Ситуация успеха - движущая сила процесса обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лучший способ сделать детей хорошими -

Это сделать их счастливыми…

О.Уальд

Мне, как и любому учителю, всегда было интересно знать: что же является движущей силой процесса обучения. Не всегда же надо взывать к сознательности и совести обучающихся, ведь в раннем школьном возрасте они у ребенка спят праведным сном.

Вспоминается легенда о том, как мудрый старик учил своих сыновей быть отцами: когда не знаешь, как поступить, посмотри на себя в зеркало, там многое отражается. А еще есть самый главный закон вселенской справедливости: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Оказывается, не надо выдумывать какие-то особые правила, принципы в отношениях с детьми. Исходи из своих ценностей, отношений к реальности и учи этому же своих детей, ведь они - твое продолжение. По словам Шекспира: «Ты будешь жить на свете десять раз, десятикратно в детях повторенный…»

Не надо ссылаться на социологические опросы, тестирование, анкетирование и т.д. Совершенно очевидно то, что всем нам, взрослым, необходима такая ситуация, в которой мы чувствуем себя успешными, когда от самооценки, иногда необъективной, или оценки ближних, у нас вырастают крылья, открывается второе дыхание, нам кажется, что невозможного мало. Да! Нами движет успех! Он нам необходим как движущая сила нашего личного прогресса.

Мне стало интересно: может ли ситуация успеха быть движущей силой процесса обучения? Что есть успех для школьника? Какие условия необходимы для создания такой ситуации? Вот что написано в словаре Даля: «иметь успех - успевать - достигать желаемого».

Оптимист скажет: успех - это счастье, которое есть здесь и сейчас. Реалист подчеркнет: успех - это самореализация и полное раскрытие собственного потенциала. Пессимист думает, что успех - это достижение нереальных духовных и материальных целей. Человек, которого принято называть добрым, успеху даст такое определение: это помогать другим людям, то есть делать их счастливее, а мир лучше. Циник укажет на то, что успех - это понимание разницы между тем, что вам нужно и тем, чего вы хотите. Человек с творческим началом докажет, что успех - это внутренняя гармония. Большинство из нас, к сожалению, думает, что успех - это когда жизнь наполнена изобилием.

А что думают дети? Что называют успехом они? Учащиеся 4 класса определяют успех не как процесс, а как результат. Но обязательно хороший. Они считают, что успехом можно назвать:

  • достижение цели (12 человек),

  • всеобщее уважение (6 человек),

  • везение (2 человека),

  • победу (2 человека).

Известно из публикаций, что взрослые часто по ощущениям приравнивают успех к состоянию счастья. Мужчины считают, что это равные и одинаковые категории. Некоторые женщины, не ставшие мамами, их поддерживают. Женщины-матери связывают ощущение счастья с детским счастьем, они успешны тогда, когда успешны их дети. А когда же успешны дети? На этот вопрос они отвечают так:

  • когда получил хорошую оценку (15 человек),

  • когда хвалит мама или кто-то другой (18 человек),

  • когда я победил на соревнованиях (2 человека),

  • когда я лучше друзей и родственников (2 человека).

Учеба для детей данного возраста - определяющий, формирующий вид деятельности. Вполне понятно то, что им важно учиться хорошо. Понятно и то, что дети ждут от нас похвалы - они, как и мы, нуждаются в одобрении, поддержке. Часто ребенок считает: «Меня хвалят, значит любят!» Успех не только создает ощущение счастья, он еще и производная от любви. Кстати, дети разделяют счастье и успех. Счастье для них понятие намного большее, как и для большинства женщин.

Интересно то, как дети планируют свой успех в будущем. На вопрос «что вы назовете успехом, когда будете взрослым?», они отвечают так:

  • хорошую семью, в которой много детей (18 человек),

  • хорошую заработную плату (12 человек),

  • занятие любимым делом (3 человека),

  • воспитание своих детей хорошими людьми (2 человека).

