Исследовательская работа Методы конструктивного взаимодействия между педагогом и семьей в начальной школе

Данная исследовательская работа будет полезна классному руководителю, а так же руководителю методического объединения для проведения семинара по работе с родителями в начальной школе. Данная работа содержит в себе исследование по проблеме педагогического конфликта между педагогом и родителями и причинам его возникновения, информацию об эффективных методамх и формах взаимодействия учителя с родителями, а так же авторскую разработка комплекса мероприятий на учебный год по работе с родителями обуча...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального образования

"Самарский государственный университет"

Центр образовательных услуг и консалтинга







ИТОГОВАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ ИНВАРИАНТНОГО МОДУЛЯ ИОЧ


"Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования"



на тему:

"Методы конструктивного взаимодействия

между педагогом и семьей в начальной школе "





Выполнила:

Кириллова Т.В,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №22 г. Сызрани


Руководитель:

старший преподаватель

кафедры СамГУ

Носырева О.В.











2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение ...........................................................................................

стр. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБЫ ЕГО РЕШЕНИЯ.

1.1. Теоретические аспекты педагогических конфликтов между педагогом и семьей и их причины ........................................

стр. 6

1.2. Эффективные способы разрешения педагогического конфликта ...........................................................................................

стр. 14

2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Формы и методы, применяемые для достижения взаимопонимания между педагогом и родителями в начальной школе ..................................................................................................


стр. 19

2.2. Комплекс мероприятий, направленный на достижение взаимопонимания между педагогом и родителями в начальной школе ...................................................................................................


стр. 23

Заключение ........................................................................................

стр. 27

Список используемой литературы ..................................................

стр. 29

Приложение .......................................................................................

стр. 28




Введение

Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с семьёй обучающегося, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.

Ведущую роль в сотрудничестве семьи и школы играет именно педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Лев Кассиль, советский писатель сказал: «Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» Своими словами он показал всю значимость сотрудничества между школой и семьей.

Но в современном обществе сотрудничество школы и семьи все больше приобретает вид соперничества между двумя этими социально значимыми ячейками общества. Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников, т. е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако, отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:

  • в отсутствии каких - либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребёнка;

  • представления учителя и родителя друг о друге складываются, в этом случае, только со слов ученика, а потому нередко приобретают искажённый характер;

  • возникает чувство взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликту.

Таким образом перед современной школой стоит проблема - отсутствие понимания родителями своей роли в образовательном процессе приводит к отсутствию конструктивного взаимодействия между педагогом и родителями в начальной школе. Необходимо разработать определенные комплекс мероприятий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи, где ответственность за обучающегося делилась бы пополам, а стороны сотрудничества выступали не заказчиками и исполнителями, а членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. Участники такой команды всегда открыты к диалогу, готовы идти на компромиссы, потому что цель у такой модели будет одна - создание наиболее благоприятных условий для воспитания и обучения ребенка.
Слова Антона Семёновича Макаренко о том, что "Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги", доказывают значимость взаимопонимания между семьей и школой.

Актуальность работы заключатся в том, что современная модель образования предъявляет повышенные требования к обучающемуся. Нет сомнений, что каждый ребенок может быть успешен. Но для создания такой ситуации, в ребенок сможет раскрыться, потребуется немало сил не только от педагога, но и от семьи. Потому сотрудничество семьи и школы - это большая составляющая часть всего процесса обучения. И только при условии взаимопонимания между родителем и учителем можно добиться высоких результатов не только в обучении, но и в воспитании обучающегося.

Таким образом, объектом моей работы стало формирование сотрудничества между педагогом и родителями в начальной школе, а предметом исследования - комплекс мероприятий по формированию взаимовыгодного сотрудничества между педагогом и родителями в начальной школе.

Цель моего исследования:

  • теоретически обосновать и практически разработать комплекс мероприятий по формированию конструктивного сотрудничества между педагогом и родителя и в начальной школе.

Определив цель исследовательской работы, определились задачи исследования:

  • изучить современную литературу по проблеме возникновения конфликтных ситуаций между педагогом и родителями;

  • выявить приемлемые стили общения между, применяемые педагогом;

  • разработать комплекс мероприятий, направленный на достижение взаимопонимания между педагогом и родителями в начальной школе.

  • способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что она показывает важность сотрудничества (взаимодействия) учителя и родителей, т.к. достижение взаимопонимания между двумя этими главными составляющими образовательного процесса является залогом положительной динамики в процессе обучения и воспитания в начальной школе.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И СПОСОБЫ ЕГО РЕШЕНИЯ.

