Статья Патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Отечественной войны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание на основе исторического наследия

Великой Отечественной войны


Быть патриотом своей Родины -
это носить Казахстан в своем сердце!

Н.Назарбаев

Сегодня в обществе слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Патриотизм (от греческого Pathis - «отечество») означает нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем. Это стремление защищать интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач нашего государства, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается любовь к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре, гордость за свою страну, за свой народ, уважение к его свершениям, героическому прошлому. В этом направлении патриотическое воспитание на основе исторического наследия Великой Отечественной войны должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества.

Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. В своём Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «что новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества».

Прежде всего, патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства. Целью патриотического воспитания является формирование у молодежи глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и, в целом, - воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Казахстана.

Я считаю, что любовь к Родине всегда должна быть конкретной. Это любовь к своему родному дому, школе, селу, городу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно хорошо знать его настоящее и помнить прошлое и, конечно же, героические поступки наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Будучи еще учеником школы я с трепетом взял в руки книги - 5 томов Книги Памяти воинам, павшим за Родину в 1941-1945 годах «Боздақтар»; «Североказахстанцы - Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, генералы»; «На фронте и в тылу». Не это ли проявление глубокого патриотизма, гордости и восхищения, чувства национального достоинства выпустивших эти книги? Не это ли яркий пример великой памяти пылающих лет?

Великая Отечественная война… Борьба за свободу, борьба против фашизма. В годы войны Казахстан сделал все возможное для победы. На территории Республики было сформировано более 20 стрелковых дивизий.

425 тысяч казахстанцев пали смертью храбрых на полях сражений. Республика стала второй родиной для многих эвакуированных жителей. Каждая девятая пуля из десяти была отлита в Казахстане. Мужественно сражались в Великой Отечественной войне воины-казахстанцы. В битве под Москвой отличилась 316 дивизия генерала Панфилова. Неувядаемой славой покрыли себя Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Ей не было и девятнадцати, когда вражеская пуля оборвала ее жизнь. Она беззаветно любила свою родину, хотела быть полезной своему народу, мечтала стать летчиком, инженером или учительницей. Но стала солдатом, защитником….

Важную роль в воспитании патриотизма играют примеры наших славных батыров, героев Великой Отечественной войны, легендарных военных полководцев современности, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю нашего государства. Мы будем соизмерять свои поступки и равняться на них, потому что они всегда останутся для нас истинными патриотами своего Отечества. Это командир и писатель БауыржанМомышулы, первый министр обороны суверенного Казахстана генерал армии СагадатНурмагамбетов, летчик- штурмовик генерал-майор авиации Талгат Бегельдинов, легендарный партизан Касым Кайсенов. Всех имен не назовешь, они стали для нас легендой, их подвиги для нас всегда живой пример.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, нельзя не вспомнить об уроках жизни великого полководца. С раннего детства, слушая рассказы старших, изучая историю своего народа, Бауржан Момышулы убеждался, что казахи всегда были умелыми и мужественными воинами, способными переносить тяготы и лишения походного быта, неделями находясь в седлах боевых коней, а в годы Великой Отечественной войны в холодных окопах.

Батыр на основе наследия своих предков, тех понятий, которым учили его с детства, учит нас, что основным содержанием патриотизма является любовь к Родине, гордость за его прошлое и настоящее. Патриотизм, отмечает он, это любовь и преданность Отечеству в самом широком смысле слова, оно выражается в чувствах любви, гордости и преданности, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность.

В тяжелый исторический период битвы под Москвой легендарный батыр отмечал: «Только любовь к Отечеству может служить моральным оправданием убийства на войне, нравственным основанием военного дела. Всегда следует избегать толкования патриотизма отвлеченными словами, общими местами без связи с интересами личности подданного государства». Основываясь на этом убеждении, он строил воспитательную работу с молодым пополнением, прибывшим на защиту Москвы осенью 1941 года. Война показала, что на первом месте стоит человек с его моральным, нравственным, благородным обликом и энергией гражданина Отечества.

Он старается к каждому бойцу подойти индивидуально, учитывая его способности и особенности. В большинстве случаев, он командир полка знает не только фамилию, имя бойца, но и важнейшие биографические данные. Воспитывая отвагу и героизм в солдате, Момыш-улы убеждает каждого, когда можно разъясняя, когда нужно приказом.

В современной казахстанской армии патриотизм стал одной из составных долгосрочного приоритета, выдвинутого Президентом Н.Назарбаевым в Послании народу «Казахстан - 2030». В свою очередь, патриотизм невозможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общество с его прошлым.