Приятно осознавать, что наши дети способны видеть главное. Семья и труд, которые приносят радость от того, что ты на своем месте, - что может быть важнее? Детская прозорливость может объясняться только личным родительским примером, наблюдательностью и умением делать выводы. На вопрос «Как надо жить, чтобы жизнь сложилась успешно?», дети отвечают, продолжая удивлять:

  • нужно учиться, трудиться (17 человек),

  • быть хорошим человеком, злой не достоин ничего светлого (10 человек),

  • нужно стремиться к цели (8 человек),

  • верить в себя (3 человека).

В современной педагогике стало общепринятым упоминание о том, что творческих учащихся может вырастить только творческий учитель, с нестандартным видением способа решения задач, с чувством юмора. (Чувство юмора дети ставят на первое место, а профессионализм - на последнее.) Конечно, качество обучения зависит не только от усилий учителя, но и от усилий учащихся. Лишь совместные действия приносят высокий результат. Выражаясь по-другому, если одна из сторон действует по той или иной причине неудачно, то и результаты оказываются ниже ожидаемых. Как учить детей, чтобы результат был близким к максимальному? Я считаю, что необходимо создавать каждому ребенку такую ситуацию, в которой он будет чувствовать себя успешным. Успех не должен появляться искусственно. Он есть производная трудолюбия и усидчивости, старательности и исполнительности. Успех в свою очередь является стимулом к дальнейшим победам. Таким образом, я составила формулу - уравнение успеха:

У =Ситуация успеха - движущая сила процесса обучения , где

У - успех

Ж - желание ребенка

Д - действие ребенка

П - профессионализм учителя

В - время

Когда в классе сформирован общий положительный эмоциональный фон, то души детей открыты для создания идеи, формирования ситуации успеха. Все чаще слышится: «Даже если не смогу, то все равно попробую!» Есть запланированное учителем или учащимися действие, есть желание его выполнить, затем под руководством педагога-профессионала это действие совершается. В результате - чувство, которое сравнимо со счастьем. Не секрет, что многие взрослые выполняют что-то ради награды. Так стоит ли обвинять в этом детей?

Могу выделить следующие целевые ориентиры концепции:

  • обеспечение качества обучения и воспитания в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через создание ситуации успеха;

  • повышение качества обучения за счёт разработки единой системы построения образовательного процесса, ориентированного на формирование успешно развивающейся личности учащихся;

  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения и воспитания, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, формированию и развитию их творческих способностей.

Исходя из этого, ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

  • формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет компетенции личностного самосовершенствования;

  • реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры учащегося за счёт созидательной деятельности;

  • развивать познавательную активность ученика;

  • воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к успешной деятельности лежит через самосовершенствование и трудолюбие.

Одним из многих средств создания такой ситуации является проектно- исследовательская деятельность. Именно она иллюстрирует интересы и психолого-возрастные особенности ребенка, сближает школу и семью, позволяет ребенку самостоятельно или с помощью взрослого найти решение поставленной перед ним социально значимой задачи. В проектно-исследовательской деятельности дети позиционируют себя как искатели, исследователи. А итог работы - яркий демонстрационный материал: презентация, творческая работа, видеоматериал и т.д. Именно в этой деятельности ярко проявляется метапредметный подход.

Для меня всегда самыми интересными объектами исследований являются те, которые подчеркивают нашу национальную культуру, наши народные традиции, нашу историко-географическую принадлежность. Это проявилось и в исследовательской работе.

Недаром говорят, что у учителя детство не заканчивается, а символом детства всегда были и будут сказки. Прочитано столько русских народных сказок, что хочется сделать некоторые выводы. Мы задумались: какие волшебные предметы чаще всего встречаются в русских народных сказках, почему именно эти предметы, помогающие добрым героям, наделены волшебными свойствами и как бы они могли выглядеть?

Выполняя эту работу со своей ученицей Марадуда Виталией, мы перечитали многие русские народные сказки, ознакомились с отрывком необходимого для исследования литературного произведения в интернете (А. Толстой «Князь Серебряный»), посетили краеведческие музеи, провели социологический опрос среди населения двух возрастных категорий.

