Урок семейных ценностей. (8 класс)

Цель урока: Формировать желание жить в гармоничной и дружной семье. Задачи: 1. Способствовать укреплению у учащихся чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам. 2. Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребёнка , так и для общества. 3.Продолжить работу по сплочению классного коллектива. Урок построен на материале известных притч и предлагает поразмышлять над такими понятиями , как: забота, уважение, доброта, радость, прощение, духовность, верность. К уроку гот...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Семья. Семейные ценности»


Кочелакова Н. Б. ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей», г. Черногорск

Цель: Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

  • Способствовать укреплению у учащихся чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

  • Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

  • Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Оборудование и оформление: Видиопрезентация, плакаты и карточки со словами Забота. Уважение. Доброта. Радость. Прощение. Духовность . Верность. Звуковой ряд. Тексты притч. Фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Выставка «Бабушкин сундук».

Ведущий: Здравствуйте, ребята, родители, гости! Сегодня отмечается праздник - День знаний. Я от души поздравляю всех вас с этим праздником! Статус государственного он получил в 1984 году. А начиная с 1988, он стал широко отмечаться во многих странах.

Сначала 1 сентября не был днём, свободным от занятий. В этот день проводились Уроки Мира, а потом другие занятия. Сегодня 1 сентября в школах проводят лишь торжественные мероприятия, среди которых и этот урок.

А как вы думаете, почему такое внимание уделяется вопросам семейных ценностей? Предлагаю вам поразмышлять на эту тему. Прошу включиться в наш разговор ребят, родителей, гостей (слайд №2)

Кто знает, как произошло слово «семья» ? ( слайд 3 Ответы учащихся, гостей)

Есть несколько шуточно-оригинальных стихотворений по поводу этого слова. Вот некоторые из них:

Чтец1

Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я.»
«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя.»
«Я, я, я,- Ева молвила: Я!»
Сказала она знаменитых семь «Я.»
И так на земле появилась семья

Чтец 2

Семья - словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, Я мы понимаем,
А почему их семь?


Чтец 3

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь Я!

Ведущий: А ещё есть замечательная притча . Она о семейном счастье, в котором есть семь составляющих. Вот послушайте её. (аудиозапись или чтение с листа) (слайд 4)

Земля, укрывшись звездным покровом неба, счастливо улыбалась, любуясь во сне белопенным душистым приливом цветущих садов. Она с удовольствием слушала, как зеленый берег признавался в любви своей голубоглазой быстроногой подружке реке, которая ласково прикасалась к нему своей нежной волной.
Глубокий сон продолжал тихонько напевать колыбельные, заботясь о возрождение новых жизненных сил на земле.
В серебристом сиянии Луны планета Земля была настолько прекрасна, что очарованная ее красотой звезда Любовь яркой вспышкой возвестила небо, что она покидает его и летит вниз, надеясь среди земной красоты встретить свое счастье.
Оставляя за собой яркий золотой звездный шлейф, Любовь быстро приближалась к земле, но, столкнувшись с ней, она рассыпалась на семь ярких осколков и заплакала от боли.
Другие звезды сочувственно вспыхивали, пытаясь успокоить свою подругу. Луна своей серебристой рукой попробовала из разбросанных осколков снова составить звезду Любовь, но Небо, которое все звезды считали своим отцом, остановило ее, торжественно сказав:
- Так предначертано свыше: семь осколков звезды Любовь на планете Земля стали составными частями семейного счастья. Вселенная дала им чудесные имена: Забота, Уважение, Доброта, Радость, Прощение, Духовность, Верность. В каждом из них стучит сердце Любви, но только тогда, когда жена, собрав их вместе, вдохнет в них жизнь, в семейном очаге вспыхнет огонь счастья и наполнит сердца всех членов семьи радугой семи цветов счастья: энергией Заботы, Уважения, Доброты, Радости, Прощения, Духовности и Верности. (Эти слова, напечатанные на плакатах, размещаются на доске)

Ведущий: Почему автор этого красивой притчи выделил именно эти качества? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, прочитав ещё несколько мудрых текстов - притч.

Чтение текста притчи со слайда учеником. (слайды 5,6 Притча о детях и их родителях)

Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, - но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

Ведущий: Как вы думаете, какое слово или , может, несколько слов , которые написаны на наших плакатах, мы бы поместили под этой притчей? (Приглашаются 2 ученика и один взрослый. Они из стопки карточек, на которых напечатаны те же слова, что и на доске, выбирают нужные и прикрепляют их на доску. Карточек со словами должно быть не менее 30)

А вот ещё один такой же маленький рассказ( слайд 7 . Притча « Хлебец с маслом» )

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец - она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.

