Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»

Материал классного часа направлен на закрепление знаний у подростков о их правах, обязанностях и ответственности, а также на отработку умений взаимодействовать в группах. В разработке присутствуют различные формы работы: мини-викторина, мозговой штурм, работа с афоризмами, сложение синквейна, разбор и обсуждение ситуации, нахождение ошибки в документах, выполнение агитационного плаката. Постоянная смена деятельности позволяет поддерживать у подростков интерес к происходящему на классном часе и к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Форма: творческая мастерская

Тема: "Права , обязанности и ответственность подростка"

Класс: 8,9

Цель: закрепить знания о правах , обязанностях и ответственности подростка.

Задачи:

-продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе;

-дать возможность учащимся проявить творческие и аналитические способности.

Опережающее домашнее задание: разделить класс на 3 группы, определить ответственных в группе, дать учащимся для изучения литературу по теме .

Оборудование. : доска, экран, проектор.

Нормативные правовые акты, литература : Гражданский кодекс РФ Закон "О безопасности дорожного движения,"Закон "О воинской обязанности и военной службе",Закон "О гражданстве Российской Федерации", Закон "Об образовании", Закон "Об общественных объединениях", Закон "Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ "Кодекс РФ об административных правонарушениях, Конституция РФ, Основы законодательства РФ: об охране здоровья граждан , Постановление правительства РФ №828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ,"Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ Ахметова И., Иванова Т." Мой выбор". М., Ижица, 2004 . Кашанина Т.В., Кашанин А.В." Основы права". М., Вита пресс, 2006, глава II Певцова Е.А." Право. Основы правовой культуры". М., Русское слово., 2005, 10 класс. глава III "Правовой путеводитель несовершеннолетнего". Калининград, Янтарный сказ, 2002.

Организационный этап . Заготовить по 2 листа, для каждой группы формата А3, или формата А2, маркеры, фломастеры, карандаши разных цветов, листы для черновиков, конверты с разрезанными фразами, грамоты, приготовить жетоны с баллами, таблички с номерами групп на столы, табличку со словом"жюри", написать план работы на доске, раздать пригласительные для жюри и школьного инспектора.

План творческой мастерской.

1. Мотивация, вводная речь учителя , определение целей и задач классного часа. 5 мин.

2. Краткая беседа и викторина школьного инспектора. 7 мин.

3. Знакомство с условиями работы мастерской. 3 мин.

4. Первый блок " Разминка". 5 мин.

5. Второй блок " Синквейн". 5мин.

6. Третий блок" Размышление". 5 мин.

7. Четвертый блок " Познание". 5 мин.

8. Пятый блок "Творческий". 7 мин.

9. Подведение итогов. Награждение. 3-4 мин.

Ход классного часа в форме "Творческая мастерская"

1. Мотивация, вводная речь учителя, определение целей и задач классного часа. ( 5 мин.)

Учитель:

- Здравствуйте , ученики, уважаемые гости члены жюри. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить о очень важной для всех нас теме. Наш классный час пройдет в форме творческой мастерской.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы.

1. "Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один." Ф. Искандер (Ответственность)

2. "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … ." Э.Борк (Права , обязанности)

3. "Корень слова "…" объясняет его смысл - способность отвечать, отзываться, действовать." П.Коэльо (Ответственность)

4. "Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища." И.Шевелев ( Права , обязанности)

5. " ... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

- Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность" , именно о этих понятиях пойдет разговор на классном часе .Тема его звучит так : Пава, обязанность и ответственность подростка" . А поможет нам в нашей работе школьный инспектор, который не раз посещала наши классные часы, проводила индивидуальные беседы.

2. Краткая беседа и викторина школьного инспектора. ( 7 мин.)

Инспектор:

-Здравствуйте, ребята. Попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов ответственности).

-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности? Да, много так как мы не раз говорили о этих важных понятиях. Давайте проверим ваши знания . Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете жетон. Победитель будет награжден грамотой.

Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

Ответ .Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. Право на защиту закона , на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых, и т.д.

3 вопрос. Какие документы защищают твои права?

Ответ. Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос. Какие обязанности появляются у подростка, достигшего 14 ти лет?

Ответ. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения, выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.

5 вопрос. Какие виды ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете?

Ответ . Штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.

6. Что такое "Комендантский час"?

Ответ. Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах без сопровождения взрослых.

(По завершению викторины инспектор подводит итоги, отмечает лучших знатоков , раздает грамоты ).

Инспектор

-Сейчас я ухожу для работы с другими ребятами, но для вашей творческой мастерской я оставляю свои задания.

3. Знакомство с условиями работы мастерской. ( 3 мин.)

Учитель:

Продолжаем творческую мастерскую . Основная задача нашей встречи закрепить знания о правах , обязанностях , ответственности подростка . Проявить свои творческие способности. (Далее оглашаются условия работы мастерской).