Чаще всего в сказках встречаются следующие волшебные предметы: ковер-самолет (в зарубежных сказках аналогом являются сапоги-скороходы), шапка-невидимка, скатерть-самобранка, волшебная палочка.

Почему именно эти предметы русский народ наделил волшебной силой? Совершенно очевиден тот факт, что в сказках народ воплощал свои мечты, и волшебные предметы иллюстрируют их. Так, ковер-самолет перемещал героя быстро на дальние расстояния, шапка-невидимка позволяла оставаться невидимым, неузнанным в трудные моменты жизни, скатерть-самобранка вдоволь кормила добрых людей, ведь досыта ели на Руси очень немногие (надо сказать, что мне этот предмет встретился только в русских народных сказках, что говорит о гостеприимстве русского народа), волшебная палочка выполняла все желания, ведь у бедных людей так много ограничений, а значит - такое огромное желание помечтать.

Нам очень захотелось воссоздать волшебные предметы. Какими они могли бы быть? В процессе исследования мы узнали, что ближе всех других видов росписи нам городецкая. Поэтому все «волшебные» предметы мы выполнили, используя городецкую роспись. Побывав в краеведческих музеях Россоши, Богучара, мы поняли, что самыми традиционными материалами на Руси были дерево и холст, поэтому эти материалы взяты для выполнения практической части нашего исследования.

  • Ковер-самолет - выполнен способом нанесения краски на холст.

  • Шапка-невидимка - украшена аппликацией по ткани.

  • Скатерть самобранка - представлена способом нанесения краски на ткань.

  • Волшебная палочка - роспись по дереву; имеет естественную форму, так как этим мы хотели подчеркнуть то, что волшебными становились самые обычные предметы и только в руках умельцев они становились волшебно красивыми.

Социологический опрос показал, что интересы к волшебству меняются во времени. Эти изменения связаны с улучшением бытовых условий, благосостояния, семейной и внутренней культуры, которые всегда зависят от прогресса и окружающего социума.

Хотелось бы заглянуть в будущее. Какие предметы будут волшебными лет через 50? О чем будут читать наши внуки и правнуки? Я думаю, что это будет XG-56. Я не знаю, как Он будет выглядеть, но Он будет уметь все!

Огромное значение имеет дополнительное образование. Можно сказать, что такие курсы, как «Заниматика», «Знайка», «Люблю природу русскую!» призваны повышать интеллектуальный уровень учащихся, в то время как курс «Театр! Театр!» призван развивать эстетический мир ребенка. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Важная роль дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей - компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Даже самый слабый ребенок способен испытать успех, который не доступен ему на уроках.

Проведя анкетирование, я сделала вывод: детям очень интересна историко-географическая направленность. Поэтому театральной постановкой, которая явилась результатом деятельности курса «Театр! Театр!», стало нестандартное родительское собрание - экзамен для родителей по истории «История в деталях». На этой встрече каждый из «артистов» испытал «минуту славы», когда «весь зал» аплодировал «только ему» (приложение 3)!

Когда дети говорят об успехе, они справедливо считают, что успех доступен только доброму, великодушному человеку. Было решено под девизом «Забытых людей не бывает!» организовать акцию поддержки пожилых людей. После обсуждения возможных вариантов мы решили изготовить поздравительные открытки, а на родительском собрании был организован сбор средств на покупку необходимых «праздничных» продуктов.

Каждый учитель всегда старается, чтобы даже самый слабый ученик участвовал, пытался, верил в себя, в результате - узнал, запомнил, применил. Заботясь о слабом, что вполне объяснимо, мы забываем о сильном, о том, кто «карабкается» сам и устойчиво стоит на «палубе». Мол, у такого и так каждый день - ситуация успеха, о которой мы говорим. А ведь то, что успехом считает слабый ученик, для сильного - норма. Ему нужны победы совершенно другого уровня.

