План классного часа по теме Темперамент

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шленсковая Оксана Александровна, Алёшечкина Юлия Валерьевна, классные руководители 9-х классов и учителя старших классов МОУ «СОШ №22» г.Абакана.

Внеклассное мероприятие

Тема: «Мое настроение и темперамент»


Форма: Афиша настроений.

Цель: изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого учащегося.

Задачи: 1. рассмотреть основные особенности типов темперамента;

2. выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников;

3. показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация по теме «Темперамент» (см. приложение 2), компьютер, мультимедийный проектор.

Проведенная работа: заранее был проведен тест-опросник (см. приложение 1), который позволил учителю выявить тип темперамента каждого из учащихся.

Ход мероприятия


I Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Учитель:

Посмотрите на картинку.

- Что вы видите? (разных детей)

- Чем они отличаются друг от друга? (одни - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные,...)

- От чего это зависит? (от их настроения)

- А что такое настроение? Что означают слова «у меня хорошее настроение» или «мне грустно?» Почему одни люди всегда улыбаются, а другие - грустят? (они разные по характеру)

- А что определяет характер человека? (его темперамент)

Слайд 2.

Учитель:

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы вспомним, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

II Изучение теоретического материала.

Слайд 3.

Темперамент человека изучают с древних времен. Одним из первых исследователей темперамента был древнегреческий врач Гиппократ. Считалось, что темперамент - это смешение четырех стихий - воды, огня, земли и металла.

Слайд 4.

Известно, что качества темперамента мы приобретаем по наследству, но в процессе жизни они могут изменяться. В силу того что эти изменения происходят довольно медленно, принято считать, что темперамент человека является наиболее устойчивой его характеристикой. Тем не менее с возрастом темперамент хотя и медленно, но меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, усилий человека, профессии, которую он выбирает, и, конечно, наследственности.

Слайд 5.

Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во-первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность), во-вторых, в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

III Коллективная работа.

Учитель:

- Определите по перечисленным качествам, в какой четверти должен быть тот или иной тип темперамента.

- Посмотрите на человека на картинке и по его эмоциям для каждой картинки найдите место в нужной четверти.

Слайд 6.

Учитель:

Рассмотрим каждый тип темперамента в отдельности.

Слайд 7.

Учитель:

Работоспособность меланхолика зависит от настроения, поэтому ему необходимо эмоциональная поддержка и регулярный отдых.

Меланхолик, человек которого «ведут» (руководителем он не может быть).

Люди меланхолики могут поддержать идею, они творческие люди, у них высоко развито воображение. При разговоре с меланхоликом нельзя использовать резких слов. На ответственные опасные участки нельзя их ставить.

Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.

Слайд 8.

Учитель:

Холерики все схватывают на лету, быстрая смена чувств, высокая работоспособность, инициативны, работу доводят до конца. Это люди творчества, стремятся к самостоятельной работе, общительны, легко входят в контакт. С холериком нужно наладить хорошие отношения. В споре высоко возбуждаются. Холерика можно заинтересовать деньгами, пустой работы его не завлечешь. Он ставит цель своей работы, социальное положение для него очень важно. Легко сходится с сангвиником и меланхоликом. Соединение двух холериков не возможно!

Слайд 9.

Учитель:

Сангвиники отличаются высокой работоспособностью, дисциплинированностью и эмоциональной сдержанностью. Они легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на другую.

Сангвиники быстро мыслят и чувствуют, у них живая речь. Плохо выполняют монотонную работу, хорошо работают на ответственных местах, при загруженности работой - он чувствует себя хорошо. С подчиненными сангвиники находятся в строго деловых отношениях.

Женщины - сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная оценка.

Мужчины - сангвиники легко переносят замечания.

Слайд 10.

Учитель:

Флегматики достаточно работоспособны, хотя и менее активны сангвиника, а в эмоциональном отношении просто невозмутимые. Поэтому они редко гневаются и печалятся, правда, и радуются мало.

Флегматики трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Они обычно замкнуты и медлительны.

Флегматикам необходимо давать задание в письменной форме. В коллективе флегматики уживаются со всеми типами темперамента. Лидерами в коллективе бывают редко, но медленно могут повышать свою карьеру. Для флегматиков не важна материальная поддержка, а похвала инициативой.

Слайд 11.

Учитель:

Найдите на картинке себя и своих одноклассников.

Рассуждения учащихся.

Слайд 12.

Учитель:

Понаблюдайте за вашими одноклассниками и постарайтесь на основании приведенной методики понять особенности их темперамента. Найдите различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших одноклассников. Таким образом, вы сможете проанализировать причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях с ними.

Влияет темперамент и на выбор профессии. Как правило, человек выбирает те виды деятельности, которые соответствуют его темпераменту. Такие качества, как скорость выполнения тех или иных действий, общительность, эмоциональность, могут стать определяющими в выборе профессии.

Слайд 13.

