Система социально-педагогической работы в условиях вечерней школы

Успех обучающихся,  воспитание социально - активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ученик талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Поэтому в любом общеобразовательном учреждении должна осуществляться социально – педагогическая деятельность, которая  в первую очередь предполагает взаимодействие с обучающимися, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»






ПРОЕКТ

«Система социально - педагогической работы в условиях вечерней школы»





"Каждый человек - это книга,

надо только суметь прочитать её".
У. Ченинг, американский ученый

"Не для школы, а для жизни мы учимся".
Античный афоризм

Введение

Успех обучающихся, воспитание социально - активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ученик талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Поэтому в любом общеобразовательном учреждении должна осуществляться социально - педагогическая деятельность, которая в первую очередь предполагает взаимодействие с обучающимися, в процессе социализации личности, которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими личностями требует особого такта и профессионализма. Поэтому кредо нашей деятельности мы увидели в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей - два козыря успеха". Мы считаем, что именно эти качества позволяют нам достигать успехов в социально-педагогической деятельности.

Проблема: низкая способность учащихся решать социально-значимые задачи.

Актуальность

Первоочередную роль на формирование личности обучающегося оказывает в ежедневно меняющаяся социально - политическая среда. В условиях современной жизни нашего общества, где поток информации непостижимо восприятию высококвалифицированных специалистов при низкой способности учащихся решать социально -значимые задачи, актуальной проблемой становится развитие способности личности решать эти проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация, формирование социально- значимых компетенций.

И социально-педагогическая деятельность в школе направленное на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия обучающихся с социальной средой, осуществление которого является одним из основных задач школы.

Хотя в настоящее время наблюдается положительная тенденция взглядов родителей - от материальных ценностей общечеловеческим в семьях, все же проблемой остается содействие родителей в разностороннем развитии личности своего ребенка, в раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний, сохранении здоровья основанный на неэффективном взаимодействий и взаимопониманий семьи и школы. Данная проблема связана с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально- бытовые проблемы. И как следствие этой проблемы утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности.

Цель:

Создание благоприятных условий для реализации прав обучающихся, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Развивать у детей способности к ответственным решениям, умения общаться и сотрудничать;

  2. Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;

  3. Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей;

  4. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе;

  5. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями;

  6. Развивать интерес у обучающихся к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов;

  7. Повышать правовую грамотность учащихся; оказывать помощи в решении жизненно важных задач, включать учащихся в социально- значимую деятельность;

  8. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни;

  9. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка.

Нормативно -правовая база для руководства:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы;

  • Кодекс об административных правонарушениях;

  • Закон РФ "Об образовании";

  • Федеральный закон №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  • Федеральный закон № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

  • Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г, № 803);

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, (утвержденная распоряжением Правительства РФ от29-12.01 №1756 Р);

  • Программой развития школы на 2006-2011 годы, где определены ключевые компетенции Устав школы;

  • Положение о Совете профилактики;

  • Правила внутреннего трудового распорядка

Требования к организации социально -педагогической работы в школе

В основе социально-педагогической деятельности лежат следующие принципы:

  • принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы,

социальными институтами города по решению проблем ребенка;

  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвития и социализации личности;

  • принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии ребенка и взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности;

  • принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.

Основные виды социально - педагогической работы:

  1. Изучение условий социального развития обучающегося;

  2. Включение обучающегося в активное взаимодействие с социальной средой;

  3. Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка;

  4. Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении;

  5. Оказание социально-педагогической помощи обучающимся, имеющим проблемы в процессе социализации;

  6. Подключение специалистов к работе с обучающимся и их семьей;

  7. Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении обучающегося

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

1. Аналитико-диагностическое.

Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаем личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейные отношения, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы; анализ, систематизация полученной информации для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности, проведение мониторинга социальной ситуации развития ребенка

2. Социально-правовое.

Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социально- педагогической поддержке.

3. Консультативное

Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.

4. Профилактическое.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствование своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при ОВД, повышение уровня правовой культуры учащихся и родителей.

5. Методическое.

Организационно-методическая деятельность:

- проведение анализа социально- педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства, участвуем в работе педагогических советов школы, школьном факультете повышения квалификации, методических объединениях классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам;

- участие в городских методических объединениях социальных педагогов,

- изучение новинок методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, проводим социально-педагогические исследования;

- участие в конкурсах педагогического мастерства: школьных, муниципальных, региональных, всероссийских.

Основной поход к организации социально - педагогической работы

Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка - эти качества возможно развивать, реализуя компетентностный подход. И именно социально-педагогическая деятельность должна быть призвана осуществлять компетентностный подход и она должна разделять точку зрения коллектива исследователей под руководством А. П. Тряпицыной на компетентностный подход, где "способность" рассматривается как "умение делать".

Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях. При этом задача социального педагога должна состоять во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности, поддержка у обучающихся стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.

