Советы психолога Причины школьной тревожности и пути их преодоления

Психологи отмечают, что в наше время быстро растет количество детей с высоким уровнем тревожности, с чувством неуверенности в себе. На уроках технологии это особенно заметно в пятых классах. Мне приходится быстро решать эту проблему, так как учебные мастерские — это особый мир в школе,  и ребята с такими недостатками очень тяжело усваивают программный материал. За более чем тридцатилетнюю работу учителем технологии у меня накопился целый ряд приемов «первой помощи» таким детям.      Ученики «за...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Причины тревожности школьников

и пути их преодоления.


Школьные психологи постоянно отмечают у учащихся повышенную тревожность и неуверенность в своих силах. Причем количество детей, страдающих от этого недостатка, за последние двадцать лет увеличилось в десятки раз. Главная причина по мнению ученых - это ошибки в воспитании детей в семье и в школе.

Если в семье среди родителей царит обстановка тревожности, неуверенности в завтрашнем дне и вообще в том, что они делают, то и дети копирую такое отношение к жизни - они ведь очень хотят быть похожими на нас.

Другая причина - сверхопека. Родители ни на шаг не отпускают от себя детей, постоянно говорят что и как делать, перекрывая любую инициативу. А если еще и ругают за то, что сделал что-то без разрешения, ребенок вырастает неумеющим принять како-либо решение, и естественно он постоянно будет находиться в состоянии тревоги «как бы чего не вышло».

Следующая ошибка кроется втом, что мы очень часто предъявлям детям завышенные требования, с которыми они не готовы справиться, да к тому же держим их в строгих рамках.

Естественно у них появляется чувство тревоги «я не успею, я не смогу, я не пойму и т.д.», они как бы проваливаются в темноту и уже ничего не способны делать.

Очень большое значение имеет стиль общения учителя: если он авторитарный - ученик боится принять самостоятельное решение, мол, есть старший, пусть он и решает, а я сделаю так, как скажут, ну а если учитель ведет себя непоследовательно, ученик вообще не может к нему приспособиться и находится в постоянной растерянности, как ему поступить. У авторитарных педагогов к тому же в воспитании царит стиль порицания, наказания и недоверия, а это даже у взрослых отбивает желание к проявлению инициативы.

Приводит к тревожности и высокий темп занятий, умственная работа тормозится постоянным страхом «не успеть». Постепенно это состояние закрепляется, и мы видим, что на какие-то уроки ученики идут с очень большой неохотой, а то вовсе их прогуливают. Это срабатывает защитный механизм от отрицательных эмоций, которые они испытывают на этих занятиях.

Зачастую на настроении учителя сказываеются его отрицательные эмоции, а дети это чувствуют и впадают в состояние растерянности - как им поступить, они думают, что это они являются причиной недовольства учителя.

Очень серьезной причиной тревожности ученика является недостаток информации. Это мне напоминает состояние человека, сидящего у костра в ночном лесу: глядит на огонь и сердце радуется, посмотрит в сторону - жуть берет, не хочется не только отходить от костра,

но даже шевелиться боязно. Причин недостатка информации может быть много: что-то прослушал, пропустил занятия из-за болезни, плохо усвоил материал или вообще не понял, и это отставание начинает расти как снежный ком, а дома строго наказывают за низкие отметки, лишают каких-то радостей, и естественно появляется стойкое чувство тревожности.

На уроках технолгии я постоянно сталкиваюсь с этими недостатками в воспитании детей, особенно в пятых классах. Школьные мастерские - это вообще особый мир творчества и становления личности. Как же я, как учитель, помогаю детям избавиться от неуверенности в своих силах?

Самое главное, по моему мнению, это как можно больше детей хвалить. Если ученик старается, но у него не получается - хвалить! Хвалить и показывать те приемы, которые у него не получаются, давать новые заготовки и объяснять, что никто с первого раза не делает все идеально, все приходит со временем, и он тоже научится.

Очень хороший прием - попросить проанализировать свои неудачи и за анализ поставить отлично. Пример: ученик плохо сделал указку, в анализе он назвал пороки древесины, которые помешали сделать ее хорошо (косослой, сучки и т.д.). Ставлю «пять» и показываю, как обрабатывать древесину с такими пороками, и у него уже появляется надежда и желание сделать еще одну. За старание поощряю дополнительной отметкой.

Очень люблю любые проявления инициативы. Стараюсь после уроков подольше держать мастерскую открытой: приходят ремонтировать классную мебель, сделать что-нибудь для дома или для класса. От того, что мастерская становится любимым местом проведения свободного времени, они чувствуют себя очень комфортно, и какая-то зажатость, неуверенность в себе быстро проходят.

Главное - что бы они видели в учителе старшего товарища, который очень хочет передать им свои знания.

Автор Дейнега Виктор Николаевич, учитель технологии МАОУ СОШ №6

г.о. Троицк.



© 2010-2022