Особенности формирования нравственных представлений и понятий в процессе этических бесед

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности формирования нравственных представлений и понятий в процессе этических бесед.

Назарова О.И.

учитель начальных классов, ГУ «Иртышская СОШ № 4», с. Иртышск

Этическая беседа - беседа учителя с детским коллективом. Она занимает большое место в учебно-воспитательном процессе. В школьной практике сообщение и разъяснение знаний о нравственных нормах и правилах происходят постоянно: в процессе обучения, в повседневной жизни и деятельности детей. В совокупности все источники: реальная действительность и свойственные ей противоречия, содержание обучения, средства массовой информации, жизнь школьного и классного коллективов, личный опыт ребёнка - дают достаточный материал о нормах морали. Но наблюдения за поведением младших школьников, изучение их знаний о нравственных нормах показывают, что у многих школьников эти знания бессистемны. Бессистемность знаний проявляется в том, что дети не знают всех основных норм морали и узнают о норме в связи с данным, конкретным случаем. Если бы этого случая не произошло, школьнику не разъяснили бы, как надо следовать нравственному правилу в данной ситуации. Недостаточность знаний проявляются в том, что дети могут назвать минимальное количество признаков того или иного этического понятия, видеть только одно проявление нравственных отношений. Они самостоятельно не обобщают имеющийся у них опыт реальных отношений, личных переживаний, т.е. извлекают недостаточно знаний из собственных правильных и ошибочных поступков. У детей существуют и ложные представления о нормах морали. Они могут отнести, например, к истинному товариществу круговую поруку, не различают честность и ябедничество, не всегда улавливают разницу между проявлением уважения к другому человеку и «подлизыванием», между мужеством и ухарством. Одна из причин этих явлений в том, что у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений за явлениями моральной жизни, необходимых для доступных им обобщений. Разрозненные и противоречивые факты должны быть объединены в сознании ребёнка и сталь основой для формирования нравственных представлений и понятий. Решение этой задачи происходит в процессе систематических этических бесед. А.С. Макаренко придавал большое значение этической беседе как средству изложения теории морали. Он писал: « В своей практике, я пришёл к убеждению, что и для нас необходимо изложение теории морали…Я в своём опыте даже имел уже разработанные конспекты таких бесед теоретического морального типа, имел время несколько совершенствовать свою работу в этом направлении, и я видел очень хорошие, большие результаты такой теории морали… Я помню, как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто философское оздоровление в моём коллективе». В процессе этических бесед происходит обобщение детских наблюдений, личных впечатлений и переживаний, уже имеющихся знаний, т.е. на основе «первичного» материала происходит формирование нравственных представлений и понятий. Этот процесс сложен и для учителя и для ребёнка. Надо выделить главное, существенное. Очень важно, чтобы беседа происходила не только между учителем и «сильными» учениками, которые хорошо владеют речью, эмоциональны и умеют быстро сформулировать свою мысль или наблюдение, но и со всем коллективом класса. Как показывает практика, что нередко интересные мысли, собственные суждения высказываются теми детьми, которые не так успешны в учебных делах. Это объясняется тем, что детей не тяготит страх сказать что-то неправильное, страх получения плохой оценки. Они говорят о том, что думают, что пережили. Этическая беседа на каждую тему должна быть построена так, чтобы знания одного ребёнка являлись продолжением знаний другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал из книжек, третий видел, как относятся взрослые и дети к каким-то событиям. Таким образом, переживания и суждения одного являются как бы продолжением знаний чувств, другого. В этической беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому важно суметь поставить перед детьми общую цель - узнать и понять, какие нравственные нормы и требования существуют в обществе, научиться следовать им, независимо от того, есть ли контроль взрослых. Поэтому содержание и проведение этических бесед предполагает использование методов и приёмов, направленных на пробуждение активности каждого ребёнка, предоставление ему самостоятельности, развитие умения вычленять из всех жизненных фактов нравственную сторону, умения их оценивать по нравственному критерию. Процесс образования понятий характеризуется переходом от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению, переходом от отражения мира в форме ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях. Поэтому образование понятий требует накопления у младших школьников собственных наблюдений, фактов. Нравственное просвещение стимулирует превращение накопленных представлений в понятия. Размышления школьников, эмоциональное отношение к изученным явлениям, овладение приёмами анализа событий общественной жизни в процессе этих бесед, обеспечивают