Классный час «История Нового года»

Цели и задачи: - познакомить учащихся с новогодними традициями разных народов и России; - воспитывать любовь и уважение к культуре родной страны; - расширить кругозор учащихся; - развивать у учащихся   интерес к мировому культурному наследию; Оказывается, новогодний праздник - самый древний из всех существующих праздников.       В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федина Л.Д.

Классный час «История Нового года»

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с новогодними традициями разных народов и России;

- воспитывать любовь и уважение к культуре родной страны;

- расширить кругозор учащихся;

- развивать у учащихся интерес к мировому культурному наследию;

Оказывается, новогодний праздник - самый древний из всех существующих

праздников.

В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил

(примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря

ему в сухой пустыне вырастало зерно.

В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале

марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время

он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый

день января. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило

добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника

царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и

мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в

праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к

работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный

собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому

календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе,

специальным указом, повелел "впредь лета исчислять" с 1 января. В честь Нового

года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор.

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают

местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые

распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек.

Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится

восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда

Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но

среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил

в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень

добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства,

Новый год в средневековой Англии начинался в марте.

подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили

святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты.

Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви

святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История

эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения

христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря,

дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового

календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а

у нас - Дед Мороз.

История Деда Мороза

У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз,

обязательно есть коллеги. Люди, мало сведущие в вопросах образов и родословных

новогодних персонажей, обычно считают, что всё это один новогодний супер-

волшебник. А потому безжалостно переводят Santa Claus как Дед Мороз и

наоборот.

Здесь собраны имена и описания коллег Деда Мороза по новогоднему ремеслу.

Santa Claus (Санта Клаус) - США.

Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-

колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-

жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка.

Sinter Klaas («Синтер Клаас», «Сандеркласс») - Нидерланды, Голландия.

Василий - Кипр.

Баббо Натале (Баббе Натале) - Италия.

Father Cristmas - Великобритания;

Шань Дань Лаожен - Китай и т.д.

Коллеги Деда Мороза

Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не

претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь, конечно

же, скандинавские страны - Финляндия, Дания, Норвегия. Но не только - на

данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом

споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда

Мороза был назван Великий Устюг - древнейший город Вологодской области.

Откуда родом Дед Мороз

Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из

младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ

Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в

белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её

головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный

костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию.

Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило,

оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм

На самом деле новогодний праздник не так стар, как мы полагаем.

Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно

любопытная история. Попробуем проследить вехи:

Или как и почему встречали Новый Год в старину

Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на

дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная

зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они

встретили вёсен, другие - сколько смогли пережить суровых зим.

В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался

21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна

вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую

жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к

ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния - 22

июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса.

Свиту Диониса составляли сатиры - дети земных женщин и Пана -

козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса.

Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под

Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и

блеющими голосами воспевали Диониса.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В

ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение

направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному

небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда

- Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.

В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор,

пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого

первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь

получил в честь римского бога - двуликого Януса. Одно лицо Януса было

обращено назад к прошлому году, другое - вперёд к новому. В новогодний

праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с

изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем

Риме первыми подарками были ветви лавра - символы счастья и удачи.

Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и

винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.

Традиции предков или как отмечали Новый Год 1 марта

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же,

как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю.

Начинался он с первого весеннего месяца - марта, потому что именно с этой поры

природа пробуждается ото сна к жизни. Даже названия месяцев у древних славян

тесно связаны с явлениями природы:

Современное русское названиеДревнеславянское названиеЗначение

Январь - Сечень - Время рубки леса

Февраль - Лютый - Лютые морозы

Март - Березозол - Начинает цвести берёза, сбор берёзового сока

Апрель - Цветень - Цветение садов

Май - Травень - Зеленеет трава

Июнь - Червень - Краснеют вишни

Июль - Липец - Цветение липы

Август - Серпень - Время жатвы

Сентябрь - Вересень - Цветение вереска

Октябрь - Листопад - Опадение листвы

Ноябрь - Грудень - От слова «груда» (мёрзлая колея на дороге)

Декабрь - Студень - Наступление холодов

Многие древние названия месяцев позже перешли в славянские языки и до сих

пор используются в белорусском, украинском, польском.

Новый Год перенесли на сентябрь

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл

Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими

наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в

365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где

сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.

По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как

известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский

народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта - с началом

весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в

некоторых обрядах Масленицы.

Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой

обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а

через несколько месяцев - в сентябре.

Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием,

торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где

устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной

тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами

по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось

побывать в Кремле и посмотреть стольный град.

Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний

вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно

сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо

встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или

заморским вином - смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали

полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки,

возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на

Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с

Новым годом и желали добра и мира.

И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних

делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в

Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило

действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады

свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и

празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные

кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 г…

И снова Новый год меняет дату - 1 января

На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили

календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по

юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с

1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения

мира».

Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить,

для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную

Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от

Рождества Христова».

Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же

благодаря этому указу Петра: «По большим проезжим улицам, и знатным людям и

у домов именитых чинов, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и

ветвей можжевеловых. А людям бедным хотя по древу или ветви над воротами

или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му

числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года.

Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и

столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные

потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и

думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым

людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого

ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого

случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число

по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие

дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет,

на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя

соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и

таким украшениям по их усмотрению быть же».

Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в

воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно

царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....

Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот

первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел

Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после

новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены

летосчисления. Весьма многие - не только из простого народа, но и из тогдашней

московской знати - удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное

течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих

старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды - сначала 1

сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-

реформатор.

Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа.

Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не

противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год

отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не

нарушая его течения.

Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря

праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым

годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние

празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего

обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и

прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в

течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год

и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с

нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным

удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества

сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по

петровскому указу органично вплелось эту традицию.

Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас

называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир. Дело в

том, что календарь, введённый Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128

лет, то есть примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю,

каждый четвёртый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным,

содержал 366 дней, а не 365, как обычный.

В Европе ошибка была исправлена в 1582 г., когда римский папа Григорий

XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного,

в григорианском календаре «сотые годы» (те, что оканчивались на 00) были

сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400:

Високосные годы: 1200-1600-2000-2400-2800,

Не високосные годы:

1300-1400-1500-1700-1800-1900-2100-2200-2300-2500-2600-2700.

Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового

и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ,

разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.

Как разобраться во всех русских праздниках

В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору

празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством.

Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины

повеселиться, как святки, сочельник, колядки… Наконец наступает наш,

«настоящий», Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник…

После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше,

родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует

строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей,

которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например,

китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего

солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Мы, к месту и не к месту,

вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя

при этом хранителями святых традиций далёких предков. Заканчиваются же наши

самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой

не все и представляют, откуда он взялся.

© 2010-2022