- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Северное сияние
Внеклассное мероприятие Северное сияние
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабурова С.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ.
Мероприятие посвященное 90-летию Кондинского района.
Для 5-11 классов
Цель: формирование познавательного интереса учащихся к культуре народов Севера и Мастерам Кондинского района.
Скажи мне, Север, из каких сказаний
Ты белой былью в жизнь мою вошел,
Как дар судьбы люблю твое дыхание
И кутаюсь в метельный легкий шелк,
Разубранный сияньем, как узором
Наряды юных северных невест.
Люблю весну неторопливой талость,
Дневной уют в шатре твоих ночей
И желтую осеннюю усталость
И сумерки коротких зимних дней.
/В.Шестакова/
Тетушка: Минсне, а ты знаешь, почему наш край называется Кондинским?
Минсне: нет, я не знаю, может ты мне поведаешь?
Тетушка: Давно это было… Нас еще и на свете не было, когда появилось название… Оказывается Кондинский край - бобровый край, т.к. раньше здесь было много бобров, заселяющих маленькие речушки /видеоряд/. Слово «бобр» в переводе с мансийского означает «Конда». Но их почти истребили, т.к. их шкурами платили ясак /дань, оброк/ русскому князю Василию Кондинскому. Очевидно, и фамилия ему была дана от слова «Конда» - бобр. Бобровый, значит - Кондинский.
Месне: И я тоже вспомнила, еще существует версия название такое: что «конте» - в переводе с мансийского - медведь, а значит медвежий край. /видеоряд/
Тетушка: А может быть из-за того, что по берегам рек рос особый вид сосен - «Кондовый» лес. Этот лес отличался стройностью, поэтому из него строили деревянные дома. /видеоряд/.
Некоторые селения сохраняли свои названия и сегодня.
Месне: Может наши гости подскажут какие названия поселков Кондинского края до нас дошли?
(ПЕРЕЧИСЛЯЮТ)
Тетушка: Верно! А что они означают? ответы/.
Оказывается, Леуши переводится, как лошадиная голова. Может, вы знаете, почему так называли поселок? /Раньше здесь разводили лошадей/. Шугур - счастье. Шаим - чай. Юмас - «высокое место». «Кума» - песочный берег, и второе название медвежий угол.
Месне: И наш кондинский район знаменит мастерами во всех поселениях. Наш район эти мастера прославляют в следующем:
«Северная флористика»
«художественная обработка дерева»
«берестяное творчество»
«Резьба по кости»
Таксидермия
Бисероплетение
И многое другое
Тетушка: Мы приглашаем вас в путешествие по земле угорской, познать творчество мастеров Кондинского края.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
СЕВЕРНАЯ ФЛОРИСТИКА
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ УГОРСКИХ НАРОДОВ
ОРНАМЕНТ
МУЗЫКА СЕВЕРА
Описание конкурсных заданий.
СЕВЕРНАЯ ФЛОРИСТИКА
Флористика - это прежде всего, понимание гармонии и красоты природы.
«Деревья будут из перьев,
Птица - из щучьих шкур.
Чум смастерим из листьев
А сверху добавим лазурь».
В работе используются живые, сухие или искусственные цветы, травы, плоды, ягоды, деревья и мхи. Создаются всевозможные комбинации из природного и искусственного материала.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества. Каждому классу выдается природный материал и нужно создать произведение искусства.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ УГОРСКИХ НАРОДОВ
Викторина:
-
В Кондинском районе насчитывается более 2000 рек и озер. В которых живут разные виды рыб. Какова доля улова Кондинского района в ХМАО. (Составляет 15%)
-
За лето икра у этой рыбы бывает до 3х раз.
Осенью эта рыба ходит во время листопада, а также бывает с икрой и зимой. В плохую погоду, особенно в грозу эта рыба лежит в тине, шума эта осторожная пугливая рыба не любит.
-
Определить по описанию о какой рыбе идет речь?
-
Кроме карася в нашем районе водится: стерлядь, язь, щука, окунь. Какое традиционное блюдо люди народов Ханты готовили из рыбы?
-
Из предложенных продуктов нужно приготовить уху, если бы вы были истинным Хантом.
ОРНАМЕНТ
Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры Манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева и т.д.
Орнаментом и сегодня украшают Манси свою одежду, обувь, платки, сумки и другие предметы быта.
В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатства и национальное своеобразие искусства.
В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы. Мастерица наполняет в полнее определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности: например
Это звери: охсар кат - «лапа лисы»; совыр паль - «заячьи ушки», нёхыс «соболь».
Птицы: вас олтыг - «выводок утят»; ятри лэг товыл - «хвост тетерева».
Растения: халь тов - «березовая ветка»
Человек: хум суп - «туловище человека» и многие другие…
Задание: Вы видите на доске 3 орнамента, которые имеют свое название. Ваша задача собрать эти орнаменты из кусочков которые вам выданы.
МУЗЫКА СЕВЕРА
У народов ханты и манси, сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было почти 27 видов у ханты и 18 у манси, музыкальные инструменты просто музыкальными и не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил предков, которые после смерти превращались в священных зверей - горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого-то времени снова стать людьми. У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и многострунным.
Задание: Никакой музыкальный инструмент похож национальный инструмент народов Севера.
-
У манси этот музыкальный инструмент называется тоорсапт-юх, буквально в переводе с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево» («журавлиная шея из дерева»), а у северных ханты этот инструмент, очень похожий на своего мансийского собрата, называется тор-сапль-юх.
-
Кугель-юх - струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.
-
НАРС-ЮХ (Нарас-юх) В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый самодельный инструмент народов ханты и манси (у манси он называется санквылтап), длиной около метра, имеющий корпус, выдолбленный из цельной плахи и напоминающий плоскодонную лодку с выступающей нижней частью. Корпус покрыт еловой декой. На корпусе инструмента вырезан крест - резонаторное отверстие. Верхняя часть раздвоена и соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок, проволок
Исполнить классом песню.
ПЕСНЯ «КОНДИНСКИЙ ВАЛЬС»
-
Над Кондой тихо шумит тайга,
Бьет волна в сонные берега,
Спят во тьме тени лесов седых
И огни буровых.
-
Новый день солнечный луч открыл,
Над причалом первый гудок проплыл,
Над Кондой слышится песнь вдали
И летят журавли.
-
Я люблю край свой в красе земной
И Конду ставшую мне родной
Мне милы тени лесов седых
И огни буровых.
№ перемены
МАСТЕРСКАЯ
КАБИНЕТ
БАЛЛЫ
1 ПЕРЕМЕНА
«Музыка севера»
311
2 ПЕРЕМЕНА
«Северная флористика»
115
4 ПЕРЕМЕНА
«Северная кухня»
216
5 ПЕРЕМЕНА
«Орнамент»
318
1
2
3
4
5
-
У тысячи людей земли есть одна сила.
-
Посреди тундры острый красный бугор оленьей шкурой покрыт.
-
Часть тела рыбы, которую ханты варят в рыбьем жире, в результате получается хантыйское лакомство «варка».
-
Хантыйский женский музыкальный инструмент.
-
Ее варят в три этапа. Ханты и манси называют ее тройной.
-
6
7
8
9
10
11
12
Под водой грозный замок -
А. Тарханов, Ю. Шесталов - кто они?
-
Этот предмет обладает защитной силой от злых духов
-
В чаще леса, в чаще бора стоит маленький мужичок высотой с палец в красной шапке
-
У манси и хантов чувал, а у русских …?
-
Сквозь железо дерево растет.
-
Традиционный художественный материал угорских народов. Из него делается домашняя утварь.