Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Борский государственный техникум»Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда












ДЕТИ

БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА



(методическая разработка классного часа)









Подготовила:

Волгина Е.В.




с. Борское,2014г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Классный час по теме «Дети блокадного Ленинграда» был проведен 23 января 2014г. в канун 70-летия полного снятия блокады города-героя Ленинграда и соответствует плану воспитательной работы группы. Он относится к патриотическому направлению.

Место проведения мероприятия - кабинет истории техникума.

Форма проведения - литературно-музыкальная композиция Представленный классный час разработан для всех возрастных категории обучающихся.

На классный час были приглашены студенты I-II курсов.

Мероприятие подготовили и провели ребята III курса группы №7 под руководством и при участии классного руководителя группы. В мероприятии было задействовано 70% обучающихся: подборка художественного и фотоматериала, оформление кабинета, непосредственное проведение классного часа.

Разработку сценария, монтаж слайд-шоу и музыкальное оформление подготовила Волгина Е.В. - классный руководитель группы №7.

Художественное оформление места проведения классного часа - кабинета истории - и музыкальное оформление соответствовало тематике заявленного мероприятия

Цели и задачи классного часа «Дети блокадного Ленинграда» прописаны в конспекте, представленном ниже.






ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА



70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается


Сестра моя, товарищ, друг и брат

Ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют - Ленинград

И шар земной гордится Ленинградом!

О. Берггольц


Цель:

  1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Подвести обучающихся к пониманию о 900- дневной блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.

2. Способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады

3.Развивать у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.

Форма проведения:

Литературно-музыкальная композиция, в которой выступления ребят сопровождаются показом слайдов мультимедийной презентации с кадрами кинохроники и фотографиями (приложение на CD) .

Ресурсы:

1.Презентация «Дети блокадного Ленинграда»

2.Видеофильм - документальная хроника «Блокадный Ленинград». Интернет-ресурс.

4.Запись музыки Д.Шостаковича «Седьмая симфония»

МТБ

  1. Ноутбук

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА



1- участник: 27 января 2014 года город-герой Ленинград отметит памятную дату - 70-летие полного снятия блокады Ленинграда.

Почти три года жители переносили голод и бомбежки, проявляя при этом мужество, отвагу и стойкость, О блокаде мы знаем из рассказов родных, из книг и кинофильмов. Но сегодня мы рассмотрим новую главу героической истории Ленинграда

2- участник: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий «Север», общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лейба поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт и пошли на Лугу.

3- участник: До Ленинграда оставалось 180 километров. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа нал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда

Монахов Роман

4- участник:

Один лишь день, а сколько было?

Их в жизни выживших тогда,

Война, начавшись, охватила

Блокадой жителей Петра

Они боролись, не сдавались,

На милосердие врагов

И днем и ночью громыхали,

Взрывалось множество домов

И жизнь рвалась как в шпульке нитка!

И слезы лились как река!

Когда ребенок малолетний,

Терял родных всех навсегда

Он написал на стенке углем:

Сегодня Мама умерла,

И дату тонкими перстами

Напишет он как бы моля.

5- участник:

Иль рядом дом, в нем тоже горе, Осталась девочка одна:

Соседей всех поубивало

Она одна, одна жива

Но город жив и в дни блокады

И будет жить он до тех пор,

Пока по Ладожской водичке

Дорога жизненных опор

Проходит путь в блокадный Питер!

И люди ждут связи с землей!

На нем работают те люди

Что не боятся смерти бой

И люди с Питерской блокады

Тех не забудут ни когда

Кто погибал, но не сдавался

Они в сердцах их навсегда!

Стихотворение сопровождается показом слайдов с музыкальным сопровождением: Рахманинов «7-я симфония»


Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда

Дети блокадного Ленинграда


6- участник: Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...

Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

7- участник: Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

8- участник: Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм ,проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков.

Дети блокадного Ленинграда были не просто свидетелями 900 дней ужасов ада, они писали летопись - летопись своего поколения для нынешнего.

Текст сопровождается слайдами и музыкальным оформлением

Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда





















Блокада глазами девятилетней девочки

1- участник: Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда Ира Виноградова, 9 лет

«... очень быстро наступил голод, стремительно. Тогда-то и нависло над Ленинградом пасмурное небо. Стало холодно, голодно, одиноко, страшно и беззащитно.

Мы втроем лежали в кровати - в шапках - ушанках меховых, в пальто, валенках, а сверху на нас еще набрасывали много-много одеял и уходили на работу. Мама работала в штабе флота и шла от финляндского вокзала до 16 линии Васильевского острова. По холоду, мимо трупов, не евши ничего. Мама была тогда очень тощая - кожа и кости.

А потом у нас вымерзла и вымерла вся квартира. Умерших людей не убирали, и это было страшно. Мы боялись выходить из комнаты»

Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

2- участник:

В ШКОЛЕ

Юрий Воронов


Девчонка руки протянула

И головой - на край стола

Сначала думали - уснула,

А оказалось: умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Савичева Таня, 11 лет


3- участник: Таня Савичева (25 января 1930 - 1 июля 1944) - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Это был дневник гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка, в которой всего 9 страниц и на шести из них даты, даты смерти близких людей, была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

Методическая разработка классного часа Дети блокадного Ленинграда

4- участник: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в З часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня»

Дневник Тани Савичевой


5-участник:

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки

6- участник:

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит про наши времена!

Текст и стихотворение сопровождается слайдами и музыкальным оформлением

7- участник:

Опять война

Юрий Воронов

Опять война, опять блокада,

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Заключение: демонстрация кадров документальной хроники

Звуки метронома:

8- участник:

Метроном - это символ блокадного города, звук его был в каждой блокадной квартире, а сейчас пусть он отсчитает нам минуту молчания - дань памяти погибшим в эти страшные блокадные дни.


Выводы


Анализируя проделанную работу по подготовке, организации и проведению классного часа следует отметить, что творческая деятельность позволяет выявить личные качества и характерные особенности обучающихся. Работа в группах позволила отследить последовательность и степень развития коммуникабельности подростка, - участника действия, определить их способности и расположенность к дальнейшему общению и сотрудничеству как между собой, так и непосредственно с педагогом.

Учащиеся группы ответственно и серьезно отнеслись к тематике мероприятия, проявили интерес к истории Отечества и проявили уважение к памяти героического мужества жителей блокадного Ленинграда.

Большое впечатление на подростков произвел просмотр кадров документальной военной хроники.

Основываясь на выше сказанном, можно сделать следующие выводы:

  1. проделанную работу можно считать удовлетворительной,

  2. поставленная цель достигнута и задачи выполнены


© 2010-2022