1.1. Теоретические аспекты педагогических конфликтов между педагогом и семьей и их причины.

Конфликты между учителем и родителями возникают все чаще. данный вид конфликта педагоги относят к категории педагогических. Но искать пути выхода из такой трудной ситуации школа и семь должны совместно.

Семья - это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.

Иными словами, семья - это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде всего отношения между её лицами. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.

Татьяна Федоровна Ефремова в своем современном словаре русского языка дает широкое и неоднозначное определение слову "школа".

Школа - а) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание. б) Система образования, совокупность учреждений для его получения. в) Название учебных заведений, имеющих обучающую направленность. г) Система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо. д) Воспитание, обучение правилам и принципам жизни.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что роль школы с каждым годом становится все важнее и занимает все большее место в жизни ребенка.

Чтобы ребенок мог развиваться и обучаться в благоприятных для него условиях, между школой, а в частности педагогами, и семьей должно быть достигнуто полное взаимопонимание. Ведь взаимодействие учителя и родителей является стойким и надежным фундаментом для воспитания успешного человека, который будет востребован в современном обществе.

Совместная работа семьи и школы по реализации потенциала ребенка обширна и многогранна. Школа в ней является ведущим и направляющим звеном в силу своей профессиональной подготовленности. Усилия педагогического коллектива направлены на разрешение родительских затруднений.

Для этого учителями и школьными психологами осуществляется подбор соответствующей литературы, составление индивидуальных программ и приглашение родителей в школу на открытые уроки и коллективные дела, участие в которых принимает их ребенок. С помощью этой формы воспитатель так или иначе общается практически со всеми родителями, и у каждого из них может сложиться впечатление, что именно его «родительскими» трудностями обеспокоен учитель, воспитатель. Результатом такой консультации может стать взаимное расположение воспитателя и родителя, доверие родителей к действиям воспитателя.

Но, к сожалению, так бывает не всегда. Прежде всего, учителя и родители - это люди. Это значит, что они обладают сложной психической организацией, разной мотивацией своей деятельности в школьном пространстве. Некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя. Но есть часть родителей, постоянно конфликтующих с педагогами. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку. Но не только позиция учителя попадает в зону конфликтов. Родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение и по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе. Вспыхнувший конфликт может втянуть в свою воронку родителей целого класса, а иногда и школы. Участники конфликта, пытаясь побороть друг друга совершенно забывают о том, что жертвами их противостояния, в первую очередь, являются обучающиеся. Что же является причиной конфликтов, которые возникают между учителем и родителями?

Конфликт (от лат. слова confliktus - "столкновение"). В основе конфликта лежит несогласие с решением, процессом или явлением. Основанием для конфликта, например, может выступать особое мнение родителей на какой-либо вопрос, касающийся организации учебно-воспитательного процесса в школе или родительские ошибки, которые они допускают сами того не осознавая.

Исходя из своего профессионального опыта, современные психологи и педагоги считают, что самыми распространенными ошибками родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие ошибки:

  • Выступление в роли учителя;

«Роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения» считает Бенжамин Монтенегро, член психологического совета по вопросам развития личности колледжа им. Гелаберта в Барселоне.

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. Психологи, педагоги и учителя единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это ежедневно будет приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а сам учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей.

Напротив, родители должны следить за учебой детей, направлять и оказывать им косвенную помощь в обучении. Есть целый ряд дисциплин, обучение которым должна заниматься школа. Ведь если родители пытаются это сделать самостоятельно, то тем самым они нарушают учебный процесс.

  • Стремление "создать" Эйнштейна;

Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей.

Такое стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения.

  • Проблема в обучении превыше остальных;

Учителю начальных классов нередко доводилось слышать от своих обучающихся: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя обучение и играет важнейшую роль в жизни детей, но не следует забывать и о многих других аспектах развития ребенка.

  • Награждение за хорошие оценки;

Любимым способом родителей мотивировать своих детей на учебу является обещание им материальных благ в случае хороших оценок. Но педагогив считают это колоссальной ошибкой. Родители должны понять, что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов.

Учителя считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без обещанного подарка.

  • Выдавать лень за нервное расстройство;

Еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности.

Ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами.

