Я в мире, мир во мне

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА



  1. ТЕМА: «Я в мире … Мир во мне».

  2. ЦЕЛИ: Воспитание духовности, человеколюбия, толерантности, умения бережно относиться к окружающим людям, стремления к самосовершенствованию.

  3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час.

  4. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ: 6 - 8 класс.

  5. НАГЛЯДНОСТЬ: медиапроектор, плакат с изображением парусника, свечи по количеству участников беседы, психологический тест, презентация слайд-шоу, музыкальное сопровождение.

  6. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовка учащимися презентации слайд-шоу, подготовка плаката.

VII. СОДЕРЖАНИЕ

Классный час проводится в классной комнате, из которой вынесены ученические столы. Стулья по количеству учащихся поставлены в круг. В кабинете имеется медиапроектор. На окнах жалюзи или затемнение.

Вступительное слово учителя

Человек существует в мире только в связи с другим человеком, только среди людей, находясь и общаясь с ними. Он не смог бы не только быть счастливым, сильным, красивым, умным. Он не сумел был бы просто выжить на земле, если бы не другие люди, с которыми его связывают нерасторжимые узы. И связь эта так органична и тесна, что мы зачастую не обращаем на нее внимания. Более того, мы иногда склонны жаловаться на других людей: мол, их так много, что они уже надоели, что мы среди них устаем, нам хочется одиночества и покоя. Но все это не более, чем слова. Ведь другие люди для нас - значительная часть нашей жизни. А отношения с ними - стержневые отношения личности.

Находясь среди людей, вступая с ними в отношения, человек не может не проявлять к ним своего отношения. В любом коллективе устанавливается своя нравственная атмосфера - доброжелательная или формально-вежливая, приятельски- бесцеремонная, холодно-равнодушная или сердечная…

И эта атмосфера не возникает сама по себе помимо воли людей - ее создают, вступая в общение друг с другом. И здесь все важно: приветствие и его форма, пожатие руки и его характер, мимика, жесты, действия и их влияние на самочувствие окружающих.

Так как сегодня мы собираемся с вами поговорить об отношениях между людьми, то для начала я предлагаю всем вам поприветствовать друг друга рукопожатием.

Беседа с учащимися

Как бы каждый из вас охарактеризовал свои отношения с одноклассниками?

Ответ по кругу.

Можно ли назвать наш класс дружным? Почему?

Ответы учащихся.

Мозговой штурм

Наши отношения с окружающими людьми напрямую зависят от того, какими качествами мы обладаем. Какие качества, по вашему мнению, необходимы для создания хороших отношений?

Ответ каждого ученика записывается на доску.

Личностные качества окружающих и наше отношение к ним

Все качества, которые мы с вами перечислили, есть в каждом человеке, просто они выражены в разной степени.

Каждое сказанное вами слово - это ориентир для другого человека. Нужно уметь авансом видеть в другом хорошие качества. Возможно, он не проявляет их, но следует помнить, что даже у плохого, на первый взгляд, человека, под эгоизмом и грубостью скрывается доброе зерно, которое при благоприятных условиях всегда готово прорасти любовью к ближнему и дать плоды добра. Постарайтесь каждому человеку из вашего окружения говорить что-то приятное. Это не всем удается в первого раза, иногда нужно потренироваться, но лучше сказать комплимент не совсем изысканно, чем не сказать вообще. Иногда добрым словом мы способны совершить переворот в душе человека. То, что вы отдаете добрые слова другим людям, не останется незамеченным. Главное - будьте доброжелательны к окружающим, и вскоре вы почувствуете, что и к вам относятся намного лучше. Даже у самого угрюмого человека есть какая-то положительная черта. Попробуйте разглядеть ее и сделайте комплимент. Куда бы вы ни пришли, вам будут рады и будут относиться к вам по-особенному. Поддерживая таких людей, ты умножаешь свои силы, становишься духовно чище, богаче, красивее. Я думаю, каждому из вас интересно было бы почувствовать себя любимым всеми прямо сейчас.



I упражение тренинга

Инструкция

Проведем небольшой эксперимент. Встаньте, пожалуйста, в две шеренги лицом друг к другу. Один из вас с закрытыми глазами будет медленно идти вперед, проходя между рядами, которые вы образовали. Ваша задача - очень бережно дотронуться до руки этого человека, когда он поравняется с вами и шепотом сказать ему на ухо что-то приятное. Это должно быть прилагательное, которое, по вашему мнению, характеризует данного мальчика или девочку. Например, вы можете шепнуть : «Ты такой добрый! Ты такая красивая!» Говорите это искренне, от всей души.