А школа должна взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными учреждениями и организациями района.


Схема социально-педагогической деятельности

Система социально- педагогической работы в условиях вечерней школы

Методы, способы, приемы и формы работы

Социально-педагогическая деятельность с учащимися

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность.

Приложения.

В приложениях представлены образцы документов, схемы реализации социально-педагогической деятельности с учащимися. Ведущим направлением в деятельности является решение проблем ребенка. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребенком. Для эффективности данного вида деятельности разрабатываются программы, проекты, а также применяются технологии индивидуальной работы.

Применение индивидуальной технологии позволяет поэтапно реализовывать структурные компоненты деятельности. Так, решение любой проблемы обучающегося, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что обучающийся не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как:

наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности);

беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями;

методы диагностики личности, семьи, социума.

Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляется характеристика ситуации, в которой находится обучающийся, а так же характеристика проблемных состояний ученика. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, в соответствии с которой формулируется конкретные задачи деятельности и определяется выбор путей решения проблемы. Вся деятельность на втором этапе определяется как:

логика построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями и логика построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

По окончании производится оценка правильности построенной работы и её эффективность.

Опираясь на слова Л.В. Мардахаева о том, что "социально-педагогическая технология рассматривается как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации", считаем, что внедрение технологии индивидуального взаимодействия позволяет научно строить нашу социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социально - педагогической службой школы.

Индивидуальное взаимодействие с ребенком осуществляется через такие формы:

  • беседа

  • консультации

  • групповые занятия

  • тренинги

Дети особой категории (опекаемые дети и дети с ограниченными физическими возможностями) нуждаются в особом профессиональном отношении к ним, такие дети часто испытывают трудности адаптации в окружающем мире.

Основной задачей, с этой категорией детей, является формирование позитивного самоотношения и создание условий для их гармоничного развития. Многие учащиеся школы испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьника. При этом основной задачей является - знакомство учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями, перечнем предлагаемых профессий; изучение потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.

Главный акцент в своей деятельности школа должна делать на профилактику различного рода социального неблагополучия. Для работы с данными проблемами используются различные формы работы, одна из которых ведение спецкурса «Социальная адаптация», которая ведется рамках социального проекта «Свободный гражданин» (программа прилагается)

Цель курса: формирование у детей активной гражданской позиции и позитивной социализации в обществе.

В содержание курса включена различная тематика: по общению с другими людьми, формированию здорового образа жизни, правила этикета и культуры поведения, профориентационные работы. Также в содержание занятий включаются элементы по выработке у детей бытовых навыков. При этом особое внимание уделяется гражданскому становлению личности, развитию правовой культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни, повышению социальной ответственности и развитию творческих способностей. В процессе изучения курса закладывается фундамент социальной компетентности учащихся в важнейших сферах жизнедеятельности человека здоровья, семьи, общечеловеческих ценностей. Курс имеет практическую направленность и социальную значимость - формируются новые знания в сфере семейно- бытовых отношений, развитие у молодых людей ответственного отношения к родительству.

Формы занятий различны: дискуссии, социально-психологические тренинги, творческие мастерские и.т.д.

Социально-педагогическая деятельность с семьей

Социально-педагогическая деятельность в школе направлена не только на обучающихся, но и на родителей и на взрослых учащихся как семьянинов, на формирование у них компетенций в бытовой и гражданско-общественной сферах, подготовке их к самостоятельной, взрослой жизни, воспитание активной, социально-зрелой личности.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

Социально-педагогическая работы дифференцируется и индивидуализируется в зависимости от возникших проблем и специфики семей. Так как по роду своей деятельности школа сталкивается с ошибками в семейном воспитании, работает с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников, семьи подростков и имеющие взрослых детей, семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи. А также неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.

В целом работа с семьями предусматривает два направления деятельности:

коррекционно-профилактическое;

информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. В арсенале специалиста имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребенка и ищет пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Социальный педагог проводит с родителями различных категорий первичное социальное консультирование на которых, в зависимости от запроса, предоставляет информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа семьям с детьми, либо возможности оказания материальной поддержки в рамках школы (Фонд всеобуча и бесплатное питание ребенка).

Деятельность социального педагога строится на принципах социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и ответственность сторон. От того, насколько успешно социальный педагог взаимодействует с специалистами различных социальных центров, зависит успешность разрешения проблемной ситуации в семье.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей.

При проведении тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей. Родителям предлагаются различные формы работы:

  • индивидуальные консультации по различным проблемам. Эта форма работы наиболее продуктивна, так как рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации;

  • социально-психолого-педагогический совет (СППС), в работе которого рассмотриваются проблемы учащегося, вырабатывается алгоритм оказания социально-психолого-педагогической поддержки ученику;

  • лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры.

Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.

  • тематические родительские собрания, на которых поднимаются вопросы воспитания детей, происходит диалог на уровне классного коллектива;

  • дни открытых дверей, в рамках этого мероприятия организуется родительская конференция;

  • круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений.

Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

  • индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы.

  • С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

  • Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

  • Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

  • Методическое объединение классных руководителей (МО), школьный факультет повышения квалификации (ШФПК) направлен на оказание помощи педагогам-предметникам, классным руководителям в работе с родителями по решению социально-педагогических проблем ребенка.

Заседания носят практическую направленность и проводятся в различных формах: тренинги, дискуссии, деловые игры, педагогические мастерские. Учителям предлагается большой практический материал по повышению педагогической грамотности родителей и активные формы взаимодействия семьи и школы.Социально-педагогические консультации включают в себя вопросы социального и педагогического характера направленные на решение конкретной проблемы;

  • Выступления на педагогических советах - рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся социализации личности учащегося.

  • Социально-психолого-педагогический совет направлен на выработку алгоритма решения проблемы учащегося и роль социального педагога заключается в выработке стратегии решения проблемы в интересах ребенка.

Работа с социальными партнерами

Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребенку и семье. Эффективность работы социального педагога напрямую зависит от умения устанавливать профессиональное взаимодействие с различными службами. Осуществляя посредническую функцию, социальный педагог включает семьи в активное взаимодействие со школой, с другими органами и учреждениями, привлекая родителей к совместным творческим делам.

Систематически проводит с целью обмена обмен информацией, проведения совместных рейдов в неблагополучные семьи, оказание обоюдной консультативной помощи по различным ситуациям, оказание материальной поддержки малообеспеченным семьям, выявление неблагополучных и оказавшихся в сложной жизненной ситуации семей.

В школе организуется ежегодная Акция «Милосердие» в рамках одной из направлений Программы воспитания «Милосердие», направленная на развитие милосердия, сочувствия, доброго отношения к другим людям, она способствует развитию у учащихся толерантного отношения друг к другу.

Осуществляется структурированное взаимодействие с комитетом опеки и попечительства.

Осуществляется систематическое взаимодействие, планомерная работа с отделом внутренних дел по делам несовершеннолетних, ОТДЕЛОМ Совместная работа с комитетом по делам несовершеннолетних осуществляется по следующим направлениям:

- совместные рейды по неблагополучным семьям, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;

- организация деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: совместные беседы с инспектором, круглые столы по данным проблемам, выступления на родительских собраниях.

Организуется сотрудничество с центром «Семья и дети» в процессе реализации социального проекта "Свободный гражданин", с целью организации и проведения профилактики здорового образа жизни и медицинской профилактики.

Осуществляется взаимодействие с центром занятости населения с целью переквалификации, целевого обучения

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ПЕДАГОГЕ

1. Общие положения.

  1. Социальный педагог работает, опираясь на должностные инструкции, разработанные на основе тарифно-квалификационных характеристик

  2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы

  3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы.

  4. В своей деятельности соц. педагог руководствуется Конституцией РФ и органов управления по вопросам образования, Конвекцией о правах ребенка.


  1. Основные задачи.


  1. Назначение социальной работы - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.

  2. Главной сферой его деятельности является социум, сфера ближайшего развития личности, сфера человеческих отношений.

  3. Соц. Педагог стремится по возможности предотвратить проблемы, своевременно выявить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода.

3. Функции.

3.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и социальной защите

личности в школе.

  1. Работает с опекаемыми детьми, закрепленными за микрорайонами школы.

  2. Выявляет родителей из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.

  3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

  4. Привлекает к работе по охране прав детей школьного психолога, классного руководителя, родительский комитет, если считает это необходимым.

  5. Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, благотворительными организациями и др., в оказании помощи обучающимися, нуждающимися в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

4. Права

.Соц. Педагог имеет право:

4.1. Давать рекомендации классному руководителю по вопросам касающихся «проблемных»

детей.

  1. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

  2. Повышать квалификацию.

5. Взыскания могут быть наложены директором школы в случаях:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил

внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы,

должностных обязанностей.

5.2. За нарушение соответствующих статей КЗОТа , «Закона Об образовании» РФ.

6. Взаимоотношения. Связь по должности.

6.1. Работает по графику составленному исходя из 36 - часовой рабочей недели и утвержденному

директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. План

утверждается директором школы.

  1. Получает от директора школы информацию нормативно - правового, организационного и 484*дического характера, знакомтся под расписку с соответствующими документами.

  2. Постоянно сотрудничает с ПДН, Комиссией по делам несовершеннолетних и другими организациями, которые могут помочь в решении поставленных соц. педагогом задач.

7. Делопроизводство

7.1. Отвечает за ведение документации согласно перечню.

7.2. Составляет план работы на год, на месяц.

7.3. Два раза в год отчитывается перед администрацией.