  • Нетерпеливость;

К частым и весьма нежелательным ошибкам также относится стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», - подчеркивает Жоан Доменеч, директор колледжа им. Гелаберта в Барселоне. Нетерпеливость родителей приводит к тому, что ребенок сильно расстраивается при столкновении с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками в школе.

  • Большой шаг в сторону от школьной методики;

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы.

  • Проектирование своего опыта на собственных детей;

Ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. Школа сильно изменилась, и дети тоже. Об этом стоить помнить современным родителям. И то, что нравилось им, а так же то, чему они тогда обучались, не будет гарантией успеха современных детей.

  • Выражение сомнений в отношении действия учителей;

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей - еще одна ошибка некоторых родителей. Ведь крайне нежелательно, чтобы родители, вместо того, чтобы поддерживать учителей, выступают против них, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, зачастую манипулируют ими и настраивают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же.

  • Выражение недоверия к школе и ребенку;

Еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся своего рода детективами. Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей. Но такой контроль способен вызвать лишь недоверие со стороны детей к родителям, ничего, при этом, не решая. Психологи не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, и уверяют, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность.

  • Твое наказание - домашнее задание.

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.
Исходя из вышеизложенного, по мнению родителей обучающихся, можно классифицировать следующие причины конфликтов:

- некомпетентность учителя (учит не тому, учит не так, не может нормально общаться с родителями);

- неумение педагога найти подход к ребенку (он мальчик способный, а ее боится);

- успеваемость ребенка (занижает оценки, необъективно оценивает, завышенные требования).

А учителя, в свою очередь, видят причины конфликтов в следующем:

- несостоятельность родителей в воспитании ребенка (не выполняют элементарных требований, к примеру, чтобы их сын ходил в школу в школьной форме, имел необходимую форму для занятий физкультурой; не уделяют ребенку должного внимания);

- повышенные, нередко безосновательные требования к учителю (почему классный руководитель не может находиться с детьми все перемены, помогать ребенку делать уроки; вы обязаны любить наших детей и т.д.)

И родители, и учитель пытается доказать, что именно противоположная сторона является главным источником возникшего конфликта, что является абсолютно неверным мнением.

Зачастую, причиной конфликтных ситуаций, возникающих между учителем и родителями, может стать излишне демократический, а иногда и либерально-попустительский стиль общения, который выбирает для себя педагог. Вступая в излишне тесную дружбу с родителями обучающихся, он теряет свой авторитет в их глазах, что позволяет родителям чувствовать некую власть над педагогом.

Таким образом, можно сделать вывод о единых причинах конфликта, возникающих между основными участниками образовательного процесса в начальной школе:

1. Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

2. Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

3. Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

Зная причины педагогического конфликта, можно лучше разо­браться в природе самого конфликта, а потому определить методы воздействия на него и выбрать для каждой стороны определенную модель поведения для выхода из него, т.к. конфликт между учителем и родителями, в первую очередь, будет отражаться на психо-эмоциональном состоянии обучающихся, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на их успехах в обучении, поведении дома и в школе, а так же в восприятии окружающего мира.


1.2. Эффективные способы разрешения педагогического конфликта.

Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах. Но в этом таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Надо учесть, что серьёзной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения детей. Дети, как правило, особенно в младших и средних классах, рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, дают оценку поступкам одноклассников, учителей. В этих случаях исходящая от детей информация не всегда объективная (ведь перед нами ребенок). Ученик несознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Данные обстоятельства заставляют классных руководителей начинать работу с укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Изучение семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? Ответ на этот вопрос мы нашли в словах в А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Эти слова коллектив нашей школы сделал основой своей работы, школа - это не средство устрашения ребёнка, а место где дети вместе с родителями могут вместе принимать участие в развитии творческих способностей, учиться радоваться жизни.

В чем суть взаимодействия семьи и школы? Это прежде всего в:

    • изучении условий воспитания в семье;

    • индивидуальной и групповой работе с родителями;

    • проведении тематических родительских собраний;

  • привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

    • защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.

Значительное место в системе работы с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Применяются различные формы педагогического просвещения - лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания.

Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам классные руководители проводят знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.

Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями.

Желание найти союзника в лице родителей прослеживается с первых шагов ребенка в школе. Опытный глаз учителя видит ребенка и родителя. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.

Как же конструктивно разрешать конфликты? Психологами разработаны различные модели конструктивного поведения в такой ситуации. Модель, предложенная польским психологом Е. Мелибрудой, более всего соответствует идее "развивающего" общения.