Вывод: ситуация успеха индивидуальна не только по интересам, склонностям, но и по психофизическим особенностям. При ее формировании необходимо учитывать и самооценку, и мотивацию, и то, насколько ребенок привык к успешности. Я заметила что, у «успешных» детей совсем нет иммунитета к неудачам. Они очень тяжело переносят отсутствие успеха, к которому так привыкли. Дети так описывают свои ощущения: «проигрывать стыдно», «обидно», «глупо выгляжу». Примечательно то, что в нашем коллективе нет насмешек над теми, кто потерпел «фиаско».

Средство для создания ситуации, о которой мы говорим, в которой участвуют сильные и могут попробовать свои силы другие дети, - это олимпиады и конкурсы разных уровней. За 2014-2015 учебный год учащимися моего класса было получено 44 грамоты и благодарности за участие в олимпиадах всероссийского уровня, конкурсах районного и городского уровня, школьного масштаба (приложение 2).

Хочу привести отношение ребят к школе и к обучению в ней в динамике. Дети должны были выбрать один вариант ответа: «я не хочу учиться, но могу», «я не хочу учиться и не могу», «я хочу учиться, но не могу», «я хочу учиться и могу». Итоги опроса отражены в таблице (приложение1).

Отношение к учебе

Конец 1 класса

Начало 4 класса

«Не хочу и не могу!»

3

0

«Не хочу, но могу!»

3

1

«Хочу, но не могу!»

5

2

«Хочу и могу!»

11

19

Особое внимание уделю виду деятельности, который доставляет огромную радость и учащимся, и учителю. Это открытые уроки для студентов Россошанского педагогического колледжа. О них дети говорят так: «Мы сегодня учили студентов быть учителями». Подготовка к таким урокам есть общее дело. Хочется привести в качестве отзыва о нетрадиционном уроке следующее обращение студентов к ученикам 4 «В» класса: «Ребята, мы увидели незабываемое зрелище - урок, подготовленный и проведенный на основе сотворчества вас, учителя и родителей! Исторические факты, отобранные вами, позволили показать величие, силу, красоту человека, роль личности в истории. Похвален ваш интерес к истории и культуре…Ваш класс - яркое созвездие, где каждый яркая звезда или звездочка. Вы созвездие, в котором нет туманностей и черных дыр! Браво!»

Системным подходом в своей работе я могу назвать то, что на каждом «творческом» уроке красной нитью идет историко-географическая направленность, так как я считаю, что знания в этой области формируют интеллектуального человека (приложение 3).

Нам всем очень хочется, чтобы после звонка на урок, при появлении учителя в классе словно по мановению волшебной палочки, все ученики замирали и начинали выполнять то, что запланировано сделать на уроке. Но так бывает не всегда, и каждый урок нужно творить - задолго до его проведения. Я подошла к самому главному «винтику», без которого ситуации успеха, нет, Успеха, не бывает. Я говорю о личности учителя. Моя коллега учитель русского языка В.Г. Сыроваткина написала так:

«Учитель - тот, кто учит, доброе сеет в душах

И громким окриком грозным детский смех не заглушит.

Учитель - тот, кто видит и очень многое знает,

Но тот самый лучший учитель, который тебя понимает».

Я думаю, что детская радость живет там, где она есть в душах взрослых. Счастье - счастливые люди, оптимизм и святая надежда. Есть великое оружие, которое никогда не дает осечки и промаха - улыбка, искренняя, добрая. Это оружие массового поражения, которое не уничтожает, а созидает.

Успех придет, может быть, не сразу, да и будет он, может быть, незаметным для окружающих. Но есть детская душа, богатая переживаниями, мечтами, наивная и открытая для большого, светлого, настоящего.

Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 4города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2011 - 2015 годы.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  4. Васильев В.В, Мотунова Л.Н. Уравнение успеха. - Издательство им. Е.А. Болховитинова, Воронеж,1999.

  5. Майорова Т.Г. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. - Издательский центр «Детство», 2001.

12


© 2010-2022