Социально- педагогическая работа

с детьми из неблагополучных семей


«Группа риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группы риска, по наблюдению специалистов социально - психологической службы школы, являются сложные жизненные обстоятельства:

  • пьянство одного или обоих родителей: их асоциальное поведение;

  • устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

  • психические заболевания родителей;

  • убийство одного из родителей на глазах детей другими родителями;

  • отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;

  • лечение одного из родителей от алкоголизма;

  • жестокое обращение с детьми;

  • побеги из дома, конфликты со сверстниками и т. д.

Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея института социально-педагогической поддержки, весьма проблематично.

Принципы работы социального педагога в школе с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:

  1. создание атмосферы доверительности в отношениях «социальный педагог - ребенок»;

  2. подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органы общественного порядка);

  3. тесное взаимодействие с семьей ребенка;

  4. постоянная связь с консультантом,

Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристик ребенка. Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно являются инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка. Матицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации об ученике. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.





Матрица определения обобщенного показателя

социального благополучия семьи как института воспитания


Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

Мать, отец, дедушка, бабушка

5

Только мать и отец

4

Мать и отчим, отец и мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи


Благоустроенная отдельная квартира

5

Квартира с родителями супруга (и)

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи


Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека.

4

Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

Напряженно- конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6.

Ценность детей в семье


Дети- главная ценность в семье

5

Дети- равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

Дети дополняют супружеские отношения

3

Дети - элемент социального статуса: «как у всех»

2

Дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

1

7.

Отношения семьи со школой


Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

Обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраний

4

Интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

Критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы

1

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания

Общая сумма баллов - 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

- ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

- от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;

- более 31 баллов характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Заполнения матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального здоровья семьи» или «педагогический стиль семьи». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком используются следующие вопросы:

Хотел бы ты в своей будущей семье:

  • иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

  • Воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

  • Относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

  • Разделять домашнюю работу, как это делают в семье твои родители?

Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т. д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.






Основные направления профилактики дезадаптивного поведения


  1. Ранняя диагностика детей «группы риска». Вот некоторые группы детей с повышенным риском развития дезадаптивных форм нарушения чаще всего встречающиеся в общеобразовательных школах:

  • Дети, воспитывающихся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации;

  • Дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосоматическими заболеваниями;

  • Гиперактивные дети ( очень подвижные );

  • Дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей

  1. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

  2. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых - специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию.

Работа с малообеспеченными семьями

Виды возможной работы социального педагога с малообеспеченными семьями:

  • выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, взаимоотношений;

  • оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т.п.;

  • направление в случае необходимости в службу психологической помощи;

  • организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

  • оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

  • трудоустройство несовершеннолетних;

  • оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.


ОРГАНИЗАЦИЯ


ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМ УЧАЩИМСЯ





  1. Вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учеников по основным, ведущим разделам учебной программы, наметить пути и способы их ликвидации или преодоления в процессе организации учебной работы.

  2. Повысить и укрепить интерес педагогически запущенных учащихся к учебе, уверенность в своих силах и возможность учиться успешно путем организации помощи в учебной деятельности.

  3. Укреплять положение педагогически запущенных детей в коллективе классов, положительные связи и отношения их с товарищами.

  4. Всем учителям, не снижая педагогической требовательности к «трудным» проявлять к ним уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие.

  5. Показать родителям, как нужно работать с «трудными» детьми дома, опираясь на его положительные и сильные стороны, как организовать его рабочее свободное время, как оказать ему помощь в учебе.

  6. Установить и поддерживать с родителями педагогически запущенных учащихся доброжелательные отношения, проявлять участие и помощь в организации воспитательной работы с детьми в условиях семьи, повышать педагогическую грамотность родителей и их ответственность за воспитание детей, привлекать родителей к общественной работе школе, вовлекать в педагогический всеобуч.

  7. Вести систематический учет особо сложных и неблагополучных семей, также учащихся, периодически подводить итоги работы с «трудными» учениками их родителями.





План работы социального педагога
МБОУ «Кош-Агачская вечерняя сменная общеобразовательная школа»

Основные направления работы

Социальная диагностика

Организационно - воспитательная деятельность

Коррекционная работа

Просветительская работа

Работа с учащимися

Работа с классными руководителями

Работа с родителями

Социальная адаптация

Цель: способствовать социализации личности обучающегося вечерней сменной общеобразовательной школы.

Задачи:

- диагностировать социальную ситуацию в микросреде;

- оказывать посильную социальную помощь учащимся и их родителям;

- формировать у детей и у их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;- представлять интересы обучающихся в органах законодательной и исполнительной власти;

- способствовать разрешению конфликтных ситуаций в школе;

- пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, наркоманию и т. п.;

- вести работу по пропаганде среди родителей правовых и педагогических знаний.

1. Работа с детьми, склонными к правонарушениям

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Выявить всех проблемных детей, и завести на них учетный лист

Сентябрь

-октябрь

Социальный педагог

Классный руководитель

2.Путем систематических наблюдений за детьми, установить характер их педагогической запущенности

1полугодие

Социальный педагог

Психолог

З.Путем наблюдения, социометрических изменений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений

Октябрь-

ноябрь

Социальный педагог

Классный руководитель Психолог

4. Анкетирование учащихся. Выявление способностей и интересов учащихся группы риска, включение их во внеурочную кружковую общественно - полезную деятельность.