Чтобы найти конструктивный способ разрешения конфликта, сначала нужно иметь верную картину собственных действий и побуждений. Обычно люди воспринимают себя как жертву несправедливого, а иногда и злоумышленного нападения. Каждый полагает себя безусловно правым, а другого - безусловно неправым, отчетливо, а иногда и преувеличенно видит недостатки другого и в гораздо меньшей степени видит, а то и вовсе не видит собственных. Поступки другого оцениваются как неправильные и безнравственные, а собственные - как единственно возможные в данной ситуации. Взаимные конфликтные действия приводят к тому, что участники столкновения не скрывают своей враждебности друг к другу.

Основное условие конструктивного разрешения конфликтов между учителями и родителями - открытое общение сторон. Было бы очень хорошо, если бы учитель смог выразить родителям свои мысли, хотя это нелегко. Учителю важно осознать, какие его поступки и поступки родителей привели к столкновению, как он видит проблему, стоящую между ним и семьей ученика. Нужно представить себе и то, как родители видят проблему и какие, по их мнению, действия учителя и их собственные привели к столкновению. Надо понять как возможные точки соприкосновения, так и моменты, разделяющие стороны.

Поиск сотрудничества станет возможным, если учитель объяснит родителям, каковы их общие дели, ради которых надо искать выход из создавшейся ситуации, что он хочет сделать, чтобы разрешить конфликт, каких ждет от них реакций. Лучше всего показать, что он принимает родителей, не хочет взять над ними верх, во что бы то ни стало стремится к согласию.

Чтобы извлечь пользу из столкновения, "урок на будущее", надо уяснить, что было неправильно в действиях самого учителя и родителей, что именно было причиной конфликта. Следовало бы продумать, как предотвратить подобные ситуации в дальнейшем.

Трудность воплощения описанной модели заключается в том, что она предполагает движение участников конфликта навстречу друг друту. Если учитель хочет разрешить конфликт конструктивно, ему нужно привлечь семью ученика к сотрудничеству. Это требует определенных усилий над собой: преодоления отрицательных чувств к родителям, перенесения "доминанты" с себя и своих чувств на ученика и помощь ему.

Модель Е. Мелибруды безусловно верна и с точки зрения "развивающего" общения, и с точки зрения блага всех участников взаимодействия.

Следует помнить, известную русскую пословицу "Болезнь легче предотвратить, чем лечить". Поэтому каждому учителю следует запомнить несколько простых правил по предотвращению педагогического конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.

3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Так же целесообразно педагогу разработать комплекс мероприятий по работе с родителями на учебный год, который будет включать в себя проведение психолого-педагогических занятий для родителей, "круглых" столов для обучающихся вместе с родителями, психологические тренинги для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, родительские собрания, а так же совместные спортивные и развлекательные мероприятия для всей семьи совместно со школой.






2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Формы и методы, применяемые для достижения взаимопонимания между педагогом и родителями в начальной школе.

Одним из главных направлений в работе учителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между педагогом и родителями обучающихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Педагог должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Следует помнить, что для каждого, их ребенок - самый лучший.

Для установления контакта с семьей обучающихся и в избежании педагогических конфликтов, в современной школе будут актуальны следующие методы работы с родителями начальной школы.

  • постоянное информирование родителей об успехах в обучении и положительной динамики в развитии ребенка;

  • организация педагогической просвещенности родителей, стремление их к педагогической культуре;

  • привлечение родителей к участию в школьной и внешкольной деятельности совместно с их детьми;

  • обязательная организация родительского комитета.

Используя все вышеперечисленные методы в своей педагогической деятельности, учитель способен достигнуть тесного и доверительного контакта с родителями обучающихся, а соответственно между ними будет налажено довольно успешное и благоприятное сотрудничество, которое способствует созданию условий для личностного развития обучающихся.

Так же в педагогической практике применяются наиболее эффективные формы работы с родителями в начальной школе. Они так же направлены на достижение взаимопонимания и выстраиванию конструктивного диалога в формате "учитель-родитель".

Наиболее известная и широко применяемая форма работы с родителями это родительское собрание.

Виды родительских собраний многообразны: это и организационные собрания, собрания по плану воспитательной работы, тематические собрания, собрания-диспуты, итоговые (четвертные). Тема родительского собрания, как правило, выбирается исходя из актуальности происходящих событий. Здесь следует сказать, что темы для тематических родительских собраний и собраний - диспутов желательно заранее обговаривать с родителями и было бы неплохо, чтобы они сами выдвинули свои предложения.