Скажите, а к этой притче какие слова вы бы подобрали? (вновь приглашаются 2 ученика и один взрослый)

И мне бы хотелось, чтобы вы познакомились с ещё одной притчей.

( слайд 8 Притча о семейном счастье)

(чтение по ролям)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

- Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

- Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

- Ну что ты так долго? Посмотрел?

- Да!

- Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

(Вновь предлагается подобрать слова к этой притче)

Ведущий: А какое слово мы не использовали в подборе или меньше всего его предлагали? ( это слово «Радость») А знаете ли вы, что к нему есть весьма оригинальная притча?

( Ведущий сам рассказывает её) ( слайд 9. «Пессимист и оптимист» )

Одна известная фирма по производству обуви приняла проект о начале экспорта своей продукции в Индию. Для изучения рынка руководство фирмы направило двух своих лучших экспертов в разные провинции Индии, где они должны были собрать первичную информацию о потенциале будущего рынка сбыта.

Через несколько дней изучения ситуации в стране один из экспертов отправил руководству по факсу свой отчет: «Господа, закрывайте проект, здесь никто не носит обуви!» Не зная ничего о факсе своего коллеги, другой эксперт через несколько дней прислал свой отчет: «Господа, увеличьте в три раза количество предполагаемого экспорта. Здесь еще никто не носит обуви!»

Одна и та же ситуация для кого-то может стать непреодолимой преградой на пути, а для кого-то прекрасной возможностью. Точно так же в жизни разные люди оценивают все по-разному: пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист - что ветер поет.

Как видите, в жизни можно быть человеком, которому кажется всё плохим вокруг , а можно находить радость . Можно под дождём гулять , а можно под ним мокнуть. Скажите, а как нашу эту притчу можно отнести к теме, о которой сегодня идёт речь?

Ведущий: Каждая семья чем-то похожа на другие семьи , а в чём-то отличается. Что больше всего вам дороже в вашей семье?

( Игра « Активатор» Передаём цветок и произносим: «Мне дороже всего на свете в моей семье…) ( слайд 10Мне дороже всего на свете в моей семье..)

Выступление родителя . Слово предоставляется многодетной матери , которая рассказывает о традициях в своей семье, о своих родителях..

Ведущий: Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (предметы, вещи)

Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с каким - либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома: в чуланчике, на чердаке у бабушки, в гараже, может быть и на видном месте - хранится много старых вещей. Вот несколько таких вещей на нашей выставке. И каждая из них имеет свою историю.

( звучит мелодия песни «Загляните в семейный альбом, слайд 11)

Обратите внимание на фотовыставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему к нашему уроку мы оформили такую выставку? ( В каждой семье есть традиция: собирать и хранить семейные фотографии)

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

О том, как русские люди в старину чтили своих родителей, можно судить по внутреннему убранству жилища. До сих пор в деревенских избах висят на стенах фотографии. Знаете, что такое красный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте - увеличенные портреты родителей. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии (представление детьми и родителями фотографий выставки)

Итог урока

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, мы строим свои семьи, свой дом. У нас складываются свои ценности, традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь

. Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Недаром гласит поговорка: «Что делает отец, то старается делать и сын»

«Счастье - это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей,

заботится о них. Но счастье - в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

Храните свои семьи! Берегите их! Нет в жизни важнее цели! Храните тепло своего очага, и пусть все ваши надежды на лучшее будущее сбудутся!

(Присутствующим были до начала урока розданы строчки стихотворения. Они пронумерованы И в конце урока можно всем вместе друг за другом прочитать по строчкам стихотворение. А последняя строчка раздаётся всем, кому не были розданы предыдущие и поэтому последняя строчка «Какая хорошая Ваша семья» читается хором. Слайд 12 Какая хорошая Ваша семья)

  1. Семья - это счастье, любовь и удача,


2 Семья - это летом поездки на дачу.


3 Семья - это праздник, семейные даты,


4 Подарки, покупки, приятные траты.


5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,


6 Мечты о хорошем, волнение, трепет.


7 Семья - это труд, друг о друге забота,


8 Семья - это много домашней работы.


9 Семья - это важно!


10 Семья - это сложно!


11 Но счастливо жить одному невозможно!


12 Всегда будьте вместе, любовь берегите,


13 Обиды и ссоры подальше гоните,

14 Хочу, чтоб про нас говорили друзья
15 Какая хорошая Ваша семья!



© 2010-2022