Сентябрь

-октябрь

Социальный педагог

Психолог

5.Конторль соблюдения режима дня учащимися.

Оказание социальной поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Социальный педагог

6.Изучить положение ребенка в семье

Ноябрь-

декабрь

Социальный педагог

7.Вести систематический учет пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей

В течение

года

Социальный педагог

Психолог

8.Привлекать детей группы риска к участию в культурно-массовой и спортивной работе. Особое внимание уделять их читательским интересам и вкусам

В течение года

Социальный педагог
Библиотекарь

Учитель физической
культуры

9. Организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени

В течение года

Социальный педагог

Классный руководитель

10.Совместно с инспекторами ПДН проводить беседы на правовую тему

В течение года

Социальный педагог Инсп.ПДН

11. Привлечение самих уч-ся к укреплению правопорядка в школе.

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

В течение года

Социальный педагог

12.Проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ.

В течение года

Социальный педагог

13.Организация занятий для детей группы риска по саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов

В течение года

Социальный педагог

Психолог

14.Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей. Учет посещаемости учащимися школы

В течение года

Социальный педагог

Психолог

15.Организация консультаций специалистов (психологов, педагогов, медиков) для родителей и детей группы

Риска

В течение года

Зам. дир. по ВР

16.Организация тематических встреч, вечеров родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры и здравоохранения

В течение года

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

Психолог

  1. Работа с подопечными детьми

1.Продолжить работу по выявлению детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, больных детей и детей - сирот. Взять их на учет.

В течение года

Социальный педагог

2. Сведения об опекаемых детях:

-сведения по летнему отдыху опекаемых детей;

- сведения по поступлению опекаемых детей в учебные заведения;

- сведения об успеваемости опекаемых детей по итогам прошедшего года.








До 30 сентября





Социальный педагог

3. Сведения о лицах, желающих взять под опеку детей (по мере выявления)

В течение года


Социальный педагог

4. Акты контрольного обследования опекаемых детей, заверенные печатью школы.

Акты проверки закрепленного жилья за опекаемыми детьми, заверенные печатью школы.

Акты проверки имущества.

Посещение на дому, встреча с опекунами. Обследование материально-бытовых условий подопечного.







2 раза в год

до 30 ноября и до 30 апреля


Социальный педагог
Классный руководитель

5. Провести работу по выявлению интересов потребностей, трудностей в учебе детей-сирот и подопечных детей, подростков, родители которых не обеспечивают их надлежащим воспитание

В течение года

Социальный педагог Психолог

Классный руководитель

6. Посещать подопечных помощь на дому. Оказывать посильную помощь в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных

В течение года

Социальный педагог

7. Участвовать в рассмотрении конфликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку.

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

В течение года

Социальный педагог

8. Составить список опекаемых, поступающих в учебные заведения.

До 1 марта

Социальный педагог

9. Оказывать помощь в обеспечении подопечных путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря

Во время каникул

Социальный педагог

10. Выступать на родительских собраниях по вопросам трудового и семейного законодательства, охраны прав детства, основам социальной политики

По графику

Социальный педагог

11.Организация отдыха учащихся школы в летний период

Июнь,

август

Зам. Директора по ВР

Социальный педагог

12. Изучать опыт работы социальных педагогов других школ.

В течение года

Социальный педагог

3. Работа с детьми - инвалидами

1.Обучение на дому

В течение года

Учителя - предметники

2. Подарки к Новому году

Декабрь

Социальный педагог

3.Обеспечение учебниками

Сентябрь

Социальный педагог

Библиотекарь

4. Индивидуальные беседы, консультирование

В течение года

Социальный педагог

5.Посещение на дому, обследование материально - бытовых условий.

Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации

В течение года

Социальный педагог

6. Предоставление информации о положении детей - инвалидов в семье и школе

До 25 октября

Социальный педагог

7. Предоставление информации о проведении декады инвалидов

С 10 по 20 октября

Социальный педагог

  1. Работа с классными руководителями


1 .Собрать списки учащихся ,склонных к правонарушениям, проживающих в неполных семьях, малообеспеченных и многодетных ,в семьях опекунов. Составление социологических карт по классом, составление списков (учащихся группы риска, многодетных семей, проблемных семей, малообеспеченных семей, неполных семей и детей с заболеваниями)

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

2.Совместно с классными руководителями, руководителями кружков и секций провести работу по охвату «трудных» подростков ,детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот кружками, спортивными секциями и другими видами внеклассной работы

Сентябрь

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся и профилактики правонарушений преступлений

В течение года

Социальный педагог
Классный руководитель

4.Совместно с классными руководителями посещать семьи учащихся требующих особого контроля и наблюдения