Готовясь к собранию, заранее стоит передать родителям специальные анкеты или тесты. Анализ анкет позволит узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребёнка, его домашних обязанностях, чертах характера, а так же сможет дать полную картину о ситуации в семье. Возможно использование на родительских собраниях домашних сочинений обучающихся по выбранной ранее тематике.

Конференция - форма педагогической работы с родителями, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании и образовании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Заранее к конференции можно подготовить всевозможные выставки работ обучающихся, создать библиотеку в классе "Книги для родителей" или совместно с детьми подготовить концерт художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретная, например: «Почему дети лгут?», «Компьютер в жизни ребенка», "У меня зависимость от социальных сетей".

Открытые уроки - одна из наиболее эффективных форм работы с родителями для профилактики педагогических конфликтов, в основе которых лежит образовательный процесс. Открытые уроки проводятся, чтобы ознакомить родителей с методикой преподавания, требованиями образовательного учреждения. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Говоря о количестве открытых уроков в год, педагоги советуют проводить не более 1 урока в триместр с приглашением родителей. Частые октрытые уроки приведут к замкнутости обучающихся, т.к. присутствие родителей на уроках у многих обучающихся вызывает страх и панику.

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Ее особенность заключается в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип - уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой служит любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Конфликты», «Умеете ли вы любить своего ребенка?».

Стоит заметить, что не менее эффективными формами работы с родителями будут являться и психолого - педагогические тренинги, проводимые один раз в три месяца с родительским коллективом. Уместным будет разделить всех родителей на 2-4 группы для удобства работы педагога и психолога. Психолого - педагогические тренинги - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье». Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что в работе с родителями обучающихся педагог должен уметь применять как традиционные формы работы (родительские собрания, индивидуальные консультации и т.д.), а также и нетрадиционные формы работы - дискуссии, тренинги, конференции, а так же мероприятия совместно с детьми.

2.2. Комплекс мероприятий, направленный на достижение взаимопонимания между педагогом и родителями в начальной школе.

Мною был разработан комплекс мероприятий , который работает под девизом "Мама, папа, школа, я - вместе лучшие друзья". Данный комплекс был разработан на 1 учебный год и может быть использован в любом классе начальной школы.

Цель этого комплекса - формирование доброжелательных и доверительных отношений между педагогом и родителями, а так же выявление проблем в семьях и их устранение.

Весь перечень мероприятий был представлен в виде объемной книги, которая расположилась в классе. Таким образом, родители смогут ознакомится с планом мероприятий на учебный год и заранее решить, в каких мероприятиях они хотели бы принять участие.

Ниже следует приблизительный план мероприятий.

"Здравствуй, школа" (сентябрь - ноябрь)

1. Родительское собрание "Адаптационный период младшего школьника - что нужно знать?";

2. Заседание родительского комитета - выбор председателя и секторов: хозяйственный, организационный, ремонтный;

3. Индивидуальные консультации для родителей - заранее выбранный день и время.

Индивидуальные консультации проходят каждую неделю.

4. Общеклассное мероприятие "Мамочка любимая - самая красивая" (посвященный Дню матери);

5. Психологический тренинг "Как понять своего ребенка?". Психологические тренинги проходят с психологом.

6. Совместная проектная деятельность "Мое генеалогическое древо"

"На пороге Нового года" (декабрь - февраль);

1. Родительское собрание " Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи";

2. Заседание родительского комитета "Зимние каникулы класса";

3. Индивидуальные консультации (по ранее утвержденному плану);

4. Родительская конференция "Мой ребенок зависим от компьютера";

5. Проведение открытого урока (предмет назначается по выбору учителя);

6. Общеклассное мероприятие "Новый год у ворот"(посвященное Новому году);

7. Психолого - педагогический тренинг "Детство, в котором нас нет";

8. Психологический тренинг для семей в трудной жизненной ситуации;

9. Общеклассное соревнование учеников и пап "Папа может!" (посвященное Дню защитника Отечества).

"Весенняя капель" (март - май)

1. Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". Форма проведения: "круглый стол";

2. Проведение открытого урока (предмет выбирает педагог заранее);

3. Педагогическая дискуссия "Умеете ли вы любить своего ребенка таким, какой он есть?"