Тема воинского и патриотического воспитания у сегодняшних воинов - казахстанцев на основе традиции и подвигов соотечественников в ходе Великой Отечественной войны стала одной из основных в воспитательной работе и включена в государственный заказ на проведение государственной информационной политики на республиканском уровне. Этому вопросу Министерство обороны придает большое значение. И это не случайно. Взяты на вооружение слова батыра, «все хорошее в прошлом казахского народа должно восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать нашим достоянием, обогатить наши знания и опыт, оказать услугу делам нашим...».

Вот этим свойством, этим ключом к сердцу своих подчиненных в величайшей степени владел талантливый боевой командир Баурджан Момыш-улы. Его богатый опыт в этом деле не потерял актуальности в наши дни и широко используется в военном строительстве.

Если говорить о СМИ, то на телеканалах «Хабар» и «Казахстан» транслируются военно-патриотические программы «Айбын», «Ақсауыт», «Дела армейские». Огромное спасибо надо сказать войсковым командирам на местах, которые оказывают посильную помощь в подготовке программ. Активно освещают военную тему «Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан», «Айқын», «Мегаполис», «Экспресс К», военные издания «Сарбаз», «Айбын», «Батыр», «Оборонный вестник». К 70-летию Победы у нас в Казахстане выпущена телеэнциклопедия о героях Великой Отечественной войны, которая создана Республиканским общественным объединением «Совет генералов» в тесном взаимодействии с центральными архивами Министерства обороны, военно-историческими музеями, библиотеками и ветеранскими организациями участников Великой Отечественной войны России, Беларуси, Украины и Казахстана. Каждый день транслируются героические подвиги наших предков. С чувством несоизмеримой гордости и глубокого уважения мы слушаем эти вещания. Это является еще одним примером патриотического воспитания нашей молодежи.

В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания на основе исторического наследия Великой Отечественной войны, проводимые в нашем государстве:
1) воспитание на истории и традициях государства и общества:
-изучение истории нашего Казахстана;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах);
- создание музеев, аллей, выставок боевой славы;

- проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий;
- празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.;

2)военно-спортивное воспитание:
- организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Казахстана, Вооруженных сил, других силовых ведомств;
- организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества;
- проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.;

3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:
- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников;
- организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов;
- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов.

С малых лет и до сегодняшнего дня, благодаря мудрой политике Президента, мы являемся свидетелями и участниками всех вышеназванных мероприятий. Быть может, в какой-то мере это и повлияло на выбор моей будущей профессии. Защищать Родину - священный долг офицера. Понимая всю важность и серъезность этого дела, я готов словом и делом всегда защищать Родину и близких людей, проявлять мужество во имя мира.

Для меня, как и для других наших казахстанцев, нет важнее праздника, чем 9 мая, он останется святыней навсегда. Нам сегодня дороги каждое воспоминание о Великой Отечественной, каждая деталь той великой битвы за Победу, рассказы о людях, которые пали на полях сражений, и выжили всем смертям назло. Все меняется: названия государств, территориальные границы, знаменательные даты, но бессмертный подвиг наших дедов останется в сердцах людей. Мы, молодое поколение, живем этими воспоминаниями, берем уроки мужества из них, они растят из нас настоящих патриотов.

В одном из своих Посланий народу Казахстана Президент Н.Назарбаев особо отметил, что мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей. Где уважают личность и свободу человека, заботятся о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, где ценится любой труд, защищают материнство и детство, где заботятся о пенсионерах, уважают ветеранов и людей, защищающих родину. Именно эти ценности являлись великой целью Победы в войне, ради этого шли в бой сыновья Отечества, ради этого мы живем сейчас.

За мирное небо над головой, спокойные и счастливые дни мы низко склоняем головы перед вами. Мы помним о вашем бессмертном подвиге и свято чтим память тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее.

Литература:

  1. Воспитание казахстанского патриотизма // Журнал «Мастер класса», № 3 2011

  2. За счастливые мирные дни кланяемся// Журнал «Пожарный и спасатель, №5 2014

  3. Воспитание казахстанского патриотизма - основа духовного потенциала. Материалы межведомственной научной конференции «Баурджан Момыш-улы и современность». - Кокшетау: Риск-Бизнес, 2006.

  4. Муханбеткалиев Х.С. Боевой путь и военно-теоретическое наследие Баурджана Момыш-улы: исторический анализ // автореферат диссертации



© 2010-2022