В течение года

Социальный педагог
Классный руководитель

4. Работа с ПДН и КДН, участковыми инспекторами и другими организациями классными руководителями

1 .Поддерживать постоянную связь с ПДН ,КДН, участковыми инспекторами по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и
преступлений среди учащихся

В течение года

Социальный педагог Классный руководитель

2.Систематически сверять списки учащихся, состоящих на учете в ПДН и КДН и задержанных за различные правонарушения и преступления

В течение года



Социальный педагог

3.Приглашать сотрудников ПДН,КДН, специалистов правоохранительных органов, врачей, работников ГИБДД и других специалистов для проведения лекций

В течение года



Социальный педагог

Классный руководитель

4.Участвовать в месячнике правовых знаний

В течение года

Социальный педагог

5.Проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения

В течение года



Социальный педагог

6.Посещать районные мероприятия, семинары

В течение года

Социальный педагог

7.Совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей»трудных» учащихся и неблагополучных семей

В течение года


Социальный педагог

8.Изучать опыт работы социальных педагогов других школ

В течение года


Социальный педагог

9. Акты по контролю за условно осужденными до достижения детьми определенного возраста (в случаях неблагополучия - срочно).

2 раза в год

До 30 ноября и до 30 апреля




Социальный педагог


  1. Индивидуальная работа с учащимися, требующего особого контроля

1. Проводить беседы с каждым из учащихся, выяснить их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи

В течение года

Социальный педагог

2.Привлекать «трудных» учащихся к работе по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся школы

В течение года

Социальный педагог

3.Оказывать помощь в трудоустройстве и дальнейшем продолжении получения среднего образования выпускниками неполной средней школы

В течение года

Социальный педагог















Социальный паспорт учащегося

Общие сведения:

Фамилия______________________________________________________________

Имя_________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Телефон______________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________

Место учебы_________________________________________________________


  1. Сведения о семье:

Отец

Мать

Брат

Сестра

Фамилия


Имя


Отчество


Год рождения


Образование


Специальность


Место учебы, работы


Состояние здоровья


Примечение_______________________________________________________Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обеспеченность, санитарная культура)

Квартира________________________________________________________

Количество комнат_______________________________________________

Санитарное состояние_____________________________________________

С кем в комнате проживает ребенок_________________________________

Материальное обеспечение семьи___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Взаимоотношения в семье, отношение к подростку _______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

взаимоотношения подростка с педагогами_______________________________

___________________________________________________________________5. Взаимоотношения родителей с педагогами___________________________

___________________________________________________________________

  1. Характеристика подростка: ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

7. Факторы риска:________________________________________________ ___________________________________________________________________

8. Наблюдения:_______________________________________________________ _____________________________________________________________________ 9. План социально - психолого - педагогической поддержки

Содержание

Сроки

Примечания















Половое воспитание

Цель: подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни.

Задачи:


В подростковом возрасте у детей появляются потребность любить и быть любимым. Что же такое любовь? Говоря научным языком - это высшая и специфическая форма полового влечения. Любовь - глубоко индивидуальное чувство. В отличие от других проявлений полового влечения она обязательно направлена на конкретного человека, который становится центром объединения и концентрации всех компонентов полового влечения и объектов полового поведения, поглощает все внимание. Любовь значительно расширяет горизонты восприятия человеком всего окружающего, придает ему особенность многое увидеть с новой стороны, лучше почувствовать красоту и ритм жизни.

В любви достаточно отчетливо проявляется как общий уровень развития человека, так и нравственный его потенциал, а также его духовная зрелость. В проявлении любви находят выражение уровень развития личности, степень ее зрелости, индивидуальные особенности человека.

Состояние любви может возникать сразу или же развивается постепенно. Если оно развилось сразу, то говорят о влюбленности. Для нее характерно некритичное отношение к объекту, да иначе и не может быть, так как человек является сложным объектом познания и разобраться во всех его достоинствах и недостатках сразу невозможно. В зависимости от результатов этого процесса состояние влюбленности может пройти или же переходит в настоящую любовь, когда человека воспринимают как целостность, со всеми его достоинствами, уже не ослеплено, а более трезво.

Подростковая любовь имеет важное значение для развития личности. Немецкий психолог Фишер писал: «Любовь сильнее всяких других этических отношений, включает в себе влечение к прекрасному. И если иная малоподвижная душа начинает шевелить своими крыльями и обнаруживает стремление к идеалу, так это бывает именно в то время, когда она любит». Для любви в подростковом возрасте характерна идеализация объекта любви, что хорошо в случае, если влюбленные не заходят в своих отношениях слишком далеко. Именно поэтому одной из важных задач воспитания подростков является воспитание у них стремления и способности разобраться в объекте своих чувств.

Существует выражение, что любовь - это половой инстинкт, облагороженный разумом. Как это понимать? Любовь весьма сложное явление. Во - первых, это непосредственно потребность в сближении. Во- вторых, это реализация данной потребности, приносящая удовлетворение. В - третьих, это переживание своего влечения к человеку, а также переживание своей деятельности.