переход от образно-чувственного к понятийному отражению нравственных явлений. Первоначальной формой чувственного познания являются ощущения, в которых отражаются отдельные свойства процессов и явлений. Ведущую роль в чувственном познании занимают зрительные ощущения. По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, в тридцать раз превосходит количество информации, воспринимаемой органом слуха. В связи с этим очевидна необходимость в процессе нравственного просвещения школьников предусмотреть сочетание словесной информации учителя с организацией личных наблюдений детей за поступками, действиями сверстников, взрослых. Значение ощущений в процессе познания состоит в том, что они дают ребёнку материал, позволяющий судить о каком-то явлении. На основе ощущений возникают восприятия, в которых явление отражается в целостном образе. В сознании школьника образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребёнок может воссоздать тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. Он может представить его поступок в определённых ситуациях. В этом случае действуют представления. В представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление». Представления оказываются возможными потому, что остаются следы прошлых восприятий, действуют механизмы памяти. Память закрепляет в сознании обычно всё повторяющееся, важное, отсеивая несущественное. Это свойство памяти очень образно охарактеризовал известный писатель К. Паустовский. Он писал, что память «задерживает, как волшебное сито, всё самое ценное. Пыль и труха просыпаются и уносятся ветром, а на поверхности остаётся золотой песок». Поэтому необходимо, чтобы младшие школьники в процессе обучения, этических бесед и других занятий учились сравнивать, анализировать, что помогает им распознавать существенные и несущественные признаки предметов, явлений, делать первые обобщения, выводы. Поскольку происходит обобщение, то прошлый опыт становится путеводителем в новых ситуациях, в новых обстоятельствах. Конечно, содержание представлений у разных детей во многом зависит от их предыдущего опыта. Переход от чувственного к отвлечённому, является сложным процессом. Он осуществляется у школьника под руководством учителя в процессе этических бесед и на уроках. На основе собственной практики у школьника совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. Ребёнок много раз в своём опыте сравнивал, сопоставлял различные явления нравственно-духовной жизни и постепенно, отвлекаясь от случайного, второстепенного, выделял в этих явлениях общее, существенное, главное. Так, например, дети постоянно сталкиваются с различными проявлениями дружбы и товарищества. Накапливая личные наблюдения за поступками сверстников и взрослых, в которых проявляются стремление и умение прийти на помощь товарищу в момент его затруднения, бескорыстие в дружбе, взаимная требовательность в товарищеских отношениях, ребёнок учится выделять общее и существенное. В этом случае происходит процесс формирования обобщённого представления-понятия «дружба и товарищество». Между представлениями и понятиями нет барьера, а существует очень сложная взаимосвязь, им свойственны постоянные переходы. Представления, становясь всё более и более обобщёнными, приобретают признаки понятия. Так, обобщённые представления о правдивости человека, который не обманывает окружающих, не скрывает своих ошибок, неправильных поступков и чистосердечно признаётся в них, о человеке, который не берёт чужого, не присваивает найденных вещей, приобретают признаки понятия «человечность». Если же понятие приобретает конкретность, оно переходит в представление. Таким образом, формирование наиболее широких и общих понятий предполагает конкретизацию в их элементах и происходит на основе непосредственного восприятия окружающих явлений, в каждом из которых широкое понятие находит своё проявление и отражается сознанием. Происходит процесс накопления фактов, которые способствуют созданию запаса образных представлений. В дальнейшем чувственный уровень познания через восприятия и представления завершается образованием нравственных понятий. Вооружение учащихся нравственными представлениями и понятиями, умением вычленять из действительности явления нравственной жизни и подвергать их оценке по нравственному критерию является одним из условий формирования саморегуляции поведения, начиная с младшего школьного возраста. Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться только лишь познавательной деятельностью. Безусловно, необходимо знать, что такое справедливость, доброжелательность, честность. Нужно, чтобы нравственные знания вызывали определенные переживания человека, нравственные чувства.

Литература

1.Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Методика изучения нравственной воспитанности школьников. Ростов-на-Дону, 1972г.

2.Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т., т.5, Москва, 1958 г.

3.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Москва, 1972г.

4.Паустовский К.Г. Собр. соч. Москва, 1968, т. 4

5.Общая психология. Москва, 1973г.

6.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, 1982г.

7. Интернет







© 2010-2022