Статья. Внеурочная деятельность в начальной школе: опыт организации

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность в начальной школе: опыт организации

Михалькова Марина Валентиновна

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами учащихся и их родителей. Представляем вашему вниманию описание опыта организации внеурочной деятельности в МБОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1" пос. Солнечного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.

Территория Ханты-Мансийского автономного округа занимает большую площадь, многие муниципальные образования в своих территориальных поселениях имеют только по одному общеобразовательному учреждению. Такой школой является, в частности, МБОУ "Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1" пос. Солнечного (далее - ОУ). Поскольку ОУ является единственным в поселении, оно должно предоставить обучающимся возможность реализовать себя по всем предусмотренным ФГОС направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в т. ч. через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответ-ствии с выбором участников образовательного процесса.
Выбор модели организации внеурочной деятельности в ОУ зависит от ряда факторов: как объективных (не зависящих от ОУ), так и субъективных (зависящих от условий ОУ).

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

  • территориальное расположение ОУ;

  • уровень развития дополнительного образования в ОУ;

  • программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей;

  • кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, тьютора и др.);

  • материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.


В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности в условиях нашего ОУ приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты:

  • учебный план ОУ, а именно, часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);

  • дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);

  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  • организацию деятельности групп продленного дня;

  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

  • деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, тьютора) в соответствии с должностными обязанностями;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в т. ч. учитывающих региональные особенности ОУ.


А.А. Леонтьев в своей концепции "Педагогика здравого смысла" высказал мысль, что функционально грамотная личность - это "личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами". Невозможно добиться такого результата без взаимодействия ОУ с социокультурным окружением.

Основные формы работы ОУ в сотрудничестве с учреждениями дополни-тельного образования детей представлены в табл. 1.

Таблица 1 Основные формы работы ОУ в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей

ОУ

Библиотека

Школа искусств

Спортивный комплекс

Спортивно-оздоровительное направление

Беседы о здоровом образе жизни, соревнования

-

-

Секции, соревнования, оздоровительные акции, турниры, походы

Общекультурное направление

Беседы, экскурсии, посещение музеев, выставок, спектаклей

Выставки, праздничные огоньки, культпоходы

Выставки, концерты, инсценировки, фестивали искусств, художественные акции

-

Общеинтеллектуальное направление

Беседы, предметные факультативы, олимпиады, социальные акции, деловые игры, проекты, исследовательские работы, конференции

Конференции, интеллектуальный клуб, проектная деятельность

Беседы, игры-викторины

-

Духовно-нравственное направление

Беседы, экскурсии, посещение музеев, выставок, спектаклей

Литературные чтения, беседы, выставки, конкурсы, проектная деятельность

Выставки, концерты, инсценировки, фестивали искусств, художественные акции

Беседы

Социальное направление

Беседы, профилактико-предупредительные мероприятия, экскурсии

Беседы

Беседы

Праздничные, спортивные, досуговые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни



Современные родители заинтересованы в том, чтобы ребенок в результате обучения в начальной школе получил, помимо высокого уровня знаний, еще и достойное воспитание, желание и умение учиться и успешно перешел в основную школу, сохранив хорошее здоровье.

Внеурочная деятельность должна предоставить учащимся широкий спектр занятий, она должна быть ориентирована на воспитательные результаты и развитие у детей универсальных учебных действий.

Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности педагогами ОУ был изучен социальный запрос родителей будущих первоклассников на основе анкетирования.

В табл. 2 представлены результаты анкетирования "Выбор форм внеурочной деятельности первоклассника".

Таблица 2 Результаты анкетирования «Выбор форм внеурочной деятельности первоклассника»

Направления развития личности

Формы организации внеурочной деятельности

Выбор родителей, %

Спортивно-оздоровительное, социальное

"ОБЖ" (основы безопасности жизнедеятельности)

67

"Час здоровья"

60

"Корригирующая гимнастика"

47

"Подвижные игры" (народные игры)

47

"Школа докторов природы" (полезные привычки)

34

Общекультурное, духовно-нравственное

"Хореография" (танцевальный кружок)

78

"Юный художник" (художественный кружок)

78

"Я и этикет"

53

"Громкие чтения" (в сотрудничестве с поселковой библиотекой)

42

"Веселые нотки"

38

"Бабушкина шкатулка" (рукоделие, лепка)

31

"Школьный театр" (кукольный)

27

Общеинтеллектуальное

'Веселая математика"

83

"Культура речи" (риторика)

73

"Информатика"

65

"Решение логических задач" (подготовка к дистанционным олимпиадам)

64

'Клуб почемучек"

64

"Мой родной край. Экология"

42

Основные уровни результатов внеурочной деятельности в ОУ:

  • приобретение школьниками социальных знаний;

  • формирование у детей ценностного отношения к социальной реальности;

  • получение учащимися опыта самостоятельного социального действия.



