Доклад на тему: Выбор оптимальных методов и приемов на уроках

Учебный процесс  представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам. И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизир...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе


Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным - модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;

- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

- сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

- дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;

- создание необходимых условий для обучения;

- оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

- ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Первый этап:

Проектирование задач обучения.

- ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;

- изучение и оценка условий для обучения ;

- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

- выделение главных задач ;

- дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Второй этап:

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

- сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;

- сужение числа вариантов для выбора к двум ;

- принятие решения о выборе типа урока

Третий этап

Осуществление избранного варианта обучения:

Действия учителя:

- постановка задач;

- применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

- организация деятельности учащихся ;

- формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

- осуществление текущего контроля .

Действия учеников:

- принятие задач обучения ;

- осознание мотивов учения ;

- проявление активности и самостоятельности ;

- самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Четвертый этап

Анализ результатов обучения:

- сравнение полученных результатов;

- сравнение затрат времени, усилий;

- вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

- выявление причин возможных отклонений;

- разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )

2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

- репродуктивные методы (запоминание информации )

- проблемно - поисковые (решение задач проблемной ситуации )

- методы самостоятельной работы;

- методы стимулирования и мотивации обучения;

- методы формирования интереса к учению;

- методы развития долга и ответственности в учении;

- методы контроля и самоконтроля.

Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;

3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

6. Методы и средства организации учебно - познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.

7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.

6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.



З.Т. Маусымбаева -преподаватель экономических дисциплин


© 2010-2022