Стремление к общению с представителями другого пола развивается у подростков раньше, чем стремление к половому контакту. Последнее даже у взрослого человека является лишь одним из компонентов полового влечения, у подростков и девушек же тем более.

Поэтому нет оснований ограничивать общение девочек и мальчиков. Следует также учитывать, что любом возрасте половое влечение - естественное и необходимое свойство развивающегося человека и оно должно развиваться правильно. Путем запретов ничего хорошего достигнуть нельзя, и прежде всего потому, что, с одной стороны, половое влечение в норме нельзя подавить и это было бы противоестественно, а с другой, будущих девушек и юношей лишают возможности лучше научиться понимать и оценивать друг и друга.

Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только специфические отношения и между представителями мужского пола, но и любые другие - в общественной жизни, в труде, в отдыхе и т.д.

Вот о чем следует беседовать с подростками:

  • о социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми мужского и женского пола за каждый поступок, даже, казалось бы, сугубо личного характера, убеждение, что и в сфере интимных отношений человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между полами на личные и общественные;

  • о способности понимать других людей и уважать их как представителей мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;

  • о способности и стремлении оценивать свои поступки в отношении других людей с учетом их половой принадлежности, выработать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;

  • об ответственности отношении к своему здоровью и здоровью других людей, сформировать убеждение о вреде и опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с лицами другого пола, сформировать понятие довольного и недовольного в этих отношениях;

  • о правильном понимании взрослости - ее содержании, истинных признаках, проявлений этих качеств;

  • о критическом отношении к неверным установкам в отношении к другому полу, негативному, потребительству и т.д.

В соответствии с этими задачами каждая девочка, подросток, девушка должна на уровне своего возраста знать специфические особенности мальчиков, подростков, юношей, мужчин, считать их естественными и закономерными. Правильно понимать принцип равноправия мужчин и женщин. Незнание этих особенностей - существенный дефект, нежелание их учитывать и уважать - порог воспитания. Каждый школьник должен понимать необходимость обладания умением строить свои отношения с другими людьми, учитывая их половые особенности.

Подростки должны знать, что сохранение духовного и физического здоровья - их собственного и в той мере, в которой это зависит лично от них, здоровья других людей - не только их личное дело, но также долг перед обществом, пред родными и близкими. Поэтому ранняя половая жизнь не только препятствует дальнейшему социальному развитию человека, но и может принести прямой вред здоровью: возникает угроза заболевания венерическими заболеваниями.

Обучающиеся должны иметь представление об основных особенностях и свойствах своего организма, правильно реагировать на определенные физические сдвиги, наступающие в период полового созревания, быть способными достаточно объективно оценивать свое состояние.

Девочки, девушки должны понять, что у них обязательно будут дети, чтобы девушка, вступив впоследствии в брак, заранее испытывали потребность иметь определенное количество детей и сознательно, с учетом этого строила свои жизненные планы. Мальчики, соответственно должны знать, чтоб они будут главной и опорой семьи.

Общая характеристика факультативного курса

«Социальная адаптация»


Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально - психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:

  1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

  2. Успешное общение и адекватное отношения с окружающими.

  3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

  4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Актуальность: Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Учащиеся переживают в таких условиях эмоциональный дискомфорт из - за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и учащийся становится тогда недисциплинированным, невнимательным и т. д.

Цели и задачи факультативного курса по социальной адаптации

Цель: адаптация учащихся к социальной среде.

Задачи:

- выявление тех изменений в жизни обучающихся, которое необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- создание эмоциональной обстановки в школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);

- организация поиска новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи социальной адаптации обучающихся;

- организация досуга, повышение культурного развития работающей молодежи в тесном взаимодействии с другими органами взаимодействия в частности с Комитетом молодежи района;

- продолжение работы по социальной помощи и поддержки нуждающихся в них обучающихся:

- оказание помощи обучающимся в поиске позитивной перспективы в жизни, в выборе путей получения образования после окончания школы.

Формы работы с обучающимися:


  • мини - лекции с целью формирование умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.


  • игра (дидактическая и ролевая), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;


  • диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;


  • практическая работа как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;


  • беседа.


Содержание


  1. Раздел 1. Медико - волеологический факультет. Темы: «Безвредного табака не бывает», «Наркотики - свобода или зависимость», «О вреде алкоголя на организм», «СПИД - опасная инфекция», «Взаимосвязь здорового образа жизни с режимом питания, труда и отдыха», «Личная гигиена человека», «Физическая привычка».


  1. Раздел 2. Школа молодой семьи. Темы: «Семья», «Роль отца и матери в семье», «Семейные проблемы. Как их решать?», «Наши трудные дети», Ознакомление с президентской программой (250 руб.), Президентская программа «Жилищная программа», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», «Общение в семье и стереотипы поведения подростка».


