Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

. Концепция воспитательной деятельности классного руководителя начальных классов «Школа и семья-педагогический альянс»

Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье.

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

В.Сухомлинский

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.

Концепция основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:

- опоры на базовые потребности ребенка;

- развития личности в процессе воспитания;

- совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;

- формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;

- восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

- социального партнёрства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

  • гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

  • признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

  • взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов - детей - родителей - общества;

  • преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

  • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

  • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Цель: создание условий успешного взаимодействия с семьей в целях изучения ребенка, раскрытия и развития в нем лучших качеств.

Основные направления концепции:

  • 1.Организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей.

  • 2.Развитие отношений между родителями, детьми.

  • 3.Организация работы коллектива родителей.

  • 4.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  1. Изучение положительного опыта взаимодействия классных руководителей и родителей.

  2. Пропаганда и возрождение семейных традиций при взаимодействии воспитанников и их родителей.

  3. Организация совместной деятельности детей и родителей.

  4. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

  5. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

  6. Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.

  7. Совершенствование методики проведения родительских собраний и организация эффективной работы родительского комитета.

Механизм реализации осуществляется через:

- мониторинговые исследования и определение перспектив;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

- психолого-педагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, проведение совместных проблемных семинаров;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
- повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждения здорового образа жизни.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, получение ими практических навыков.
3. Активное и широкое включение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.



© 2010-2022