- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему: Выбор оптимальных методов и приемов на уроках
Доклад на тему: Выбор оптимальных методов и приемов на уроках
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маусымбаева З.Т. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе
Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.
И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.
К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным - модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.
Оптимизация является одним из принципов НОТ.
К числу основных способов деятельности учителя относятся:
- комплексный подход к подбору и решению задач обучения , к построению его содержания, методов и средств, форм деятельности ;
- конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;
- выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;
- сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;
- дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов , форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учащихся;
- создание необходимых условий для обучения;
- оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;
- ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.
Общие способы оптимизации обучения
1.Комплексное планирование задач;
2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;
3. Выделение главного, существенного;
4. Дифференцированный подход к учащимся ;
5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;
6. Оперативно корригировать методы , средства и формы обучения.
Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:
Первый этап:
Проектирование задач обучения.
- ознакомление с задачами образования , воспитания и развития ;
- изучение и оценка условий для обучения ;
- изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;
- выделение главных задач ;
- дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.
Второй этап:
Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:
- сравнительная оценка возможных вариантов содержания , методов , средств , форм организации и темпа обучения ;
- сужение числа вариантов для выбора к двум ;
- принятие решения о выборе типа урока
Третий этап
Осуществление избранного варианта обучения:
Действия учителя:
- постановка задач;
- применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;
- организация деятельности учащихся ;
- формирование навыков рациональной организации учебного труда ;
- осуществление текущего контроля .
Действия учеников:
- принятие задач обучения ;
- осознание мотивов учения ;
- проявление активности и самостоятельности ;
- самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.
Четвертый этап
Анализ результатов обучения:
- сравнение полученных результатов;
- сравнение затрат времени, усилий;
- вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;
- выявление причин возможных отклонений;
- разработка дополнительных задач.
Классификация методов обучения.
1.Методы словесной передачи информации (рассказ , лекция , беседа и др. )
2.Методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации ( схемы , картины , иллюстрации и др. )
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )
Существуют следующие методы:
- репродуктивные методы (запоминание информации )
- проблемно - поисковые (решение задач проблемной ситуации )
- методы самостоятельной работы;
- методы стимулирования и мотивации обучения;
- методы формирования интереса к учению;
- методы развития долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля.
Только сочетание различных методов , приемов образует определенный метод обучения , причем нередко важна последовательность применения соответствующих приемов.
Критерии оптимального выбора методов обучения.
При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:
1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;
2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике , выделив цели, понятия, законы, умения, навыки;
3. Обосновать логику раскрытия темы с использованием принципов систематичности, доступности, связи с жизнью, теории с практикой ,научности, доступности;
4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;
5. Определить тематику каждого занятия, урока;
6. Конкретизировать задачи данного урока;
7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;
8. Избрать наиболее оптимальные методы , приемы ,средства обучения;
9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;
10. Определить темп урока;
11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.
Основные закономерности учебного процесса
1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.
2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.
3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.
4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.
5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.
6. Методы и средства организации учебно - познавательной деятельности, контроля и самоконтроля закономерно зависит от задач , содержания обучения.
7. Формы организации обучения закономерно зависят от задач , содержания и методов обучения.
8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.
9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.
Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:
1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов
2. Системный подход к выбору методов обучения.
3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.
4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.
5. Выделение из возможных методов наиболее рациональных , основных , главных для данной ситуации с учетом особенностей учеников.
6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
З.Т. Маусымбаева -преподаватель экономических дисциплин