- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на тему: Развитие познавательной активности младших школьников
Выступление на тему: Развитие познавательной активности младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахатова Г.С. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие познавательной активности младших школьников
«Все дети способны» - такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию условий для развития познавательного начала в деятельности каждого ученика. Несмотря на данную от природы способность к познавательной деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных способностей. С этой целью на уроках я использую тетради для познавательного и творческого развития учащихся. Эти тетради разработаны с 1-ого по 4 класс. Разработанная система заданий состоит из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов.
Познавательная активность - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Задача учителя, формирующего познавательную активность:
- быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Тактика учителя с учениками:
обращаться к ученику только по имени;
не скупиться на похвалу и одобрение;
сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;
при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;
Успех крайне важен для положительной самооценки ребенка.
Я помогаю своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние. У каждого моего ребенка есть « Портфолио достижений». Мы регулярно заполняем его вместе с ними, а иногда и с их родителями. Портфолио помогает детям лучше узнать себя, особенно свои сильные стороны. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.
Формирование познавательной активности у школьников достигается в процессе внеурочной деятельности. Данная работа способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса.
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Исследовательская и проектная деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность - всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода - решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
4. Игровая деятельность.
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - нет зевающих на уроке.
Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.