- Наша мастерская разделена на блоки. Каждый блок имеет свое название и задание. Прошу не забывать, мы сегодня еще соревнуемся и между группами. За правильный ответ жюри дает 1 балл. Группа победитель получает грамоту и памятные подарки. Напоминаю работать необходимо очень быстро и слаженно.

4. Первый блок " Разминка". ( 5 мин.)

- На столе у каждой группы лежит лист для работы. На листе написаны 3 слова : Права, обязанности, ответственность. задача : от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От группы отвечает 1 человек.

( Далее дети зачитывают свои ответы. Жюри дают 1 балл отличившимся)

Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»

Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»

Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»Классный час для старших классов «Права, обязанности и ответственность подростка»

5. Второй блок " Синквейн". ( 5мин.)

- Синквейн это форма, которая позволяет делать и формулировать краткие выводы. Состоит из 5 строк.

1 строка. 1 слово . Существительное или местоимение.

2 строка . 2 слова. Прилагательное или причастие.

3 строка. 3 слова. Глаголы ,характеризующие признаки.

4 строка. 4 слова. Личное отношение авторов, или автора к объекту.

5 строка. 1 слово( любое) , характеризующее суть предмета.

-Выполним синквейн для слова "Закон".

( В завершении блока ученики зачитывают свои работы. Жюри оценивает быстроту, качество выполнения работы.)

6. Третий блок" Размышление". (5 мин.)

-Задание для этого блока нам оставил школьный инспектор. Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите. Какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты)

Для 1 группы

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

+Право на авторство

2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?

+Право на собственность другого человека

3 ситуация. Семья пережила сложный период мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?

+Право на общение ребенка с обоими родителями

Для 2группы

1ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать неприятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+Право на не разглашение личных данных

2 ситуация

Ученик 8 класса Коля не любит учиться , а любит на уроках громко разговаривать и даже петь . Какое право человека нарушает Коля?

+Право на образование

3 ситуация

Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ а сами убежали. Дима испугался .Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

Для 3 группы.

1ситуация.

Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость . Какое право нарушено?

+Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.


2 ситуация

Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?

+Право на получение питания ребенком

3 ситуация

Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят , что он должен вырасти , чтобы иметь свое мнение.

+Право на высказывание и на свою точку зрения.

Возможные неправильные ответы.

Право на труд

Право на равенство перед законом

Право на отдых

Право на семью

Право на бесплатное лечение

Право на свободу вероисповедания

Право на творчество

Право на получение информации

Право на жилище

Право на свободу передвижения по миру

( Жюри просматривает работы оценивает, награждает баллом правильные ответы).

7. Четвертый блок " Познание". (5 мин.)

Найди ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.

Для 1 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям ( ко всем детям)..

Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка

Ст. 7: Каждый ребенок имеет право на имя, но не национальность(на национальность), право знать своих родителей и на их опеку

Для 2 группы

Ст. 9: Ребенок не имеет право (имеет право)поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.

Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения

Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование

Для 3 группы

Ст. 12: Дети не имеют право(имеют право) открыто высказывать свое мнение .

Ст. 14: Дети не имеют право(имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.

Ст. 15: Дети имеют право встречаться с другими, но не имеют право ( и имеют право)вступать в организации или создавать их.

( В завершении блока ученики зачитывают свои работы. Жюри оценивает быстроту, качество выполнения работы.)

8. Пятый блок "Творческий". ( 7 мин.)

Задача : выполнить на формате А3 эскиз плаката на тему " Мой выбор, моя ответственность", или "Права и обязанности подростка". Придумать лозунг. Приготовить объяснение тому , что вы изобразили. Помните - плакат это краткое изображение. Оценивается соответствие теме, быстрота и качество исполнения, убедительность. (Время работы 5 минут.)

Возможные лозунги:

Требуешь прав своих, не забывай о других.

Права есть так и обязанностей не счесть.

Хочешь счастливо жить , умей другим уступить и т. п.

( В конце блока дети показывают свои плакаты, работы размещаются на доске , зачитывают свои объяснения, жюри дает баллы ( 2 мин.)

9. Подведение итогов. Награждение. (3-4 мин.)

Учитель:

-Завершаем нашу работу. Все были молодцы. Показали свои знания , работу в группе, умение творчески мыслить. Пока жюри подводит итоги , подумайте и ответьте на вопрос : -Для чего подростку необходимо знать свои права, выполнять свои обязанности и помнить о ответственности? (Предполагаемый ответ: - Чтобы меньше попадать в неприятные , сложные ситуации.)

Далее идет награждение победившей группы , член жюри вручает грамоту и памятные подарки.

Учитель:

- Мне очень интересно узнать ваше мнение о классном часе. На столах лежат квадраты красного, зеленого и синего цветов. Красный кв. - было интересно, зеленый - узнал новое, синий - провел время. При выходе положите, пожалуйста, выбранный квадрат в коробочку. Спасибо за работу. Всего хорошего.





© 2010-2022