Учитель:

Люди с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, внимательно слушают, легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности, и могут достаточно долго работать не утомляясь.

Поэтому, таким людям рекомендуется частая смена видов деятельности. Давать большой разнообразный объем работы, что может благотворно повлиять на интеллектуальный уровень человека.

Люди с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются, тем, что реактивность преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгновенно. Работоспособность у этих людей очень не устойчива.

Таким людям надо учиться сдерживать себя, усмирять свои негативные эмоции с помощью таких эффективных средств психической саморегуляции, как физические упражнения, холодный душ, задержка дыхания и т.д.

Люди, с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредотачивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда включившись могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.

Поэтому, таким людям необходим индивидуальный подход, они требуют больше внимания со стороны окружающих.

Люди со слабым типом нервной системы мало активны (меланхолики): их невидно и неслышно ни на работе, ни на отдыхе; они очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются.

Таким людям нужно повышать уверенность в себе. Следует больше заниматься самосовершенствованием, стараться преуспеть в каком либо деле, а также серьезно заниматься повышением энергетических возможностей своего организма (с помощью физических упражнений, закаливания, творческой работы).

В каждом коллективе есть люди, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Это, естественно, т.к. любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Слайд 18.

Слайд 19.

Учитель:

Темперамент - это первый уровень, основание структуры вашей личности. Другие качества как бы нанизываются на темперамент и зависят от него. Он определяет степень энергичности человека, скорость его действий, эмоциональность и способность переключаться с одной деятельности на другую.

В каждом темпераменте есть что-то хорошее…

Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента…

Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…













Приложение

Тест - опросник для учащихся

А кто Вы по темпераменту?

Инструкция испытуемым: прочитай каждый из вопросов и после каждого из них напиши «да» или «нет». Работой быстро не трать слишком много времени на какой-либо вопрос.

Перечень вопросов

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

  4. Бывает ли так, что ты чем-то раздражен?

  5. Часто ли у тебя меняется настроение?

  6. Тебе больше нравиться быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

  8. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

  9. Ты всегда делаешь так как тебе говорят?

  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было достаточной причины?

  11. Можешь ли ты о себе сказать, что ты веселый человек?

  12. Ты когда-нибудь нарушала правила поведения в школе?

  13. Верно ли, что ты часто бываешь чем-нибудь раздражен?

  14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли?

  16. Тебе можно доверить тайну?

  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

  18. Бывает ли так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?

  19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

  20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

  1. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

  1. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

  2. Ты Часто чувствуешь себя усталым?

  3. Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

  4. Ты обычно весел и всем доволен?

  5. Обидчив ли ты?

  6. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

  7. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

  8. У тебя бывают головокружения?

  9. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

  10. Ты часто чувствуешь, что тебе что-то надоело?

  11. Любишь ли ты иногда похвастаться?

  12. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

  13. Ты иногда волнуешься так сильно, что не можешь усидеть на месте?

  14. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

  15. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

  16. Тебе часто снятся страшные сны?

  17. Можешь ли ты дать волю своим чувствам и повеселиться в компании друзей?

  18. Тебя легко чем-либо огорчить?

  19. Случалось ли тебе о ком-нибудь плохо говорить?

  20. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

  21. Если тебе случается попасть в глупое положение, ты потом долго переживаешь?

  22. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

  23. Ты всегда ешь все, что тебе подают?

  24. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

  25. Ты любишь часто ходить в гости?

  26. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

  27. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

  28. Тебя считают веселым человеком?

  29. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

  30. Ты больше любишь сидеть и смотреть, чем принимать участие в общем веселье?

  31. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

  32. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

  33. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

  34. Ты стесняешься первым заговорить с незнакомыми людьми?

  35. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

  36. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

  37. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным безо всякой причины?

  38. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

  39. Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Обработка результатов

Проставь баллы против каждого своего ответа, используя ключ к тесту (совпадение с «ключом» - 1 балл, несовпадение - 0 баллов). Подсчитайте сумму баллов.

Ключ

  1. Экстраинтровертированность (Э) ____ «да» №1,3,8,11,14,17,19,22,25,27,30,35,

38,41,43,46,49,53,57 «нет»: №6,33,51,55,59. сумма ______.

  1. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) (Н) _____ «да» №2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60. Сумма ___.

  2. Лживость (Л)______ «да» №9,16,24,28,36,44 «нет» №4,12,20,32,40,48 сумма _____.

Основные показатели (Э,Н) считаются выраженными при Э>8, Н>14. о выраженности лживости можно говорить при Л>7.

Для определения своего темперамента найди на графике точку пересечения основных показателей, полученных при заполнении анкеты теста, и из этой точки радиусом (R=6ед.) проведи круг. По площадям частей круга расположенным в тех или иных секторах графика, можно судить о преобладающем типе темперамента. (файл: «1.jpg»)

План классного часа по теме Темперамент

6


© 2010-2022