  1. Раздел 3. Юридический факультет. Темы: «Закон и ответственность», «Опасно ли юридическая безграмотность?» «Семьи с детьми - инвалидами», «Основы социально - психологической помощи матерям одиночкам», «Права и обязанности участников образовательного процесса», «Права и обязанности родителей», «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего», «Преступление - что это такое?».


  1. Раздел 5. Профориентационная работа. Темы: «Профессия и человек», «Где и как можно приобрести профессию», «Профессиональный успех и здоровье», «Примерьте» будущую профессию на уроке, «Перспективные профессии и ориентации учащихся», «Где и как искать работу».


  1. Раздел 6. Культура поведение. Темы: «Воспитанность - лицо человека», «Этика общение с окружающими людьми», «Как вести себя в общественных местах», «О культуре спора», «Как повысить культуру речи».


  1. Раздел 7. Половое воспитание юношей. Темы: «Юношеская любовь», «Роль мужчины в семье», «Советы юным», «Венерические болезни», «Любовная лодка разбилась о быт», «Любовь приходит и уходит…», «Супружеские права и супружеские обязанности».


  1. Раздел 8. Половое воспитание девочек. Темы: «Общая гигиена девушек», «Венерические болезни», «Понятие о планирование семьи. Предупреждение незапланированной беременности», «Роль женщины в укреплении семьи», «Профилактика насилия», «Профилактика совращения девушек, или как учиться на чужих ошибках», «Женская самооборона. Несколько слов об индивидуальной защите.

Тематический план факультативного курса по социальной адаптации

(36 часов для несовершеннолетних )

Раздел 1. Медико - валеологический факультет


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

«Безвредного табака не бывает»

1

2.

«О вреде алкоголя на организм»

1

3.

«СПИД - опасная инфекция»

1

4.

«В здоровом теле - здоровый дух»

1

5.

Взаимосвязь здорового образа жизни с режимом питания, труда и отдыха

1

6.

Личная гигиена человека.

1

7.

Физическая привычка

1

Раздел 2. Профориентационная работа


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Профессия и человек

1

2.

Где и как можно приобрести профессию

1

3.

Профессиональный успех и здоровье

1

4.

«Примерьте» будущую профессию на уроке

1

5.

Перспективные профессии и ориентации учащихся

1

6.

Где и как искать работу

1

Раздел 3. Культура поведение


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Воспитанность - лицо человека

1

2.

Этика общение с окружающими людьми

1

3.

Как вести себя в общественных местах

2

4.

О культуре спора

1

5.

Как повысить культуру речи

1

Раздел 4. Половое воспитание юношей

Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Юношеская любовь

1

2.

Роль мужчины в семье

1

3.

Советы юным

1

4.

Венерические болезни

1

5.

«Любовная лодка разбилась о быт»

1

6.

Любовь приходит и уходит…

1

7.

Супружеские права и супружеские обязанности

1

8.

Рискованное сексуальное поведение, его последствия и пути предупреждение.

1

Раздел 5. Половое воспитание девочек

Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Общая гигиена девушек.

1

2.

Понятие о стиле одежды.

1

3.

Понятие о планирование семьи. Предупреждение незапланированной беременности

2

4.

Роль женщины в укреплении семьи

1

5.

Профилактика насилия

1

6.

Профилактика совращения девушек, или как учиться на чужих ошибках

1

7.

Женская самооборона. Несколько слов об индивидуальной защите

1

8.

Что нужно знать о беременности

1

(36 часов для взрослых)

Раздел 1. Школа молодой семьи

Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

«Семья»

3

2.

«Роль отца и матери в семье»

1

3.

«Семейные проблемы. Как их решать?»

1

4.

«Наши трудные дети»

1

5.

Ознакомление с президентской программой (250 руб.)

1

6.

Президентская программа «Жилищная программа»

1

7.

«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

2

8.

Общение в семье и стереотипы поведения подростка

1

Раздел 2. Юридический факультет


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Закон и ответственность

1

2.

Опасно ли юридическая безграмотность?

1

3.

Семьи с детьми - инвалидами

1

4.

Основы социально - психологической помощи матерям одиночкам

1

5.

Права и обязанности участников образовательного процесса

2

6.

Права и обязанности родителей

1

7.

Права, обязанности и ответственность гражданина РФ

2

8.

Преступление - что это такое?

1

Раздел 3. Культура поведение


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

Воспитанность - лицо человека

1

2.

Этика общение с окружающими людьми

1

3.

Как вести себя в общественных местах

2

4.

О культуре спора

2

5.

Как повысить культуру речи

1

Раздел 4. Медико - валеологический факультет


Тема уроков

Количество часов

Примечание

1.

«Безвредного табака не бывает»

1

2.

«О вреде алкоголя на организм»

1

3.

«СПИД - опасная инфекция»

1

4.

«В здоровом теле - здоровый дух»

1

5.

Взаимосвязь здорового образа жизни с режимом питания, труда и отдыха

1

6.

Личная гигиена человека.

2

7.

Физическая привычка

2


© 2010-2022