Все учащиеся проходят «живой коридор» по одному разу. После этого все снова садятся в круг.

Беседа по результатам

Как вы чувствовали себя во время этого небольшого эксперимента?

Ответы учащихся.

Вам приятно было говорить друг другу эти искренние и теплые слова, видеть друг в друге только хорошее?

Ответы учащихся.

Человеколюбие

Поверьте, любовь к окружающему миру творит чудеса, преображая и облагораживая человека. Акцентируя внимание на красоте, каждый человек становится лучше. От любви к ближнему в нашем сердце пробуждаются все лучшие качества и чувства, сам человек меняется, и многим вокруг это кажется чудом. Поэтому и говорят, что любовь творит чудеса. Когда вы стремитесь видеть в окружающих только хорошее, помогаете тем, кто находится рядом с вами, - проявляете человеколюбие.

Как вы думаете, что такое человечность?

Ответы учащихся.

Человечным называют того, у кого по-настоящему доброе сердце. Это тот, кто любит других людей, сопереживает им.

Проведение игры «Коммуникация»*

Инструкция:

Сейчас я по порядку буду произносить предложения, описывающие реакции человека на некоторые ситуации. Каждое из этих предложений в должны оценить как верное или неверное по отношению к себе. Если утверждение кажется верным, вы оцениваете его как один балл, если неверным - 0.

  1. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

  2. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих или позабавить их.

  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем я есть на самом деле.

  5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания.

  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

  7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне убежден.

  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подведение итогов.

Чем выше ваш результат, тем более вы открыты для общения, тем лучше вы умеете общаться.

Наши собственные качества и отношение к окружающим

Теперь, когда вы, возможно, больше узнали о своих качествах, мы поговорим о том, что каждый из нас видит и замечает в других именно то, что свойственно ему самому. Не зря в народе говорят, что мы судим о людях по себе. Добрый человек думает, что вокруг него много добрых, злому кажется, что вокруг много злых. Это значит, каждому из нас надо развивать в себе умение видеть достоинства других, в первую очередь обращать внимание на все самое красивое в их душе.

Некоторым свойственно замечать в людях все самое плохое и отрицательное. Они любят находить в других недостатки, чтобы потом критиковать их, поддразнивать и осуждать. Тот, у кого часто возникают злые мысли, вредит себе. Когда человек испытывает негативные чувства, он неприятен людям не только внутренне, но и внешне - злость огрубляет черты лица, придает ему угрюмость и нелюдимость. В злых словах и ругательствах накапливается много плохой силы, которая не только загрязняет душу, но и понемногу разрушает энергию того, кто сквернословит. Это вред бывает виден не сразу, он проявляется постепенно. От злых мыслей и чувств растрачивается внутренняя сила, и душа человека перестает расти. Потерю энергии и отравление отрицательными эмоциями легко почувствовать - появляются тоска и плохое настроение, начинается недомогание и даже болезнь. Уже доказано, что простив кого-то за нанесенную обиду, можно уберечься от повышенного кровяного давления, болезней сердца, головных болей, язвы желудка и многих других заболеваний.

Беседа с учащимися

А кто из вас замечал, что от плохих мыслей надолго портится настроение и пропадает желание что-то делать?

Дети поднимают руки.

И что же нужно сделать как можно скорее, если вы с кем-то повздорили?

Ответы учащихся.

Прощение

Нужно перестать сердиться или обижаться, перестать винить в чем-то этого человека. Прощение очень полезно, потому что оно помогает победить злость и обиду, которые наносят вред душе.

Тот, кто не умеет прощать и долго держит обиду, наносит вред самому себе, потому что долго пребывает в плохом настроении. Неумение отпустить от себя эту проблему приводит к печальным последствиям. На земле много слез, драк, обид и войн, потому что некоторые люди не желают извинять друг друга. Гораздо проще жить, прощая других, тогда к человеку очень скоро возвращается состояние радости и счастья.

Вам нравится, когда вас за что-то прощают и не наказывают?

Ответ.

Значит, и вы тоже должны прощать других. Всегда поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

Тема нашей сегодняшней встречи - «Я в мире… Мир во мне». Для того чтобы создать в себе мир и быть всегда радостными и счастливыми, в первую очередь нужно иметь хорошие отношения с окружающими. Существует важное правило: ни в коем случае не осуждать людей и, тем более, не говорить что-то неприятное о них за их спиной.

