предлагается провести преподавателю в свободной форме.

Цель семинара - формирование у студентов основных приоритетов для достижения успеха в личной карьере.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Предлагается разделить студентов на 3 группы.

Задание: составить и защитить проект «Моя карьера», «Моя формула успеха» (допускается собственное название), представить электронную презентацию (по возможности)

В помощь студентам может выступать раздаточный материал, представленный в приложении.






Занятие №9 Итоговое занятия по курсу «Рынок труда и технология поиска работы».

Экскурсия в городской Центр занятости населения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Обобщение итогов теоретического обучения и результатов практических работ по программному материалу курса. Выявление мнения учащихся о содержании курса, их отношения к полученной информации, к тем знаниям и умениям, которые они получили на занятиях. Анкетирование учащихся (Приложение 13).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ:

Целью заключительного занятия является обобщение и закрепление знаний, умений, полученных учащимися за время обучения. Поэтому в ходе свободной беседы преподавателю рекомендуется в краткой форме изложить содержание изученных теоретических сведений и перечислить предполагаемые сформированные умения. При этом следует выразить надежду, что новый курс, который изучили учащиеся, принесет им в дальнейшем пользу при поиске работы и окажет помощь в преодолении трудностей, связанных с трудоустройством.

В заключении учащимся может быть предложен анонимный опросный лист для выявления их отношения к курсу «Рынок труда и технология поиска работы» в целях обновления содержания курса и совершенствования практических занятий.

По возможности организуется экскурсия в городской центр занятости для студентов.









21

© 2010-2022