Полученные результаты позволили администрации ОУ и руководителям учреждений дополнительного образования составить план занятий внеурочной деятельности. А учителям, воспитателям, работникам учреждений, взаимодействующих с ОУ, - составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые вошли в содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно п. 16 ФГОС содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования включает в т. ч. программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. Поэтому по итогам анкетирования педагогами ОУ были разработаны программы курсов внеурочной деятельности разных типов.

Комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от образовательных и воспитательных результатов первого уровня к результатам более высокого уровня в раз¬личных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозными, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с 1-го по 4-й класс, акцентируя внимание на планируемых результатах, в соответствии с которыми меняется и содержание программы.

Основные уровни результатов внеурочной деятельности в ОУ:

  • приобретение школьниками социальных знаний;

  • формирование у детей ценностного отношения к социальной реальности;

  • получение учащимися опыта самостоятельного социального действия.


Тематические образовательные программы направлены на получение образовательных и воспитательных результатов в определенном проблем¬ном поле, при этом они используют возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.).

Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку. Индивидуальные образовательные программы для учащихся. Для развития потенциала обучающихся разрабатывается индивидуальная траектория развития ребенка. Реализация индивидуальной траектории развития отражается в маршрутном листе каждого учащегося.

В табл. 3 представлены типы образовательных программ внеурочной деятельности в ОУ.

Таблица 3 Типы образовательных программ внеурочной деятельности в ОУ

Направления развития личности

Формы организации внеурочной деятельности

Тип образовательной программы

Спортивно-оздоровительное, социальное

"Час здоровья"

Комплексная (сквозная)

"ОБЖ"

"Школа докторов природы"

Тематическая

"Корригирующая гимнастика"

"Подвижные игры"

Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Общекультурное, духовно-нравственное

"Хореография"

Комплексная (сквозная)

"Школьный театр"

"Бабушкина шкатулка"

Комплексная

"Громкие чтения"

Тематическая

"Я и этикет"

"Юный художни"

Ориентированная на достижение результатов определенного уровня

"Веселые нотки"

Индивидуальные образовательные программы для учащихся

Общеинтеллектуальное

"Культура речи'

Тематическая

"Веселая математика"

"Информатика для детей"

"Мой родной край. Экология"

"Решение логических задач"

Ориентированная на достижение результатов определенного уровня

"Клуб почемучек"

Индивидуальные образовательные программы для учащихся


Учащихся, посещающих занятия внеурочной деятельности, сопровождает тьютор ОУ. Он является связующим звеном между учителями, которые проводят изучение социального запроса от родителей, педагогами дополнительного образования и обучающимися. Деятельность тьютора финансируется за счет ставки воспитателя группы продленного дня. Введение должности тьютора позволило полностью контролировать посещение учащимися занятий внеурочной деятельности, их результативность и помогло реализовывать индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Перечислим основные функции тьютора в ОУ:

  • обеспечение продвижения ученика по индивидуальной образовательной траектории;

  • осуществление мониторинга развития каждого ученика своей группы;

  • организация индивидуальных и групповых консультаций для учеников и родителей по вопросам устранения возникающих учебных трудностей и коррекции потребностей, способностей и возможностей;

  • курирование проектной и исследовательской деятельности учащихся;

  • ведение необходимой документации.


Таким образом, ОУ организовало такую си-стему занятости школьников во внеурочной деятельности, которая позволила подключить к работе все учреждения дополнительного образования детей, расположенные на территории поселения, тем самым увеличив долю детей, занятых дополнительным образованием.

В табл. 4 отражены планируемые результаты реализации внеурочной деятельности в ОУ.

Таблица 4 Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности в ОУ

Направления развития личности

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное, социальное

Воспитание физически здорового человека, формирование у детей мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья

Общекультурное, духовно-нравственное

Развитие у детей чувства прекрасного, творческих способностей, формирование у них коммуникативной и общекультурной компетенций, развитие эмоциональной сферы детей.

Привитие любви к малой Родине, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

Обогащение знаний учащихся о научных понятиях и законах, формирование мировоззрения, функциональной грамотности детей.

Воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде, чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Тьютор организует работу следующим образом:

  1. В течение первых 10 дней первой четверти составляет годовой план работы с учениками своей группы. На основании данного плана тьютор организует свою работу.

  2. Ежедневно ведет учет посещаемости обучающимися занятий внеурочной деятельности.

  3. Один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика.

  4. По окончании первой и третьей четверти подводит предварительные итоги внеурочной деятельности учащихся своей группы.

  5. Представляет отчет по итогам первого полугодия, по итогам года в сроки, установленные курирующим администратором.

  6. Подчиняется заместителю директора и директору ОУ, который утверждает план работы тьютора, дает заключение по его отчетам, заслушивает сообщения тьютора на совещании при директоре, на педагогическом совете.



© 2010-2022