4. Совместная проектная деятельность с обучающимися "Письма с фронта" (в преддверии Дня Великой Победы)

5. Психологический тренинг для семей в трудной жизненной ситуации

6. Индивидуальные консультации (проводятся по ранее утвержденному плану);

7. Психолого - педагогический тренинг " Что значит любить своего ребенка?"

8. Общеклассное мероприятия для учениц и мам "Сегодня праздник у девчат";

9. Конференция вместе с обучающимися "Трудности, с которыми я сталкиваюсь дома и в школе".

10. Общеклассное мероприятие "Эх, гуляй Масленица!"

11. Итоговое родительское собрание "В преддверии каникул".

Изменения в план вносятся в соответсвии с воспитательным планом учителя и планом общешкольных мероприятий, который утверждает администрация.

Следует сказать, что использование совместной проектной деятельности в течение учебного года родителям понять, что происходит в школе, почувствовать затруднения ребенка, увидеть их продвижение. Для детей такие задания - возможность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль - школьник - вызывает уважение взрослых.

Конференции и дискуссии позволят приоткрыть "завесу тайн" для родителей в образовательном и воспитательном. Только окунувшись в мир детской психологии и педагоки, родители смогут понять, насколько трудна и ответственна роль учителя в жизни ребенка.

Психолого - педагогические тренинги направлены на выявление проблем в семье, собственных недостатков родителями, страхов и боязней, которые могут спровоцировать педагогический конфликт. А работа с "группой риска", с семьями неблагополучными и оказавшимися в трудной ситуации, позволит учителю предотвратить неприятные события и увидеть реальную картину жизни того или иного обучающегося.

Совместные школьные мероприятия помогут еще больше сплотить всех членов семьи, избегая внутрисеменых конфликтов.

Основная задача педагога - это сделать семью обучающегося своим другом. Данный комплекс мероприятий позволит учителю лучше узнать обучающихся, их семьи и индивидуальные особенности. А это значит, что между ними будет налажен диалог. Если и учитель, и родитель смогут слушать и слышать друг друга, то их сотрудничество позволит создать нужные условия ребенку для его полноценного обучения и развития.








Заключение

Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с семьёй младшего школьника, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.

Однако, в некоторых случаях, как уже говорилось выше, конфликт может рассматриваться и как показатель развития отношений педагога и родителей. Самое важное для разрешения возникающих противоречий - найти механизмы их преодоления, что, как правило, выводит взаимоотношения конфликтующих сторон на новый уровень - продуктивное сотрудничество.

Оказывая индивидуальную помощь в сотрудничестве семьи и школы, и воздействуя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе.

Именно отсутствие сотрудничества между учителем и родителями влияет на успеваемость школьника! Если результаты взаимодействия положительные (учитель активно работает с семьёй, выясняет и решает проблемы неудач школьника вместе с его родителями, выделяют способы решения сообща и т. д.), то и уровень успеваемости ребёнка будет выше. Об это не стоит забывать ни учителю, ни родителям.

Учителю следует быть смелее в принятии нового решения и не бояться изменить ситуацию. «Дорогу осилит идущий!». Завершить разговор о конфликтах в школьной среде хочется словами великого римского мыслителя, политического деятеля и оратора Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке».

Приложение

В родительский блокнот

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните - родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните - главный принцип совместной работы школы и семьи - «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Список использованной литературы

  1. Алфёрова Г. В. Взаимопонимание педагога с семьёй учащихся. - Астрахань, 2000.

  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. - М.: Вако, 2006.

  3. Иевлева С. "Родителям о детях/Воспитываем ребенка или себя?" Издательство: Лабиринт,2009.

  4. Мелибруда Е. "Я-ты-мы: психологические возможности улучшения общения" перевод: Е.В. Новикова.

  5. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. - М.: Генезис, 2011.

  6. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. - М., 1991.)

  7. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ШКОЛА")

  8. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. - М.: Изд-во "Феникс", 2002.

Ссылки:

ped-kopilka.ru/roditeljam/konflikty-roditelei-i-uchitelei-kak-naiti-obschii-jazyk-roditeljam-s-uchiteljami.html

yburlan.ru/biblioteka/konflikt-s-uchitelem

conflictmanagement.ru/spetsificheskie-prichinyi-pedagogicheskih-konfliktov

psylib.org.ua/books/melib01/index.htmИсследовательская работа Методы конструктивного взаимодействия между педагогом и семьей в начальной школе

30


© 2010-2022