Толерантность

Наши мнения и желания часто не совпадают, и в этом нет ничего плохого. Каждый имеет право на свободу выбора, право думать по-своему, интересоваться чем-то, любить что-то, даже если это не нравится другим. Нельзя ссориться, если какой-то человек думает иначе. Это его право. Нельзя никого принуждать принять вашу точку зрения.

Как вы думаете, из-за чего мы чаще всего ссоримся и ругаемся, - из-за ерунды, пустяка или из-за чего-то важного?

Ответ учащихся.

Действительно, отношения между людьми часто могут прекратиться из-за пустяка, из-за глупой обиды. Всем нам следует помнить слова Конфуция: «Странно не то, что вас обманули или обокрали; странно, если вы постоянно помните об этом».

Отбросьте от себя, как мусор, гнев и обиду. Научитесь прощать. Стремление свести счеты обходится нам очень дорого.

Притча о прощении

А сейчас я хотела бы прочитать вам притчу «Мудрость».

Я в мире, мир во мнеЭто история про двух друзей, идущих по пустыне. Однажды они поспорили между собой, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не отвечая, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

ОЯ в мире, мир во мнени продолжали идти дальше и нашли оазис, где решили искупаться. Получивший пощечину едва не утонул, а друг спас его. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину, а потом спас жизнь своему другу, спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:



  • Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.





Беседа по содержанию притчи

Для чего человеку нужно гравировать свои радости на камне, а печали на песке?

Ответ.

Будет ли человек абсолютно счастлив, если ветер сотрет с песка все обиды и в памяти останутся лишь хорошие моменты?

Ответы учащихся.

2 упражнение тренинга

ДЯ в мире, мир во мнеавайте представим себе, что человек - это парусник в море.

Вывешивается плакат с парусником.

Для того чтобы плыть, ему нужны попутный ветер, который наполнил бы паруса и двигал бы его вперед. Эти паруса, без которых человек не сможет идти к поставленной цели - и есть те положительные черты характера, о которых мы сегодня говорили.

В самом начале нашего разговора вы совершенно верно назвали те качества, которые необходимы для создания хороших отношений между людьми. Так давайте прямо сейчас запишем эти важные черты характера на парусах и отправим наш корабль в далекое плаванье под названием «жизнь».

Учащиеся записывают на разноцветных парусах корабля лучшие человеческие качества.

А сейчас, когда наш корабль скрылся из вида, я прошу вас опустить на окнах жалюзи, вернуться в круг и взять в руки свечи.

Учитель берет в руки горящую свечу. У остальных они не горят.

Притча о маленьком и большом свете

Притча, которой я хочу закончить нашу встречу, очень красива. Она о свете, который мы дарим людям, преумножая его.

В большой пещере жили искорки - их было целое племя. Поскольку они никуда и никогда не выходили, то были уверены, что за границей освещенного круга совсем ничего нет. Пустота.

НЯ в мире, мир во мнео одной искорке все-таки хотелось убедиться в этом самой. И она отправилась вглубь пещеры, где ей встретились такие же яркие искорки. Благодаря ей два племени объединились, и в огромной пещере стало светло, как днем, и оказалось, что стены пещеры покрыты прекрасными яркими рисунками.

Беседа с учащимися по содержанию притчи

Как вам кажется, в чем смысл этой притчи?

Ответы детей.

Заключение

Да, вы правы, я с вами согласна: порой желание и усилия одного человека могут изменить очень многое. Наши добрые и светлые мечты способны сделать нас лучше.

Придя сегодня домой, возьмите красивый лист бумаги, ручку и запишите все то, чего вы хотите добиться в жизни, каких людей вы хотите видеть вокруг себя, какими вы должны быть вы сами, чтобы все задуманное исполнилось. Только помните одно: каждый из вас - носитель света для себя и для окружающих вас людей.

Звучит фонограмма песни «Замыкая круг». От свечи учителя по цепочке дети зажигают свои свечи.

VIII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: включение детей во взаимодействие друг с другом, воспитание толерантности, бережного отношения к окружающим, стремления к совершенствованию своих личностных качеств, проектирование детьми своих действий по достижению выбранных целей и оформления собственного проекта с использованием информации, полученной в ходе проведения классного часа.

Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников// Классный руководитель - 2007. - № 3. - С.70 - 71.



© 2010-2022